Адаптация первоклассников
консультация (1 класс) на тему

Ячменёва Алёна Михайловна

в статье  рассказываетс о фазах адаптации первоклассников, дан инструментарий по определению школьной дезадаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_adaptatsii_pervoklassnikov.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

    Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период одинаково труден для шестилетних и семилетних детей. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности – учебной.  Главная трудность, которая встречается на пути это  то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Все это усугубляется тем, что начало поступления в школу совпадает с кризисом 6-7 лет. Возрастает подвижность нервных процессов: возбуждение доминирует над торможением. продолжает развиваться скелет и происходит его окостенение. Лучше развиты крупные мышцы, мелкие хуже. К 6-7 годам происходит освоение основных навыков, улучшается координация движений, ребенок учится владеть своими движениями. У ребенка еще высока утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 мин урока и после второго урока. Восприятие становится осмысленным и целенаправленным. Выделяется аналитический компонент. Проявляется произвольность, обеспечивающая поиск, наблюдение, рассматривание. В этот период внимание характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью. Также развивается смысловая память. Основным новообразованием младшего школьного возраста Д.Б. Эльконин считает отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Его возникновение перестраивает другие познавательные процессы. Память становится мыслящей, а восприятие –  думающим.  Развивается рефлексия - осознание своих действий и поступков.

    Ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Учебная деятельность требует от него определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности(затруднения в учёбе), конфликты с одноклассниками и т.д.

    Выделяют три фазы адаптации:

  1. генерализованная  реакция , когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребёнка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится две – три недели;
  2.  неустойчивое приспособление, когда организм ищет какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.
  3. относительно устойчивое  приспособление, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6 неделе обучения.

  Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, определяется тем, что интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Причем статическая нагрузка для детей 6-7 лет наиболее утомительна, т.к. при удержании определенной позы, например при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Наиболее благоприятные факторы успешной адаптации  - адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, функциональная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей.

Основные критерии адаптации:

-- успешность обучения; успеваемость, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение к труду:

-- положение в структуре межличностных отношений: статус, эмоциональное самочувствие, общительность;

-- общественная активность: участие в общественно-полезной деятельности, самостоятельность, инициативность

     Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых ребят   она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально психологической дезадаптации, которая ведет к серьёзным последствиям (вплоть до невозможности получить  полноценное образование и найти своё место в жизни).

     Какие  же причины лежат в основе школьной дезадаптации?

  Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости».  В числе других причин можно назвать несформированность элементов и навыков учебной деятельности, его социальную незрелость, низкую школьную мотивацию,  неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.

    Несформированность элементов и навыков учебной деятельности ведет к  снижению успеваемости. Именно это снижение и является поводом запроса родителей. Причинами  могут быть: особенности интеллектуального развития ребенка; педагогическая запущенность; невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности.

   Низкая школьная мотивация.(приложение 2) Запрос родителей в таком случае звучит примерно так: нет интереса к учебе, ему бы играть и играть, начал школу с интересом, а теперь…

Исходной причиной может быть  стремление родителей «инфантилизировать» ребенка, считать его «маленьким».  Неспособность к произвольной регуляции поведения

проявляется в неорганизованности, невнимательности, зависимости от взрослых, ведомости. Причину недостаточного уровня произвольности поведения  чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо вседозволенность, отсутствие ограничений и норм, либо полный контроль действий ребенка со стороны взрослого.

   Всё это комплекс внутренних причин, «проблемы ребенка». Однако существуют и внешние причины школьной дезадаптации – «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребёнка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его взаимоотношений с детьми и  родителями и т.п. Учитель  должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п. Объем работы школьников   должен  увеличиваться     постепенно. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает  возрастные  и индивидуальные особенности и уровень школьной зрелости. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения — обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т. п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится.

В результате социально - психологической дезадаптации можно ожидать у ребёнка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану. Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком: неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор – вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв. Вызваны они несоответствием темпов деятельности ребенка и всего класса, отсутствием концентрации внимания. Эти же причины  определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв(невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного(механическое чтение).

Зачастую учителю трудно распознать признаки дезадаптации у ребенка, дать развернутую характеристику и всё сводится к замечаниям типа «Ничего не понимает!».  Л. М.  Ковалёвой был разработан опросник (приложение 1), который помогает учителю систематизировать своё представление о ребёнке, начинающем учиться в школе.

Приложение 1. Опросник учителя.

  1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
  2. При поступлении в школу ребенок не владеет элементарными учебными навыками (не умел читать, не знал букв…)
  3. Не знает многое из того, что известно большинство детей его возраста (дни недели, времена года…)
  4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор…)
  5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
  6. Пишет левой рукой.
  7. Бесцельно двигает руками.
  8. Часто моргает.
  9. Сосет палец или ручку.
  10. Иногда заикается.
  11. Грызет ногти.
  12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
  13. Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
  14. Очень любит играть, играет даже на уроке.
  15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
  16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5 летнего ребенка.
  17. Чрезвычайно беспокоен на уроке.
  18. Быстро примеряется с неудачами.
  19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
  20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
  21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.
  22. Долго переживает неудачи.
  23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.
  24. Очень долго выполняет любое задание.
  25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше чем у других детей).
  26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
  27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда  речь идет об интересующих его вещах (знает марки машин, но не может повторить самое простое правило...)
  28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т.д.
  29. Допускает много ошибок при списывании.
  30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало.
  31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
  32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремиться узнать что-то, рассказать.
  33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
  34. Такое впечатление, что на уроках ему плохо,  оживает только на переменах.
  35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает ищет каких-то оправданий: рука болит и т.д.
  36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький…)
  37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
  38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
  39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.
  40. Часто жалуется на усталость, головную боль.
  41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
  42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие – то внешние объекты (считает пальцы и т.д.)
  43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
  44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
  45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
  46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснения, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.

Обработка результатов

Бланк ответов

1

РО

2

3

4

НГШ

5

6

Л

7

8

9

10

11

НС

12

13

14

15

16

И

17

18

19

20

21

ГС

22

23

24

25

26

ИНС

27

28

29

30

НП

31

32

33

34

35

НМ

36

37

38

39

40

АС

41

42

43

44

45

46

НИД

При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. Бланк разделен вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается один балл, если справа – 2 балла. Максимально возможная сумма баллов – 70.

Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить коэффициент дезадаптации:  К=n/70х100, где n – количество баллов, набранных ребенком. Интерпретация показателей коэффициента дезадаптации:

- показатель до 14 % является нормальным, не дает возможность говорить о каком – либо неблагополучии;

- показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации;

- показатель свыше 30 % - серьезная степень дезадаптации;

- если коэффициент свыше 40 %, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.

В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определенным образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.

1.РО – родительское отношение.

2.НГШ – неготовность к школе.

3.Л – леворукость.

4.НС – невротические симптомы.

5.И – инфантилизм.

6.ГС – гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.

7.ИНС – инертность нервной системы.

8.НП – недостаточная произвольность психических функций.

9.НМ – низкая мотивация учебной деятельности.

10.АС – астенический синдром.

11.НИД – нарушение интеллектуальной деятельности.

Приложение 2.АНКЕТА Школьная мотивация (по Лускановой)

1. Тебе нравится в школе или не очень?

*не очень

* нравится

*не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

*чаще хочется остаться дома

*бывает по-разному

*иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

*не знаю

*остался бы дома

пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

*не нравится

*бывает по-разному

*нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

*хотел бы

*не хотел бы

*не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

*не знаю

*не хотел бы

*хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

*часто

*редко

*не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

*точно не знаю

*хотел бы

*не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

*мало

*много

*нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

*нравятся

*не очень

*не нравятся

-- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в З балла;

-- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

-- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1) 25 - 30 баллов - максимально высокий уровень.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2) 20 - 24 балла -  хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотиваций является средней нормой.

3) 15 -  19 баллов -  положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4) 10 -  14 баллов -  низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5) Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание ж которой для них невыносимо. Дети  часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем иди иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Приложение 3. Анкета для родителей

Уважаемые родители! Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для Вашего ребенка.

Признаки

Да

Нет

1.

Высказывает нежелание ходить в школу

2

Боится опоздать в школу

3

Не заходит в класс, если опоздал на урок

4

Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции

5

Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе.

6

Относиться к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени

7

Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав

8

Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах

9

На уроках рассеян

10

Боится потерять школьные принадлежности, испортить их

11

Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой

12

Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами

13

На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать свои знания

14

На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами

15

Нет друзей среди одноклассников

Итого

Обработка результатов (информация для учителя) .

При обработке результатов учитывается количество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами. На наличие у ребенка школьной тревожности указывает 5-6 и более признаков, отмеченных в колонке «да».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...