Адаптационный тренинг "Наша школьная страна"
рабочая программа (1 класс) на тему

Елена Андреевна Плотникова

ПостуИменно в первые месяцы закладывается фундамент для дальнейшего успешного личностного роста ученика. Вместе с тем, это очень напряженный период в жизни всех первоклассников, ведь дошкольное детство не ставило перед детьми тех задач, которые ставит школа, поэтому у детей нет соответствующего опыта. От учеников требуется напряжение всех интеллектуальных и физических сил. Конечно, в такой сложный и ответственный период дети нуждаются во всесторонней поддержке – родителей, учителей, воспитателей и других сотрудников школы. Проведение адаптационного тренинга в начале учебного года в первых классах способствует преодолению проблем адаптации, что становится залогом будущего полноценного развития ребенка.

Цель тренинга – создание психологически комфортной среды для прохождения адаптационного периода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnyy_trening.docx37.41 КБ
Файл prilozheniya.rar866.84 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационный тренинг «Наша школьная страна»

Пояснительная записка

Поступление в школу обозначает наступление нового  этапа в жизни каждого ребенка и его семьи. Поступление в школу – это закономерный, необходимый и весьма значимый этап в жизни детей. Не секрет, что именно первые месяцы закладывают фундамент отношения к своему классу, учительнице, школе и обучению в целом. Именно в первые месяцы закладывается фундамент для дальнейшего успешного личностного роста ученика. Вместе с тем, это очень напряженный период в жизни всех первоклассников, ведь дошкольное детство не ставило перед детьми тех задач, которые ставит школа, поэтому у детей нет соответствующего опыта. От учеников требуется напряжение всех интеллектуальных и физических сил. Конечно в такой сложный и ответственный период дети нуждаются во всесторонней поддержке – родителей, учителей, воспитателей и других сотрудников школы. Проведение адаптационного тренинга в начале учебного года в первых классах способствует преодолению проблем адаптации, что становится залогом будущего полноценного развития ребенка.

Цель тренинга – создание психологически комфортной среды для прохождения адаптационного периода

Задачи:

- познакомить детей с устройством школьной жизни

- введение и закрепление школьных правил

- осознание значимых качеств первоклассника

- расширение знаний о своих одноклассниках

- развитие коммуникативных навыков

- развитие самосознания

Программа адаптационного тренинга рассчитана на занятия с учениками первого класса в возрасте 6-7 лет. Оптимальное количество детей в группе 14-16. Если количество детей больше, то количество упражнений в занятиях должно быть уменьшено. Программа проводится в начале учебного года и рассчитана на 8 занятий. Частота проведения 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут. Программа проводится в помещении класса, где есть возможность организовать круг из стульев, а также сидеть за партами. На занятиях детям необходимо предоставлять раздаточные материалы, а также цветные карандаши.

Тема

Содержание

Продолжительность

Школьная страна

Знакомство с устройством школы, особенностями школьной жизни, школьными правилами,  выработка правил класса

2 часа

Я - первоклассник

Осознание того, что значит быть первоклассником

1 час

Мой дружный класс

Расширение знаний детей друг о друге, развитие навыков общения, сотрудничества, взаимодействия, развитие чувства принадлежности к своему классу

5 часов

Программа адаптационного тренинга «Наша школьная страна»

  1. Школьные правила

Занятие проводится в кругу (дети сидят на стульях, которые расставлены в форме круга), последнее задание дети могут выполнять за партами или в кругу на усмотрение ведущего.

Инвентарь:

Мячик или мягкая игрушка

Памятки по количеству мальчиков и девочек

Бумажки со словом «Любознательность» по количеству учеников

Клей-карандаш или двусторонний скотч

Цветные карандаши для каждого ребенка

Вначале проводится вводная беседа, психолог представляется и рассказывает про свою роль в школе. Также психолог говорит о форме занятий и частоте их проведения.

1. Передай мячик по кругу (тому, кто сидит справа от тебя, через одного). Дети передают мячик по кругу, соблюдая инструкцию.

2.  Назови свой любимый мультфильм. Дети по кругу передают мячик или мягкую игрушку и называют любимый мультфильм, те, кто смотрел этот мультфильм, поднимают руку.

2 Какие правила есть у тебя дома . Дети передают мячик и говорят, какие правила у них есть дома.

3 Пчелки. Детям предлагается немного подвигаться. Детям говорится, что они будут изображать пчелок. Когда психолог говорит день – дети перемещаются по классу и жужжат, когда психолог говорит ночь – дети садятся на корточки. В процессе игры психолог может говорить также «утро», «вечер», «полдень» и т.д., дети должны просто продолжать движение. В конце упражнения психолог предлагает всем пчелкам разлететься на свои места и превратиться обратно в школьников.

4 Какие правила есть в школе? Дети говорят, какие школьные правила они знают.

5 Покажи правильное правило. Ведущий называет правильные и неправильные правила – дети показывают с помощью мимики и жестов правильные правила, если правило неправильное, то они сидят на стульях, не двигаясь.

Надо здороваться с учителем

Надо кричать с места

Надо помогать своим товарищам

Надо поднимать руку, если хочешь ответить

Надо драться

Надо вставать во время урока без спроса

Нельзя мыть руки перед едой

Надо говорить спасибо после еды

Надо соблюдать чистоту на парте и т.д.

6 Какие правила на уроках психологии? Дети называют правила, которые должны быть на занятиях (правило тишины, правило вежливости, правило поднятой руки)

7. Какими качествами должен обладать школьник? Дети называют качества (подвести к качествам любознательность, вежливость, старательность, дружелюбие, уважение к другим, дружелюбие и т.д.). Поговорить более подробно про эти качества, в частности про качество любознательность.

8. Назови слово на букву... Психолог говорит о том, что сейчас ребята смогут продемонстрировать, насколько они любознательны,  и как много разных слов они знают. Психолог бросает мячик детям в произвольном порядке и называет разные буквы. Ребенок, поймавший мячик, должен назвать слово на эту букву.

9. Качество «Любознательность». Психолог раздает детям листики с надписью «Любознательность»(см. Приложение 1) и памятки (детям раздаются листы А4 с изображением девочки (для девочек)(см. Приложение 2) или мальчика (для мальчиков) (см. Приложение 3). Дети раскрашивают слово «Любознательность» и приклеивают на свои памятки. (Памятки остаются у детей)

10. Дождик. Психолог говорит о том, что занятие подошло к концу, а в завершение детям предлагается поиграть в одну игру. Детям предстоит изображать звук дождя при помощи ног и рук. Говорить и издавать любые звуки запрещено. Психолог говорит и показывает детям движения. «Начинается дождик, падают редкие капли (дети медленно хлопают ладошками по коленкам), потом дождик идет все быстрее и быстрее (дети ускоряют хлопки в такт словам), когда дождик превращается в ливень, то начинается град, сначала падают первые градинки (дети начинают медленно топать ногами), потом град становится сильным (дети сильно топают ногами и хлопают ладошками по коленкам), потом град заканчивается (дети перестают топать, но продолжают хлопать), потом дождик начинает успокаиваться, он становится медленнее  (дети замедляют темп хлопком), вот падают последние капли и дождик заканчивается (дети хлопают последний раз и опускают расслабленные руки вниз).

  1. Школьный мир

Инвентарь:

Мячик или мягкая игрушка

Листы с кроссвордом

Листики со словом «Вежливость»

Простые карандаши

Цветные карандаши

Занятие можно проводить как в кругу, так и за партами

 1. Передай улыбку другу. Дети по кругу передают друг другу мячик и с улыбкой говорят «Привет!»

2. Поздоровайся с помощью… Дети по парам здороваются друг с другом с помощью (рук, носов, ушей и т.д.)

3.Как мы здороваемся с…  Дети угадывают, как надо здороваться со сверстниками (с помощью голоса, рукопожатия, объятий и т.д.) со  взрослыми  (с помощью голоса, кивка, глаз и т.д.)

3. Кто есть кто? Разговор о том, кто есть в школе и что они делают. Психолог просит поднять руку тех, кто знает, кто есть в школе. Опрос проводится до тех пор, пока не выскажутся все желающие.

Директор

Завуч

Учительница

Повар

Уборщица

Шофер

Учительница второй половины дня

Логопед

Психолог

Тренер

Учитель танцев

Врач

Охранник

Библиотекарь

4. Покажи обитателя школы. Дети по очереди показывают кого-то из тех, кто есть в школе, а все остальные отгадывают. (10 мин)

5. Как вести себя в … . психолог просит детей изобразить без звука с помощью движений, как надо себя вести в …

В раздевалке

В спортивном зале

В библиотеке

В столовой

В своем классе

6.  Кроссворд. Детям раздаются бумажки с начерченным сканвордом (см. приложение 4). Детям предлагается разгадать кроссворд, в выделенном столбике из букв сложится слово, обозначающее качество, необходимое первокласснику. Для удобства психологу следует начертить кроссворд на доске  и заполнять его параллельно с классом.

Вопросы:

  1. Что важнее всего для врача в школе? (здоровье)
  2. В это время можно играть и разговаривать с одноклассниками (перемена)
  3. К старшим надо относиться с у . . . . . . . . !   (уважение)                  
  4. С помощью чего ты показываешь, что рад(а) видеть учителя? (улыбка)
  5. Самое главное правило в библиотеке (тишина)
  6. Он говорит тебе, что урок начинается (звонок)
  7. Что надо сказать в столовой, после того, как поел(а)? (Спасибо)
  8. Что ты поддерживаешь в классе, чтобы помочь уборщице? (чистота)
  9. Что ты говоришь утром своим товарищам? (привет)
  10. Твоя школьная мама (учительница)

7. Самый вежливый герой. Дети передают друг другу мячик и говорят, какого сказочного героя они считают самым вежливым.

8. Как сделать вежливо? Детям предлагается разыграть маленькие  сценки с участие 1-2 человек (попроситься в туалет, обратиться к взрослому, когда он занят на перемене, попроситься в игру (2 человека), попросить ручку (два человека), поделиться ластиком (два человека), встать в пару (два человека), поделить игрушку (два человека), выйти из столовой, уйти домой, прийти в школу, встретить воспитателя).

9. Заполнение памятки. Детям раздаются листики со словом «Вежливость»(см. Приложение 1).  Дети разукрашивают слово и приклеивают его на свои памятки.

10. Дождик

  1. Я – первоклассник

Инвентарь:

Мячик или мягкая игрушка

Раздаточные материалы по количеству участников        

Простые и цветные карандаши

Листики со словом «Старательность»

Занятие проводится за партами

  1. Встаньте те, кто … Психолог просит встать тех, кто (завтракал утром, любит есть мороженое, у кого длинные волосы и т.д.). дети, считающие, что утверждение им подходит встают около своих мест.
  2. Кто я? Дети раздаются бланки (см. Приложение 5). На бланках написаны верные и неверные утверждения. Дети должны раскрасить правильное утверждение красным, а неправильные синим или черным карандашом
  3. Что должен уметь делать ученик. На бланках (см. Приложение 5) дети расставляют знаки «+» и «-» напротив верных и неверных утверждений.
  4. Паровозик. Детям предлагается немного подвигаться, но подчеркивается, что все уже первоклассники и необходимо соблюдать правила и быть старательными.

Дети встают около своих мест, Психолог берет ребенка, сидящего на 1 варианте на самой правой парте (относительно психолога) и ведет его вдоль ряда, все ребята встают за ним в цепочку, кладут руки на плечи друг друга, образуя паровозик, таким образом, психолог «собирает» всех детей. После этого дети ходят по классу, сначала за психологом, потом «локомотивом» становится кто-то из детей.

  1. Раскрась картинку. На бланках (см. Приложение 5) нарисованы различные ситуации из школьной жизни. Психолог предлагает детям раскрасить картинки , где ученики ведут себя правильно цветными карандашами.
  2.  Футбол. Класс делится на две части (правую и левую). Когда психолог поднимет правую руку, правая часть класса хлопает в ладоши, когда психолог поднимает левую руку – левая часть класса хлопает в ладоши. Если допускается ошибка или дети хлопают не дружно, то значит, этой команде забили гол, и противоположной команде присуждается очко. Подчеркнуть, что для того, чтобы справится с заданием, надо проявить старательность.
  3. Собери портфель. На бланках (см. приложение 6) нарисован портфель и много различных предметов. Детям необходимо раскрасить предметы в соответствии с инструкцией: предметы, которые нужны в школе на уроках каждый день красным карандашом; предметы, которые нужны в школе на уроках не каждый день, зеленым карандашом; предметы, которые не нужны в школе на уроках, синим карандашом.
  4. Заполнение памятки. Детям раздаются листики со словом «Старательность» (см. приложение 1). Дети разукрашивают слово и приклеивают его на свои памятки.
  5. Дождик

  1. Мои друзья-одноклассники

Инвентарь:

Мячик или мягкая игрушка

Маленькими записочки с именами сказочных героев

Листики со словами «Уважение друг к другу»

Занятие проводится в кругу

1 Здравствуй, друг! Дети здороваются по кругу, называя друг друга по имени. Например: «Привет, Володя» - «Привет, Маша» и т.д.

2 Поменяйтесь местами те, кто…  Дети сидят на стульях в кругу. Психолог просит поменяться местами тех, кто (завтракал утром, любит есть мороженое, у кого длинные волосы и т.д.). Дети, считающие, что утверждение им подходит должны занять другой стул. Задание можно усложнить, введя правило, что нельзя занимать стул, стоящий рядом со стулом ребенка.

3 Мой друг. Дети передают по кругу мячик. Ребенок, который держит мячик в руках, называет имя своего друга и немного рассказывает о нем.

4 Найди пару. Психолог раздает ученикам листики с именами героев. Дети читают имя героя, и прячут бумажку. По команде ведущего дети должны найти своего «сказочного» друга. (Том – Джерри, Буратино – Мальвина, Маша – Медведь, Ослик – Шрек, Малыш – Карлсон, Буратино – Мальвина и т.д.). После нахождение «друга» дети остаются в парах и занимают соседнее места в кругу.

5 Берем интервью. Дети работают в парах со своими «сказочными друзьями». Дети  берут интервью друг у друга (как зовут, когда день рождения, любимое занятие, любимая игрушка)

6 Рассказ о своем друге. Каждая пара рассказывает друг о друге.

7 С закрытыми глазами дети отвечают на вопросы про внешний вид друг друга

8 Заполнение памятки. Детям раздаются листики со словами «Уважение» (см. Приложение 1). Дети разукрашивают слово и приклеивают его на свои памятки.

9 Дождик

  1. Как нам дружить

Инвентарь:

Мячик или мягкая игрушка

Пазлы (листы бумаги) с буквами

Занятие проводится в кругу

  1. Передай мячик. Дети должны передать мячик по кругу, пока психолог считает до 10 (любое число в зависимости от количества человек). Условие – мячик не должен упасть, мячик надо передавать из рук в руки, если условия не выполняются, то упражнение начинается заново.

Психолог говорит классу, что сегодня мы будем работать с одним очень выжным качеством, без которого очень сложно не только в школе, но и в жизни. НО, какое это качество, дети смогут узнать только раздобыв 5 пазлов, из которых можно будет сложить название.

  1.  Кем ты хочешь стать.  Дети передают мячик по кругу и говорят, кем они хотят когда вырастут. Выдается лист – на одной стороне написано «Умение слушать», на другой – «ЖЕ» (см. Приложение 8).
  2. Повтори, кем хочет стать  сосед слева. Дети по очереди передают друг другу мячик и говорят, кем хочет стать их сосед слева. Выдается лист – на одной стороне написано «Умение помнить», на другой – «Е» (см. Приложение 8).
  3. Показать вместе … Дети должны всем классом показать букву О, букву С, букву П и т.д. Выдается лист – на одной стороне написано «Умение работать вместе», на другой – «ДРУ» (см. Приложение 8).
  4. Рисунок на спине у товарища. Дети, сидя на стульях, поворачиваеются направо. Детям предлагается поиграть в необычных художников. Их кистью будет указательный палец, а мольбертом – спина товарища. Детям предстоит рисовать под диктовку психолога, но надо соблюдать два правила. Первое – дети рисуют только то, что говорит психолог, второе – рисовать надо осторожно, чтобы не причинить боль другому ребенку, нельзя бить, давить  т.д. Психолог предлагает детям нарисовать теплое солнышко с лучиками, которое греет маленький домик с дверью и с окошками, а также с треугольной крышей и трубой, из которой колечками в небо поднимается дым, который летит высоко вверх и теряется в круглых облаках. Выдается лист – на одной стороне надпись «Умение сделать приятное», на другой – «БИ» (см. Приложение 8).
  5. Подари теплое слово (умение сказать приятное). Дети передают друг  другу мячик и говорят, что-то приятное про ребенка, которому передают мяч. Выдается лист –  на одной стороне написано «Умение сказать приятное», на другой – «ЛЮ» (см. Приложение 8).
  6. Собрать рисунок из фрагментов. Психолог вывешивает все листы на доску и предлагает детям составить из них слово. Дети составляют слово «ДРУЖЕЛЮБИЕ»
  7. Заполнение памятки. Детям раздаются листики со словами «Дружелюбие». Дети разукрашивают слова и отдают их своим соседям слева. Психолог говорит о том, что умение делиться является одним из главных умений ученика и друга. Дети наклеивают листики в свои памятки.
  8. Дождик

  1. Делаем вместе

 Инвентарь

Листы бумаги формата А3 или два листа А4, соединенные между собой по коротким сторонам из расчета по одному большому листу на пару детей

Цветные карандаши

Раскраски (в случае быстрого выполнения задания)

Занятие проводится за партами в парах.

  1. Поздороваться с помощью … . Детям предлагается поздороваться друг с другом по кругу при помощи ладошек, больших пальцев, носов, спинок и т.д.
  2. Наша сказочная страна. Детям предлагается ВМЕСТЕ  с содедом по парте нарисовать сказочную страну, такую, которой нет на земле. Перед тем как рисовать детям предлагается договориться с соседом, какая эта будет страна, что в ней будет, кто будет ее населять и т.д.  
  3. Раскрась под диктовку (если быстро сделают). Если дети очень быстро сделали задание, то им раздаются раскраски. Их задача раскрасить свою раскраску, но каким цветом что раскрашивать решает их сосед и диктует.
  4. Рассказ о своей стране. Дети выходят по парам к доске и рассказывают про свою страну.
  5. Заполнение памятки. Детям раздаются листики со словами «Сотрудничество». Дети разукрашивают слова и приклеивают его на свои памятки.
  6. Дождик

  1. Наш дружный класс (начало)

Инвентарь:

Красивая папка с надписью «Наш дружный класс»

Листы бумаги по количеству детей

Цветные листики небольшого формата

Простые и цветные карандаши

Занятие проводится за партами

  1. Поздороваться как сказочный герой. Психолог называет имена сказочных персонажей, а дети изображают с помощью движений, как они здороваются.
  2. «Наш дружный класс». Детям предлагается нарисовать рисунок под названием «Наш дружный класс». Перед этим детям предлагается обсудить, что именно они будут рисовать, будут ли они распределять темы или каждый будет рисовать свое и т.д. Потом все рисунки собираются в книгу
  3. Психолог показывает книгу классу, а дети комментируют свои рисунки
  4. Заполнение памятки. Психолог обсуждает с детьми, чем их класс уникален, чем они отличаются от других классов. Детям предлагается озвучить правила, которые существуют в их классе. Психолог записывает эти правила на доске. Потом они обсуждаются с детьми. Дети переписывают эти правила на маленькие листики и приклеивают их в памятку.
  5. Дождик

  1. Наш дружный класс (окончание)

Инвентарь:

Мячик или мягкая игрушка

Карандаши по количеству участников

Ватман

4 пазла (2 листа формата А4, разрезанные на 2 части с рисунками девочки и мальчика (такие же как на памятках))

Детям предлагается доказать, что их класс достоен носить звание «Самый дружный класс». Им предстоит пройти ряд конкурсов и получить в конце грамоту (может быть выдана администрацией или учителем\психологом).

  1. Угадать школьные правила. Дети поднимают руку и говорят, какие школьные правила и правила класса помнят, если названы не все правила, то психолог показывает правило с помощью жестов, а дети угадывают, что это за правило (правила у каждого класса и школы могут свои, к основным относятся правило тишины, правило поднятой руки, правило уважения друг к другу, правило внимательности).  Выдается первый пазл (см. Приложение 9)

2. Как мы ведем себя в … Психолог называет разные места в школе, а дети при помощи движений. Показывают, как они там ведут. Выдается второй пазл (см. Приложение 9).

3. Построиться по … Детям предлагается за ограниченное время построиться по росту, цвету глаз, длине волос. Выдается третий пазл (см. Приложение 9).

5. Передать по кругу мяч с закрытыми глазами, зажав карандаш между коленками. Потом также, но пока психолог считает до 10. Выдается четвертый пазл (см. Приложение 9)

5. Собери пазл. Детям предлагается собрать пазлы на ватмане и приклеить их.

6. Первоклассники. Детям предлагается дорисовать и раскрасить ватман так, чтобы у них получилась картина под названием «Наш дружный класс».

7. Подпись в виде ладошек. Детям предлагается поставить свои подписи в виде ладошек на обратной стороне картины.

8. Торжественная выдача грамот первоклассников (см. Приложение 10).

Список использованной литературы

  1. Глазунов Д. А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. М., Планета, 2011 г.
  2. Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения. Тетрадь 1. Часть 1. М., Генезис, 2008 г.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2010 г.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Елена Андреевна\Desktop\girldress2.gif

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальное путешествие "Наша школьная страна"

Сценарий музыкально-литературного путешествия "Наша школьная страна"...

Презентация "Наша школьная страна"

Презентация о жизни нашего класса...

Презентация проекта "Наша школьная страна" - "Яснополянская школа Л.Н.Толстого"

Презентация рассказывает о школе Л.Н.Толстого: история создания, особенности обучения....

Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна".

Актуальность программы. Цель и задачи. Основные направления.Ожидаемые результаты. Реализация программы....

текст песни "Наша школьная страна"

Текст песни "Наша школьная страна"...

Внеклассное мероприятие «Здравствуй, школьная страна!» (первый урок для первоклассников и их родителей)

Ход мероприятия1.Орг.момент_Дети, похож сегодня день на все остальные дни?-Чем он отличается от других дней?-Да, вы правы. Сегодня все дети, которым исполнилось или  скоро исполнится 7 лет, идут ...