Статья "Хочу быть успешным"
статья на тему

Чуб Ольга Николаевна

Статья об условиях развития желания ребенка быть успешным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeshnost_uchenika.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Успешность младшего школьника

Со времен  Я. А. Коменского, который поставил великую задачу создать педагогику, дающую гарантию успеха, продолжается творческий поиск педагогов в этом направлении. В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного воспитания и обучения. Среди них: ситуация авансирования доверием (А.С.Макаренко), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин), творчества (В.А. Караковский), ситуации успеха (А.С.Белкин, Б.С.Волков, Н.Е. Щуркова).

В словаре русского языка  С.И.Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественной деятельности. Успешность можно назвать одним из социальных  параметров личности, своеобразным индикатором социального статуса человека.

Для начальной ступени образования на современном этапе об успешности воспитания и обучения необходимо и важно  говорить как о некотором достижении ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, сверстников).

 Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.

Целью настоящей публикации является поиск ответа на вопрос: каковы социально- педагогические аспекты и факторы  успешности обучения и воспитания младших школьников.

Неоспоримо, что начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл. По мнению психологов и физиологов, возраст 6-10 лет является самым благоприятным периодом для обучения и воспитания ребенка. Поэтому в этом возрасте необходимо максимально раскрыть потенциал ребенка, с высокой степенью вероятности оценить его возможности достижения успехов, а также определить вероятные причины неудач и наметить пути и способы их преодоления.

Сейчас очевидно, что начальная школа должна реализовать следующие приоритетные цели:

  • Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
  • Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
  • Формировать готовность к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Исходя из приоритетных целей, в школьной практике для учителя  очень важны способности ребенка, которые проявляются в учебной деятельности и определяют особую характеристику личности – уровень умственного развития. По утверждению психологов, в уровне умственного развития следует различать:

  • обучаемость и обученность;
  • общие и специальные умственные способности.

Обучаемость (по О.А.Яшновой)  определяет возможность ребенка достигать в более короткие сроки высокого уровня и качества знаний, и умений.

Обученность (по О.А.Яшновой) включает весь объем усвоенных знаний, умений и навыков, определяет культурный уровень, кругозор, эрудированность и зависит от прошлого опыта обучения и от социальных условий, в которых протекает его жизнедеятельность.

Обучаемость  и обученность взаимосвязаны и развиваются чаще всего параллельно. Обучаемость представляет собой потенциальные возможности, предпосылки для учения (зону ближайшего развития); обученность является результатом учения и содержательной базы для реализации способностей (зона актуального развития). В работе учителя, реализующего приоритетные цели начальной ступени образования, очень важен  уровень общего умственного развития (обучаемости + обученности). Для этого можно выделить следующие группы детей школьного возраста:          

  • по статистике 5 % -  это малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития, такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний, умений и навыков даже за длительное время (их надо обучать по особой программе, с особыми целями);
  • по оценкам разных ученых 10 – 40 % - это педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже при наличии хорошей обучаемости не выводят их на возрастную норму достижений; однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал);
  • 60 -70 % - дети со средним уровнем  умственного развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме);
  • 3 -10 % способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро «схватывают») и обученности (много знают по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов);
  • 1- 3 % составляют одаренные (талантливые) – высший уровень обучаемости (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе).

Кроме уровня общего умственного развития (общих умственных способностей) учителю также немаловажно учитывать  специальные способности, которые выражаются в проявлении интереса, предпочтения, склонности к определенному виду деятельности.

По классификации Г.К.Селевко они могут быть:

  • по предметной области: гуманитарные, естественно- природные, обществоведческие, абстрактно – знаковые;
  • по уровню проявления: аморфные, ситуационные, устойчиво – широкие, локально – стержневые, доминантно – поглощающие;
  • по психологической сфере личности: познавательные, эстетические, нравственные, действенно- практические.

Несомненно, успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у младших школьников общих  учебных умений (по А.Г.Асмолову). Учебные умения формируются постепенно, этот процесс охватывает всю начальную школу, поэтому требования к уровню подготовки ученика следует определять на конец обучения в начальной школе:

  • умения принимать и решать учебную задачу;
  • умения анализировать, сравнивать, классифицировать;
  • работа с моделями;
  • контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

По мнению другого автора  А.Б.Воронцова, умение учиться включает в себя следующие действия:

  • умение ребенка на разных этапах обучения (вначале совместно с учителем, потом в кооперации со сверстниками, затем индивидуально) определять границу своего незнания;
  • делать содержательный, целенаправленный запрос к различным источникам знаний (к взрослым, сверстникам,  литературным источникам и др.) для ликвидации своего незнания.

Кроме того, успешность в учебной деятельности зависит и от уровня самооценки школьника. Л.В. Занков в своих трудах отмечал тесную связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование – уровень притязаний, которое рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается каждый ученик, может быть разная: для одного ребенка достаточно того, что его работа признана не хуже других, другой претендует на оценку выше обычной, третий – на оценку выше всех остальных. Уровень притязаний обнаруживается в прогностической оценке, в которой оценивается еще не полученный результат. В настоящее время разработаны и рекомендованы к применению тесты школьных достижений, описаны основы их конструирования, проведения и использования (Программа развития универсальных учебных действий для преддошкольного и начального общего образования).

Материалы экспериментов по методике Е.И Рогова и из моего  личного опыта показывают, что самооценка и уровень притязаний детей младшего школьного возраста во многом зависят от оценочных воздействий учителя и учеников в классе: если ребенок не справляется с заданием, получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, которое со временем может перейти в безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими, что, в свою очередь, может повлечь за собой ценностную переориентацию личности.

 Также стремление младшего школьника к достижениям связано как с самооценкой, так и со структурой наиболее устойчивых мотивов. 

По данным исследования социологов в 2001 году  отмечалось  наличие эффекта «первой  учительницы», который проявляется в том, что некоторые события школьных лет (как положительные, так и отрицательные) запечатлеваются  в памяти людей надолго, оказывая на них существенное влияние на протяжении всей жизни. Поэтому от учителя младших классов во многом зависит формирование мотивации у ребенка к учению.  Именно на начальной ступени образования важно развивать и поддерживать максимально высокий уровень мотивации ученика, который окажет большое влияние на успешность его дальнейшего обучения.

В своих трудах Л.И. Божович и М.В. Матюхин разработали систему мотивации учения младших школьников, которая состоит из следующих положений:

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом:

  1. Мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений).
  2. Мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребности думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).

II. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

  1. Широкие социальные мотивы:

а) мотивы долга и ответственности перед родителями, классом, учителем и т.п.;

б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).

  1. Узколичностные мотивы:

а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, одноклассников, родителей, желание получать хорошие отметки);

б) престижные мотивы ( желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей).

  1. Отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться)

  Важной тенденцией развития современной образовательной системы в настоящее время  стал отказ от академической парадигмы образовательного процесса в пользу экологической, провозглашающей необходимость тесной связи получаемых в школе знаний с непосредственной практикой и реальными жизненными проблемами учащегося.

Конечно, все родители и учителя хотят, чтобы их дети не только хорошо учились в школе, но, самое главное, были успешны в жизни. Однако дети младшего школьного возраста еще слабо дифференцируют оценку личности и оценку успешной деятельности.  Но  каждый  ребенок  точно знает, что хорошей отметкой непременно порадует своих родителей. В то же время не каждый школьник способен на высокие достижения в учебе, которых от него ждут. И  все участники образовательного процесса понимают, что успешность ребенка во многом зависит от состояния его здоровья (М.М.Безруких).

Также  большое значение для успешности обучения, воспитания и развития младшего школьника имеет эмоциональный компонент, который во многом определяет самочувствие школьника, характер его переживаний разнообразных эмоциональных состояний (А.М. Прихожан). Развитие эмоциональных черт, по его мнению, зависит от генетических особенностей личности и от условий его жизни. А так  как одной из главных  эмоциональных черт человека является тревожность, то в учебном процессе  необходимо учитывать ее уровень.  Тревожность изначально не является негативной чертой, и у каждого человека существует свой оптимальный уровень «полезной тревоги». Тревожность определяется по диагностике Филипса, которая показывает уровень и характер тревожности ребенка, связанной со школой. Значительное отклонение от уровня умеренной тревожности предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности, сомнения и неуверенности в успехе. Но чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность. По мнению специалистов (Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова), учение и развитие личности младшего школьника наилучшим образом протекает не тогда, когда уровень тревоги близок к нулю, а тогда, когда тревожность ребенка находится на оптимальном уровне и когда ребенок обучен адекватным способам борьбы с ней.

Нельзя не отметить значение  системы воспитательных отношений детей и взрослых для успешности младших школьников. Поэтому, по моему глубокому убеждению, ситуация  успеха закладывает основы успешной деятельности ребенка и вызывает у него потребность в повторном переживании успеха. И  очень важно уже на начальном этапе обучения привить ребенку веру в свои силы, не допускать у младшего школьника возникновения заниженной самооценки. Уверена, что учителю начальных классов  необходимо уметь хвалить, приходить в восторг от ребенка, от его побед, пусть даже маленьких, быть убежденным, что его дети в классе – самые лучшие дети на свете.

Также  большое значение для успешности учебно-воспитательного процесса имеет авторитетный характер взаимоотношений в системе «учитель- ученик» и «ученик – учитель». Для определения авторитетности или неавторитетности учителя можно воспользоваться таблицей – алгоритмом, данные для которой собираются методом наблюдения и анализом реакций учеников на требования учителя (автор О.А.Яшнова).

Реакция учащихся на действия авторитетного и неавторитетного учителя.

Действия учителя

Реакция учащихся

Если учитель пользуется авторитетом

При нейтральном отношении к учителю

При отрицательном отношении к учителю

Просьба

Проявление радости

Согласие выполнить без обязательности

Согласие без выполнения

Совет

Обязательность выполнения

Выполнение при наличии своих интересов

Игнорирование

Требование

Качественное, добросовестное исполнение

Формальное выполнение

Уход от выполнения требований

Угроза

Чувство вины перед учителем

Самооправдание поведения

Пренебрежение к угрозе

Наказание

Исправление

Приспособленчество

Озлобление

Поощрение

Повышение ответственности и требовательность к себе

Самодовольство

Презрение к учителю

Обещание

Помощь учителю в выполнении обещанного им

Сомнение, скептицизм к обещанному

Принижение значения выполненного обещания и злорадство по поводу его невыполнения

Ошибки

Помощь учителю в его работе

Повышение критичности к учителю

Усиление негативного отношения к учителю

В настоящее время ученые отмечают следующие закономерности взаимоотношений в системе «учитель – ученик» и «ученик – учитель», которую можно объяснить законами психологического заражения и заряжения: в случае большей  интенсивности положительно окрашенных состояний учителя психическое состояние школьников на уроке также имеет положительную окраску.

По мнению М. Фордайса, у ребенка, выросшего среди счастливых родителей, на 10 -20 % больше шансов самому стать успешным и  счастливым. Поэтому особое значение приобретает личность родителей. А  Э. Фромм считает, что у родителей должна присутствовать ориентация на жизнь. Иными словами, родителям необходимо формировать у детей, прежде всего, установку радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно не материальные) и, конечно, самим быть счастливыми и успешными людьми. Поэтому, и я в этом глубоко убеждена, большое значение для развития успешности ребенка имеет стиль воспитания в семье.

В заключение хотелось бы отметить, что развитие познавательного интереса, активизация мыслительной деятельности учащихся, атмосфера благожелательности и внимания со стороны учителя на уроке, высокий эмоциональный фон – все это способствует тому, что даже самый трудный предмет становится понятным и доступным для усвоения даже в неблагоприятный день и на непродуктивному уроке, а младший школьник становится успешен, так как он стремится раскрыть заложенные в нем возможности, быть тем, кем он может, и, самое главное, хочет стать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку быть успешным в школе

Советы родителям будущих первоклассников...

Чтобы быть успешным в школе

Для того, чтобы Ваш ребенок был успешным в школе, необходимо, в первую очередь, позаботиться о его психологической и нравственной готовности к обучению в школе....

Программа ИОП ученика "Хочу быть успешным"

Путь становления творческой личности....

Как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе?

Материал содержит рекомендации для родителей по повышению уровня учебной мотивации у ребёнка...

Как быть успешной в профессиональной деятельности

Педсовет на тему "Как быть успешным в профессиональной деятельности". Содержит Притцу, тесты и сообщение...

Родительское собрание «Умение быть успешным родителем».

Помочь родителям осознать свое родительское поведение, обратить внимание на положительных моменты воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку....