Коррекционно-развивающее занятие "Мы вместе" 4 класс
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Черникова Ирина Сергеевна

Первое занятие программы на сплачивание коллектива. Приведен и структурный анализ занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие «Мы вместе» (4 класс)

  1. Оценка состояния

Ведущий:

- Как вы себя чувствуете? Оцените своё состояние движением кисти  правой руки. Большой палец направлен вверх – очень хорошо, вниз – очень плохо, влево – средненько.

2. Актуализация темы

Ведущий предлагает ребятам попробовать сломать деревянные палочки, связанные вместе. После неудачных попыток, раздает по одной палочке и просит сломать её.

- Почему не получилось сломать палочки в первый раз и получилось во второй?

- Как вы думаете какой может быть тема урока? (Мы вместе)

3. Определение целей

- Попробуйте догадаться какие упражнения мы будет выполнять? Чему они будут нас учить? (Будем учиться быть вместе, будем учиться вместе выполнять работу…)

4. Диагностика проблемы.

Упражнение «Молчаливый счёт». Ведущий называет число, например, 3. Необходимо встать такое количество людей, какое число назвали.

- Почему сначала не получалось, а потом получилось? Что нужно уметь делать при совместной работе? (Нужно уметь уступать, слушать друг друга)

5. Теоретическая часть

-Чтобы быть вместе, необходимо уметь уступать, учитывать интересы других людей, вставать на их точку зрения.

6. Отработка навыков в серии упражнений

Упражнение «Собери инструкцию». Дети за ограниченное время вместе собирают инструкцию, разрезанную на пазлы «Инструкция для вас находится под клавиатурой на столе учителя».

Под клавиатурой находят инструкцию следующего содержания:

  1. Фото «Мы вместе»
  2. Нарисовать групповой портрет

Фотография «Мы вместе»

- Ребята, вам необходимо встать для фотографии так, чтобы, посмотрев на нее, сразу захотелось сказать «Мы вместе».

Ведущий фотографирует детей.

Упражнение «Групповой портрет»

- Нарисуйте,  пожалуйста,  свой групповой портрет. Условия: рисовать должны все, нельзя рисовать себя. Под каждым персонажем подпишите его имя. Помните о правилах, которые нужно соблюдать, чтобы успешно выполнить задание вместе.

Пока дети рисуют, ведущий выводит фотографию на экран.

- Сели на места. Спасибо за портрет. Предлагаю обмен – для вас ваша групповая фотография, для меня – ваш групповой портрет.

7. Рефлексия

- Что было сложным при рисовании портрета? Какие правила всегда должны помнить при совместной работе?

8. Оценка состояния. Межличностная поддержка.

- Как вы себя чувствуете? Оцените своё состояние движением кисти  правой руки. Большой палец направлен вверх – очень хорошо, вниз – очень плохо, влево – средненько.

Если появились дети, у которых состояние изменилось в худшую сторону оказываем психологическую поддержку (этот ребенок встает в центр круга, остальные своими ладошками дарят ему тепло)

- Соединим свои правые руки в центре круга. Раз-два-три, мы вместе!

Структурный анализ коррекционно-развивающего занятия «Мы вместе» (4 класс)

Дидактическая цель (то, что организатор должен развивать, формировать, воспитывать у детей; это полурезультат, наметки результата общения взрослого и ребенка):

- развитие умения координировать совместные действия, умения сотрудничать (уважительное отношение, проявление заботы, терпения),

- развитие личностных, метапредметных УУД

Коррекционная цель (должна ориентировать организатора на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами):

- изменение статуса в группе изолированных детей

- сплочение коллектива,

Оборудование: раздаточный материал (деревянные палочки, пазлы-инструкция, инструкция-задание)  компьютер,  мультимедийная установка, фотоаппарат.

Форма занятия:  групповое занятие с элементами тренинга, дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Структура

УУД

Оценка состояния.

(как себя чувствуете?)

Регулятивные – осознание своего эмоционального состояния

Актуализация темы. Разминка выполняет функцию психологического запуска темы (палочки). Определение темы через разминку (Мы вместе)

Регулятивные – прогнозирование (какая может быть теме урока?)

Познавательные – общеучебные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания  устной форме)

Определение целей

Регулятивные – целеполагание (будем учиться быть вместе) на основе имеющихся знаний (по одному легче переломать)

Диагностика проблемы – упражнение «Молчаливый счёт» (нужно уметь договариваться)

Личностные – нравственно-этические ориентиры (умение уступать)

Теоретическая часть (дозированно, то, что нужно непосредственно на данное занятие) (чтобы быть вместе, необходимо уметь уступать, учитывать интересы других людей, вставать на их точку зрения)

Познавательные – структурирование знаний

Отработка навыков в серии упражнений – упражнения «Собери инструкцию», «Групповой портрет», фото «Мы вместе».

Личностные – нравственно-этическая ориентация (умение уступать),

Коммуникативные (разрешение мини-конфликтов, умение выразить свои мысли, управление поведением партнеров)

Регулятивные (умение координировать совместные действия, сотрудничать)

Познавательные (построение речевого высказывания в устной форме)

Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего)

Познавательные – моделирование, выявление законов (что должны мы помнить, чтобы получилось быть вместе?)

Коммуникативные (умение выразить свои мысли)

Регулятивные - самоценка

Межличностная поддержка

Регулятивные – осознание своего и партнерского эмоционального состояния

Уровень развития современного общества, постоянно увеличивающийся объем информации требуют создание благоприятных условий для развития конкурентоспособной личности, готовой принимать ответственные решения. И последнее время, по-моему, мы слишком увлеклись воспитанием конкурентноспособной личности. А дети, оказывается, уже не способны на совместные коллективные действия. Они, элементарно, не умеют вместе играть.

Предложенное занятие является первым в тренинге «Мы вместе».

При подготовке учебного занятия я определила его цели.

Дидактическая цель (то, что организатор должен развивать, формировать, воспитывать у детей; это полурезультат, наметки результата общения взрослого и ребенка):

- развитие умения координировать совместные действия, умения сотрудничать (уважительное отношение, проявление заботы, терпения),

- развитие личностных, метапредметных УУД

Коррекционная цель (должна ориентировать организатора на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами):

- изменение статуса в группе изолированных детей

- сплочение коллектива,

Конкретность в формулировании целей определила форму занятия. Это групповое занятие с элементами тренинга, дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Для активизации внимания детей, поддержания устойчивого интереса, включения ребят в предложенную ситуацию было использовано оборудование, состоящее из: раздаточного материала (деревянные палочки, пазлы-инструкция), компьютера, фотоаппарата, мультимедийной установки)

Структура занятия

         На первом этапе (Оценка состояния) при ответе на вопрос «Как себя чувствуете?» дети осознали своё эмоциональное состояние.  

        Актуализация темы прошла через разминку, которая выполняет функцию психологического запуска темы. Ломая палочки, ребята смогли составить образ, который помог им спрогнозировать  тему - Мы вместе. На данном этапе происходило и развитие познавательных УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в устной форме)

         Дети смогли определить цель (будем учиться быть вместе) на основе имеющихся знаний (по одному легче переломать)
         При помощи упражнения
 «Молчаливый счёт» мы смогли диагностировать проблему, развивая свои нравственно-этические ориентиры, а именно умение уступать.

В очень дозированной теоретической части в ходе дискуссии ребята смогли привели свои имеющиеся знания в определённую структуру (чтобы быть вместе, необходимо уметь уступать, учитывать интересы других людей, вставать на их точку зрения)

        Личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД развивались при отработке навыков в серии упражнений  («Собери инструкцию», «Групповой портрет», фото «Мы вместе»). Мы учились разрешать мини-конфликты, выражать свои мысли, управлять своим поведением и поведением партнеров, координировать совместные действия, сотрудничать)

        На этапе рефлексии при ответе на вопрос «Что должны мы помнить, чтобы получилось быть вместе?» ребята учились выявлять законы общения, анализировать произошедшее.

       Межличностная поддержка помогла осознать своё и партнерское эмоциональное состояние.

Цели занятия полностью реализованы.

План занятия выполнен в полном объеме. Поулчен дополнительный диагностический материал в виде группового портрета.

Я считаю, что добиться хороших результатов на занятии позволили практико-ориентированная деятельность и личностный подход к каждому ребенку. Рациональное применение различных методов помогло в процессе занятия довести знания, умения и навыки ребят до оптимального на этот день уровня.

Основными результатами занятия считаю:

дети вывели законы,  по которым возможно совместное бесконфликтное общение: нужно уметь уступать, вставать на точку зрения другого человека, думать не только о себе.

Предложенный материал был привлекателен для ребят, т. к. сложность его соответствовала их возрастным характеристикам, и он являлся для них личностно значимым. Полученный опыт совместной деятельности они смогут использовать и в других ситуациях общения со сверстниками и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие на сплочение класса (в рамках классного часа) "Один за всех - и все за одного"

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, ко...

Коррекционно-развивающее занятие в 3 классе "Моя малая Родина. Мой любимый город"

Цель: обобщить и системаматизировать знания учащихся о Санкт-Петербурге....

Конспект коррекционно - развивающей прогулки для первого класса. Тема: «Путешествие в осень»

Дети продолжат знакомиться  с характерными особенностями березы, по которым её можно выделить среди других деревьев....

Логопедическое коррекционно-развивающее занятие в 1 классе "Дифференциация звуков /ч-щ/".

Занятие предназначено для  учащихся 1 класса.  Задания все проводятся в игровой форме и направлены на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза; слухового и зрительного вни...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительном классе для детей с ЗПР.

Занятие проводит учитель-дефектолог с группой - 6 человек. По теме "Дикие животные" планируется 3 занятия....