Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.
статья

Батырханова Зумруд Руслановна

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года)

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных  видах деятельности также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. В младшем возрасте дети  способны уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.Происходят существенные изменения в развитии речи. Словарный запас достигает 1200 – 1500 слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в развернутых высказываниях. В младшем возрасте взрослый для ребёнка - носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Игра ребёнка -  это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных с взрослым играх. Сюжеты игр простые, не развёрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания. Детей  этого возраста интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, несложные  сюжетные самодеятельные  игры. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, не развернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.  В этом возрасте дети также любят игры-угадайки  (например, он может отгадывать животное, которое изобразил ему взрослый); любит слушать, как им читаюткниги.         Развивается память, закладывают­ся основы мыслительной деятельности. Ребенок уже может делать самостоятельные суж­дения, высказывает свое мнение. Внимание детей непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится до 20 мин достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается. Память непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки). По просьбе взрослого дети могут запомнить 4 – 5  слов и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.                          Преобладающей формой мышления становится наглядно - образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по  внешнему сходству (форме, цвету, величине), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию  или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. Воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Ребенок действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул - машина для путешествий.           Важнейшими психическими новообразованиями возраста являются возникновение речи и наглядно-действенное мышление.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Материал для учителей начальных классов и для родителей....

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Готовность ребенка к школе....

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Указаны главные особенности младшего школьника. Даны рекомендации для родителей по воспитанию в ребенке необходимых качеств школьника....

Презентация "Возрастные особенности детей младшего школьного возраста"

Презентация "Возрастные особенности детей младшего школьного возраста"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст. Всё что нужно знать родителям....