Психодиагностика интеллектуальной готовности к школьному обучению
учебно-методический материал по теме

Ершова Алла Вячеславовна

Для определения круга знаний и представителей ребенка 6-6,5 лет можно использовать "ориентировочный тест школьной зрелости".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihodiagnostika_intellektualnoy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Психодиагностика интеллектуальной готовности к школьному обучению

Для определения круга знаний и представителей ребенка 6-6,5 лет можно использовать "ориентировочный тест школьной зрелости".

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь - 0, неправильный ответ - 5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень ...?

Обедаем, мы едим суп, кашу и мясо - 0; ужинаем, спим и другие ошибки - 3.

3. Днем светло, а ночью ...?

Темно - 0, неправильный ответ - 4.

4. Небо голубое, а трава ...?

Зеленая - 0,  неправильный ответ - 4.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки - это что? Фрукты - 1,  неправильный ответ - 1.

6. Почему раньше, чем приедет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?

Чтобы не столкнуться с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд - 0, неправильный ответ - 1.

7. Что такое Москва, С.Петербург, Киев?

Города - 1, станции - 0, неправильный ответ - 1.

8. Который час? (Показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть и пять минут двенадцатого). Хорошо показано - 4, показаны только четверть, целый час - 3, не знает часов - 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это ..., маленькая овечка - это ...?

Щенок, ягненок - 4, только одно из двух - 0, неправильный ответ - 1.

10. Собака больше похода на курицу или на кошку? Чем? Что у них одинаково?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) - 0, на кошку (без приведения знаков подобия) - 1, на курицу - 3.

11. Почему у всех автомобилей есть тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановиться в случае опасности столкновения, вообще остановиться в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) - 1, одна причина - 0, неправильный ответ - 1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, или можно забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) - 3, одно подобие - 2, неправильный ответ - 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающие, или приведение двух общих признаков (по 4 ноги, хвост, шерсть, шкура, это звери, умеют лазить по деревьям) - 3, одно подобие - 2, неправильный ответ - 0.

14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали тут рядом на столе?

У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) - 3, винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, у винта гайка - 2, неправильный ответ - 0.

15. Футбол, прыжки в высоту, плавание - это ...?

Спорт (физкультура) - 3, игры (упражнения, гимнастика, состязание) - 2, неправильный ответ - 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортные средства, самолет или корабль - 4, только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом или, но только после объяснения, что транспортное средство - это то, на чем мы, ездим, передвигаемся - 2, неправильный ответ - 0.

17. Чем отличается старый от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может работать, как раньше, плохо видит, плохо слышит, чаще болеет, умрет раньше, чем молодой) - 4, одно или два различия - 2, неправильный ответ (у него палка и он курит и т.д.) - 0.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижными, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и т.д.) - 4, одна причина - 2, неправильный ответ - 0.

19. Почему это плохо (неправильно), когда кто-то уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что кто-то другой несет ущерб) - 4, он ленивый, он мало зарабатывает и не может ничего себе купить - 2, неправильный ответ - 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за перевозку (пересылку) письма - 5, тот другой должен был бы уплатить штраф - 2, неправильный ответ - 0.

Результат теста - это сумма баллов (+ и -), достигнутых по отдельным вопросам.

Классификация результатов:

24        и больше - высокий;

от        14 до 23 - средний;

от        0 до 13 - ниже среднего;

от        -1 до -10 - низкий;

11        и меньше - очень низкий.

Для детей 7 лет можно провести такой тест на осведомленность.

Тест на осведомленность (5 проб).

1. Месяц зимы ...

(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

2. В году ...

(24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.).

3. Отец старше своего сына ...

(часто, всегда, никогда, редко, иногда).

4. У дерева всегда есть ...

(листья, цветы, плоды, корень, тень).

5. Пассажирский транспорт ...

(комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).

Инструкция

Для первой пробы после первого прочтения:

"Какое слово больше подходит?"

При правильном ответе - 1 балл.

Если ответ ошибочный: "Неправильно, подумай еще".

При правильном ответе после второй попытки (перед второй попыткой диагност читает пробу еще раз) - 0,5 балла, при неправильном ответе со второй попытки - 0 баллов.  Аналогичным образом предъявляются и оцениваются остальные 4 пробы.

Определяя круг знаний и представлений ребенка об основных предметах и явлениях окружающего мира, можно провести беседу, в которую входили бы следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город, улица, на которой ты живешь?

5. Ты знаешь, конечно, дни недели? Назови их. Какой день перед вторником? Перед пятницей? (Хорошо, если за 15 секунд все дни недели названы правильно, на один вопрос из двух дополнительных ребенок ответил правильно).

6. Покажи правую руку, правое ухо, левый глаз и т.п.

7. Какое у нас сейчас время года? Какие ты знаешь еще времена года? Перечисли их. Какое время года бывает после весны? А после осени?

8. В какое время года на деревьях появляются листья? Опадают листья?

9. Какие ты знаешь цвета? Посмотри вокруг себя и назови цвет тех предметов, на которые я тебе покажу.

10. Что остается на земле после дождя?

11. Чем отличается день от ночи?

На основе анализа ответов ребенка выделяются низкий, средний и высокий уровни осведомленности, которые могут быть следующим образом соотнесены с баллами:

1 - 4 правильных ответов - низкий;

5 - 8 - средний;

9 - 10 - высокий уровень.

Примечание: ответ на первый вопрос не учитывается. Анализируя материалы по данному направлению, следует обратить внимание на следующие моменты:

- как быстро отвечал ребенок;

- степень его уверенности, сила голоса;

- какие области знаний усвоены ребенком лучше;

- какие ответы (односложные или многосложные) чаще использует ребенок;

- делает ли он попытки дополнить готовый односложный ответ и т.п. Если будет приведен не только количественный, но и качественный

анализ, то данные этих методик позволят определить:

- на что именно следует обратить внимание при дальнейшей работе с ребенком;

- какие именно условия учебной деятельности для него являются оптимальными;

- составить прогноз об успешности овладения знаниями по разным предметам и т.д.

В том случае, если данных для анализа по указанным выше линиям, по Вашему мнению, недостаточно, целесообразно по данному объекту диагностики провести еще одно обследование.

Словарный тест

Предназначен для того, чтобы выяснить запас имеющихся у ребенка понятий и определить, умеет ли он замечать существенные признаки.

Инструкция: "Скажи мне, что означают слова, которые я буду тебе называть. Так, велосипед. Что такое велосипед?"

Слова для предъявления: дом, мяч, кошка, снег, трамвай. Оценка:

высокий уровень - выделяет существенные признаки;

средний уровень - выделяет как существенные, так и несущественные признаки;

низкий уровень - выделяет несущественные признаки.

Библиография

Психодиагностическая работа в начальной школе. Ч. 1. Определение готовности к обучению в школе / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена; Авт.-сост. И.А.Архипова, А.А.Матвеева.- СПб.: Образование: АО "СВ-КОНСАЛТИНГ Лтд.", 1994.- 78 с.- Из содерж.: [Разд.] Интеллектуальная готовность, с.11-16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Работая в школе 23 года, я неоднократно сталкивалась с проблемой подготовки ребенка к школе. Перед поступлением ребенка в 1 класс .с октября месяца у нас в школе организованы подготовительные курсы дл...

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Данный тест поможет выявить пробелы у ребенка в интеллектуальном развитии, пройдя тест, будет понятно над чем необходимо поработать....

ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (индивидуальная форма)

Существанным показаителем интеллектуальной готовности детей к школьному обучению выступает спобсобностьб действовать "в уме". В методической разработке представлены задания для определения с...

Диагностика интеллектуальной готовности к школьному оубчению (индивидуальная форма)

Существенным условием успешного обучения в школе (первый класс) выступает развитие способности действовать "в уме", во внутреннем, мысленном плане. В методической разработке представлены зад...