Статья "Влияние семьи на формирование самооценки младшего школьника"
статья на тему

Иванова Елена Васильевна

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.  Самооценка является важным регулятором поведения личности. Основа формирования адекватной самооценки зависит от условий воспитания и стиля родительского поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние семьи на формирование самооценки младшего школьника

Иванова Е.В.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.  Самооценка является важным регулятором поведения личности. Это приобретенная характеристика, это сложное личностное образование, это необходимый компонент развития самосознания.

Для развития у младших школьников адекватной самооценки необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Однако становление  самооценки   ребенка   зависит   не   только   от   его   успеваемости   и   особенностей  общения   учителя   с   классом. Важную роль имеет стиль семейного воспитания, семейные ценности. Существуют различные по отношению ребенка стили родительского поведения. Так, Грейс Крайг в своей книге «Психология развития» выделяет четыре стиля поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Таблица, приведенная автором, поможет понять воздействие стилей родительского поведения на личность ребенка. [2]

C:\Users\User\Documents\Scanned Documents\Рисунок (11).jpg

Тип семьи естественным образом влияет на установки, взгляды, выбранные роли, взаимоотношения с другими людьми, а также на когнитивное, социальное физическое и эмоциональное развитие в течение жизни, и в частности на самооценку.

В семье дети с завышенной самооценкой всегда находятся в центре внимания, обстановки некритичности, с осознанием своей крайней исключительности. И, напротив, там, где внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, вырастают дети с высокой, но не завышенной самооценкой. В этих семьях нет места унижениям и наказаниям, детей часто хвалят, но делают это заслуженно. Детей с заниженной, но необязательно низкой самооценкой, растут в семьях, где родители предоставляют большую свободу, но, по сути, она является бесконтрольностью – следствие равнодушия родителей к детям. Интерес к ребенку проявляется только при возникновении конкретных проблем, например, связанных с успеваемостью, а душевные переживания таких родителей мало интересуют. Таким образом, дети авторитетных родителей по сравнению с другими детьми более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны, что со временем способствует развитию высокой самооценки. Школьные успехи у таких детей гораздо выше, чем у других детей.

Значение в жизни ребенка адекватной оценки себя очевидно. Чем ближе она к реальности, тем лучше ребёнок себя чувствует. Он будет рассчитывать на то, что всё в жизни ему поможет реализовать свои способности. [4]

Активность, находчивость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, по мнению К. Аспер, часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. [1]

Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них свое внимание и переоценивать деятельность других людей. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее. Их планы будущее жизни просты  и туманны. Дети с низким уровнем притязаний  и  низкой  самооценкой  не претендуют на многое. Они не ставят перед собой высоких целей  и  постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем  успеваемости, который складывается в начале обучения.[3]

В учебной деятельности заниженная самооценка может проявляться следующим образом, если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они, перечитав работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно никаких ошибок больше не найдут. Поощряемые и подбадриваемые учителями, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи – как в жизни, так и в экстремальной ситуации. Они как бы берут свой маленький успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. [5]

Неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку и окружающими, и свой опыт. Он не хочет признать наличие у себя слабостей, неумения, несостоятельность. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.

Таким образом, формирование самооценки является важным условием воспитанием личности. Младший школьный возраст – важный этап в жизни, когда закладывается осознание ребёнком самого себя, понимание мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Основа формирования адекватной самооценки зависит от условий воспитания и стиля родительского поведения. Всё это позволяет ребёнку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды.

Литература:

  1. Аспер, К. Внутренний ребёнок и самооценка [Текст] /К. Аспер. –                    М.: Добросвет, 2008. – 368 с.
  2. Крайг Г., Бокум Д., Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с: ил. - (Серия "Мастера психологии")
  3. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология [Текст]: учебник для вузов /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. -  М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
  4. Липкина, А. И. Самооценка школьника [Текст] /А. И. Липкина. -                    М.: Просвещение,1976. - 167 с.
  5. Феннел, М. Как повысить самооценку [Текст] /М. Феннел. – М.: АСТ, 2007. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Что влияет на формирование самооценки младших школьников

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Презентация"Формирование самооценки младших школьников".

Хочу поделиться опытом формирования самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе....