Главные вкладки

    Программа психологического сопровождения учащихся « Группы риска».
    методическая разработка по теме

    Светлана Ивановна Богатырева

    Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка с ОВЗ, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gruppa_riska.docx128 КБ

    Предварительный просмотр:

    Суворовская специальная ( коррекционная) общеобразовательная

     школа – интернат VIII вида.

                   Принято         

    Решением педагогического

                  совета

    Протокол  № ________

    от «   » _____ 201  года.

                  Согласовано

    Заместитель директора по УВР

    _______________ Л.Е Костикова

    от «   » _____ 201  года

                Утверждаю

                Директор

    _____________ Е.А. Губанова

    от «   » _____ 201   года.

    Программа психологического сопровождения учащихся

     « Группы риска».

    Срок реализации в течении учебного года.

                               Автор-составитель : педагог – психолог  Богатырева С.И

                                                               

                                             г.Суворов 2013год.

    Пояснительная записка

    Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

    Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

    Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» - говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.

    В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

    Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.

    Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение.

    Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.

    Все вышесказанное подтверждает  актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке «трудных» подростков.

    О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (список литературы представлен в приложении). Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующих традиционные и нетрадиционные методы в работе с детьми.  

    Тем не менее, непосредственная практическая работа в специальном коррекционном образовательном учреждении с «трудными» подростками выявила необходимость в разработке программы, на которую педагоги-психологи могли бы опираться в своей практической деятельности. В практической направленности настоящей программы заключается ее актуальность и новизна.

    Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка с ОВЗ, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка.

    Целью настоящей программы является:

    Оказание психологической помощи «трудным» подросткам. Профилактика отклонений в поведении детей с ОВЗ.

    Задачи:

    • ориентация психологической службы на углубление психолого-педагогического изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;
    • формирование доверия к окружающим через принятие себя;
    • устранение психологических барьеров на пути развития подростков;
    • расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций;
    • нормализация межличностных отношений;
    • профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение употребления среди учащихся ПАВ;
    • оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.

     

    Адресат: программа предназначена для помощи детям с ОВЗ  имеющих поведенческие нарушения.

    Программа реализуется по четвертям

    1 четверть Изучение индивидуальных особенностей подростков.

                        Диагностика личностного и интеллектуального развития.

    2 четверть: Индивидуальная работа.

                        Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание    

                        системы поддержки и формирование проекции на будущее.

                        Индивидуальная КРЗ. Формирование пробных групп на

                        групповое КРЗ.

    3 четверть: Групповая работа.

                        Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия

                        « Шаги навстречу»

                       Индивидуальная КРЗ

    4 четверть: Психодиагностический мониторинг

                        Анализ результатов работы. Отслеживание динамики

                        личностного роста.

    Основные этапы работы:

    1. Подготовительный этап:
    • изучение психолого-педагогической литературы;
    • поиск и выбор форм, методов и средств профилактики  дизадаптации.
    1. Диагностический этап:
    • наблюдение:
    • анкетирование;
    • опросы.
    1. Поиск и апробация форм, методов и средств профилактической работы:
    • Индивидуальные и групповые занятия.
    1. Аналитико-оценочный этап:
    • анкетирование;
    • опросы.

    Формы и методы работы:

    1. Индивидуальная работа:
    • диагностика;
    • консультирование.

    1.  Групповая работа:

    1.подвижные игры;

    2.упражнения в парах и малых группах;

    3.дискуссии;

    4.«мозговые штурмы»;

    5.ролевые игры;

    4.упражнения на самопознание;

    Структура  занятия( тренинга):

    • Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
    • Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
    • Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
    • Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

    Ритуал прощания.

    Методическое обеспечение:

    Эффективность занятий отслеживается на основе психодиагностических обследований. Примерный психодиагностический инструментарий включает в себя следующие методики:  

    • диагностика тревожности ( методика Спилберга, Филлипса);
    •  методика « Социометрия»;
    • диагностика мотивации М. Р. ГИНЗБУРГА;Лусканова;
    • методика изучения самооценки (Т.В Дембо ;С.Я Рубинштейн).
    • межличностных отношений (Методика Рене Жиля);
    • исследование агрессии по методике Б.Дарки

     Методический комплекс включает следующие: магнитофон, диски, методические материалы для игр и упражнений, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры,  гуашь, кисти.

    Время, необходимое для реализации данной подпрограммы:   месяца, занятия  проводятся  систематически  и планомерно  один раз в неделю, продолжительностью  30  минут.

    Психокоррекционная подпрограмма состоит из двух блоков:

    Блок  1 «Коррекционно – развивающие занятия:

    Первоначально занятие строится на Психологической разминки. Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях. Основное содержание занятий варьируется в зависимости от цели занятия. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении и доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

    • Блок 2  « Просветительская, профилактическая  работа.»: 

    Блок представляет собой просветительскую, профилактическую работу с родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам детско-родительских отношений, а также психологические тренинги. Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителям и воспитателем  по вопросам  данного направления программы .  

    Ожидаемые  результаты: 

    •  эффективного решения проблем, возникающих у детей с ОВЗ в обучении, общении и психическом состоянии;
    •  доверия к окружающим через принятие себя;
    • улучшение коммуникаций в общении;
    • нормализация межличностных отношений;
    • снижения риска употребления ПАВ;

    Работа по данной программе, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса дает положительные результаты: у подростка восстанавливается доверие к миру, снимается тревожность, напряженность, представляется возможность осознать собственные проблемы и улучшается процесс школьной и социальной адаптации.

    Календарно тематическое планирование  по групповой рабате с подростками группы « Риск». 2-5 класс

    « Шаги на встречу ».

    П. №

    Дата

    План.             Факт.

    Тема

    Количество часов

    1

    Поведение

    1

    2-3

    Я- свободен

    1

    4-5

    Последствие свободы

    1

    6

    Точка

    1

                                               Итого:                             6 часа

    Календарно тематическое планирование  по групповой рабате с подростками группы « Риск». 6-9 класс

    « Шаги на встречу 2».

    П. №

    Дата

    План.             Факт.

    Тема

    Количество часов

    1

    Я-это я

    1

    2

    Самоуважение

    1

    3

    Сквернословие

    1

    4

    Принятие решений

    1

    5

    Влияние окружающих ситуаций

       6

    Факторы, разрушающие здоровье

    7

    Курение

    1

    8-10

    Алкоголь

    1

    11-12

    Наркотики

                                               Итого:                             12 часа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО

    В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...

    Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

    Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

    Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с задержкой психического развития

    Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса  с задержкой психического развития  (вариант 7.1) с учетом рекомендаций Ц...

    Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с тяжелым нарушением речи

    Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с тяжелыми нарушениями речи  (вариант 5.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК...

    Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с НОДА

    Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата   (вариант 6.1) с учетом реком...