Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с НОДА
рабочая программа (1 класс) на тему

Тверитинова Татьяна Александровна

Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата   (вариант 6.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГерб Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №2051»

Юридический адрес: 111674,  г. Москва,  проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ)

разработана для обучающегося школьного возраста

с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1),

с учетом рекомендаций ЦПМПК

для ученика 2 класса

Программу составил

педагог-психолог

Тверитинова Т.А.

                                                                                     

Программу реализовывает

педагог-психолог

Тверитинова Т.А.

Москва,  2018-2019 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

Стр.

  1. Актуальность……………………………………………………

3

  1. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения..

3-4

  1. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения………………………………………………………………

4

  1. Характерные особенности психического развития ребенка с нарушениями ОДА

1.4.1 Общие особенности развития ребенка с нарушениями ОДА.

1.4.2. Индивидуальные особенности развития…………………….

4-6

6

  1. Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения………………………………………………………………

6-7

  1. Планируемые результаты освоения программы……………

7

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Диагностическое направление……………………………….

8

  1. Коррекционно-развивающее направление………………….

8

  1. Описание особенностей взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: психологическое консультирование, психологическое просвещение и профилактика….

8-9

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание внешних условий, материала и оборудования, используемого на занятиях………………………………………

10

  1. Программно-методическое обеспечение…………………….

11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Учебно-тематическое планирование……………..

12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы………………………………………………………

13-26

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Актуальность

Одной из актуальных задач в теории и практике специальной педагогики и психологии  является психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Нарушение функций опорно-двигательного аппарата у детей является серьезным заболеванием, которое встречается довольно часто. Диапазон степени двигательных нарушений очень широкий. Данные нарушения могут носить как врождённый, так и приобретённый характер. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

1.Заболевания нервной системы.

2.Врождённая патология опорно-двигательного аппарата.

3.Приобретённые заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.

У детей с нарушениями ОДА ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%).

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого - педагогической и логопедической коррекции.

Все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

Цель: создание комплексной системы психолого-педагогических  условий, способствующих личностному росту и успешной адаптации детей c нарушениями ОДА.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  1. Систематическое отслеживание психологического и психолого - педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития.
  2. Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития ребенка в социуме.
  3. Систематическая психологическая помощь родителям ребенка и его близкому окружению.
  4. Систематическая психологическая помощь ребенку в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки.
  5. Организация жизнедеятельности ребенка в  социуме с учетом его психических и физических возможностей

Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является организация жизнедеятельности ребенка в социуме путем создания социально-психологических условий для гармоничного психического развития. Следует выделить общие и специальные задачи для создания социально-психологических условий гармонизации личности школьника с ОВЗ.

Общие задачи:

1. Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка, а именно активности и самостоятельности.

2. Формирование у детей  чувства психологической защищенности.

3. Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его индивидуальности.

4. Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.

Специальные задачи  (сформулированы в соответствии с рекомендациями ЦПМПК):

  1. Развитие познавательной и учебной мотивации.
  2. Развитие и коррекция компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.
  3. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений.
  4. Помощь в адаптации к условиям школьной среды.

1.3. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения

Существует насколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими нарушениями ОДА:

  1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.

Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при нарушениях ОДА  в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности.

3. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психического развития.

4. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

1.4.Характерные особенности психического развития ребенка с нарушениями ОДА

1.4.1. Общие особенности развития ребенка с нарушением ОДА

Структура нарушений познавательной деятельности детей с нарушениями ОДА имеет ряд специфических особенностей.

К ним относятся:

 - неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;

- выраженность астенических проявлений;

- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

- отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем;

- искаженное восприятие предметов и явлений окружающей действительности;

- недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора;

- недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия;

- недостаточность кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности;

-  выражены нарушения схемы тела: значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела, затруднена дифференциация правой и левой стороны тела;

- нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое — собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала);

- характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов;

- отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти

- большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов;

- низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность;

- расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим;

- отмечаются нарушения личностного развития. Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. У детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

Таким образом, психическое развитие ребенка с нарушением опорно- двигательного аппарата характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

1.4.2. Индивидуальные особенности развития _______________(имя удалено)

На основании проведенного наблюдения и анализа результатов деятельности на уроках и в свободной деятельности можно отметить следующее: школьный материал _______ усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи педагогов.  Умеет осуществлять действие по образцу и заданному правилу,  но не всегда сохраняет заданную цель и видит указанную ошибку,  умеет исправлять ошибку по указанию взрослого, но не контролирует свою деятельность по результату. Испытывает трудности понимания сложных, многоступенчатых инструкций. Темп деятельности низкий.

 Для _______ характерны замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания (возможна на короткий срок).

У ____________  низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов, произвольное внимание не сформировано, внимание недостаточно устойчивое, организующая помощь эффективна, объем и устойчивость слухоречевой памяти не соответствует возрастной норме, зрительная память соответствует среднему уровню развития, объем механической и смысловой памяти снижен,   знания пространственно-временных отношений сформированы недостаточно. _________ осуществляет простейшие классификации, простейшие причинно-следственные связи устанавливает не всегда. Умеет оперировать образами предметов, способен относить предметы  к определенному классу понятий. Запас общих представлений соответствует возрастной норме.

________________ в контакт ступает легко, но он носит формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный).  Приёмами и навыками эффективного межличностного бесконфликтного общения со сверстниками владеет, но инициативы в установлении контактов не проявляет.

Дистанционные отношения взрослый – ребенок знает, но не всегда выполняет.

1.5. Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения

  • постановка практических и познавательных задач;
  • целенаправленные действия с дидактическим материалом;
  • наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);
  • подражательные упражнения;
  • дидактические игры;
  • создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
  • обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
  • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
  • речевая инструкция, беседа, описание предмета;
  • указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
  • вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
  • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

1.6. Планируемые результаты освоения программы

Результатом психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата считается освоение жизненно значимых компетенций:

  • овладение навыками коммуникации: умение общаться и выстраивать совместную деятельность с другими;
  • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
  • адекватная мотивация деятельности;
  • адекватное отношение к себе и другим;
  • развитая рефлексия;
  • эмоциональная устойчивость;
  • сформированность навыков:
  • уверенного поведения;
  • совместной (коллективной) деятельности;
  • самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • самоподдержки;
  • адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Диагностическое направление

Цель: Психологическое обследование на предмет изучения уровня актуального развития, психологического статуса,  ведущих мотивов деятельности.

Содержание:

  • Педагогическое наблюдение.
  • С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используется комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И., а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.
  • С целью диагностики эмоционально-личностного развития используются проективные методики «Карта чувств», «Лесенка», «Рисунок семьи», тест Тэммл-Дорки-Амен.
  • С целью диагностики мотивационной готовности к обучению методика Д.В. Солдатова «Мотивационные предпочтения», тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера.

Диагностическое направление реализуется в течение учебного года.

2.2. Коррекционно-развивающее направление.

Задачи:

  1. Помощь в адаптации к условиям школьной среды.
  2. Развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.
  3. Развитие познавательной и учебной мотивации.
  4. Развитие самостоятельности и самоорганизации.
  5. Развитие пространственно-временных представлений.

Перспективное планирование представлено в Приложении 1.

Форма работы: индивидуальные коррекционные занятия. Занятия проводятся в течение триместров 2 раза в неделю продолжительностью 35-45 минут.

Контроль за результативностью коррекционно-развивающей работы, отслеживание динамики развития обучающегося с ОВЗ проводится 2 раза в год по итогам 1,2 триместра и в конце года.

2.3. Описание особенностей взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: психологическое консультирование, психологическое просвещение и профилактика

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей таких детей.

Взаимодействие с семьей.

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком, особенно если он по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития.

Основные направления в работе с семьёй представляются следующими:

  • гармонизация семейных взаимоотношений;
  • установление правильных детско-родительских отношений;
  • помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических);
  • помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка;
  • обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т.п).

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание внешних условий, материала и оборудования, используемого на занятиях.

Занятия проводятся в кабинете психолога. В кабинете обеспечено свободное размещение и передвижение, у каждого ребенка есть возможность проявить себя, быть открытым, не бояться ошибок.

Материал и оборудование, используемое на занятиях:

  • Ноутбук  с лицензионным программным обеспечением;
  • Музыкальный центр;
  • Принтер;
  • Столы и стулья детские;
  • Доска;
  • Ковер;
  • Подушка в форме мягкой игрушки;
  • Два кресла;
  • Мягкие игрушки разных размеров;
  • Куклы большие и маленькие;
  • Цветные счетные палочки Кюизнера;
  • Игра «Волшебный         поясок»;
  • Игра «Тренируем память»
  • Карточки «Азбука настоения»
  • «Волшебный мешочек»;
  • Игра Танграм;
  • Карточки «Азбука развития эмоций ребенка»;
  • Игра «Игры на бумаге»;
  • Игра «Умные клеточки»;
  • Картинки с изображением людей в одежде, домашних и диких животных и птиц, мебели, транспорта, овощей, фруктов, деревьев, обуви, головных уборов, игрушек, цветов, деревьев, людей разного возраста и т.д.;
  • Разноцветные кружки и полосочки всех цветов радуги;
  • Клубочки;
  • Зеркало (1 шт.);
  • Маски и картинки с различным эмоциональным выражением;
  • Коробочка форм;
  • Ножницы, цветная бумага, акварельная бумага, альбомы для рисования, непроливайки, цветные и простые карандаши, пластилин, широкие кисти, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, клей, фломастеры;
  • Разноцветные флажки;
  • Счетные палочки;
  • Кубики Никитина;
  • Папка «Найди четвертый», «Найди такое же», «Найди заплатку», «Найди девятый», «Найди слово», «Найди картинку», «Найди отличия», «Найди и отметь», «Аналогии»;
  • Игра «Волшебные ладошки»;
  • Игра «Волшебный цветок».

3.2.Программно-методическое обеспечение

  1. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю.. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). М., 2007.
  2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Спб. Речь, 2008.
  3. Мамайчук И. И Шипицина Л. М. Психология детей с нарушением опорно - двигательного аппарата. М. Владос, 2004.
  4. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.. Просвещение, 1983.
  5. Микляева А. В. Румянцева П. В. Школьная тревожность: Диагностика, профилактика, коррекция. Спб. Речь , 2006.
  6. Опеределяю время. Книжка с наклейками. 2-е издание.-М: Школьная Пресса, 2010.
  7. Семаго Н.Я. Формирование пространственных и элементарных математических представлений: Демонстрационный материал. М.: Айрис-Пресс, 2005. 
  8. Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела: Демонстрационный материал. М.: Айрис-Пресс, 2005.
  9. Семаго H. Я., Семаго M. M. Технология оценки сформированности базовых, составляющих психического развития / Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. М.: Изд-во АПРКиПРО РФ, 2000.
  10. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать?: В 4 т. М.: Генезис, 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Тема

Кол-во часов

1

Диагностическое изучение актуального уровня развития

4

2

Помощь в адаптации к условиям школьной среды

3

3

Развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Развитие познавательной и учебной мотивации.

19

4

Развитие пространственно-временных представлений

40

Всего

66

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

№ занятия

Тема

Задачи

Содержание

1

«Знакомство»

Помощь в адаптации к условиям школьной среды. Снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Знакомство»

Игра «Слушай внимательно»

Упражнение «Нарисуй имя»

Упражнение «Ласковое имя»

Упражнение «Говори»

Упражнение «Лучики солнышка»

2

Диагностика уровня развития

Изучение актуального уровня развития

Комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И., а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А. Проективные методики «Карта чувств», «Лесенка», «Рисунок семьи», тест Тэммл-Дорки-Амен,  методика Д.В. Солдатова «Мотивационные предпочтения», тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера.

3

Диагностика уровня развития

Изучение актуального уровня развития

4

«Мое лицо по вертикальной оси: «выше», «ниже», «между», «над», «под»»

Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела. Работа по формированию представлений о собственном лице.

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Дидактическое упражнение «Части тела», «Веснушки».

Упражнение «Дорисуй недостающие части лица

Игра «Танграм»

5

«Эмоциональный словарь»

Снижение уровня личностной тревожности. Формирование осознания собственных эмоций.

Снятие эмоционального напряжения

Игра «Путешествие на облаке»

Упражнение «Эмоциональный словарь»

Беседа о хорошем и плохом настроении»

Рисунок хорошего и плохого настроения.

Упражнение «Сон на берегу моря»

6

Определение пространственных направлений: правое - левое, направо - налево, справа - слева

Обогащение практического, чувственного опыта детей;                                формирование умения определять пространственные направления правое - левое, направо - налево, справа - слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Игра «Найди свое сердце»

Игра «Слушай и делай»

Упражнение «Топ, топ, топ»

Упражнение "Кто правильно назовет"

Упражнение «Разложи мячи»

Игра танграм

7

Определение пространственных направлений: правое - левое, направо - налево, справа - слева

Обогащение практического, чувственного опыта детей;                                формирование умения определять пространственные направления правое - левое, направо - налево, справа - слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Игра «Куда пойдешь, что найдешь»

Игра «Что изменилось?»

Упражнение « Художники»

Упражнение "Кто правильно назовет"

Упражнение «Разложи игрушки»

Игра танграм

8

«Мое лицо по вертикальной оси: «выше», «ниже», «между», «над», «под»»

Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела. Работа по формированию представлений о собственном лице.

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Дидактическое упражнение «Части тела», «Веснушки».

Упражнение «Дорисуй недостающие части лица

Игра «Танграм»

9

«Давайте представим…»

Что изучает психология? Осознание своей индивидуальности. Процесс адаптации к школьному обучению.

1. Упражнение «Хорошее настроение»

2. Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Дыхательное упражнение « Звуки »

4. Игра «Веселая зарядка»

5. Рисование на тему «Я и школа»

6. Релаксация «Летняя ночь».

10

Формирование взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД».

Закрепление знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. Формирование представлений о сторонах тела (правая, левая).

Кинезелогическое упражнение «Колечко»

Дидактические упражнения «Лицо», «Найди пару».

Упражнение «Раскарась все, что ниже, выше, правее, левее….»

Игра «Танграм»

11

Формирование взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД».

Закрепление знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. Формирование представлений о сторонах тела (правая, левая).

Кинезелогическое упражнение «Колечко»

Упражнение «Новоселье»

Упражнение «Раскарась все, что ниже, выше, правее, левее….»

Упражнение «Найди магнит»

Игра «Танграм»

«Я - единственный на планете»

Внешний облик человека. Его особенности и манеры поведения.

Черты характера.

1. Релаксация «Планета»

2. Когнитивное упражнение «Послушать тишину»

3.Игра «Снежный ком»

4. Рисование на тему « Я счастлив, я доволен»

5. Релаксация «Ковер - самолет»

Взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД».

Научить ребенка учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей-либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях. Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Кинезелогическое упражнение «Колечко»

Дидактические упражнения «Покажи правильно»,  «Определи по следу».

Игра «Почта»

Упражнение «Найди предмет на рисунке»

Взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД».

Научить ребенка учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей-либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях. Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Кинезелогическое упражнение «Колечко»

Дидактические упражнения «Покажи правильно»,

 «Определи по следу».

Игра «Муха»

Упражнение "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь"

Игра Танграм

«Мои потребности и мои желания»

Знакомство со структурой человеческих потребностей. Основные отличия между потребностями и желаниями.

1.Сказка « Сундук царя»

2.Методика « Ценностные ориентации»

3.Упражнение на расслабление  «Песочный дождик»

Взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД».

Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела. Работа  по  формированию  взаимоотношения  объектов  с  точки зрения вертикальной оси.

Кинезелогическое упражнение «Колечко, змейка»

Упражнение «Зеркало»

Игра «Укрась ковер»

Игра «Поиск клада»

Взаимоотношений объектов с точки зрения вертикальной оси, введение параметров: «выше всего…», «ниже всего…», «выше, чем…», «ниже, чем…», введение предлогов: «НАД», «ПОД».

Развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела. Работа  по  формированию  взаимоотношения  объектов  с  точки зрения вертикальной оси.

Кинезелогическое упражнение «Колечко, змейка»

Упражнение "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь"

Игра «Укрась ковер»

Игра «Поиск клада»

Игра Танграм

«Как нужно общаться?»

Введение понятия « Дружба». Роль и место друзей в нашей жизни.

1. Упражнение « Ответить – не ответить»

2. Сказка о мальчике, который не умел играть.

3.Рисование на тему « Мой друг»

4. . Когнитивное упражнение « Послушать тишину»

Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной организации пространства. Введение параметров: «ближе к…», «дальше от …», введение предлогов: «ПЕРЕД» и «ЗА».

Закрепление знаний о месте расположения предметов в пространстве, используя предлоги «над», «под». Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной оси.

Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос»

Упражнение "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь"

Упражнение «В гости к другу»

Игра «Поиск клада»

Игра Танграм

Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной организации пространства. Введение параметров: «ближе к…», «дальше от …», введение предлогов: «ПЕРЕД» и «ЗА».

Закрепление знаний о месте расположения предметов в пространстве, используя предлоги «над», «под». Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной оси.

Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос»

Дидактическое упражнение с сюжетными картинками.

Игра «Танграм»

Упражнение «НА, НАД, ПОД» 

Моя дружная семья

Роль семьи в жизни человека. Взаимопонимание между членами семьи.

Общение со взрослыми.

1. Релаксация « Кораблик»

2.Упражнение « Раздумье»

3. Когнитивное упражнение « Чаша доброты»

4.Рисование на тему « Моя семья»

5.Упражнение «Я не знал»

Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной организации пространства. Введение параметров: «ближе к…», «дальше от …», введение предлогов: «ПЕРЕД» и «ЗА».

Научить ребенка при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами. Закрепление знания о месте расположения предметов в пространстве, используя предлоги «перед», «за».    

Кинезиологическое упражнение «Камень, ножницы, бумага»

Дидактическое упражнение «Автогонки».

Упражнение с  сюжетными картинками.

Игра «Зоопарк»

Упражнение «Поиск»

Игра «Танграм»

Работа по формированию взаимоотношения объектов с точки зрения горизонтальной организации пространства. Введение параметров: «ближе к…», «дальше от …», введение предлогов: «ПЕРЕД» и «ЗА».

Научить ребенка при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами. Закрепление знания о месте расположения предметов в пространстве, используя предлоги «перед», «за».    

Кинезиологическое упражнение «Камень, ножницы, бумага»

Игра «Театр»

Упражнение с  сюжетными картинками.

Игра «Зоопарк»

Упражнение «Поиск»

Игра «Танграм»

В мире наших имен

Введение понятия «характер». Положительные и отрицательные стороны характера.

1.Упражнение «Паровозик имен»

2. Сказка о чудесной сказочной стране Имен

3. Игра «Паутинка имен»

4. Рисование на тему: «Мое имя»

5. Дыхательное упражнение «Песочный ветер»

6. Релаксация «Летняя ночь».

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза

Развитие пространственных представлений; ориентировка относительно сторон «право», «лево», «вверх», «вниз». Развитие навыка ориентировки в пространстве, закрепление навыка работы по схеме, закрепление ориентировки в сторонах лево, право.

Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос»

Дидактическое упражнение  «Фигуры высшего пилотажа». Упражнение по рисунку-схеме комнаты.

Упражнение «Найди про адресу»

Упражнение «Нарисуй узор»

Игра Танграм

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза

Развитие пространственных представлений; ориентировка относительно сторон «право», «лево», «вверх», «вниз». Развитие навыка ориентировки в пространстве, закрепление навыка работы по схеме, закрепление ориентировки в сторонах лево, право.

Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос»

Дидактическое упражнение  «Лабиринты».

Упражнение по рисунку-схеме комнаты.

Упражнение «Найди про адресу»

Упражнение «Нарисуй узор»

Игра Танграм

Познай себя сам

Как управлять своим поведением?

Моя речь и поступки. Умение слушать.

1. Ритуал входа в сказку

2. Упражнение « Встреча с Зеркальным Оракулом».

3. Упражнение « Рисование в зеркалах»

4.Игра « Зеркало»

5. Подвижная игра с правилами « Лисонька, где ты?»

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза

Закрепление ориентировки «лево-право» на листе бумаги. Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.

Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос»

Дидактическое упражнение «Путешествуем на листе». «Проведи линию».

Упражнение «Найди путь»

Игра «Найди клад»

Игра Танграм

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза

Закрепление ориентировки «лево-право» на листе бумаги. Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.

Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос»

Дидактическое упражнение «В поисках клада».

Упражнение «Новоселье»

Упражнение «Найди путь»

Игра «Найди клад»

Игра Танграм

«Мальчики и девочки: два мира»

Активизировать представления о собственном мире и познакомиться с противоположным миром; формировать уважительное представление к противоположному полу. Прояснить стереотипы мужского и женского поведения; помочь детям сформировать собственные взгляды на половые различия

1.Игра «Такие разные игрушки»

2.Рассказ Ю. Яковлева «Колючка»

3.Дыхательное упражнение «Песочный ветер»

4.Релаксация «Цветок доброты»

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза

Усвоение понятий «левая сторона листа – правая сторона листа». Формирование пространственных представлений, закрепление навыка ориентировки в пространстве относительно верха, низа листа, сторон лево, право; развитие слухового внимания.

Кинезиологическое упражнение «Замок»

Дидактическое упражнение «Раскрась, как я скажу»

Игра «Найди  предмет в комнате»

Упражнение «Догадайся, что на рисунке»

Игра Танграм

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза

Усвоение понятий «левая сторона листа – правая сторона листа». Формирование пространственных представлений, закрепление навыка ориентировки в пространстве относительно верха, низа листа, сторон лево, право; развитие слухового внимания.

Кинезиологическое упражнение «Замок»

Дидактическое упражнение «Раскрась, как я скажу»

Игра «Горячо-холодно»

Упражнение «Догадайся, что на рисунке»

Игра Танграм

Я- сегодня, я – завтра

Развитие положительного образа будущего на основе обобщения пройденного материала. Мои ресурсы.

1.Рисунки «Я такой, какой есть», « Я такой, каким хотел бы быть»;

2.Упражнение «Скажи комплимент»;

3. Игра «Я бросаю тебе мяч»

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза

Формирование пространственных представлений, закрепление

навыка ориентировки в пространстве относительно верха, низа листа, сторон лево, право; развитие слухового внимания. Развитие пространственного анализа и синтеза.

Кинезиологическое упражнение «Кольцо, цыпочка»

Дидактическое упражнение «Динозаврик».  

Упражнение с кубиками Никитина.

Упражнение «Найди правую и левую варежки, правый и левый ботинок»

Игра Танграм

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза

Формирование пространственных представлений, закрепление

навыка ориентировки в пространстве относительно верха, низа листа, сторон лево, право; развитие слухового внимания. Развитие пространственного анализа и синтеза.

Кинезиологическое упражнение «Кольцо, цыпочка»

Упражнение с кубиками Никитина.

Упражнение «Колокольчик»

Игра «Что изменилось?»

Игра Танграм

«В стране фантазий»

Знакомство детей с основными эмоциями: радость, гнев, страх, грусть, удивление; с чувствами « добро» и « зло».

1. Создание страны Фантазия ( групповой коллаж)

2.Сказка об ужасном «Ничто». Встреча с черепахой Морлой.

3. Упражнение «Невероятное существо»

4. Упражнение «Тень»

5. Релаксация «Облако»

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза

Развитие пространственного анализа и синтеза. Закрепление в речи употребление слов «правее», «левее», обозначающих месторасположение предметов.

Кинезиологическое упражнение «Кольцо, цыпочка»

Дидактическое упражнение «Картинка сломалась»

Игра «Горячо – холодно»

Упражнение «Догадайся, что на рисунке»

Игра Танграм

Анализ взаимоотношения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности». Введение параметров: «слева», «справа», «левее», «правее», «слева от …», «справа от …», «левее, чем», «правее, чем». Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Развитие пространственного анализа и синтеза

Развитие пространственного анализа и синтеза. Закрепление в речи употребление слов «правее», «левее», обозначающих месторасположение предметов.

Кинезиологическое упражнение «Кольцо, цыпочка»

Дидактическое упражнение «Магазин».

Игра «Горячо – холодно»

Упражнение «Догадайся, что на рисунке»

Игра Танграм

В мире эмоций

Мои эмоции. Чувства « полезные и « вредные»

1.Сказка « Необычный сон»

2.Коммуникативное упражнение « Скала»

3.Игра « Эмоциональный градусник»

3.Коммуникативное упражнение «Костер».

4. Релаксация «Чудесная ночь»

Формирование квазипространственных представлений. Овладение числовым рядом. Закрепление числового ряда.

Формирование  квазипространственных  представлений.  Овладение числовым рядом. Закрепление числового ряда. Закрепление числового ряда.

Кинезиологическое упражнение «Замок»

Дидактическое упражнение «Магазин»

Игра «Горячо – холодно»

Упражнение «Разложи по группам»

Упражнение «Назови самые непохожие фигуры»

Формирование квазипространственных представлений. Овладение числовым рядом. Закрепление числового ряда.

Формирование  квазипространственных  представлений.  Овладение числовым рядом. Закрепление числового ряда. Закрепление числового ряда.

Кинезиологическое упражнение «Замок»

Дидактическое упражнение  «Шифровка слова».

Игра «Горячо – холодно»

Упражнение «Разложи по группам»

Игра Танграм

Калейдоскоп эмоций и чувств

Мои эмоции и чувства

1. Приветствие «Смешинка»

2. Растяжка «Струночка»

3. Упражнение «Крокодил»

4.Упражнение «Радость и грусть»

5. Упражнение «Зеркало»

6. Медитация на песке

Анализ временного распорядка дня ребенка. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток

Научить и закрепить умение ориентироваться во времени суток, введение понятий «раньше», «позже».

Кинезиологическое упражнение «Замок»

Дидактическое упражнение «Распорядок дня».

Игра «Когда это бывает?»

Упражнение «Разложи по порядку»

Анализ временного распорядка дня ребенка. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток

Научить и закрепить умение ориентироваться во времени суток, введение понятий «раньше», «позже».

Кинезиологическое упражнение «Замок»

Дидактическое упражнение «Путаница».

Игра «Когда это бывает?»

Упражнение «Разложи по порядку»

«Сегодня я вот такой»

Знакомство с эмоцией гнева. Способы приемлемого поведения детей в ситуациях гнева.

1. Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура»

2 Игра «Поздоровайся гневно»

3. Игры: «Коврик злости», «Возьми себя в руки»

4. Рисование на тему: «Сегодня я вот такой».

5.Релаксация «Огонь и лед»

Анализ временного распорядка дня ребенка. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток

Научить и закрепить умение ориентироваться во времени суток, введение понятий «утро», «вечер», «день», «ночь».

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Игра «Найди лишнее слово»

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».

Игра «Путаница»

Упражнение «Назови пропущенное слово»

Упражнение «Разложи по порядку»

Анализ временного распорядка дня ребенка. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток

Научить и закрепить умение ориентироваться во времени суток, введение понятий «утро», «вечер», «день», «ночь».

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Игра «Найди лишнее слово»

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».

Игра «Путаница»

Упражнение «Разложи по порядку»

«Полет на северный полюс»

Знакомство с эмоцией радости. Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства.

1. Релаксация «Северный полюс»

2.Упражнение «Кривые зеркала»

3. Упражнение «Звездочеты».

4. Упражнение «Передай радость по кругу»»

5. Релаксация «Облако»

Анализ временного распорядка дня ребенка. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток

Научить и закрепить умение ориентироваться во времени, знакомство с понятиями «младенчество», «детство», «зрелость», «старость» и их

последовательность.

Игра «Найди лишнее слово»

Упражнение «Как я расту»

Дидактическое упражнение «Определи возраст человека».

Игра «Узнай по описанию»

Упражнение «Что сначала, что потом»

Анализ временного распорядка дня ребенка. Введение понятий: «раньше», «позже». Умение выделять существенные признаки каждого времени суток

Научить и закрепить умение ориентироваться во времени, знакомство с понятиями «младенчество», «детство», «зрелость», «старость» и их

последовательность.

Игра «Найди лишнее слово»

Игра с макетом «Суточный домик»

Игра «Узнай по описанию»

Упражнение «Разложи по порядку»

Упражнение «Когда это бывает?»

«Чудо - остров»

Знакомство с эмоцией грусти. Осознание смысла печали и ее ценности.

1. Сказка о чудо - острове.

2.Дыхательное упражнение «Игра с муравьем»

3.Упражнение «Когда мне грустно»»

4.Упражнение «Слушай команду

Знакомство и закрепление, анализ последовательности дней недели и месяцев.

Научить и закрепить умение ориентироваться  в последовательности дней в неделе, «места» каждого дня в неделе.

Упражнение «Запоминаем пары»

Дидактическое упражнение «Молчанка».

Упражнение «Найди по описанию»

Упражнение «Догадайся»

Упражнение «Закончи ряд»

Упражнение «Найди отгадку»

Язык прикосновений

Знакомство с эмоцией удивления. Развитие умения определять эмоциональное состояние других людей.

1.Упражнение «Приветствие»

2. Релаксация «Волшебная поляна»

3.Упражнение «Язык прикосновений»

4. Рисование на тему «Сказочная страна».

5.Упражнение «Хорошее настроение»

Знакомство и закрепление, анализ последовательности дней недели и месяцев.

Научить и закрепить умение ориентироваться в последовательности дней в неделе, «места» каждого дня в неделе.

Упражнение «Путаница»

Дидактическое упражнение

«Смена времен года».

Упражнение «Найди отгадку»

Упражнение «Найди ошибку»

Упражнение со спичками «Выложи узор по образцу»

Знакомство и закрепление, анализ последовательности дней недели и месяцев.

Научить и закрепить умение ориентироваться в последовательности дней в неделе, «места» каждого дня в неделе.

Упражнение «Путаница»

Дидактическое упражнение

«Что за чем и почему».

Упражнение «Найди отгадку»

Упражнение «Найди ошибку»

Что такое страх?

Знакомство детей с эмоцией страха. Способы преодоления страха

1.Релаксация «Заколдованная фигура»

2.Дыхательное упражнение «Звуки»

3. Упражнение «Тень»

4. Рисование на тему «Что меня тревожит?»

5. Телесное упражнение «Вездеход»

Анализ последовательности смены времен года. Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения

Научить устанавливать последовательность времен года. Закрепление понятий «раньше», «позже».

Дидактическое упражнение «Неделька».

Упражнение «Найди лишнее»

Упражнение «Правда ли?»

Упражнение «Укажи месяц»

Упражнение «Если…, то…»

Игра Танграм

Анализ последовательности смены времен года. Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения

Научить устанавливать последовательность времен года. Закрепление понятий «раньше», «позже».

Дидактическое упражнение «Неделька».

Упражнение «Найди лишнее»

Упражнение «Правда ли?»

Упражнение «Укажи месяц»

Упражнение «Если…, то…»

Игра Танграм

Добро и зло

Введение понятий «добро» и « зло».

1. Сказка о добре и зле.

2. Упражнение «Дракон кусает свой хвост»

3. Упражнение « Раздумье»

4. Упражнение «Чаша доброты»

5. Упражнение «Я не знал»

Анализ последовательности смены времен года. Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения

Научить определять время года, ориентируясь на существенные признаки.

Упражнение «Нелепицы»

Упражнение «Назови пропущенное слово»

Упражнение «Разложи по порядку»

Упражнение «Назови предметы каждого времени года»

Побеждаем все тревоги

Знакомство с методами быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения, регулирование процесса дыхания.

1. Релаксация «Пляж»

2. Упражнение «Шалтай – Болтай».

 3. Дыхательное упражнения: «Шарик», «Пускаем мыльные пузыри»,

 «Звуки»

 4. Упражнение «Лисонька, где ты?»

5. Релаксация «Облако».

Анализ последовательности смены времен года. Умение выделять существенные признаки сезонных изменений в природе, в мире людей и животном мире. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения

Научить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

Игра «Слушай внимательно»

Дидактическое упражнение    «Времена года»

Упражнение «Найди отличия»

Упражнение «Что раньше, что позже?»

«Счастье - творить добро»

Развитие чувства доброты, милосердия и толерантности

1. Релаксация «Ковер - самолет»

2.Сказка «Цветок кактуса»

3.Игра «Ладошка добрых слов»

4.Упражнение «Пожелай добра себе и всем»

5.Релаксация «Цветок доброты»

  1. 6

Знакомство с мерами времени (секунда, минута, час, сутки). Формирование представления о бытовом времени. Овладение определенной группой слов, словосочетаний («рано», «поздно», «вовремя», «давно»).

Формирование представлений о бытовом времени, овладение определенной группой слов, словосочетаний (рано, поздно, вовремя, давно и др.).

Наблюдение за часами.

Упражнение «Что можно сделать за…(секунду, минуту, час…)

Дидактическое упражнение «Что длится короче».

Упражнение «Определение времени по часам»

Диагностика уровня развития

Изучение актуального уровня развития

Комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И., а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А. Проективные методики «Карта чувств», «Лесенка», «Рисунок семьи», тест Тэммл-Дорки-Амен,  методика Д.В. Солдатова «Мотивационные предпочтения», тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера.

Диагностика уровня развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического сопровождения учащихся « Группы риска».

Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка с ОВЗ, выявление путей и способов их профилактики и коррекц...

Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с задержкой психического развития

Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса  с задержкой психического развития  (вариант 7.1) с учетом рекомендаций Ц...

Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с тяжелым нарушением речи

Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с тяжелыми нарушениями речи  (вариант 5.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК...

Рабочая программа психологического сопровождения детей с ЗПР

     Разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки ребенка. Навыки выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности; форми...

Программа психологического сопровождения детей с НОДА

Актуальность.  Главной отличительной чертой современного мира являются  высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем,применяемых не только на производ...