Цикл занятий "Сказочный мир души"
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Материал рассчитан на детей 9-12 лет. Направлен на развитие фантазии, воображения, творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatiy_skazochnyy_mir_dushi.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий                                                   «Сказочный мир души»      _________________________________________________________

_________________________________________________________

Направленный на_______           развитие  фантазии, воображения, творческого мышления

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Количество занятий (всего)_                                                             18

Количество занятий в неделю______________________________2

Продолжительность занятия_________________________60 минут

Возраст__________________________________________9 -12 лет

________________________________________________________

Составлен на основе_________ программы «Сказочный мир души»

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Цикл занятий «Сказочный мир души» – художественно-эстетическая и социально-педагогическая направленность.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать новыми образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения и фантазии. Воображение – это присущее только человеку, возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность, однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение обеспечивает познание, когда неопределённость ситуации весьма велика.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активной функцией воображения в начале воссоздающего, а затем и творческого. Этот период – сенситивен для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Когда в процессе учёбы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта на помощь ребёнку тоже приходит воображение.

Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия  окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего.  Его воображение принимает более критические формы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своём воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации.

 Воображение тесно связано с личностью и её развитием, воображение обогащает интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формируется осознание нравственных норм.

 Творчество – сложный психологический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является её фокусом, центром. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность оптимально способствует развитию высших психологических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учёбы ребёнка. Творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные ценности, по-новому осмысливает их. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка, через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.

В данном цикле занятий для развития воображения и фантазии нами используются методы изотерапии.

Эффективность изотерапии – быстрый и наглядный результат, возможность самоутвердиться через личное творчество ребёнка, приобщиться к достижениям мирового изобразительного искусства. Возможность достижения хороших результатов детьми с различным темпераментом: как активных, так и флегматичных. Возможность работать как в группе, так и индивидуально с педагогом. Преимуществом является то, что сравнивая свои ранние рисунки с последними рисунками, ребёнок и его родители могут увидеть  очевидный прогресс. Это овладение новыми техниками и художественными материалами, совершенствование композиции, рисунка и цветовой культуры. Таким образом, ребёнок становится более уверенным в себе.

Пробуждается интерес к изобразительному творчеству, появляется стремление посещать музеи и картинные галереи вместе с родителями, укрепляется семья.

Возможность выполнения коллективной работы несколькими детьми приводит к формированию навыков командной деятельности. При работе в группе развиваются коммуникативные навыки.

Преимуществом является и то, что хороших результатов могут достигнуть не только те дети, которые работают быстро, но и те, кто работает медленно в течение нескольких занятий. Есть возможность увидеть результаты своего труда на выставке детского творчества и сравнить свою работу с работами других детей. Это позволяет ему найти ту социальную группу, где он будет чувствовать себя комфортно. Повторяемость материала на протяжении ряда занятий способствует формированию у детей прочных знаний, умений и навыков. Возможно наглядное выявление индивидуальности учеников во время выполнения одного задания. Например, один и тот же натюрморт, выполненный разными учениками, представляет собой сильно отличающиеся друг от друга работы, даже если они выполнены в одной технике. Это даёт возможность детям осознать свою индивидуальность, понять, что они интересны для других людей. Дети осознают себя личностями, что способствует проявлению уважения к себе. Уважающий себя ребёнок не позволит унижать себя, и не будет обижать других людей.

Задачи и цели   цикла занятий:

Создание условий, способствующих всестороннему развитию ребёнка.

  1. Создание условий для формирования устойчивого интереса к изобразительному искусству, развитие эмоциональной отзывчивости и нравственно-эстетических основ личности;
  2. Способствовать развитию умения ориентироваться в художественных произведениях и культурных событиях;
  3. Развитие художественно-творческой активности детей, обучение основам художественно-творческой активности детей, обучение основам художественно-творческой деятельности, овладение ими образным языком изобразительного искусства и навыками работы с широким спектром художественных материалов;
  4. Развитие воображения и фантазии у детей;
  5. Развитие эмоциональной сферы детей с помощью рисунка;
  6. Развитие интереса к изобразительному искусству не только у детей, но и у их родителей;
  7. Развитие навыков общения детей друг с другом при работе в группе.
  8. Выработка уверенности ребёнка в себе при сравнении более ранних его работ с более поздними работами;
  9. Развитие познавательного интереса через приобщение ребёнка к труду художника.

Исходя из целей и задач  цикла занятий, желательна совместная работа социального педагога и педагога-психолога. Педагогом-психологом осуществляется экспресс-диагностика рисунков с целью выявления психологических проблем детей и составления индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы с ними.

 В качестве критерия эффективности работы можно использовать показатели по тесту творческого мышления Торренса в начале и конце реализации цикла занятий.

При осуществлении цикла занятий предполагается:

  1. Знакомство с цветом. Приёмы смешивания основных красок (жёлтый, синий, красный) для получения составных цветов.
  2. Знакомство с различными живописными материалами.
  3. Практическое знакомство на конкретных рисунках детей с художественным понятием «композиция», центр композиции, главные и второстепенные персонажи, минорная и мажорная композиция.
  4. Понятия тёплого и холодного в живописи.
  5. Знакомство с передачей эмоций цветом.
  6.  Рисование декоративной композиции.

Срок реализации: 18 занятий.

Количество часов в неделю: 2 часа.

Форма предполагаемой работы: групповая работа.

Количество человек при групповой работе: 9-10 человек.

Возраст: 9-12 лет.

Количество часов: 18 часов.

Учебно-тематический план

Номинация

Темы композиций

Кол.

часов

1.

Передача эмоций цветом.

Мажорная композиция.

Минорная композиция.

«Цирковое представление».

 «Дождливый день».

2

2.

Мир вокруг нас.

 «Транспорт», «В школе».

2

3.

Я и мир.

 «Моя комната», «Дом, в котором я живу».

2

4.

Что я люблю.

«Каникулы», «Праздник».

2

5.

На кого я хочу быть похожим.

«Мой любимый герой».

1

6.

Человек.

«Взрослые и дети».

1

7.

Природа.

 «Радуга», «Море».

2

8.

Времена года.

 «Первые птицы», «Летний букет».

2

9.

Животные.

 «Звери на свободе».

1

10.

Мой город.

 «Городской пейзаж».

1

11.

Космос.

«Космическое путешествие».

1

12.

Фантазии.

«Сказочный город».

1

ИТОГО:

18

Содержание цикла занятий

  1. Передача эмоций цветом.

Мажорная композиция.

«Цирковое представление». Материал: простой карандаш и фломастеры.

Минорная композиция.

Музыкальное сопровождение: Д. Д. Шостакович «Прелюдия №5».

 «Дождливый день». Материал: простой карандаш и акварель.

2. Мир вокруг нас.

Сопоставление различных предметов и выявление их пластического и колористического характера.

«Транспорт». Материал: простой и цветной карандаш.

«В школе». Материал: простой карандаш и восковые мелки.

3. Я и мир.

Кто такой «я», как я взаимодействую с окружающим меня миром, с людьми, которых я люблю и ценю.

Изображение человека, пропорции человеческого тела, различие пропорций взрослого человека и ребёнка.

Человек и среда его обитания.

 «Моя комната». Материал: простой и цветной карандаш.

 «Дом, в котором я живу». Материал: простой карандаш и фломастеры.

4. Что я люблю.

Что я люблю вспоминать, о чём мне хочется рассказать окружающим.

«Каникулы». Материал: простой карандаш и восковые мелки.

«Праздник». Материал: простой карандаш и фломастеры.

5.  На кого я хочу быть похожим.

Человек, значимый для меня, совершающий благородные поступки, спасающий других людей. Таким человеком я хочу стать, когда вырасту.

«Мой любимый герой». Материал: простой карандаш и цветной карандаш.

6. Человек.

Сравнение и сопоставление пропорций людей, развитие внимания.

«Взрослые и дети». Материал: простой карандаш и акварель.

  1. Природа.

Понятие нюанса и контраста. Композиции в сближенной цветовой гамме. Декоративные композиции.

 «Радуга». Материал: простой карандаш и акварель.

«Море». Материал: простой и цветной карандаш.

8. Времена года.

Развитее внимания. Выбор техники живописи или графики, наиболее подходящей для выполнения данного задания.

«Первые птицы». Материал: простой карандаш и фломастеры.

Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Подснежник» («Времена года»).

 «Летний букет». Материал: простой карандаш и фломастеры.

9. Животные.

Сравнение и сопоставление характера и пропорций различных животных.

 «Звери на свободе». Материал: простой карандаш и акварель.

10. Мой город.

     Изображение архитектуры. Понятие перспективы.

 «Городской пейзаж». Материал: простой и цветной карандаш.

11. Фантазии.

Развитие фантазии.

«Сказочный город». Материал: простой карандаш и акварель.

14. Космос.

Техника будущего. Как будут выглядеть космические корабли, которые будут путешествовать к другим планетам.

«Космическое путешествие». Материал: простой карандаш и акварель.

15. Фантазии.

Развитие фантазии.

«Сказочный город». Материал: простой карандаш и фломастеры.

Методическое обеспечение

Форма занятий – практическое занятие, которое может содержать элемент игры. Обязательны беседы с родителями, которые принимают участие в занятиях группы «Сказочный мир души».

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Для того чтобы объяснение задания педагогом было более доступным детям можно использовать музыкальное сопровождение. Музыка служит эмоциональным фоном при выполнении рисунка ребенком.

Приведём несколько примеров музыкального сопровождения:

– передача эмоций цветом.

– минорная композиция. Д. Д. Шостакович «Прелюдия №5»

– мажорная композиция. Бетховен «Ода к радости»

– времена года.

– осень. П. И. Чайковский «Осенняя песня» («Времена года»)

– весна. П. И. Чайковский «Подснежник» («Времена года»)

Дидактический материал.

Необходимо включать в познавательный процесс элемент игры.

Собираем пазл. Ключ - Цветовой круг. На обратной стороне – карта. Острова располагаются в таком порядке:

8    1    6

3    5    7

4    9    2

Если сложить цифры в каждом ряду по горизонтали, по вертикали и по диагонали то получится число 15.

Техническое оснащение занятия, материалы для работы:

  1. Бумага (А3 и А4).
  2. Простые карандаши, ластики, точилки.
  3. Цветные карандаши 20 цветов.
  4. Фломастеры 12-20 цветов.
  5. Восковые мелки.
  6. Акварель12-18 цветов.
  7. Гуашь 12 цветов.
  8. Кисточки толстые (№6-9) и тонкие (№2-3).
  9. Палитры.
  10.  Стаканчики для воды.

Формы подведения итогов:

– обсуждение сделанной работы.

Каждый ребёнок демонстрирует свою работу участникам группы и рассказывает, что он изобразил. Другие дети и их родители стремятся поддержать выступающего ученика. При этом развивается речь, увеличивается словарный запас и повышается самооценка.

– выставка работ.

В кабинете желательно иметь стенд, на котором каждый участник группы после каждого занятия помещает свою работу. Ребёнок может самостоятельно решить поместить ли ему на стенде новую работу или оставить работу, которую он сделал на прошлом занятии.

–  персональная выставка работ.

Также в кабинете желательно иметь стенд, на котором преподаватель выставляет несколько лучших работ ученика. Такая выставка готовится ко дню рождения каждого ребёнка.

–  участие в конкурсе детского творчества.

Библиографический список

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Издательство «Союз» 2004, – 224с.
  2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: Издательство «Союз» 1999, – 144 с.3.
  3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты; иллюстрированное руководство/ Венгер А. Л.  М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 156 с.; ил. – (Психология для всех).
  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель.; Владимир; ВКТ, 2010. 238 [2] с.: ил.
  5. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель.; 2010. 256 с.: ил.
  6. Горяева Н. А. «Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений». –  М.: Просвещение, 2000.
  7. Горяева Н. А. «Твоя мастерская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 2 класса трехлетней и 3 класса четырехлетней начальной школы». – М.: Просвещение, 1999.
  8. Джеральд Остер, Патриция Гоулд. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие.  – М.: «Маркетинг», 2005. 184 с.

  1. Каменева Е. К. Какого цвета радуга? М. Детская литература.1984, 80 с., ил.
  2.  Колакоглоу Карина. Сказочный проективный тест: Для исследования личности детей: Руководство / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2003. – 215 с.
  3.  Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Руководство по детско-подростковой  и семейной арт-терапии. СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
  4.  Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. – Дубна: Издательский центр «Феникс», Издательство «Когито-Центр+» 2004. 224 с., [3].:  рис., схем.
  5.  Мустакас Кларк. Игровая терапия. – СПб.: Речь, 2000. – 282 с.

 

  1.  Осорина М. В. Секретный мир детей  в пространстве мира взрослых. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 288 с.: 3 (Серия «Мастера психологии»).
  2. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига,  2000.

  1.  Ростовцев Н. Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием.- М.: Просвещение, 1987.

 

  1.  Сатир В. Как строить себя и свою семью. – Киев, Педагогика-Пресс, 1992, 192 с.
  2.  Саккулина Н. П., Комарова Т. С.  «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: Просвещение, 1973.
  3.  Техники групповой психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
  4.   Цукарь А. Я. «Уроки развития воображения». - Новосибирск: РИФ Плюс, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час из цикла «Здоровьесбережение» 1 класс Тема: «Что значит здоровый образ жизни?»

Знакомство с понятием "здоровый образ жизни", пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. В классный час включена игра "Поле Чудес в стране Здоровья"....

Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"

Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....

Внеклассное занятие из цикла "Моя Россия"

Данное занятие входит в цикл "Моя Россия"...

Исторический турнир. Из цикла "Моя Россия"

Все мероприятия из цикла "Моя Россия" сопровождаются презентациями....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "УМНИКИ И УМНИЦЫ" ДЛЯ 1 КЛАССА.  ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА ЯВЛЯЕТСЯ ИМЕННОГО РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ, А НЕ УСВОЕНИЕ КАКИХ-ТО К...

Циклы. Практическая работа «Лабиринт. Циклы»

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами вновь поговорим об алгоритмах, а точнее о линейных алгоритмах. Вспомним основные понятия и познакомимся с новой программной, которая называется «ПиктоМир&r...