Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся (работа в группах).
методическая разработка (4 класс) на тему
Цель психологического сопровождения:
содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, самоопределении перехода в профильные классы, сохранении психологического и физического здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа работы
школьного педагога - психолога
ТЕМА : " Психологическое сопровождение
талантливых (одаренных) учащихся"
Срок реализации:
1 учебный год
Направленность:
психология
Возраст учащихся:
10 - 11 лет (4 класс)
Составила:
педагог - психолог
Сапогина С.Ю.
1. Психологическое сопровождение
талантливых (одаренных) учащихся
(работа в группах).
Пояснительная записка.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Цель психологического сопровождения:
содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, самоопределении перехода в профильные классы, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
- совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
- Разработать коррекционно - развивающую программу работы с одаренными детьми;
- содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
- развитие эмоциональной устойчивости ( на занятиях в группах), формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
- содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Сроки реализации: 1 год.
Вид работы: групповая работа с одаренными детьми.
Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.
В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории детей:
1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
2) учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт.
Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения.
Одаренные дети:
- как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
- настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
- благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
- умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
- иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. Описание признаков видов одаренности приводит А.И.Доровской в книге "Дидактические основы развития одаренности учащихся" .
К методам выявления одаренных детей относятся:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
В начальной школе по итогам первого психодиагностического минимума и наблюдениям учителей формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети". Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального маршрута,
т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка. Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ребенка
Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.
Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:
- своевременное применение различных видов тестирования;
- оценки способностей по успеваемости;
- участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
- заключение психолога;
- заключение экспертов в определенной деятельности;
- участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
- самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
- наблюдение родителей и представителей науки.
В то же время эффективность развития познавательной деятельности нивелируют следующие негативные факторы:
1) "дискриминация" личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;
2) ориентация на "среднего" ученика;
3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;
4) недооценка законов творчества учителями;
5) наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;
6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;
7) низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;
8) излишняя унификация программ.
Для развития дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством, анализирующее различные аспекты, которые имеют отношение к данной проблеме) одаренных детей надо активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.
При проведении социометрических процедур психологу важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.
В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Педагог-психолог, должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ — это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются. Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики. В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.
В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.
Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.
К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.
В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.
2. Психолого-педагогический портрет
выпускника начальной школы.
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?
Развитие личности ребенка – процесс непрерывный. Для того, чтобы успешно и эффективно прогнозировать и направлять личностное развитие, ребенка нужно знать и понимать. Познание (сопровождение) индивидуальности каждого школьника, его творческого потенциала – вот основная цель работы психологической службы начальной школы.
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние душевного, физического и социального благополучия.
Работа психолога организуется по трем основным направлениям:
- Диагностическая работа, которая реализуется в психологическом мониторинге и позволяет изучать динамику развития учащихся;
- Коррекционно-развивающая работа, которая и позволяет оказать помощь детям, имеющим проблемы в обучении и развитии, создать благоприятные психолого-педагогические условия для успешной школьной адаптации учащихся;
- Консультативно- просветительская работа, которая тесно связана с работой методического объединения начальных классов, способствует построению вектора образовательного маршрута и позволяет поддерживать преемственность между начальным и среднем звеном обучения.
В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности. Развитие ребенка в процессе обучения в начальной школе, как и любой другой этап развития, имеет свои новообразования. В своей работе методическое объединение начальных классов и психологическая служба ориентируется на следующие, по нашему мнению, наиболее важные новообразования:
- Перестройка познавательных процессов- формирование произвольности, продуктивности и устойчивости –развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
- Развитие мышления – переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;
- Усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
- Овладение навыками домашнего труда.
- Развитие саморегуляции поведения, воли;
- Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении;
- Расширение сферы общения, появление новых авторитетов(учитель), формирование отношений в ученическом коллективе;
- Формирование способности выполнять действия в уме, в частности развития рефлексии – способности ребенка осознавать, что он делает , зачем и правильно ли делает.
Исходя из новообразований в развитии младшего школьника , психологической службой и педагогами начальных классов был создан “портрет выпускника начальной школы”, который и является самоцелью совместной работы психолога и педагогов. Таким образом, у выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:
- достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
- развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
- обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития
- нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
- наличие сформированного контроля и самоконтроля
- наличие положительной самооценки
- хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.
Особое место в психологическом портрете нашего выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как наша школа лингвистическая, а также необходимо помнить, что при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы владел испанским языком на уровне соответствующим требованиям основной школы, должен иметь опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.
Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы стремимся заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно.
Вся работа педагогов начальной школы и психологической службы направлена на формирование именно такого ученика, что определяется стремлением к достижению сформированного нами “портрета выпускника начальной школы”
Формирование психологической основы ученика, направление его развития в соответствии с созданным психологическим портретом являются основными задачами психологической службы, которые реализуются во всех направлениях работы.
Диагностическое направление.
Для чего мы придерживаемся данного направления работы:
- во-первых, психологический мониторинг позволяет выявлять определенную категорию учащихся неблагополучных в своем развитии. И своевременное сообщение педагогу информации о трудностях в личностном развитии того или другого ученика позволяет немедленно оказать ему необходимую педагогическую помощь.
- во-вторых, когда педагог периодически получает такую диагностическую информацию, он учиться видеть сам первые признаки возникающих психологических проблем, и педагог уже сам обращается за консультацией и помощью.
Диагностическая работа проводиться на каждом этапе обучения в начальной школе. Так, например, в 1ом классе приоритет остается за диагностикой уровня психологической готовности первоклассников к школе и диагностикой течения адаптационного периода (анализ мотивации, самооценки, эмоционального состояния).
Во 2-х и 3-х классах более подробно диагностируется познавательная сфера: память внимания, мышления, оценивается уровень сформированности навыков учебных действий и при необходимости анализируется мотивация, самооценка, тревожность.
Более подробно хочу остановиться на учениках 4-го класса, т.к. 4-й год обучения в младшем школьном возрасте завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это и есть наши выпускники. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет нас обратить первостепенное внимание на сформированность определенных психолого-педагогических компонентов.
Диагностическая работа проводиться в два этапа:
- первый этап проводиться в выпускном классе начальной школы. Его цель – определение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуется уровень умственного, интеллектуального развития, самооценка, уровень школьной мотивации и тревожности, особенности развития классного коллектива.
- второй этап диагностики проводится в начале 5-го класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой учебной ситуации. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, самооценки, работоспособности и утомляемости.
Полученные результаты диагностики, проведенной в 4-м и 5-м классах, сравниваются, и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации учителям и родителям.
Мы не просто выпускаем учеников из начальной школы и передаем их другому учителю, а передаем определенные психолого-педагогические представления на ученический коллектив в целом и на каждого ученика в отдельности, чтобы новый педагог знал об особенностях развития класса и мог с успехом направлять дальнейшее развитие учащихся в среднем звене.
Немаловажное значение, имеет и коррекционно-развивающее направление в работе психологической службы.
Хочу отметить, что в начальной школе уже в течении 2-х лет в сетке дополнительных часов проводятся развивающие занятия по психологии в рамках программы “Психологическая азбука”, авторами которой являются Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.,
Это программа психологического сопровождения учащихся и рассчитана на 3 года. Она способствует созданию оптимальных условий для полноценного вхождения ребенка в школьную жизнь, его адаптации в школьной среде, гармоничному становлению психических функций, формированию качеств самостоятельной и нравственной личности, развитию самосознания и рефлексивных способностей ребенка.
А также необходимо отметить, что у каждого ученика есть свой психологический альбом, который заполняется на занятиях в течение 3-х лет, и носит огромный диагностический характер, так как содержит информацию об особенностях развития. И мне как психологу это огромное подспорье в работе, так как позволяет наблюдать за каждым учеником. А также такие занятия позволяют посмотреть на ребенка с другой стороны, не со стороны обычного урока и в тоже время способствует расширению представлению самих педагогов о своих учащихся.
И третье направление работы – психологическое просвещение.
Совместная работа психологической службы и педагогов способствует повышению уровня психологической компетентности учителей начальных классов, благодаря чему многие проблемы предупреждаются, решаются педагогами самостоятельно. Тематика психологического просвещения достаточно разнообразная: рассматриваются вопросы педагогической психологии, возрастные и индивидуальные особенности учеников и др.
Психологическое просвещение проводится и с учащимися, как правило, это учащиеся 4-го класса. Рассматриваются вопросы, касающиеся результатов диагностики, ребятам даются практические рекомендации по преодолению различных эмоциональных и поведенческих проблем, также учащиеся формулируют сами совой заказ по интересующим их вопросам.
Исходя из анализа совместной работы методического объединения начальных классов и психологической службы, можно сделать вывод о том, что из года в год в работе начальной школы происходит сдвиг акцентов с обучения на развитие, точнее сказать с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения.
Ученик в системе учебно-воспитательного процесса занимает место не пассивного объекта, а активного субъекта. Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика.
А создание благоприятного для ребенка психологического климата невозможно без тесной совместной работы всех педагогов. Именно так работает методическое объединение начальных классов: совместно, плодотворно, позитивно, привлекая к своей работе и педагогов основного звена и педагогов дополнительного образования. И только благодаря такому тесному сотрудничеству учителей между собой и повышению их педагогического мастерства через опыт, создается комфортная психолого-педагогическая среда для развития ребенка.
3. Психолого - педагогический портрет
выпускника начальных классов школы.
( талантливые, одаренные)
Показатели | Оптимальный уровень | Максимальный уровень |
1. Ориентированность на постоянное образование (способность к самообразованию, самоанализу, самооцениванию, самоконтролю и самокорректировке) | Регулярно читает предложенные учителем произведения и способен сам подбирать литературу согласно собственными склонностями; способен и пытается сам преодолеть пробелы в освоении учебного материала | Способен ставить собственные цели, умеет анализировать свое поведение, много читает, умеет пользоваться дополнительной литературой для получения полезной информации; пользуется помощью учителя для получения дополнительных знаний |
2. Способность работать в современных информационных системах (телефон, факс, компьютер, Интернет, электронная почта) | Умеет пользоваться телефоном, компьютером на примитивном уровне | Умеет пользоваться телефоном, компьютером с целью получения информации, выполнять простые действия (просмотр и использование учебных программ, рисование, печатание) соответственно возраста |
3. Владение навыками абстрактного и поискового мышления (умение добывать, осмысливать, прорабатывать и использовать информацию из разных источников) | Умеет составить мини-доклад, сообщение по данному плану | Умеет составить мини-доклад, сообщение, оформить его, представить |
4. Профессиональная ориентация, навыки самоменеджмента (планирование собственной деятельности, осведомленность потребностями рынка труда, умение писать резюме, искать работу и трудоустраиваться) | Имеет представление о собственных желаниях относительно выбора профессии | Знает кем хочет стать, осознает возможность получения образования для овладения профессией, этапы получения профессиональных знаний |
5. Умение быстро действовать в нестандартных ситуациях (кризисные ситуации - несчастный случай, авария, финансовые, но правовые ситуации, предотвращение вреда от мошенников, противостояние психологическому давлению) | Способен применить знания в порядке действий в экстренных случаях | Выполняет правила поведения в нестандартных ситуациях, действует четко, правильно |
6. Владение основами этики и этикета (тактичность, умеренность, умение принимать на себя ответственность, делать собственный выбор, толерантное отношение к другим людям, умение вести себя среди людей) | Поддерживает дружеские отношения с одногодками, оказывает уважение к старшим | Проявляет коммуникабельность в общении с детьми и взрослыми, ответственный, является примером для подражания для одноклассников |
7. Коммуникативность (умение общаться устно и письменно, родной и иностранный языки, ораторские навыки, решение конфликтов) | Знает основы успешной коммуникации (умеет слушать и говорить) | Избегает конфликтных ситуаций, свободно общается на родном языке (устно, в письменном виде) участвует в конкурсах |
8. Патриотизм (знание истории Родины, почтительное отношение к символам Российского государства) | Достаточный уровень знаний по русскому языку, знания авторов русских литературных произведений, знание стихов русских поэтов наизусть | Высокий уровень знаний русского языка, литературы, навыки написания сочинений на русском языке, знание из народоведения |
9. Ответственное отношение к собственному здоровью, избегания вредных привычек | Знает и применяет здоровый образ жизни (не имеет вредных привычек, делает зарядку) | Занимается спортом в секции |
10. Владение навыками производительной творческой деятельности (поисковая, исследовательская работа над ученическими проектами, самореализация в художественном творчестве) | С удовольствием участвует в творческих конкурсах в школе | Систематически участвует в творческих конкурсах, имеет собственные предложения относительно организации выступлений. |
Психолого - педагогический портрет выпускника начальной школы.
ПЛАН - СЕТКА работы педагога - психолога в 4 классах | |||||
Месяц | Методическое | Диагностическое | Консультативное | Коррекционно- | Просвещение, |
сентябрь | Составление программы психологического сопровождения учащихся 4 классов . | Подбор диагностического инструментария для проведения диагностических обследований учащихся 4 классов. | Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам воспитания и обучения детей. | Подбор материала для психокоррекционных занятий с одаренными учащимися, составление программ. Составление групп учащихся. | Индивидуальные консультации для родителей и педагогов. |
октябрь | Подготовка диагностического материала по изучению познавательных процессов младшего школьника. | Проведение диагностики"Изучение уровня логического мышления". 1 часть. | Индивидуальные консультации для педагогов . | Занятия с одаренными детьми. Индивидуальная работа с детьми. | Составление тематических классных часов в помощь учителю "Развитие познавательных процессов младшего школьника" Индивидуальные консультации для родителей и педагогов |
Ноябрь | Подготовка и изучение диагностик по изучению уровня внимания.. Составление плана к мероприятию ЗОЖ. | Проведение диагностики " Внимание" Проведение классного часа "Здоровый образ жизни" для 4 классов. | Предоставление педагогам информации по исследованию уровня логического мышления. Индивидуальные консультации для педагогов. | Индивидуальные занятия с учащимися. Занятия с одаренными детьми. | Участие в месячнике "Здоровый образ жизни". Индивидуальные консультации для родителей и педагогов |
Декабрь | Подготовка материала для изучения познавательных процессов младшего школьника. (одаренные дети) | Изучение познавательных процессов . 4 класс ( одаренные дети) | Индивидуальные консультации для педагогов. Предоставление педагогам информации по исследованию уровня развития познавательных процессов - логическое мышление одаренных учащихся. Предоставление информации педагогам по уровню внимания. | Занятия с одаренными детьми. Индивидуальная работа с детьми | Составление тематических классных часов в помощь учителю "Развитие познавательных процессов". Индивидуальные консультации для родителей и педагогов |
Январь | Подготовка и изучение диагностики Филлипса "Диагностика уровня школьной тревожности" Подготовка материала. | Диагностика Филлипса "Уровень школьной тревожности" (по требованию педагогов). | Индивидуальные консультации для педагогов. | Работа с академически одаренными учащимися . Индивидуальная работа с детьми. | Составление тематических классных часов в помощь учителю "Как преодолеть школьную тревожность" Индивидуальные консультации для родителей и педагогов. |
Февраль | Подготовка и изучение диагностики ГИТ М.К. Акимовой. | Начало обследования. Диагностика по методике М.К.Акимовой ГИТ. 4- Б, 4 - Е, 4 - А. Диагностика Филлипса "Уровень школьной тревожности." | Индивидуальные консультации для педагогов. Предоставление педагогам информации по исследованию уровня школьной тревожности ( по требованию педагогов). | Работа с академически одаренными учащимися . Индивидуальная работа с детьми | Проведение "Недели психологии". Составление тематических классных часов в помощь учителю на различные темы по запросу. Индивидуальные консультации для родителей и педагогов |
Март | Подготовка материала для дальнейшего обследования по ГИТ. | Продолжение работы. Диагностика по методике М.К.Акимовой ГИТ. 4- Б, 4 - Е, 4 - А. | Индивидуальные консультации для педагогов и родителей. | Работа с академически одаренными учащимися . Индивидуальная работа с детьми | Выступления на родительских собраниях по требованию педагогов. Индивидуальные консультации для родителей и педагогов |
Апрель | Проведение анкетирования учащихся "Переход в среднее звено" Определение уровня обучаемости. | Проведение анкетирования среди учащихся. | Индивидуальные консультации для родителей и педагогов. | Индивидуальные занятия по психологической подготовке к ГИА в 4 классах. | Проведение недели "В помощь родителям и педагогам в формировании профильных классов" "Переход в среднее звено". Предоставление информации по требованию. Индивидуальные консультации для родителей и педагогов |
Май | Анализ работы педагога -0психолога. (годовой отчет) | Индивидуальные консультации для родителей. "Готовность к школьному обучению в среднем звене". | Индивидуальные занятия с детьми. | Рекомендации для родителей и учителей. Индивидуальные консультации для родителей и педагогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание творческой среды для педагогического сопровождения одаренных учащихся
статья об инновационной деятельности учителя-словесника...
Программа психологического сопровождения учащихся « Группы риска».
Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка с ОВЗ, выявление путей и способов их профилактики и коррекц...
Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.
Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА "Психологическое сопровождение детей с ограниченными видами здоровья в инклюзивном образовании".
Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое и...
Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения младших школьников
Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения младших школьников...
Программа психолого-педагогического сопровождения «Талантливые дети»
Программа психолого-педагогического сопровождения «Талантливые дети»...
психолого- педагогическое сопровождение талантливых детей
В презентации представлен опыт работы с талантливыми детьми...