Психологические аспекты самооценки и взаимооценки учащихся.
статья по теме

Терехина Виктория Викторовна

Одним из важных критериев выпускника школы является сформированность умений адекватно оценивать себя, своих товарищей, окружающий его современный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические аспекты самооценки и взаимооценки учащихся.

Потребности нового экономического общества диктуют учреждениям образования новые цели и содержания образования. Одним из важных критериев выпускника школы является сформированность умений адекватно оценивать себя, своих товарищей, окружающий его современный мир.

 Умения оценивать окружающий мир и себя в нем начинает формироваться вместе с познанием мира и осознанием себя как личности. Самооценка формируется ни раз и навсегда, а на протяжении всей жизни, начиная с младшего возраста, и зависит от конкретных достижений и затраченных на них усилий.

Самооценка – оценивание человеком своих собственных знаний и умений, своих возможностей, достоинств и недостатков.

Самооценка – сложное динамическое личностное образование личностный параметр умственной деятельности.

Самооценка выполняет, прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьников зависит не только от системы усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми во владении учебной деятельностью и развитием личности.

Это объясняется тем, что в ней интегрируются то, чего достиг ребенок, и то к чему он стремится, т.е. проект его будущего.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим умственным возможностям и тому, как оцениваются другими.

Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана. Самооценка, являясь личностным параметром умственной деятельности, позволяет судить так, как проходит процесс развития  личности младшего школьника под воздействием учебной деятельности. Поэтому очень важно формировать умение самооценки и взаимооценки с раннего возраста.

Самооценка – важный регулятор поведения. От нее зависит взаимоотношение с окружающими. Его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.  

Человек оценивает себя двумя путями:

1.        Путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;

2.        Путем сравнивания себя с другими людьми.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что человек начинает себя неправильно оценивать, в следствии чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, неврозы, повышенная тревожность.

Ребенок с низкой самооценкой будет ставить для себя простые задачи, сильно переживать по поводу своих неудач и меньше внимания обращать на успех.

Он не верит себе и в себя. Его отношения к Я уничтожительно, он тревожно относится к жизни, он пессимист.

Ребенок с явно завышенной самооценкой стремится к недостижимым целям, у него завышенные притязания, он не способен адекватно решить свои проблемы. В результате он страдает от неудовлетворенности, защемление достоинства, он терпит неудачу за неудачей. Поскольку в нем 2 самооценки, он контрастен, отсюда внутренний конфликт.

И те, и другие дети, пытаясь преодолеть чувства несостоятельности, ищут компенсацию. Если не находят ее в школе, то ищут ее в другом месте – подворотнях и подвалах. Поэтому очень важно вовремя заметить неадекватную самооценку у ребенка и скорректировать его отношение к собственному Я.

Дети, которые не могут адекватно оценивать себя, не могут оценить и других. Дети с низкой самооценкой оценивают других выше, чем есть на самом деле, а дети с завышенной самооценкой считают, что остальные дети гораздо хуже, чем они сами.

Задача педагогов научить учащихся оценить себя адекватно реальным возможностям его личности в текущий момент.

Ребенок с адекватной самооценкой чувствует себя важным и нужным. Он доверяет самому себе, он способен принимать самостоятельное решение, совершать обдуманные поступки. Только ощущая собственную ценность, человек способен видеть, принимать и уважать ценность других людей. Человек с адекватной самооценкой внушает доверие. Он способен делать правильный выбор в жизни.

Для того, чтобы у ребенка сформировались умения и навыки самооценки и взаимооценки надо «вооружить» учащихся знаниями о видах самооценки.

Предметные оценки касаются того, что делает или, что уже сделал ребенок, но не его личности.

Персональные оценки относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечает индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности его старание, умения, прилежания.

Моральная оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия с принятыми нормами морали.

Результативные оценки относятся к конечному результату деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.

Процессуальные оценки относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение результата.

Эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, приобретению знаний, умений и навыков к выработки у себя ценных положительных качеств личности.

Реализуя цель формирования у учащихся умений и навыков самооценки и взаимооценки, ставятся следующие задачи:

1.        Формировать способности к объективной самооценки.

2.        Достижение самостоятельности антиконформности, антивнушаемости.

3.        Реабилитация Я в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация чувства достоинства.

4.        Приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями.

5.        Формирования способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов других, способности к критическому (доброжелательному) восприятию достоинств и недостатков других.

6.        Формирование способности видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты здоровья ребенка (из опыта работы с родителями)

Выступление на городском семинаре-практикуме классных руководителей раскрывает формы работы с родителями учащихся по формированию здорового образа жизни ребенка. В выступлении даны виды и формы провед...

Будущий первоклассник. Психологические аспекты готовности детей к школе

Данная статья поможет родителям будущих первоклассников подготовить ребёнка к школе, учитывая его возрастные особенности....

Самооценка и взаимооценка младших школьников на уроках и внеурочной деятельности.

Использование сомооценки и взаимооценки при работе на уроках по образовательной системе "Школа 2100"....

Самооценка и взаимооценка обучающихся на уроках и внеурочной деятельности

Данный материал познакомит учителей с уровнями самооценки, с путями формирования самооценки млаших школьников, с местом оценивания в структуре урока, с методиками самооценки....

Листы самооценки и взаимооценки обучающихся при работе над проектом

Листы самооценки и взаимооценки обучающихся при работе над проектом...

Использование современных оценочных средств в начальной школе. Самооценка и взаимооценка.

В статье показаны подходы к оцениванию учебных достижений учащихся начальной школы; раскрывается важность приобретения умений осуществлять самооценку и взаимооценку – составных компонентов оцено...