Упражнения для развития памяти
учебно-методический материал на тему

Ахметзянова Лилия Касимовна

Одним из основных свойств личности является память. Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека. Память- это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Поэтому главной задачей взрослых является развитие памяти детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_pamyati.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития памяти

Упражнение 1. «Мыслительные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно».

Упражнение проводится в два этапа. Так как детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1 этапе необходимо использовать графическое изображение понятий. Ведущий говорит детям : «Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок». Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.

Примерный перечень возможных серий

Серия 1.

Грузовик.                                               Умная кошка.

Гнев.                                                      Мальчик-трус.

Весёлая игра.                                        Капризный ребёнок.

Дерево.                                                  Хорошая погода.

Наказание.                                            Интересная сказка.

Серия 2.

Весёлый праздник.                               Радость.

Тёмный лес.                                          Болезнь.

Отчаяние.                                              Быстрый человек.

Смелость.                                              Печаль.

Глухая старуха.                                    Тёплый ветер.

Серия 3.

Сомнение.                                            Зависть.

Сила воли.                                            День.

Успех.                                                   Страх.

Скорость.                                              Сильный характер.

Справедливость.                                  Хороший товарищ.

2 этап – представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.

Упражнение 2. «Мысленные образы и эмоции».

«Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующие картинки».

Собака, виляющая хвостом.

Муха в вашем супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

«Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы.»        

Это же упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим, а даётся написанным на листке бумаги.

Упражнение 3. «Мысленные образы и их эмоциональная окраска».

«Закройте глаза и вообразите следующие картинки»:

осиное гнездо  

осиное гнездо у вашей двери

осиное гнездо у вашей кровати

старик на скамейке

плачущий старик на скамейке на солнце

острый нож

острый нож, режущий мясо

острый нож, режущий вам палец

птичка в саду

птичка, купающаяся в луже

птичка, взлетающая, спасаясь от кошки

«Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось.

Упражнение 4. «Осознание словесного материала»

Цель этого упражнения- заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит : «Сейчас я буду читать слова; услышав каждое слово, представляйте себе внешний вид каждого предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно.

Бумага                                          Шерсть                                Сапог

Гнездо                                          Телега                                   Палец

Кот                                                Волосы                                Лимонад

Колесо                                          Роза                                     Слон  

Палка                                            Платок                                  Поцелуй

Фильм                                           Слеза                                    Автобус

Блин                                              Ботинок                                Доктор

Счастье                                         Птица                                   Мороженое    

Упражнение 5. «Двойная стимуляция памяти»

Перед учеником раскладывают   15-20 карточек с изображением отдельных предметов. Ребёнку говорят : «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи её в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ученик отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берёт по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Упражнение 6. «Развитие ассоциативного мышления».

Цель этого упражнения- побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:

Верблюд- горб, гора, пустыня кактус, песок и т.д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.

Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, ослёнок и т.п.

Упражнение 7. «Запоминание слов».

Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных   слов. Начните с 10 слов, например:

Дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло, ёжик, резинка, книга, солнце.

Эти слова надо связать в рассказ:

«Представьте зелёное красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим в нём лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край – получается РАСЧЁСКА. Вы берёте её и начинаете расчёсывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются  волосы, торчащие ЁЖИКОМ. Вам очень неудобно и вы берёте РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии  и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из неё прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ».

Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный вами, затем практикуются сами, придумывая рассказ и делясь им друг с другом. На заключительном этапе- вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их. Постепенно количество слов увеличивается.

Упражнение 8. «Запоминание стихов при помощи пиктограмм».

Пиктограмма- изображение, содержащее сообщение, переданное рисунком.

Пиктограмма- это древний вид письма- рисуночное письмо.

Пиктограммы очень эффективны как с точки зрения  запоминания стихов, так и сточки зрения развития художественного и творческого мышления.

Рисунок не должен всё отображать, а только напоминать слова и строфы.

Пиктограмма, как правило, получается такая, что она читаема и узнаваема только автором. Поэтому лучше, когда каждый ребёнок сам составляет пиктограмму, не срисовывая у других. Это не исключает коллективного обсуждения рисунка, т.е. при чтении все вместе обсуждают, как лучше изобразить то или иное слово, строку, а затем каждый сам выполняет свой рисунок.

Упражнение 9. «Запоминание стихов при помощи мысленных образов».

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило.

Рукавами машет-

И как будто пляшет!

Это чучело- оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали,

Чтоб горшочек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке-

Пусть боятся галки!

  1. Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
  2. Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам её содержание или нет.
  3. Перейдите к следующей строчке. Прочитайте её вслух и представьте в своём воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.

У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать всё стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

  1. Теперь,- вы говорите детям,- попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами.
  2. Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение ещё раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.
  3. Произнося стихотворение, вслушивайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите поделиться впечатлениями от самого текста.

     

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития памяти

Упражнения для развития памяти...

Упражнения для развития памяти

В этом материале представлены упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов,осознание визуального и словесного материала,а также направленные на развитие возможности устанавливат...

Упражнения для развития памяти младших школьников

http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov.html...

Упражнения для развития памяти в младшем школьном возрасте

Упражнения для развития памяти в младшем школьном возрасте...

Игры и упражнения для развития памяти у первоклассников

В процессе обучения одной из важных задач учителя является  целенаправленная и систематическая работа по развитию памяти учащихся. Работа должна быть направлена не просто на запоминания определён...

Упражнения на развитие памяти детей 6-7 лет.

Упражнения и игры на развитие зрительной памяти детей 6-7 лет, материал может быть использован не только учителями, но и родителями....