Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся (работа в группах).
методическая разработка (4 класс) на тему

Сапогина Светлана Юрьевна

Цель психологического сопровождения:

 содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, самоопределении  перехода в профильные классы, сохранении психологического и физического здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы

школьного педагога - психолога

ТЕМА : " Психологическое сопровождение

талантливых  (одаренных)   учащихся"

Срок реализации:

1 учебный год

Направленность:

психология

Возраст учащихся:

10 - 11 лет (4 класс)

        Составила:

педагог - психолог

Сапогина С.Ю.

1. Психологическое сопровождение

талантливых (одаренных)  учащихся

(работа в группах).

Пояснительная записка.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только  в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.


             Цель психологического сопровождения:

 содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, самоопределении  перехода в профильные классы, сохранении психологического и физического здоровья.

           Задачи:

  • совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
  • Разработать коррекционно - развивающую программу работы с одаренными детьми;
  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  • развитие эмоциональной устойчивости ( на занятиях в группах), формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
  • содействие социализации,  формированию  коммуникативных  навыков;
  • содействие в повышении   квалификации педагогов,    работающих   с  талантливыми детьми.

Сроки реализации: 1 год.

Вид работы: групповая работа с одаренными детьми.

Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие  не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и  социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение  методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным  учащимся в решении их проблем.

В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории  детей: 

1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях  (выявляются уже в младшем школьном  возрасте);

2)  учащиеся с признаками специальной, умственной  одаренности в определенной области науки  или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);

3)   учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в  старшем школьном  возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт.

Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками,  так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения.

Одаренные дети:

  • как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
  • настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
  • благодаря многочисленным умениям  способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  • умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  • иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Выявление одаренных детей связано также с проблемой  выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. Описание признаков  видов одаренности приводит А.И.Доровской в книге "Дидактические основы развития одаренности учащихся" .

К  методам выявления одаренных детей относятся:

- наблюдение; 

- общение с родителями; 

-  работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-  олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

В начальной  школе по итогам первого психодиагностического минимума и  наблюдениям учителей   формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети". Психологическое сопровождение  таких   детей  предполагает   составление  индивидуального  маршрута,
т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно  всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости  проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка. Пакет методик  подбирается с учетом индивидуальности ребенка

Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей,  учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.

Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:

  • своевременное применение различных видов тестирования;
  • оценки способностей по успеваемости;
  • участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
  • заключение психолога;
  • заключение экспертов в определенной деятельности;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
  • самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
  • наблюдение родителей и представителей науки.

В то же время эффективность  развития познавательной деятельности нивелируют  следующие негативные факторы:

1) "дискриминация" личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;

2)  ориентация на "среднего" ученика;

3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;

4) недооценка законов творчества учителями;

5) наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;

6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;

7) низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;

8) излишняя унификация программ.

Для развития    дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством,  анализирующее различные аспекты, которые имеют отношение к данной проблеме)   одаренных детей  надо активно вовлекать  в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, направление в центры внешкольной работы  дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные  идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.

При проведении социометрических процедур психологу важно обратить внимание  на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами   (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей  в признании и оценке  успехов  учащегося.

В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности.     Педагог-психолог, должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ — это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются. Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики. В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы,  как создание групп по интересам (ответственные  педагоги  отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.

В связи с этим  психологу важно быть готовым предоставить  информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.

Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка  учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации  в новых социальных ситуациях,  т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.

К компетенции  психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,   формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями  способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации  потенциальных возможностей ребенка.

В старшей школе особую  значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.

2. Психолого-педагогический портрет

выпускника начальной школы.

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.

Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?

Развитие личности ребенка – процесс непрерывный. Для того, чтобы успешно и эффективно прогнозировать и направлять личностное развитие, ребенка нужно знать и понимать. Познание  (сопровождение) индивидуальности каждого школьника, его творческого потенциала – вот основная цель работы психологической службы начальной школы.

Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние душевного, физического и социального благополучия.

Работа психолога организуется по трем основным направлениям:

  1. Диагностическая работа, которая реализуется в психологическом мониторинге и позволяет изучать динамику развития учащихся;
  2. Коррекционно-развивающая работа, которая и позволяет оказать помощь детям, имеющим проблемы в обучении и развитии, создать благоприятные психолого-педагогические условия для успешной школьной адаптации учащихся;
  3. Консультативно- просветительская работа, которая тесно связана с работой методического объединения начальных классов, способствует построению вектора образовательного маршрута и позволяет поддерживать преемственность между начальным и среднем звеном обучения.

В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности. Развитие ребенка в процессе обучения в начальной школе, как и любой другой этап развития, имеет свои новообразования. В своей работе методическое объединение начальных классов и психологическая служба ориентируется на следующие, по нашему мнению, наиболее важные новообразования: 

  1. Перестройка познавательных процессов- формирование произвольности, продуктивности и устойчивости –развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
  2. Развитие мышления – переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;
  3. Усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
  4. Овладение навыками домашнего труда.
  5. Развитие саморегуляции поведения, воли;
  6. Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении;
  7. Расширение сферы общения, появление новых авторитетов(учитель), формирование отношений в ученическом коллективе;
  8. Формирование способности выполнять действия в уме, в частности развития рефлексии – способности ребенка осознавать, что он делает , зачем и правильно ли делает.

Исходя из новообразований в развитии младшего школьника , психологической службой и педагогами начальных классов был создан “портрет выпускника начальной школы”, который и является самоцелью совместной работы психолога и педагогов. Таким образом, у выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:

  • достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
  • развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
  • обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития
  • нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
  • наличие сформированного контроля и самоконтроля
  • наличие положительной самооценки
  • хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.

Особое место в психологическом портрете нашего выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как наша школа лингвистическая, а также необходимо помнить, что при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы владел испанским языком на уровне соответствующим требованиям основной школы, должен иметь опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.

Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы стремимся заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно.

Вся работа педагогов начальной школы и психологической службы направлена на формирование именно такого ученика, что определяется стремлением к достижению сформированного нами “портрета выпускника начальной школы”

Формирование психологической основы ученика, направление его развития в соответствии с созданным психологическим портретом являются основными задачами психологической службы, которые реализуются во всех направлениях работы.

Диагностическое направление.

Для чего мы придерживаемся данного направления работы:

  • во-первых, психологический мониторинг позволяет выявлять определенную категорию учащихся неблагополучных в своем развитии. И своевременное сообщение педагогу информации о трудностях в личностном развитии того или другого ученика позволяет немедленно оказать ему необходимую педагогическую помощь.
  • во-вторых, когда педагог периодически получает такую диагностическую информацию, он учиться видеть сам первые признаки возникающих психологических проблем, и педагог уже сам обращается за консультацией и помощью.

Диагностическая работа проводиться на каждом этапе обучения в начальной школе. Так, например, в 1ом классе приоритет остается за диагностикой уровня психологической готовности первоклассников к школе и диагностикой течения адаптационного периода (анализ мотивации, самооценки, эмоционального состояния).

Во 2-х и 3-х классах более подробно диагностируется познавательная сфера: память внимания, мышления, оценивается уровень сформированности навыков учебных действий и при необходимости анализируется мотивация, самооценка, тревожность.

Более подробно хочу остановиться на учениках 4-го класса, т.к. 4-й год обучения в младшем школьном возрасте завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это и есть наши выпускники. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет нас обратить первостепенное внимание на сформированность определенных психолого-педагогических компонентов.

Диагностическая работа проводиться в два этапа:

  • первый этап проводиться в выпускном классе начальной школы. Его цель – определение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуется уровень умственного, интеллектуального развития, самооценка, уровень школьной мотивации и тревожности, особенности развития классного коллектива.
  • второй этап диагностики проводится в начале 5-го класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой учебной ситуации. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, самооценки, работоспособности и утомляемости.

Полученные результаты диагностики, проведенной в 4-м и 5-м классах, сравниваются, и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации учителям и родителям.

Мы не просто выпускаем учеников из начальной школы и передаем их другому учителю, а передаем определенные психолого-педагогические представления на ученический коллектив в целом и на каждого ученика в отдельности, чтобы новый педагог знал об особенностях развития класса и мог с успехом направлять дальнейшее развитие учащихся в среднем звене.

Немаловажное значение, имеет и коррекционно-развивающее направление в работе психологической службы.

Хочу отметить, что в начальной школе уже в течении 2-х лет в сетке дополнительных часов проводятся развивающие занятия по психологии в рамках программы “Психологическая азбука”, авторами которой являются Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.,

Это программа психологического сопровождения учащихся и рассчитана на 3 года. Она способствует созданию оптимальных условий для полноценного вхождения ребенка в школьную жизнь, его адаптации в школьной среде, гармоничному становлению психических функций, формированию качеств самостоятельной и нравственной личности, развитию самосознания и рефлексивных способностей ребенка.

А также необходимо отметить, что у каждого ученика есть свой психологический альбом, который заполняется на занятиях в течение 3-х лет, и носит огромный диагностический характер, так как содержит информацию об особенностях развития. И мне как психологу это огромное подспорье в работе, так как позволяет наблюдать за каждым учеником. А также такие занятия позволяют посмотреть на ребенка с другой стороны, не со стороны обычного урока и в тоже время способствует расширению представлению самих педагогов о своих учащихся.

И третье направление работы – психологическое просвещение.

Совместная работа психологической службы и педагогов способствует повышению уровня психологической компетентности учителей начальных классов, благодаря чему многие проблемы предупреждаются, решаются педагогами самостоятельно. Тематика психологического просвещения достаточно разнообразная: рассматриваются вопросы педагогической психологии, возрастные и индивидуальные особенности учеников и др.

Психологическое просвещение проводится и с учащимися, как правило, это учащиеся 4-го класса. Рассматриваются вопросы, касающиеся результатов диагностики, ребятам даются практические рекомендации по преодолению различных эмоциональных и поведенческих проблем, также учащиеся формулируют сами совой заказ по интересующим их вопросам.

Исходя из анализа совместной работы методического объединения начальных классов и психологической службы, можно сделать вывод о том, что из года в год в работе начальной школы происходит сдвиг акцентов с обучения на развитие, точнее сказать с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения. 

Ученик в системе учебно-воспитательного процесса занимает место не пассивного объекта, а активного субъекта. Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика.

А создание благоприятного для ребенка психологического климата невозможно без тесной совместной работы всех педагогов. Именно так работает методическое объединение начальных классов: совместно, плодотворно, позитивно, привлекая к своей работе и педагогов основного звена и педагогов дополнительного образования. И только благодаря такому тесному сотрудничеству учителей между собой и повышению их педагогического мастерства через опыт, создается комфортная психолого-педагогическая среда для развития ребенка.

3. Психолого - педагогический портрет

выпускника начальных классов школы.

( талантливые, одаренные)

Показатели

Оптимальный уровень

Максимальный уровень

1. Ориентированность на постоянное образование (способность к самообразованию, самоанализу, самооцениванию, самоконтролю и самокорректировке)

Регулярно читает предложенные учителем произведения и способен сам подбирать литературу согласно собственными склонностями; способен и пытается сам преодолеть пробелы в освоении учебного материала

Способен ставить собственные цели, умеет анализировать свое поведение, много читает, умеет пользоваться дополнительной литературой для получения полезной информации; пользуется помощью учителя для получения дополнительных знаний

2.  Способность работать в современных информационных системах (телефон, факс, компьютер, Интернет, электронная почта)

Умеет пользоваться телефоном, компьютером на примитивном уровне

Умеет пользоваться телефоном, компьютером с целью получения информации, выполнять простые действия (просмотр и использование учебных программ, рисование, печатание) соответственно возраста

3.  Владение навыками абстрактного и поискового мышления (умение добывать, осмысливать, прорабатывать и использовать информацию из разных источников)

Умеет составить мини-доклад, сообщение по данному плану

Умеет составить мини-доклад, сообщение, оформить его, представить

4.  Профессиональная ориентация, навыки самоменеджмента (планирование собственной деятельности, осведомленность потребностями рынка труда, умение писать резюме, искать работу и трудоустраиваться)

Имеет представление о собственных желаниях относительно выбора профессии

Знает кем хочет стать, осознает возможность получения образования для овладения профессией, этапы получения профессиональных знаний

5. Умение быстро действовать в нестандартных ситуациях (кризисные ситуации - несчастный случай, авария, финансовые, но правовые ситуации, предотвращение вреда от мошенников, противостояние психологическому давлению)

Способен применить знания в порядке действий в экстренных случаях

Выполняет правила поведения в нестандартных ситуациях, действует четко, правильно

6.  Владение основами этики и этикета (тактичность, умеренность, умение принимать на себя ответственность, делать собственный выбор, толерантное отношение к другим людям, умение вести себя среди людей)

Поддерживает дружеские отношения с одногодками, оказывает уважение к старшим

Проявляет коммуникабельность в общении с детьми и взрослыми, ответственный, является примером для подражания для одноклассников

7. Коммуникативность (умение общаться устно и письменно, родной и иностранный языки, ораторские навыки, решение конфликтов)

Знает основы успешной коммуникации (умеет слушать и говорить)

Избегает конфликтных ситуаций, свободно общается на родном языке (устно, в письменном виде) участвует в конкурсах

8.  Патриотизм (знание истории Родины, почтительное отношение к символам Российского государства)

Достаточный уровень знаний по русскому языку, знания авторов  русских литературных произведений, знание стихов русских  поэтов наизусть

Высокий уровень знаний русского языка, литературы, навыки написания сочинений на русском  языке, знание из народоведения

9.  Ответственное отношение к собственному здоровью, избегания  вредных привычек

Знает и применяет здоровый образ жизни (не имеет вредных привычек, делает зарядку)

Занимается спортом в секции

10. Владение навыками производительной творческой деятельности (поисковая, исследовательская работа над ученическими проектами, самореализация в художественном творчестве)

С удовольствием участвует в творческих конкурсах в школе

Систематически участвует в творческих конкурсах, имеет собственные предложения относительно организации выступлений.

Психолого - педагогический портрет выпускника начальной школы.

ПЛАН - СЕТКА

работы педагога - психолога в 4 классах

Месяц

Методическое
направление

Диагностическое
направление

Консультативное
направление

Коррекционно-
развивающее
направление

Просвещение,
профилактика

сентябрь

Составление программы психологического сопровождения учащихся  4 классов .

Подбор диагностического инструментария для проведения диагностических  обследований учащихся 4 классов.

Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам воспитания и обучения детей.

Подбор материала для психокоррекционных занятий с одаренными  учащимися, составление программ.

Составление групп учащихся.

Индивидуальные консультации для родителей и педагогов.

октябрь

Подготовка диагностического материала по изучению познавательных процессов младшего школьника.

 Проведение диагностики"Изучение уровня логического мышления".

1 часть.

Индивидуальные консультации для педагогов .

Занятия с одаренными детьми.

Индивидуальная работа с детьми.

Составление тематических классных часов в помощь учителю

"Развитие познавательных процессов младшего школьника"

Индивидуальные консультации для родителей и педагогов

Ноябрь

Подготовка и изучение диагностик по изучению уровня внимания..

Составление плана  к мероприятию ЗОЖ.

Проведение диагностики

 " Внимание"

 Проведение классного часа "Здоровый образ жизни"

 для 4 классов.

Предоставление педагогам информации по исследованию уровня логического мышления.

Индивидуальные консультации для педагогов.

Индивидуальные  занятия с учащимися.

Занятия с одаренными детьми.

Участие в месячнике "Здоровый образ жизни".
Беседы, классные часы по теме "Здоровый образ жизни" (в помощь учителю).

Индивидуальные консультации для родителей и педагогов

Декабрь

Подготовка материала для изучения познавательных процессов младшего школьника.

(одаренные дети)

  Изучение познавательных процессов .

 4 класс

( одаренные дети)

Индивидуальные консультации для педагогов.

Предоставление педагогам информации по исследованию уровня развития познавательных процессов - логическое мышление одаренных  учащихся.

Предоставление информации педагогам по уровню внимания.

Занятия с одаренными детьми.

Индивидуальная работа с детьми

Составление тематических классных часов в помощь учителю

"Развитие познавательных процессов".

Индивидуальные консультации для родителей и педагогов

Январь

Подготовка и изучение диагностики Филлипса "Диагностика уровня школьной тревожности"

Подготовка материала.

Диагностика Филлипса "Уровень школьной тревожности"

(по требованию педагогов).

Индивидуальные консультации для педагогов.

Работа с академически одаренными учащимися .

Индивидуальная работа с детьми.

Составление тематических классных часов в помощь учителю

"Как преодолеть школьную тревожность"

Индивидуальные консультации для родителей и педагогов.

Февраль

Подготовка и изучение диагностики  ГИТ

М.К. Акимовой.

Начало обследования.

Диагностика

по методике М.К.Акимовой ГИТ.

4- Б, 4 - Е, 4 - А.

Диагностика Филлипса "Уровень школьной тревожности."

Индивидуальные консультации для педагогов.

Предоставление педагогам информации по исследованию уровня школьной тревожности

( по требованию педагогов).

Работа с академически одаренными учащимися .

Индивидуальная работа с детьми

Проведение "Недели психологии".

Составление тематических классных часов в помощь учителю на различные темы по запросу.

Индивидуальные консультации для родителей и педагогов

Март

Подготовка материала для дальнейшего обследования по ГИТ.

Продолжение работы.

Диагностика

по методике М.К.Акимовой ГИТ.

4- Б, 4 - Е, 4 - А.

Индивидуальные консультации для педагогов и родителей.

Работа с академически одаренными учащимися .

Индивидуальная работа с детьми

 Выступления на родительских собраниях по требованию педагогов.

Индивидуальные консультации для родителей и педагогов

Апрель

 Проведение анкетирования учащихся "Переход в среднее звено"

Определение уровня обучаемости.

Проведение анкетирования среди учащихся.

Индивидуальные консультации для родителей и педагогов.

Индивидуальные занятия по психологической подготовке к ГИА  в 4 классах.

Проведение недели "В помощь родителям и педагогам в формировании профильных классов"

"Переход в среднее звено".

Предоставление информации по требованию.

Индивидуальные консультации для родителей и педагогов

Май

Анализ работы педагога -0психолога. (годовой отчет)

Индивидуальные консультации для родителей. "Готовность к школьному обучению в среднем звене".

Индивидуальные занятия с детьми.

Рекомендации для родителей и учителей.

Индивидуальные консультации для родителей и педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание творческой среды для педагогического сопровождения одаренных учащихся

статья об инновационной деятельности учителя-словесника...

Программа психологического сопровождения учащихся « Группы риска».

Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка с ОВЗ, выявление путей и способов их профилактики и коррекц...

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА "Психологическое сопровождение детей с ограниченными видами здоровья в инклюзивном образовании".

Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое и...

Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения младших школьников

Работа в малой группе: аспекты психологического сопровождения младших школьников...

Программа психолого-педагогического сопровождения «Талантливые дети»

Программа психолого-педагогического сопровождения «Талантливые дети»...

психолого- педагогическое сопровождение талантливых детей

В презентации представлен опыт работы с талантливыми детьми...