Особенности работы с гиперактивными детьми
статья на тему

Алешникова  Анна Юрьевна

Статья по работе с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

Гиперактивность и СДВГ: что это?        5

Причины СДВГ        6

Методы коррекции проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности        8

Рекомендации педагогам и воспитателям по работе с гиперактивными детьми        10

Заключение        12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        13


ВВЕДЕНИЕ

Наверное, в каждом классе найдется ребенок, которому трудно усидеть на одном месте, молчать, выполнять требования педагога. Такие дети создают дополнительные трудности в работе с классом, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Они часто задевают и роняют различные предметы, толкают одноклассников, создавая конфликтные ситуации. Такому ребенку трудно сконцентрировать внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Это описание поведения гиперактивного ребенка.

Гиперактивные дети — «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей». В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе, учителю необходимо наладить совместную работу с его родителями и школьным психологом.

На данный момент меня очень волнует проблемы гиперактивного ребенка в школе. Таких детей, к сожалению, становится все больше и больше. Какого ребенка называют гиперактивным? Как работать с такими детьми, чтобы не нанести вреда ребенку, помочь ему, себе и окружающим его людям? Добиться того, чтобы в современной школе гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым невозможно, но научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача. [7]

Формированию гиперактивности способствуют: инфекционные заболевания, травма и их последствия; употребление алкоголя, курение во время беременности, осложнения при родах, патология беременности; неудовлетворительное воспитание и негативные жизненные условия ребенка.

Греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего данному возрасту развитию невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением. [3]


Гиперактивность и СДВГ: что это?

Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство. Относится к легко протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность .

 Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков.

 В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет 3—10%.

Максимальная выраженность проявлений СДВГ совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. Как правило, дисфункция возникает и нарастает к началу посещения детского сада и школы. Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемые ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.


Причины СДВГ

1.Биологические:

А) Отягощенный анамнез (ранние органические повреждения мозга в периоды беременности и родов) – 43% риска для СДВГ.

Патология течения беременности: токсикозы, угрозы прерывания, анемия, хронические соматические заболевания, действие токсических факторов.

Патология в период родов: преждевременные, запоздалые, быстрые роды, слабость родовой деятельности, кесарево сечение, применение акушерских пособий.

Патология периода новорожденности: асфиксия, родовая травма, недоношенность, переношенность, внутриутробная гипотрофия у доношенных детей, гемолитическая болезнь, анемия, сепсис.[5]

Нарушения раннего развития: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, умеренная задержка моторного развития

В) Генетические механизмы – 16% риска для СДВГ.

2.Социально-психологические:

Воспитание в неполных семьях (чаще отсутствие отца).

Частые конфликты в семье.

Различные подходы в воспитании.

Низкий уровень образования родителей.

Продолжительная разлука с родителями.

Длительное тяжелое заболевание и (или) смерть одного из родителей.

Повторный брак у родителей.

Проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и/или неблагополучных бытовых условиях.

3.Неблагоприятное влияние внешней среды:

Антропогенное загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связанное с микроэлементами из группы тяжелых металлов (свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и др.)

4. Пищевые:

 Плохое или неправильное питание, ГМО...

5.Сочетание факторов.


Методы коррекции проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Современный взгляд на проблему коррекции проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности предусматривает комплексный подход, включающий медикаментозные и не медикаментозные методы, которым в частности относятся модификация поведения, психотерапия, педагогические и нейропсихологические коррекционные методики и др.

Психотерапия:

Индивидуальная, поведенческая (модификация поведения, жетонная система);

Групповая (игровая, арт-терапия, в т. ч., например, данс-терапия);

Семейная (в т. ч. игровая);

Психологические тренинги (уверенности в себе, коммуникативных навыков, для родителей – тренинги родительских навыков и компетентности).

Педагогическая коррекция:

Обучение метакогнитивным стратегиям (как правильно учиться, лучше организовать свою учебу);

Учебные программы, ориентированные на индивидуальные стили обучения – learning styles – для детей с визуальными, или аудиальными, или кинестетическими способностями. [8]

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни:

  • Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность.
  • Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы.
  • Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное — подчинить его действия цели и приучить достигать ее.


Рекомендации педагогам и воспитателям по работе с гиперактивными детьми

  1. Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях СДВГ, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
  2. Вместе с ребенком и его родителями обратитесь за помощью к детскому  психологу образовательного учреждения или психологу-консультанту.
  3. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства – планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
  4. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику (воспитаннику) предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель (воспитатель) периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  5. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
  6. Изменяйте режим урока (занятия) — устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
  7. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
  8. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды. Если этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют.
  9. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре класса (группы), напротив доски (воспитателя). Он всегда должен находиться перед глазами педагога. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите правильно организовать работу. Обеспечьте для ученика (воспитанника) возможность быстрого обращения за помощью. Создавайте ребенку с СДВГ индивидуальные условия, которые помогут ему быть более организованным. Например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. Некоторые гиперактивные дети лучше концентрируют внимание, одевая наушники. Используйте все, что помогает (если это приемлемо и не опасно).
  10. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока (занятия) попросите его вымыть доску собрать тетради и т. д. Разрешите этим детям рисовать во время объяснения Вами нового материала. При этом уровень восприятия детей с большой степенью вероятности не изменится или возрастет.

Заключение

Анализируя литературные источники можно говорить о том, что исследователями уделяется много внимания проблемам коррекции гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости от причины, степени и стадии гиперактивности.

В подборе упражнений и игр учитываются все факторы, выявленные при диагностике. В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог и гиперактивный ребенок и его родители сразу, ибо только комплексное лечение способно избавить ребенка и его семью от этого недуга. Так в следующей главе будет представлена программа коррекционной работы с детьми и родителями по преодолению проблемы гиперактивности.

Родителям этих учеников советую найти кружок, секцию, где ребенок сможет почувствовать свою успешность. И родители поймут, что есть, за что похвалить ребенка. А для гиперактивных детей это очень важно.

Хвалите их каждый раз, когда они этого заслуживают: за их талант, за усилия, за помощь, даже если выполненное ими несовершенно. Вселяйте в них уверенность и оптимизм. Не скупитесь для них на слова любви!

Непоседы должны четко знать, что есть люди, которые их любят и принимают такими, как они есть, несмотря ни на что.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Строганова Л.В  Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками : учебно-метод. псобие / Л. В. Строганова. – М. : Центр пед. образования, 2007. С. 102.

2. Банцерова, О. В. Как преодолеть трудности обучения в начальной школе / О. В. Банцерова // Начальная школа. – 2011. С. 21–26.

 3. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития : учеб. пособие: для студентов вузов: пер. с нем. / под ред. М. Пассольта. – М. : Academia, 2004. С.157

4. Козлова, Л. Д.  Психологическое сопровождение детей с проблемами в личностном развитии / Л. Д. Козлова // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития : материалы межрегион. научно-практ. конф.,  Медико-образоват. центр "ВИТС" ; [под общ. ред. Е. В. Оганесяна]. – Казань, 2011. – С. 209–214.

5. Лаут, Герхард  В. Нарушения внимания у детей : тренинг и развивающие игры : пер. с нем. 5-го, перераб. изд. / Г. В. Лаут, П. Ф. Шлоттке. – М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2008. с. 353–362.

6.Кроль Л., Фридман И. Без слов... // Семья и школа. 1988. № 7. С. 26—28.

7.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.

8.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001.

9.Лохов М.И., Фесенко Ю.С., Рубин М.Ю.. Плохой хороший ребенок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи). – СПб, 2003.

10.Родионов В.А., Ступницкая М.А. Если ребенок невнимателен // Обруч, №5 1998.

11.Фридман И. Видим ли мы ребенка? // Семья и школа. 1989. № 4. С. 18—20.

12.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, «Владос», 1995.

13.Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб.: ИМАТОН, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми "

    Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее пон...

Презентация "Особенности работы с гиперактивными детьми", автор педагог-психолог Потапова Н. В.

Определения гиперактивности и СДВГ, причины, особенности проявления, подробная характеристика ребёнка с СДВГ, сферы возможных нарушений, критерии выявления, методы коррекции, рекомендации педагогам и ...

Доклад "Особенности работы с гиперактивными детьми", выполнила педагог-психолог Потапова Н. В.

Особенности работы с гиперактивными детьми. (по материалам Евстратовой О.Г., зав. кафедрой «Здоровьесберегающие  технологии в образовательном процессе».)...

Особенности диагностической работы с гиперактивными детьми.

Если ребёнок просто непоседлив, ещё не значит, что он гиперактивен. Чтобы выявить гиперактивного ребёнка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами. Дл...

Статья на тему: « Особенности работы с гиперактивными детьми»

Введение:Работаю учителем начальных классов в МБОУ Гимназии №10. Первый год веду обучение по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". (ФГОС). Столкнулась с ребенком, поведение к...

Психологические особенности работы с гиперактивными детьми

Материал представляет собой консультацию с элементами тренинга для педагогов, в процессе которой они обучаются приёмам работы с гиперактивными детьми...

Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми"

Такие черты, как двигательная активность, невнимательность, импульсивность являются нормальными (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте). У детей с так называемым «активным» тем...