Новый проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2013-2017 г.г.)
материал (1 класс) по теме

Проект по использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

VI  Всероссийские педагогические Занковские чтения

1. Название  работы:     Проект  по  здоровьесбережению  в  начальной    

        школе  в  условиях  реализации  ФГОС  НОО:

                                    «Здоровье  детей – богатство нации,

                                   здоровая нация – сила государства»

 2. ФИО участника:              Шаповалова  Алла  Николаевна  

                                                учитель  начальных  классов  

         1 квалификационная  категория

 Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение

Орловская средняя  общеобразовательная  школа №2  

     

3. Домашний адрес участника:

347 513

Ростовская область,

     Орловский район, 

     ул.  Листопадная , 5 кв. 9

        телефон 8-909-40-38-87-5

      e – mail: Cosmonavt-Taller19720908@yandex.ru

       

     

4. Наименование образовательного учреждения и его полный адрес:

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа №2

Ростовская область,

Орловский район,

поселок Орловский,

пер. 1 Конной Армии,41

Тел\факс: 8 (86375)3-19-94

e – mail: osh@mail.ru

                              

                                   

                                     Директор  Муниципального  бюджетного  образовательного

                      учреждения  Орловской  средней  общеобразовательной    школы  №2

                                    Боровскова И.И    

Ι. Реализация проекта «Здоровье  детей – богатство  нации, здоровая  нация – сила  государства» (2009-2012 уч.г.)

       Проект  формирования ценности  здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирован с учётом всех факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей в условиях  ФГОС НОО.

Цели  и  задачи  проекта:     Цели :    -  Сохранение  и  укрепление  здоровья  младших  школьников; формирование  заинтересованного  отношения  к  собственному  здоровью, здоровому   образу  жизни.

                                              Задачи:    -  Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

                                                       -Пропаганда здорового образа жизни;

                                                      -Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

                                                      -Способствовать сохранению и укреплению здоровья  каждого  ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Механизм  реализации  проекта :     1)Подготовительный  этап :  - анализ  состояния  здоровья  учащихся  1»А» класса  МОУ ОСОШ №2  за   2008-2009 уч.г., анкетирование  родителей  и  учащихся, подготовка  материально-технической  базы, разработка  программы  здоровья                                    - классный  руководитель;

                                                                        - психолог;

                                                                        - мед.работник;

                                                                        - администрация  МОУ ОСОШ№2.

                                                                     2) Основной  этап :  - реализация   системной  комплексной  программы  по  сохранению  и  укреплению  здоровья  с  внесением  дополнений  или  изменений  форм и  методов  в  течение  3  учебных  лет.                                                                      

                                                                    3) Заключительный  этап :  -  анализ,  определение  основных  направлений  совершенствования  проекта здоровьесбережения.

                                               Финансирование   проекта.

                        Направления

 Бюджет  школы

   Внебюджет (спонсорская  помощь)

1. Обеспечение  качественным  питанием

             +

2. Приобретение специализированной  мебели

             +

            +

3. Оборудование для спорт.уголка

            +

4. Работа  с  учащимися всех групп  здоровья, реализация программы здоровья

             +

             +

 II.   Разработка программы реализации проекта «Здоровье  детей – богатство  нации, здоровая  нация – сила  государства» с использованием здоровьесберегающих технологий.

         Работая в школе 19 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

        Мною была разработана программа реализации проекта «Здоровье» с использованием здоровьесберегающих технологий.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии  можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов в условиях ФГОС НОО.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:

         1) личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

        2) К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

        3) Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

       Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы  в условия ФГОС НОО– это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

  III. Практическое использование  технологий здоровьесбережения .                            

Программа   реализации   проекта

« Здоровье  детей – богатство  нации, здоровая  нация – сила  государства«

 на  2009 – 2012  уч.годы

во     2 (  3,  4 )  классе   МОУ   ОСОШ  №2

Направление  деятельности

    Время   проведения

           Название  мероприятия  и  его  

                             форма

               Цели

          мероприятия

1. Учебный

       план

    (  уроки )

-Каждый урок  по  учебным  планам  2009-2010, 2010-2011,

2011-2012уч.г

-ежедневно перед 1 уроком – 5мин.

- по расписанию

- по  различ-ным предме-там ( в зави-симости от темы урока)

-Уроки  с  учётом  рациональной организации ( объём учебной нагрузки, соблюдение санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий, использование физминуток, фиксирование психологического климата).

- Утренняя  зарядка

- введение  в  план 3 урока физкультуры

в учебную неделю

- исследовательская и проектная деятельность  учащихся ( мини-проекты, исследования уч-ся  нач. классов ) : « Чипсы и пищеварение» , « Правильная осанка ученика» , « Домашний лекарь – кошка» , «Здоровое питание»  и  др.

- предотвращение фи-

зической и умствен-ной утомляемости де-тей, повышение рабо-тоспособности, улуч-шение успеваемости

( КЗ  и  УО ).

-повышение тонуса организма ребёнка, бодрости и хорошего настроения.

-развитие физ-ры и спорта, оздоровление нации.

-воспитание здорового образа жизни, выбор правильного питания, учить следить за своим физическим состоянием.

2. Дополни-тельное об-разование

(внеучебное время)

-согласно расписанию проведения кружков и секций Дома Детского творчества и Детско-юно-шеской спорт.школы

- каникулы

- секция футбола,  

- секция  волейбола,

-секция  борьбы.

- кружок вышивания и вязания,

- танцевальный кружок,

- кружок  ИЗО.

-  школьный  вокальный кружок

- оздоровительные площадки

- развитие физических качеств, воспитание силы воли, настойчи-вости, дисциплины.

-снизить количество психоэмоциональных расстройств, повы-сить самооценку каж-дого учащегося, при-вивать здоровые интересы.

- учить правильно организовывать свой досуг, вести ЗОЖ.

3. Админи-стративная работа

-в течение 3 учебных лет

- Реализация областной губернаторской программы «Молоко – детям «

-организация полноценного горячего питания всех учащихся.

- осуществление контроля за соблюдениием норм СанПиНа по режиму проветрива-ния и уборки классов, температур.режиму

-витаминизация и здоровое питание де-тей.

-полноценное питание мл.школьников.

-профилактика инфекционных заболеваний.

4.Классные часы и мероприятия

-в течение 3 лет.

осень

зима

весна

лето

Беседы: « Похитители здоровья»

                   (презентация)

              « Я выбираю жизнь» (сценарий)

               «Что такое режим дня?»

                   ( презентация)

            «Наши младшие друзья»

                   (презентация)

            «Мы говорим здоровью – да»

                 (презентация – обсуждение)

            «О вреде курения», « Маленький школьник выбирает большую и здоровую жизнь» (презентация).

Кл.час, посвящённый Дню Борьбы со СПИДом.

Праздники: « Малые олимпийские игры», посвящённые Всероссийскому Дню Здоровья,

«Зарница», поход по родному краю – в рамках Недели Здоровья.

«Маленькие рыцари»-конкурсная программа к месячнику патриотической работы.

-участие в выставке рисунков по темам ЗОЖ.

-Праздник птиц.

-«Путешествие по Неболейке»( презентация)

Экскурсии: «Мелодии осени  слышны»,

«Зимние забавы»-игры.

«Накормим птиц зимой»-участие в акции.

«Здравствуй, солнце вешнее» - стихи о весне.

«Мой край родной»-выездные экскурсии  по  родному краю.

                                                 

- профилактика различных заболеваний,

- реклама ЗОЖ.

-довести значимость соблюдения режима дня растущему организму.

-воспитание ЗОЖ, создание положительного эмоционального настроя у детей.

-научить защищать себя, окруж среду от негативных последствий прогресса.

- познакомить с правилами личной и общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях.

-вырабатывать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и гигиене.

-воспитание добра, чуткости, заботы о своем здоровье и животных, птиц.

5. Работа с родителями.

В течение 3 учебных лет

Лекции : «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника», «Влияют ли вредные привычки на формирование детей?» , «Положительные и отрицательные эмоции в семье. Их влияние на ребёнка»

Родительские собрания: «Воспитаем здоровое поколение вместе»,

«Семейные проблемы. Как их решать ?»,

«Большие проблемы маленького ребёнка»,

«Здоровое питание детей»(презентация)

Круглый стол : «Поощрения и наказания детей.» , «Задержка развития души», «Режим дня всей семьи шк-ка».

Участие родителей  в Днях здоровья, походах, поездках, малых олимпийских играх.

-познакомить с особенностями физического развития мл.шк-ка.

- о значении гигиены для детей, о значении ЗОЖ.

-предупредить утомляемость, нервные и инфекционные заболевания детей.

- сплочение семейных отношений, междусемейных отношений.

-воспитание чувства ответственности родителей за здоровье души и тела своего ребёнка.

6. Работа с психологом, медицинским работником школы.

В течение 3 учебных лет.

Осень, зима, весна

1 раз в год

Согласно графикам

Психолог : -проведение психологических тестов : «Уровень тревожности» , «Подверженность к  стрессу», тест по определению уровня интеллектуального развития.

- работа с детьми с пониженной  и  повышенной мотивацией к обучению( по группам)

Мед.сестра :- «Чипсы и кириешки в рационе питания шк-ка» (презентация)

-«Поговорим о домашней аптечке»,

«Лекарственные растения нашей местности» ( гербарий) , «Между нами, девочками»  - беседы.

-Практикумы по профилактике инфекционных заболеваний ( особенно в период эпидемий) : «Операция «Лучок» и «Чесночок», «Вкусная и полезная пища», «Учимся дышать»

-медицинские осмотры детей,

Диагностика,

Анкетирование

- прививки детей согласно приказам Минздрава РФ.

-выявление учащихся группы риска, определение уровня тревожности .

-создание условий для снижения уровня тревожности и формирование навыков уверенного поведения уч-ся

-сохранение и поддержка его экологии.

-рассказать о вреде продуктов быстрого приготовления.

-познакомить с препаратами первой помощи в домашней аптечке, гигиен. воспитание девочек.

-обобщить и закрепить ЗУН по профилактике заболеваний в период эпидемий, воспитание ЗОЖ.

-выявление у уч-ся отклонений в здоровье,

-выявление уровня интереса к ЗОЖ,

-определение уровня самооценки уч-ся своего состояния и здоровья.

-профилактика различных заболеваний.

7. С другими общественными организациями.

В течение 3 учебных лет

- «Безопасное колесо» ( встречи с работниками ГИБДД – беседы-практикумы .

- встречи с работниками пожарной охраны. Беседы : «Что такое пожарная часть ?» , «Пожарным можешь ты не быть…» , просмотр видеофильмов о пожарах и пожарных.

-конкурсы загадок и правил по пожарной безопасности.

- учить правильно вести себя на дороге.

-закрепление знаний по правилам пожарной безопасности.

8. Районные мероприятия  и др.

В течение 3 учебных лет

- Участие в соревнованиях «Кросс Нации»

- Участие в мероприятиях, посвящённых Дню Защиты детей.

- Ведение классной страницы на Интернет-сайте «Pro –Школу» по вопросам ЗОЖ.

-воспитание чувства любви к спорту,

-через положительные эмоции   воспитывать интерес к ЗОЖ.

- учить общаться с другими участниками  сайта  по  вопросам ЗОЖ.

IV. Используемая литература

  1. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

     2. Плешаков А.А., Румянцева А.А. Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2000.

      3.  Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993.        

      4. Книга о здоровье: Сборник. // Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. - М.: Медицина, 1988.

      5. Михайлов В., Палько А. Выбираем здоровье! - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1987.

      6. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  1. Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  2. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  3. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Интернет ресурсы:

       http://www.niigb.ru

        www.zankov.ru



Предварительный просмотр:

Памятка  для  родителей  

о  ЗДОРОВОМ  ОБРАЗЕ  ЖИЗНИ  РЕБЁНКА  В  СЕМЬЕ

1.Если Вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить весь уклад жизни семьи на принципах здорового образа жизни:

-строгий, чёткий режим; утро начинать с зарядки и прохладного душа;

-сами бросьте курить, ограничьте употребление алкоголя;

-всегда оставляйте за порогом своего дома недовольство жизнью, плохим самочувствием;

-не становитесь рабом телевизора или компьютера, а если общение с ними необходимо по рабочим соображениям, уравно-вешивайте его активным общением с природой:лесом, речкой…

-создавайте в своей семье самые разные здоровые привычки, традиции – праздники, юбилеи, походы…

2.Если Вы желаете видеть своего ребёнка трудолюбивым:

-не лишайте детей участия в общем семейном труде;

-никогда не выносите «сор из избы»;

-Не делите труд на «женский»  и  «мужской";

3.Если Вы хотите видеть своих детей способными и счастливыми, то:

-будьте сами выдержаны и спокойны, интеллигентны;

-уделяйте им максимум внимания,сопереживайте друг другу, избегайте ссор;

Помните родительскую заповедь: человек богат прежде всего здоровыми   эмоциями!

Памятка  для  родителей  

о  ЗДОРОВОМ  ОБРАЗЕ  ЖИЗНИ  РЕБЁНКА  В  СЕМЬЕ

1.Если Вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить весь уклад жизни семьи на принципах здорового образа жизни:

-строгий, чёткий режим; утро начинать с зарядки и прохладного душа;

-сами бросьте курить, ограничьте употребление алкоголя;

-всегда оставляйте за порогом своего дома недовольство жизнью, плохим самочувствием;

-не становитесь рабом телевизора или компьютера, а если общение с ними необходимо по рабочим соображениям, уравно-вешивайте его активным общением с природой:лесом, речкой…

-создавайте в своей семье самые разные здоровые привычки, традиции – праздники, юбилеи, походы…

2.Если Вы желаете видеть своего ребёнка трудолюбивым:

-не лишайте детей участия в общем семейном труде;

-никогда не выносите «сор из избы»;

-Не делите труд на «женский»  и  «мужской";

3.Если Вы хотите видеть своих детей способными и счастливыми, то:

-будьте сами выдержаны и спокойны, интеллигентны;

-уделяйте им максимум внимания,сопереживайте друг другу, избегайте ссор;

Помните родительскую заповедь: человек богат прежде всего здоровыми   эмоциями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!

МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ»Чувашия, Батыревский  район...

Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!

МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ» Чувашия, Батыревский район Выполнила работу: Вахитова Чулпан Илдаровна, старшая вожатая, учитель начальных классов Мое здоровье – богатство нации, здоро...

ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ-ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ

laquo;Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Это проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту без...

Мое здоровье - богатство нации, здоровье нации - сила государства

Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и  России. Забота о здоровье нации – одно из приоритетных направлений...