Развивающее занятие для учащихся начальной школы
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Князева Марина Григорьевна

Психологическая развивающая работа на этапе адаптации первоклассников очень значима.

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т.д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают  стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. 

Сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению в школе, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолеть период адаптации к школе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyazeva_m.g._plan-konspekt_zanyatiya.docx127.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие для учащихся начальной школы

                                                           

Цель: оказание помощи обучающимся в освоении учебной деятельности, как в период адаптации, так и на протяжении всего обучения в начальной школе через создание социально-психологических условий.

Задачи:

- развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;

- развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;

- формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Контингент участников: дети 7-8 лет

Количество участников: занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Условия проведения: парты или столы для письменных работ в тетрадях.

Продолжительность: 45 минут (один раз в неделю)

Необходимые материалы: ручки, карандаши или мелки, тетради, бланки для индивидуальной работы, стимульный материал.

Критерии эффективности:

- итоги сравнительного анализа первичного и итогового обследования,

- результаты выполнения серии контрольных заданий,

- показатели успеваемости ребенка в школе,

- оценка родителей ребенка успешности преодоления имеющихся у него трудностей (анкетирование родителей, собеседование). 

В данной работе представлено одно из развивающих занятий для обучающихся первых классов.

                              Вводная часть.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы начнем наше занятие с упражнения на координацию.

Упражнение №1. «Лезгинка».

Цель:  развитие мелкой моторики.

Инструкция: Ребята, повторяйте за мной. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно поменяйте правую и левую руки местами в течении 6-8 раз.

Основная часть.

Упражнение №2. «Раскрась по маршруту». (Приложение № 1)

Цель: тренировка произвольного внимания, пространственная ориентация.

Инструкция:  Ребята, посмотрите, на ваших листочках нарисованы ряды фигур. Вам нужно будет по моей команде закрашивать некоторые из них. Будьте внимательны, повторяю один раз.

        Например: закрасьте во втором ряду первую фигуру.

Упражнение №3 «Чип-чип-чепуха». 

Цель: развитие внимательности, чувствительности к слову и речи, понятливости и наблюдательности.

Инструкция: Сейчас я буду читать стихотворения. Пожалуйста, внимательно слушайте и исправляйте ошибки, которые допустил автор.

Волны ходят на просторе
День и ночь в открытом ГОРЕ.

Беги быстрее, зайка, —
Спешит по следу ГАЙКА.

Чтобы выросли листочки,
На ветвях набухли БОЧКИ.

Родник из-под камня весело бьет.
Птичка на дереве гнездышко ПЬЕТ.

Свет дневной уходит прочь.
На поля спустилась ДОЧЬ.

Пчелка сок цветочный пьет,
Из него готовит ЛЁД.

Упражнение № 4. «Рисование двумя руками». (Приложение № 2)

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Инструкция: Перед вами на листах нарисованы несколько дорожек. Вам нужно провести по ним линию. Не отрывая карандаш от бумаги так, чтобы не нарушить границ дорожек. Возьмите карандаш в правую руку (для левшей тоже) и в первом бланке проведите линии по дорожкам правой рукой, соблюдая все правила.

Теперь возьмите карандаш в левую руку и проведите линии  по первой дорожке левой рукой, соблюдая все правила.

Упражнение № 5. «Запрещенное движение»

Цель: развитие внимания и самоконтроля, наблюдательности, соматопространственной координации..

Инструкция:

Сейчас мы поиграем в игру «Запрещенное движение». Я буду показывать разные физические движения, вы должны точно их повторить, но какое-то одно движение – я его позже покажу, – повторять за мной будет запрещено. Например, нельзя будет повторять движение «руки вверх». Будем играть на выбывание: кто ошибается – выбывает из игры. Сейчас давайте попробуем. Станьте удобно, чтобы не мешать друг другу. Нельзя поднимать руки вверх. Все запомнили? Начали.

Упражнение № 4. «Диковинный зверь» (Приложение № 3)

Цель: развитие внимания, способности к умозаключениям.

Инструкция:

Недавно, одна научная экспедиция посетила только что открытый остров. Она обнаружила там диковинных зверей. Ученые сфотографировали их, а потом для более подробного изучения сделали снимки отдельных частей животных. Но, когда, вернувшись из экспедиции, ученые стали рассматривать снимки, оказалось, что они перепутались. И некоторые фото не имеют никакого отношения к диковинным зверям.  И тогда они обратились к нам за помощью. Помогите ученым, сравните рисунки зверя с рисунками его отдельных частей и определите какие из них подходят, а какие нет.

Упражнение №   «Порхание бабочки».

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Инструкция:

Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

                                                                                  Приложение № 1.

                                                                                              Приложение № 2.

Правой рукой

Левой рукой.

                                                                                       Приложение № 3.

C:\Users\Марина\Desktop\ris4.gif

Список литературы:

  1. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. «Развиваю внимание». СПб.:  Питер, 2000
  2. Глазунов Д.А. «Психология. Развивающие занятия. 1 класс. М.:  Глобус. 2008
  3. http://www.trepsy.net/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по островам настроения (развивающее занятие для учащихся начальной школы):

Цели урока: 1.Способствовать осознаниею собственных эмоций и чувств.2.Способствовать осмыслению своей модели поведения в различных ситуациях...

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей начальной школы, обучающихся по программе VIII вида 2 вариант.

Данная программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведени...

Коррекционно - развивающее занятие для учащихся начальной школы "Развитие внимания и памяти".

Подробный конспект коррекционно - развивающего занятия для детей начального школьного возраста по развитию основных функций внимания и памяти. Может использоваться в работе учителем - дефектологом, пе...

Развивающее обучение для учащихся начальной школы

Одна их целей развивающего обучения-формирование  мышления учащихся младших классов.Я предлагаю данное обучение через игру, дидактическую игру на уроках математики в 1, 2 классах....

Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы

Методическое пособие по русскому языку "Интеллектуальный бой по русскому языку" предназначено  для обучающихся начальной школы. Это -  комбинирование игровых технологий и технологи...