Особенности диагностической работы с гиперактивными детьми.
статья по теме

Если ребёнок просто непоседлив, ещё не значит, что он гиперактивен. Чтобы выявить гиперактивного ребёнка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами. Для гиперактивности надо иметь в наличии как минимум шесть признаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Гиперактивные дети.36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности диагностической работы с гиперактивными детьми.

Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует  о гиперактивности. Главное отличие заключается  в том, что гиперактивный ребёнок будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры. Гиперактивные дети не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность. Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.

        Причины возникновения гиперактивности у детей могут быть следующими:

- генетика;

- особенности строения и функционирования головного мозга;

- инфекционные заболевания в первые месяцы жизни ребёнка;

- родовые травмы.

Одним из основных признаков гиперактивности является высокая импульсивность ребёнка. Импульсивности, по мнению психологического словаря, свойственна склонность человека поступать под воздействием не разума, а эмоций, часто не обдумывая последствия своих поступков, при этом реагируя стремительно, а впоследствии часто раскаиваясь в своем поступке.

Чтобы выявить гиперактивного ребёнка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами. Обычный человек (не педагог), со стороны понаблюдав за таким ребёнком, сможет сделать следующие выводы:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности.

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтлив.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим.

12. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

13. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет.

        В науке основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:

-дефицит активного внимания,

-двигательная расторможенность,

-импульсивность.

    Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка:

Активное внимание:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

1. Постоянно ёрзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения.

5. Не может контролировать и регулировать свои действия.

Если ребёнок просто непоседлив, ещё не значит, что он гиперактивен. Для гиперактивности надо иметь в наличии как минимум шесть из вышеназванных признаков.

Важно понимать, что у гиперактивного ребёнка нет намерения демонстрировать такое поведение "назло", что источники его действий вовсе не распущенность или невоспитанность. На самом деле ему просто трудно контролировать собственное возбуждение и тревогу, что обычно проходит к подростковому возрасту.

        К тому же гиперактивный ребёнок гиперчувствителен, он воспринимает слишком много сигналов одновременно. Его отвлечённый вид, блуждающий взгляд многих вводит в заблуждение.

Чаще гипепрактивность бывает у мальчиков и начинается в возрасте до 7 лет.

Психологи часто работают с проблемами тревожности и самооценки такого ребёнка, учат его слушать, лучше понимать и контролировать сигналы своего тела. Много занимаются с мелкой моторикой, которая часто отстаёт от остального развития, но, работая над которой, ребёнок лучше учится контролировать свою крупную моторику, то есть свои более крупные движения. Гиперактивные дети часто бывают одарены, способны и талантливы. У них живой ум, они быстро обрабатывают полученную информацию, легко впитывают новое.

Американский психолог В. Оклендер пишет о таких детях: "Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми "

    Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее пон...

Презентация "Особенности работы с гиперактивными детьми", автор педагог-психолог Потапова Н. В.

Определения гиперактивности и СДВГ, причины, особенности проявления, подробная характеристика ребёнка с СДВГ, сферы возможных нарушений, критерии выявления, методы коррекции, рекомендации педагогам и ...

Доклад "Особенности работы с гиперактивными детьми", выполнила педагог-психолог Потапова Н. В.

Особенности работы с гиперактивными детьми. (по материалам Евстратовой О.Г., зав. кафедрой «Здоровьесберегающие  технологии в образовательном процессе».)...

Статья на тему: « Особенности работы с гиперактивными детьми»

Введение:Работаю учителем начальных классов в МБОУ Гимназии №10. Первый год веду обучение по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". (ФГОС). Столкнулась с ребенком, поведение к...

Психологические особенности работы с гиперактивными детьми

Материал представляет собой консультацию с элементами тренинга для педагогов, в процессе которой они обучаются приёмам работы с гиперактивными детьми...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Статья по работе с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)...

Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми"

Такие черты, как двигательная активность, невнимательность, импульсивность являются нормальными (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте). У детей с так называемым «активным» тем...