Главные вкладки

    Новый проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2013-2017 г.г.)
    материал (1 класс) по теме

    Проект по использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    VI  Всероссийские педагогические Занковские чтения

    1. Название  работы:     Проект  по  здоровьесбережению  в  начальной    

            школе  в  условиях  реализации  ФГОС  НОО:

                                        «Здоровье  детей – богатство нации,

                                       здоровая нация – сила государства»

     2. ФИО участника:              Шаповалова  Алла  Николаевна  

                                                    учитель  начальных  классов  

             1 квалификационная  категория

     Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение

    Орловская средняя  общеобразовательная  школа №2  

         

    3. Домашний адрес участника:

    347 513

    Ростовская область,

         Орловский район, 

         ул.  Листопадная , 5 кв. 9

            телефон 8-909-40-38-87-5

          e – mail: Cosmonavt-Taller19720908@yandex.ru

           

         

    4. Наименование образовательного учреждения и его полный адрес:

    Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение

    Орловская средняя общеобразовательная школа №2

    Ростовская область,

    Орловский район,

    поселок Орловский,

    пер. 1 Конной Армии,41

    Тел\факс: 8 (86375)3-19-94

    e – mail: osh@mail.ru

                                  

                                       

                                         Директор  Муниципального  бюджетного  образовательного

                          учреждения  Орловской  средней  общеобразовательной    школы  №2

                                        Боровскова И.И    

    Ι. Реализация проекта «Здоровье  детей – богатство  нации, здоровая  нация – сила  государства» (2009-2012 уч.г.)

           Проект  формирования ценности  здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирован с учётом всех факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей в условиях  ФГОС НОО.

    Цели  и  задачи  проекта:     Цели :    -  Сохранение  и  укрепление  здоровья  младших  школьников; формирование  заинтересованного  отношения  к  собственному  здоровью, здоровому   образу  жизни.

                                                  Задачи:    -  Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

                                                           -Пропаганда здорового образа жизни;

                                                          -Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

                                                          -Способствовать сохранению и укреплению здоровья  каждого  ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

    Механизм  реализации  проекта :     1)Подготовительный  этап :  - анализ  состояния  здоровья  учащихся  1»А» класса  МОУ ОСОШ №2  за   2008-2009 уч.г., анкетирование  родителей  и  учащихся, подготовка  материально-технической  базы, разработка  программы  здоровья                                    - классный  руководитель;

                                                                            - психолог;

                                                                            - мед.работник;

                                                                            - администрация  МОУ ОСОШ№2.

                                                                         2) Основной  этап :  - реализация   системной  комплексной  программы  по  сохранению  и  укреплению  здоровья  с  внесением  дополнений  или  изменений  форм и  методов  в  течение  3  учебных  лет.                                                                      

                                                                        3) Заключительный  этап :  -  анализ,  определение  основных  направлений  совершенствования  проекта здоровьесбережения.

                                                   Финансирование   проекта.

                            Направления

     Бюджет  школы

       Внебюджет (спонсорская  помощь)

    1. Обеспечение  качественным  питанием

                 +

    2. Приобретение специализированной  мебели

                 +

                +

    3. Оборудование для спорт.уголка

                +

    4. Работа  с  учащимися всех групп  здоровья, реализация программы здоровья

                 +

                 +

     II.   Разработка программы реализации проекта «Здоровье  детей – богатство  нации, здоровая  нация – сила  государства» с использованием здоровьесберегающих технологий.

             Работая в школе 19 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

            Мною была разработана программа реализации проекта «Здоровье» с использованием здоровьесберегающих технологий.

            Здоровьесберегающие образовательные технологии  можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов в условиях ФГОС НОО.

    И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:

             1) личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

            2) К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”.

    Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

            3) Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

           Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы  в условия ФГОС НОО– это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

    Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

    Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

    Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

      III. Практическое использование  технологий здоровьесбережения .                            

    Программа   реализации   проекта

    « Здоровье  детей – богатство  нации, здоровая  нация – сила  государства«

     на  2009 – 2012  уч.годы

    во     2 (  3,  4 )  классе   МОУ   ОСОШ  №2

    Направление  деятельности

        Время   проведения

               Название  мероприятия  и  его  

                                 форма

                   Цели

              мероприятия

    1. Учебный

           план

        (  уроки )

    -Каждый урок  по  учебным  планам  2009-2010, 2010-2011,

    2011-2012уч.г

    -ежедневно перед 1 уроком – 5мин.

    - по расписанию

    - по  различ-ным предме-там ( в зави-симости от темы урока)

    -Уроки  с  учётом  рациональной организации ( объём учебной нагрузки, соблюдение санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий, использование физминуток, фиксирование психологического климата).

    - Утренняя  зарядка

    - введение  в  план 3 урока физкультуры

    в учебную неделю

    - исследовательская и проектная деятельность  учащихся ( мини-проекты, исследования уч-ся  нач. классов ) : « Чипсы и пищеварение» , « Правильная осанка ученика» , « Домашний лекарь – кошка» , «Здоровое питание»  и  др.

    - предотвращение фи-

    зической и умствен-ной утомляемости де-тей, повышение рабо-тоспособности, улуч-шение успеваемости

    ( КЗ  и  УО ).

    -повышение тонуса организма ребёнка, бодрости и хорошего настроения.

    -развитие физ-ры и спорта, оздоровление нации.

    -воспитание здорового образа жизни, выбор правильного питания, учить следить за своим физическим состоянием.

    2. Дополни-тельное об-разование

    (внеучебное время)

    -согласно расписанию проведения кружков и секций Дома Детского творчества и Детско-юно-шеской спорт.школы

    - каникулы

    - секция футбола,  

    - секция  волейбола,

    -секция  борьбы.

    - кружок вышивания и вязания,

    - танцевальный кружок,

    - кружок  ИЗО.

    -  школьный  вокальный кружок

    - оздоровительные площадки

    - развитие физических качеств, воспитание силы воли, настойчи-вости, дисциплины.

    -снизить количество психоэмоциональных расстройств, повы-сить самооценку каж-дого учащегося, при-вивать здоровые интересы.

    - учить правильно организовывать свой досуг, вести ЗОЖ.

    3. Админи-стративная работа

    -в течение 3 учебных лет

    - Реализация областной губернаторской программы «Молоко – детям «

    -организация полноценного горячего питания всех учащихся.

    - осуществление контроля за соблюдениием норм СанПиНа по режиму проветрива-ния и уборки классов, температур.режиму

    -витаминизация и здоровое питание де-тей.

    -полноценное питание мл.школьников.

    -профилактика инфекционных заболеваний.

    4.Классные часы и мероприятия

    -в течение 3 лет.

    осень

    зима

    весна

    лето

    Беседы: « Похитители здоровья»

                       (презентация)

                  « Я выбираю жизнь» (сценарий)

                   «Что такое режим дня?»

                       ( презентация)

                «Наши младшие друзья»

                       (презентация)

                «Мы говорим здоровью – да»

                     (презентация – обсуждение)

                «О вреде курения», « Маленький школьник выбирает большую и здоровую жизнь» (презентация).

    Кл.час, посвящённый Дню Борьбы со СПИДом.

    Праздники: « Малые олимпийские игры», посвящённые Всероссийскому Дню Здоровья,

    «Зарница», поход по родному краю – в рамках Недели Здоровья.

    «Маленькие рыцари»-конкурсная программа к месячнику патриотической работы.

    -участие в выставке рисунков по темам ЗОЖ.

    -Праздник птиц.

    -«Путешествие по Неболейке»( презентация)

    Экскурсии: «Мелодии осени  слышны»,

    «Зимние забавы»-игры.

    «Накормим птиц зимой»-участие в акции.

    «Здравствуй, солнце вешнее» - стихи о весне.

    «Мой край родной»-выездные экскурсии  по  родному краю.

                                                     

    - профилактика различных заболеваний,

    - реклама ЗОЖ.

    -довести значимость соблюдения режима дня растущему организму.

    -воспитание ЗОЖ, создание положительного эмоционального настроя у детей.

    -научить защищать себя, окруж среду от негативных последствий прогресса.

    - познакомить с правилами личной и общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях.

    -вырабатывать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и гигиене.

    -воспитание добра, чуткости, заботы о своем здоровье и животных, птиц.

    5. Работа с родителями.

    В течение 3 учебных лет

    Лекции : «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника», «Влияют ли вредные привычки на формирование детей?» , «Положительные и отрицательные эмоции в семье. Их влияние на ребёнка»

    Родительские собрания: «Воспитаем здоровое поколение вместе»,

    «Семейные проблемы. Как их решать ?»,

    «Большие проблемы маленького ребёнка»,

    «Здоровое питание детей»(презентация)

    Круглый стол : «Поощрения и наказания детей.» , «Задержка развития души», «Режим дня всей семьи шк-ка».

    Участие родителей  в Днях здоровья, походах, поездках, малых олимпийских играх.

    -познакомить с особенностями физического развития мл.шк-ка.

    - о значении гигиены для детей, о значении ЗОЖ.

    -предупредить утомляемость, нервные и инфекционные заболевания детей.

    - сплочение семейных отношений, междусемейных отношений.

    -воспитание чувства ответственности родителей за здоровье души и тела своего ребёнка.

    6. Работа с психологом, медицинским работником школы.

    В течение 3 учебных лет.

    Осень, зима, весна

    1 раз в год

    Согласно графикам

    Психолог : -проведение психологических тестов : «Уровень тревожности» , «Подверженность к  стрессу», тест по определению уровня интеллектуального развития.

    - работа с детьми с пониженной  и  повышенной мотивацией к обучению( по группам)

    Мед.сестра :- «Чипсы и кириешки в рационе питания шк-ка» (презентация)

    -«Поговорим о домашней аптечке»,

    «Лекарственные растения нашей местности» ( гербарий) , «Между нами, девочками»  - беседы.

    -Практикумы по профилактике инфекционных заболеваний ( особенно в период эпидемий) : «Операция «Лучок» и «Чесночок», «Вкусная и полезная пища», «Учимся дышать»

    -медицинские осмотры детей,

    Диагностика,

    Анкетирование

    - прививки детей согласно приказам Минздрава РФ.

    -выявление учащихся группы риска, определение уровня тревожности .

    -создание условий для снижения уровня тревожности и формирование навыков уверенного поведения уч-ся

    -сохранение и поддержка его экологии.

    -рассказать о вреде продуктов быстрого приготовления.

    -познакомить с препаратами первой помощи в домашней аптечке, гигиен. воспитание девочек.

    -обобщить и закрепить ЗУН по профилактике заболеваний в период эпидемий, воспитание ЗОЖ.

    -выявление у уч-ся отклонений в здоровье,

    -выявление уровня интереса к ЗОЖ,

    -определение уровня самооценки уч-ся своего состояния и здоровья.

    -профилактика различных заболеваний.

    7. С другими общественными организациями.

    В течение 3 учебных лет

    - «Безопасное колесо» ( встречи с работниками ГИБДД – беседы-практикумы .

    - встречи с работниками пожарной охраны. Беседы : «Что такое пожарная часть ?» , «Пожарным можешь ты не быть…» , просмотр видеофильмов о пожарах и пожарных.

    -конкурсы загадок и правил по пожарной безопасности.

    - учить правильно вести себя на дороге.

    -закрепление знаний по правилам пожарной безопасности.

    8. Районные мероприятия  и др.

    В течение 3 учебных лет

    - Участие в соревнованиях «Кросс Нации»

    - Участие в мероприятиях, посвящённых Дню Защиты детей.

    - Ведение классной страницы на Интернет-сайте «Pro –Школу» по вопросам ЗОЖ.

    -воспитание чувства любви к спорту,

    -через положительные эмоции   воспитывать интерес к ЗОЖ.

    - учить общаться с другими участниками  сайта  по  вопросам ЗОЖ.

    IV. Используемая литература

    1. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

         2. Плешаков А.А., Румянцева А.А. Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2000.

          3.  Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993.        

          4. Книга о здоровье: Сборник. // Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. - М.: Медицина, 1988.

          5. Михайлов В., Палько А. Выбираем здоровье! - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1987.

          6. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

    1. Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
    2. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
    3. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

    Интернет ресурсы:

           http://www.niigb.ru

            www.zankov.ru



    Предварительный просмотр:

    Памятка  для  родителей  

    о  ЗДОРОВОМ  ОБРАЗЕ  ЖИЗНИ  РЕБЁНКА  В  СЕМЬЕ

    1.Если Вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить весь уклад жизни семьи на принципах здорового образа жизни:

    -строгий, чёткий режим; утро начинать с зарядки и прохладного душа;

    -сами бросьте курить, ограничьте употребление алкоголя;

    -всегда оставляйте за порогом своего дома недовольство жизнью, плохим самочувствием;

    -не становитесь рабом телевизора или компьютера, а если общение с ними необходимо по рабочим соображениям, уравно-вешивайте его активным общением с природой:лесом, речкой…

    -создавайте в своей семье самые разные здоровые привычки, традиции – праздники, юбилеи, походы…

    2.Если Вы желаете видеть своего ребёнка трудолюбивым:

    -не лишайте детей участия в общем семейном труде;

    -никогда не выносите «сор из избы»;

    -Не делите труд на «женский»  и  «мужской";

    3.Если Вы хотите видеть своих детей способными и счастливыми, то:

    -будьте сами выдержаны и спокойны, интеллигентны;

    -уделяйте им максимум внимания,сопереживайте друг другу, избегайте ссор;

    Помните родительскую заповедь: человек богат прежде всего здоровыми   эмоциями!

    Памятка  для  родителей  

    о  ЗДОРОВОМ  ОБРАЗЕ  ЖИЗНИ  РЕБЁНКА  В  СЕМЬЕ

    1.Если Вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить весь уклад жизни семьи на принципах здорового образа жизни:

    -строгий, чёткий режим; утро начинать с зарядки и прохладного душа;

    -сами бросьте курить, ограничьте употребление алкоголя;

    -всегда оставляйте за порогом своего дома недовольство жизнью, плохим самочувствием;

    -не становитесь рабом телевизора или компьютера, а если общение с ними необходимо по рабочим соображениям, уравно-вешивайте его активным общением с природой:лесом, речкой…

    -создавайте в своей семье самые разные здоровые привычки, традиции – праздники, юбилеи, походы…

    2.Если Вы желаете видеть своего ребёнка трудолюбивым:

    -не лишайте детей участия в общем семейном труде;

    -никогда не выносите «сор из избы»;

    -Не делите труд на «женский»  и  «мужской";

    3.Если Вы хотите видеть своих детей способными и счастливыми, то:

    -будьте сами выдержаны и спокойны, интеллигентны;

    -уделяйте им максимум внимания,сопереживайте друг другу, избегайте ссор;

    Помните родительскую заповедь: человек богат прежде всего здоровыми   эмоциями!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!

    МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ»Чувашия, Батыревский  район...

    Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!

    МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ» Чувашия, Батыревский район Выполнила работу: Вахитова Чулпан Илдаровна, старшая вожатая, учитель начальных классов Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила г...

    Публичное выступление "Здоровый ребёнок-здоровая нация"

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе...

    Эссе. Размышление на тему "Здоровый ребенок - здоровая нация"

    Мои размышления о воспитании подрвстающего поколения....

    ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ-ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ

    laquo;Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Это проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту без...