Развитие внимания детей младшего школьного возраста.
статья на тему

Леонова Светлана Григорьевна

В статье рассказывается об особенностях и развитии внимания у младших школьников, о факторах, определяющих внимание. Раскрываются основные виды внимания, выделяются его свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_teme_vnimanie.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

         
                               
Леонова С.Г. студентка 2 курса

                                        Факультет«Социологии, психологии, менеджмента»

                                        Специальность: Начальное        образование

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

В статье рассказывается  об особенностях и развитии внимания у младших школьников, о факторах, определяющих внимание. Проблемы внимания рассматривали психологи В.Вундт, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Добрынин, а также учёные И.П.Павлов, И.М.Сеченов и многие др. Также раскрываются основные виды внимания( непроизвольное и произвольное) и выделяются свойства  внимания.

Ключевые слова: внимание, процессы, проблемы, развитие, деятельность.


    Актуальность  проблемы изучения особенностей и развития внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как  и    других        процессов.            
     Внимание - это важнейший динамический  показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной  познавательной        деятельности. Проблема  внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии .

  Интенсивность, качество, повторение, внезапность, новизна – вот те факторы, которые   определяют внимание.    Внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других. Всё новое также овладевает вниманием.  

  Нужно сказать, что внимание нельзя считать  самостоятельным психическим процессом. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно воспринимать, внимательно запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления – невозможно.    С точки зрения отечественной науки  внимание у человека развивалось  в процессе сознательной и трудовой деятельности, особенно такой, какая требовала волевых усилий.

         Проблемой внимания занимались многие зарубежные и отечественные        психологи: В.Вундт, Н.Ф.Добрынин, П.Я.Гальперин и др.
    В работах В. Вундта это понятие, например, было отнесено к процессам, посредством  которых осуществляется отчётливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция (включение, преобразование в целостную структуру         прошлого        опыта).
    Н. Ф. Добрынин  в своих работах  выдвигает  принцип значимости как «один  из основных факторов, вызывающих активную психическую деятельность». Согласно этой теории, «внимание у людей возникает прежде всего тогда, когда действуют раздражители, затрагивающие интересы личности»
    В отечественной психологии П. Я. Гальпериным  разработана теория внимания как  функции внутреннего контроля  за соответствием умственных действий программам их осуществления. Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности. В частности, её планомерное формирование позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например, рассеянность.
    Однако рассмотрение проблем внимания следует, прежде всего, начинать с физиологических основ внимания. Особенно значительная роль в их исследовании русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова,

 А.А.Ухтомского. 
    Согласно  взглядам И. М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. По Сеченову, всякий рефлекс вызывается определённым воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. В связи с этим он считал, что «сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений, к лучшему восприятию»  
    И.П.Павлов развил и экспериментально обосновал положение Сеченова   «о рефлексах головного мозга»

                                                                                 

 Павлов установил,        что открытый        ранее физиологами закон индукции нервных процессов имеет отношение и к   человека. В силу этого закона, считал Павлов, в коре полушарий головного мозга вокруг очага возбуждения образуются заторможенные участки. При этом «чем сильнее очаг возбуждения, тем глубже, сильнее торможение в  других участках коры»
    Нужно отметить, что большое значение имеет установленный А. А. Ухтомским «принцип доминанты», для выяснения физиологических механизмов внимания. Этот принцип представляет собой «общий рабочий принцип        нервных        процессов.
   По  своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает ребёнка в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности . Школьник невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами.. 
    В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным.  Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов . Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека.
         В отечественной психологии принято выделять следующие свойства внимания: концентрированность, объём, распределение, переключение, устойчивость.

    Концентрированность внимания, то есть сила сосредоточенности на каком-либо интересном предмете или занятии, у школьника может быть достаточно большой. Иногда незначительный факт или малозаметный для других предмет вызывает у детей отвлечение внимания. Именно поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время.

   Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его ещё очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения сразу несколько объектов.
      О переключении внимания с одного предмета на другой можно сказать то же самое. Дети привыкают быстрее переключаться с отдыха на работу и с одного        вида        деятельности        на        другой.
         Устойчивость внимания у младших школьников выражена слабо и присутствует как бы в своей противоположности – неустойчивости. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младших школьников возбуждение преобладает над торможением. Внимание их часто переключается с одного объекта на другой.


   При  рассмотрении  особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само  по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Младшие школьники способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

                         Литература

1.Андреев О.А. Тренируйте внимание. - М. Просвещение.1994

2.Возрастная и педагогическая психология. / Под.ред. М.В.Гамезо и др. –М.:Просвещение,1984. -256с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М. Педагогика,1991.

4. Гальперин П.Я. К Проблеме внимания// Хрестоматия по психологии/ Под. ред  .А.В. Петровского. М, 1987

5.Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. – М.:Просвещение, 1958

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....

Доклад "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Внимание... Как оно важно для развития наших детей! Какие упражнения можно проводить с детьми для этого,читайте в  этой статье....

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на внимание нужны как во время уроков, таки во внеурочное время. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения....

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста...

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста Упражнение «Мой любимый фрукт»Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, р...

Родительское собрание "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"Цель:Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности. Обучить приемам развития внимания.Дать советы по...