Приёмы поддержания дисциплины в классе
консультация на тему

Борутто Елена Александровна

материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_podderzhaniya_distsipliny_v_klasse.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕНИЧЕСКАЯ ГАЛЁРКА: ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ

«Режиссура урока» (В. Букатов, М. Ганькина)

Очень часто на задних партах класса во время урока  имеется постоянный источник шума, что-то нечто галёрки. Это постоянно требует повышенного внимания, отрывает время от урока. Предлагаем несколько неординарных способов обыграть эту ситуацию и нормализовать дисциплину на уроке. Игровая неотложка в  восьми подсказках. 

        ПОДСКАЗКА №1  Галерка существует хотя бы потому, что есть авансцена. Уйдите с авансцены в конец класса, и галерка превратится в партер.

          Но это не значит, что первые парты тут же превратятся в галерку. (Первые парты – это особые парты, хотя бы потому, что там доска и учительский стол, так сказать, «постоянные величины») Более того, их внимание к вам  повысится, вы увидите это по повороту детских голов на 180 градусов.

          ПОДСКАЗКА №2    Галерка бывает особенно громкой (шумной), когда учитель сам говорит громко. Попробуйте перейти на шёпот или на басы. Не смущайтесь, если несколько первых реплик потонут в общем гаме. Продолжайте, как ни в чём небывало, и ученики постепенно, один за другим реагируя на привычное, начнут-таки к вам прислушиваться.  Можно также вдруг начать говорить с каждым словом всё медленней и медленней – увеличивая паузы и растягивая гласные (в первую очередь те, что под ударением). В любом случае смена звукового ряда вашей речи заострит слух учеников и привлечет их внимание к вам.

ПОДСКАЗКА №3   Когда ситуация урока уже вышла из-под контроля и класс, как говорится, стоит на ушах, учителю иногда полезно сделать что-нибудь экстраординарное: например, внезапно сесть на корточки (или, наоборот, влезть на стул, написать что-то на доске) и как ни в чём не бывало продолжать урок оттуда.

ПОДСКАЗКА №4  Галерка – это, прежде всего, нерабочая атмосфера. Поэтому полезно время от времени проводить коротенькие эстафеты на скорость. Чтобы за короткое время  мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определённого цвета или качества (или с определённой буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город (даже на математике!). Повторяться, чур, нельзя!

            А можно провести эстафету с мелом у доски. Задание: написать любую букву или цифру – какой ряд быстрее? Чем проще задание, тем лучше.

            Конечно, можно привязать эстафету и к нуждам урока (например, каждый выбегающий из ряда пишет на доске формулу по физике) Но будьте осторожны! Из-за дидактичности задания может существенно снизиться мобилизация.

            Напоминаем, что популярная детская игра «Испорченный телефон» также строится на принципе эстафеты. В классе это можно сделать так: какое-то слово пускается по среднему ряду, а крайние ряды «Ловят слово», то есть пытаются его отгадать.

ПОДСКАЗКА №5   Предложите ребятам объединиться в несколько команд. Кто-то всё равно может выпасть из работы. Но в малой группе и проблемы галерки тоже малые.

ПОДСКАЗКА №6   В разгар неделового шума попробуйте чётко произнести: «Все встали!» - и встать самому. (Или  наоборот: «Все сели!» - и сесть самому.) Если до этого вы стояли, то предварительно сесть (и наоборот).

          Действуйте не столько громким голосом, сколько мобилизацией собственного тела. Треть класса поднимется – уже хорошо. За ними, глядишь, подтянутся и остальные.

           Следующая ваша реплика должна быть неожиданной, например: «Посмотрели на потолок!» (варианты: улыбнулись, почесали в затылке, сели на корточки и так далее). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду: посмотреть на потолок, почесать в затылке и т.д.

ПОДСКАЗКА №7  Начните задавать «нарушителям» конкретные вопросы: «Хочешь выйти? Выходи!» но это надо делать абсолютно деловым тоном, не впадая в амбиции и выяснение отношений.

          Или: «Устал? Ну, пойди отдохни, поиграй на коврике…»

          Или: «Давайте все послушаем, о чём это там говорят Петя и Вася. Наверное, о чём-то важном?..»

           Но помните, что эти варианты – какими бы элегантными они ни казались –  в конечном счёте работают на запугивание. Выделить кого-то одного – чтоб ему стало неловко – значит работать не на объединение класса, а на его разъединение.

ПОДСКАЗКА № 8    Хорошо налаживают общий ритм работы упражнения-разминки, связанные с одновременностью действий. Один из вариантов «Дружного эха» «Кто меня слышит» поможет ученикам, по той или иной причине выпавшим из контекста урока, испытать азарт, а вместе с ним желание включиться в общую работу и понять суть происходящего.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ

       Увы, учитель сам подчас создаёт галерку. Ведь шум на уроке – это расплата за то, что учителя устраивает тихая партизанская жизнь в классе (помните, как мы сами читали под партой «трёх мушкетеров» и делали домашнюю работу?), не имеющая отношения к предмету, но и не мешающая учителю мирно проводить своё урочное время или с энтузиазмом читать лекцию продвинутым.

       Тихая галерка кочует по всему классу: тог на первой парте, то на четвёртой, то на последней кто-то да выключен из урока. Почему? Да потому, что на уроке не занят делом (точнее, учителю не удалось занять его делом).

       Громкая галерка самозарождается по этой же причине – когда дети не заняты делом. Получается, что тихая партизанская жизнь и шумная галерка – это две стороны одной медали, симптомы одной и той же болезни.

       Однако дырку в зубе анальгином не лечат! Можно, конечно, на какое-то время утихомирить боль, но она обязательно вернётся, и с новой силой.

        Так что экзотические меры (например, №3 или №6) – это, конечно, здорово. Но давайте же и профилактику делать.

ПОДСКАЗКА № 9    «КТО МЕНЯ СЛЫШИТ»

       В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а наоборот, очень тихо, себе поднос учитель говорит почти шёпотом: «Кто–о меня –я слы-ы-ышит…поднимите левую руку». Некоторые ученики наверняка начнут прислушиваться.

       А учитель продолжает: «Кто-о меня-я слы-ы-ышит… погладьте себя по плечу». Несколько рук мелькают в воздухе, появляются улыбки.

        «Кто-о меня-я слы-ы-ышит… - всё так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, - постучите по столу три раза». Раздаются рикошет лёгких постукиваний, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовёшься.

        «Кто-о меня-я слы-ы-ышит… - дотроньтесь правой рукой до правого плеча соседа»

         «Кто-о меня-я слы-ы-ышит…встаньте»  Все дружно встают. В классе идеальная тишина: муха пролетит – слышно будет.

         «Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Все собраны.

          Чуть повысив голос (но по-прежнему не напрягая его), учитель продолжает вести урок.

           Режиссёрский комментарий. Как уже отмечалось, этот игровой приём был апробирован в работе со всеми возрастными группами, начиная с пятилетних детей старших групп детского сада.

          Но наиболее эффективен он на уроках со старшеклассниками. При условии неожиданных и разнообразных заданий-движений (почесать нос, погладить себя по голове, послать воздушный поцелуй, залезть под парту и т.п. ). Конечно, в первый раз начинать нужно с простенького, а уж потом вовсю «поддавать» игрового жару!

         

ПОДСКАЗКА № 10   «РУКИ-НОГИ»

        На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка – встает. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на два хлопка они должны сесть). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.

       Режиссёрский комментарий. Упражнение очень эффективно собирает внимание, ощутимо меняя мобилизованность каждого из участников. Справляется тот, кто способен чётко подчиняться «нехитрым» командам, не поддаваясь соблазну повторять движения соседей, которые могут быть неверными.

      Условия советуем объяснять предельно кратко: «Один хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть», -после чего учитель тут же подаёт сигналы.

      Моментальное включение учеников в упражнение заставляет  их по ходу дела уяснять задание, полагаясь на свою сообразительность и находчивость. После нескольких конов большинство учеников уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, несмотря на быструю смену хлопков-команд.

      «Руки-ноги» можно выполнять, поделив класс на две команды: одна работает, другая судит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа педагога с социальной и психологической службой по поддержанию дисциплины

Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога?         Классный руководитель является связующим звен...

Проблемно-ориентированный анализ учебных дисциплин. 4 класс

Проблемно-ориентированный анализ учебных дисциплин. 4 класс...

Как наладить дисциплину в классе.

В помощь учителю начальных классов. О дисциплине....

Как наладить дисциплину в классе

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно ...

Советы начинающему учителю для поддержания дисциплины в классе

Предлагается восемь конкретных советов учителю для того, чтобы удержать произвольное внимание обучающихся начальной школы, научиться корректно делать замечания ребёнку, нарушающему дисциплину во время...

Способы поддержания дисциплины на занятиях

исциплина – это один из основных аспектов учебного процесса, который требует очень много энергии от педагога.Любой педагог (и молодой, и опытный) сталкивается с проблемой дисциплины на своих зан...