Родителям будущих первоклассников!
статья (1 класс) на тему

Синицына Виктория Александровна

Психологические особенности первоклассников. Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_budushchih_pervoklassnikov.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям будущих первоклассников!

  1. Психологические особенности первоклассников.

 

В конце дошкольного возраста у ребёнка формируется психологическая готовность к школьному обучению, которая включает следующие компоненты:

1) Личностная готовность к обучению – положительное отношение ребёнка к школе, интерес к учению.

2) Познавательная (умственная готовность) – уровень развития всех познавательных процессов, при котором доступно школьное обучение (наличие наглядно-образного мышления, элементы произвольной памяти, творческого и репродуктивного воображения)

3) Эмоционально-волевая готовность – сформированность элементов произвольного управления поведением (делать не то что хочется, а что надо)

4) Социально-психологическая готовность – сформированность умения устанавливать взаимоотношения со сверстниками и учителем.

     Уровень подготовленности к обучению в школе определяет успешность прохождения адаптационного периода. Это значит, что высокий уровень развития некоторых личностных качеств (общительность, доброжелательность, дружелюбность, умение слушать и понимать взрослого) и интеллектуальных (логическое мышление, умение видеть взаимосвязь между событиями и явлениями). Успешно справиться с учебной нагрузкой ребёнок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, или, говоря иначе, — восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи самого ребёнка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Важен и такой фактор, как произвольная регуляция психической деятельности. Это значит, что ребенок должен понимать учебную задачу, понимать речь учителя и задание в учебнике без дополнительных объяснений.

Дети, неготовые к обучению, часто становятся неуспевающими. Причём нередко неуспех в учёбе растягивается на несколько лет. У этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируются невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребёнка к обучению ещё до его поступления в школу. В нашей школе для этого ведётся диагностический и консультационный приём школьного психолога.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к обучению в школе

1. Речевое развитие.

 Без определенного уровня развития речи обучение не просто затруднено, а невозможно. Однако несформированность речи встречается часто (почти у 60% первоклассников).  Как правило, это нарушение звукопроизношения, трудности звукобуквенного анализа, бедный словарно - бытовой запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картинке. Подобные проблемы необходимо решать с логопедом, так в противном случае могут возникнуть проблемы при освоении письма и чтения.

2 Развитие основ словесно-логического мышления.

По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Особенно важно владение монологической речью. Развернутое монологическое высказывание требует от ребенка большой произвольности, осознанности, нежели диалог. Следовательно, обучение связной речи с использованием последовательных картинок (сюжетно-содержательных мультфильмов и кинофильмов) в качестве опоры, поможет детям научиться строить рассказ, а в дальнейшем пересказывать текст.  

3.Понятийное мышление.

 Упражнения, в которых ребенку требуется обобщить предметы по основному признаку или выделить лишнее, направлены на развитие понятийного мышления. Упражнения такого рода можно проводить как в словесной форме, так и с использованием наглядного материала.

4. Фонематический слух.  Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например «г-к» - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: «кости и гости». Именно это умение обеспечит ему грамотность.

И придумывайте, придумывайте сами любые игры со словами, которые дадут вслушаться в звуки, вчувствоваться в них!

5. Последовательность изложения мыслей.

Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета. В математике, например. Примеры школьник решает, выучил алгоритм, а задачи не может, там нужно понимать, о чем именно идет речь. Значит, до школы у ребенка не сформировалось умение последовательно излагать текст.

6.Развитие внимания и памяти.

 Необходимое условие успешного обучения. Неустойчивое внимание, заторможенность при его переключении или наоборот, постоянное отвлечение, низкий объем неустойчивость памяти, трудности при произвольном запоминании также могут осложнить процесс обучения. Поэтому особенно важно развивать память и внимание ученика и осуществлять правильную поддержку, соответствующую особенностям  познавательной деятельности вашего ребенка.

7. Общее развитие ребенка .

Аспект, подготовки которому уделяется много времени. На начало обучения в первом классе ребёнок должен иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте окружающем мире понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в жизни),  уметь сделать простой логический вывод, систематизировать и классифицировать предметы, явления, процессы. Активно воспринимать любую новую информацию, задавать вопросы.

8.Развитие движений и пространственная ориентация — важный показатель развития ребенка почти все движения, которым учат рёбенка (или он учится сам), — произвольные, самые сложные по организации. К 6—7 годам ребенок должен владеть элементарными двигательными  действиями  (особенно бытовыми),  однако формирование новых движений, особенно таких сложных, как письмо, требует специально обучения. При определении готовности к школе важно иметь в виду не только развитие  «больших» движений (бег, прыжки, повороты, и т.д.), но и способность ребенка манипулировать мелкими предметами, умение правильно держать ручку и выполнять простые графические движения (чертить вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат, треугольник).

9.Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации 

Функции, которые можно с полным основанием считать школьно значимыми. Ребенок должен уметь выделять  и классифицировать фигуры (буквы, цифры) по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам. Нужно уметь срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, линии, буквы, цифры, соблюдая размерность и направление штрихов и элементов. Ребенок должен различать пространственное расположение предметов и фигур (над— под, вверху—внизу, слева—справа и т.д.)

6. Умение устанавливать закономерности обнаруживает способность ребенка к осуществлению логического мышления, а порой и показывает волевые способности ребенка в ситуации неудачи. Упражнения типа «Продолжи узор»

 

7. Произвольность в поведении и общении со взрослыми.

Игры с правилами, задания с усложненными условиями помогут детям научиться контролю над собственными действиями, как в условиях учебной задачи, так и в поведении. Например «Графический диктант», «Продолжи узор» и т. д. Дети хорошо учатся регуляции поведения через игровые методы изучения правил этикета.

8.Чувство величины

Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть перельёт из одной в другую и убедится, что стакан воды - он в любой кастрюле стакан. Разделим яблоко на половинки, четвертинки, трети. Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины.

10. И, конечно же, самый важный фактор — это здоровье ребенка.

 Именно здоровье определяет, успешность обучения. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Среди первоклассников почти 40% часто болеющих детей. Поэтому очень важно создать для маленького школьника все условия, обеспечивающие полноценный отдых, питание, обучение.

Как быть?

Путь первый - преодоление себя. В этом случае мы отлагаем свою усталость, лень, желание отдохнуть и расслабиться - и, придя домой, начинаем совместную жизнь с ребенком. Вопреки усталости и нежеланию. Дело в том, что крайне важно даже не количество, а качество общения. Тем важнее это, когда времени и сил в обрез.

Второй путь - оплачивать работу специалистов: няни, гувернантки, психолога, логопеда. Если родители осознанно не готовы заниматься своими детьми, а лишь собственными делами и работой, то функцию развития, образования выполняют специально обученные люди, профессионалы.

Автор статьи:

педагог-психолог Синицына В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сраз...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...