Коррекционные занятия для обучающихся с проблемами в интеллектуальной сфере." Усвоение сенсорных эталонов (цвет)"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Ковалева Татьяна Александровна

    Серия коррекционных занятий по формированию у обучающихся 1 класса представлений о цвете. Состоит из 5  занятий. Занятия направлены на формирование цвета: красный, оранжевый, жёлтый,зелёный, голубой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционные занятия для обучающихся с проблемами в интеллектуальной сфере.

Автор: учитель начальных классов Ковалёва Т.А. 

МОУ СОШ п. Новый Урал, Варненский район, Челябинская область.

Цель занятий:  усвоение сенсорных эталонов (цвет),  расширение и обогащение чувственного познания обучающихся.

   Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения и этапами работы. Обязательным условием при проведении занятий является соблюдение определенных принципов и требований:

-принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения программного материала.

-индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося сенсорного опыта у детей.

-интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия.

-активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением , т.е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка.

   Занятия могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой обучающихся, испытывающих трудности в усвоении цвета, а также с низким уровнем развития всех психических функций и недоразвитием мелких мышц рук. Время проведения занятий 20-25 минут.

     Серия коррекционных занятий по формированию у обучающихся 1 класса представлений о цвете состоит из 5  занятий.

Коррекционное занятие №1

Тема : «Красный цвет».

Цель: формирование представлений о красном цвете.

Задачи:

  1. Сформировать понятие о красном цвете; учить отвечать на поставленные вопросы.
  2. Развивать умение штриховать в разных направлениях.
  3. Корригировать мнемические процессы памяти.

Воспитывать положительную мотивацию к условиям учебно-воспитательного процесса. 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Учитель загадывает загадку:

Разноцветное коромысло

                                    на небе повисло  (радуга).

-В какое время года бывает радуга?

-После какого явления природы можно увидеть на небе радугу?

2.Задание на развитие цветового восприятия.

Описание. Перед вами лежат цветные таблички. Я буду вам показывать цветные лучи радуги, а вы поднимать ту табличку, на которой изображён этот луч.

3.Задание на развитие мнемических процессов памяти.

Описание. Перед вами геометрические фигуры. Давайте вспомним, как они называются (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) одного цвета или разноцветные?

 -Выберите из стопки только фигуры красного цвета.

4.Физминутка

Рано утром                                                

 Настя с Викой,

В лес пошли за земляникой.

И набрали ягод спелых,

Ярко красных, а не белых.

Спокойная ходьба на   месте.

 Наклоняются и приседают, имитируют сбор ягод.

6. Задание на развитие мыслительных операций.

Описание. Перед вами на доске помидор, редис, морковь.

-Как одним словом можно сказать про красный помидор, красный редис и

 оранжевую морковь?

- Скажите, а какой овощ здесь лишний и почему?

7. Задание на формирование умения штриховать в разных направлениях.

Описание. Выберите красный, круглый, сочный, вкусный овощ и заштрихуйте, как показано на образце.

8.Итог занятия.

-Какой первый цвет в радуге?

- В какой цвет раскрашивали помидор?

Приложение к занятию №1.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=139b215acbc9482484aad2c67620ceb6&n=24http://www.graycell.ru/picture/big/redis3.jpghttp://www.elisamgrading.com/downloads/categorie/icone/53.png

http://raduga.name/wp-content/uploads/2014/02/65339.jpg

http://zadocs.ru/pars_docs/refs/51/50344/50344_html_m7580cad6.png

Коррекционное занятие №2

Тема: «Оранжевый цвет»

Цель: формирование представлений об оранжевом цвете.

Задачи:

  1. Сформировать представление об оранжевом цвете.
  2. Развивать умение слушать детские песни и отвечать на вопросы.
  3. Корригировать процесс зрительного восприятия.
  4. Воспитывать положительную мотивацию к условиям учебно-воспитательного процесса.

Ход занятия.

Этапы занятия и направления деятельности

1.Организационный момент.

2.Звучит «Оранжевая песня» в исполнении А. Стоцкой.

-Ребята, скажите, о каком цвете радуги поется в песне? Учитель вывешивает на доску картинку с  радугой.

-После какого цвета он расположен в радуге?

2. Задание на развитие целостного восприятия.

Описание. Учитель вывешивает картинки с овощами на доску. Дети называют название овощей.

 Собрав разрезную картинку, вы узнаете, какой овощ бывает оранжевого цвета. Показ моркови.

3.Вопросы к детям.

-А какие еще овощи вы знаете?

-Скажите, а какой овощ больше всего любит заяц?

4.Рассказ педагога о моркови.

Давай расскажем о моркови. Послушайте, как это сделаю я, а потом попробуете вы. «Морковь-это овощ. Морковь - оранжевого цвета. Морковь любят взрослые и дети».

-А какая морковь по вкусу? Попробуйте и скажите. Учитель на салфетке раздает дольки моркови детям.

5. Рассказ детей о моркови.

6. Физминутка.

Зайка по лесу бежал

И морковку потерял,

Плакал зайка: «Ой! Ой! Ой!»,

Что я принесу домой?

Легкий бег на месте.

Потирают глаза руками.

Выставляют руки вперед.

7.Задание на развитие мелкой моторики.

Описание. Перед вами коробка с цветными карандашами, выберите тот цвет карандаша, которым можно раскрасить морковь.

8. Итог занятия.

-О каком цвете вы услышали в песне?

-Какого цвета бывает морковь?

-Какой фрукт бывает оранжевого цвета.

Приложение к занятию №2

http://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/ovoshchi_no_1.gif

http://www.igolka.in.ua/_ld/35/51921125.jpg

http://kpfu.ru/portal/docs/F833624328/270.jpg

Коррекционное занятие №3

Цель: формирование представлений о желтом цвете.

Задачи:

1. Сформировать представление о желтом цвете; продолжать учить порядковому счету.

2.Корригировать мыслительные операции.

3. Воспитывать положительную мотивацию к условиям учебно-воспитательного процесса.

Ход занятия.

Этапы занятия и направления деятельности

1.Организационный момент.

2.Упражнение на сплочение коллектива.

-Ребята, я рада приветствовать вас на занятии. Давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Дети передают горящую свечу друг другу, начиная от учителя.

- Ребята, вы почувствовали тепло от горящей свечи? Это так ваше хорошее настроение переходило друг другу.

- А что в природе нас согревает своим светом и теплом?

3. Чтение четверостишия о солнце.

Желтый видим в небе круг.

Оживает все вокруг.

Эта солнца желтый цвет

Дарит нам тепло и свет. Учитель показывает картинку солнца.

4.Упражнение на умение слышать звуки окружающего мира.

Описание. Тише, ребята, мне, кажется, кто-то просит о помощи. Прислушайтесь!

Яркие пушистые

Желтые комочки,

Маленькие деточки

Нашей пестрой квочки.

Словно одуванчики

В маленьком лукошке

Клювики раскрытые

Просят хлеба крошки.

Я возьму тихонечко

Золотое чудо,

Я цыпленка-лапочку

Обижать не буду.

На картинке цыплята  (5 штук)

5. Задание на закрепление порядкового счета.

-Скажите, сколько, цыплят в корзине? Давайте посчитаем их.

- Испугался один цыпленок кошки и убежал. Сколько цыплят осталось?

6. Задание на развитие мелкой моторики.

Описание. Выберите, карандаш желтого цвета и раскрасьте цыпленка. Возьмите своих цыплят и повесьте рядом с теми, которые в корзине. Сколько стало цыплят?

7. Итог занятия.

-Какого цвета солнце в жаркий день?

-После каких цветов в радуге расположен желтый цвет?

Приложение к занятию №3.

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d96011efac79a25a3a64b1af4385b5a5&n=33&h=190&w=301

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f87873ce7fd3beb5ed232f7181178c81&n=33&h=190&w=156

http://www.mdou105-71.ru/upload/medialibrary/906/906e63b65457a87865de7453f8af9895.jpeg

Коррекционное занятие №4

Цель: формирование представлений о зеленом цвете.

Задачи:

1. Формировать представление о зеленом цвете; закрепить сигналы светофора.

2. Корригировать умение переключать внимание.

3. Воспитывать положительную мотивацию к условиям учебно-воспитательного процесса.

Ход занятия.

Этапы занятия и направления деятельности

1.Организационный момент.

2. Вопросы к детям:

Звучит песенка светофора.

Сегодня у нас в гостях светофор.

-Здравствуй, Светофор. Мы рады тебя видеть на занятии.

-Скажите, ребята, а для чего нужен светофор на дороге?

(Светофор запрещает, предупреждает и разрешает двигаться пешеходам и автомобилям).

-На какой сигал светофора, можно двигаться пешеходам?

-Правильно! Зеленый свет нам говорит: «Проходите, путь открыт!»

2. Задание на внимание.

Описание. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Сигналы светофора». На красный сигнал вы хлопаете в ладоши.

На желтый – приседаете, а на зеленый - маршируете на месте.

Сигнальные карточки красного, желтого и зеленого цвета.

3. Задание на исключение лишнего в комплексе с физминуткой.

Шли мы с вами по дорожке

Не жалея наши ножки,

И попали в огород.

Кто, скажите, здесь живет?

Это красная морковка,

Это синий огурец,

Вот зеленая капуста.

Кто найдет мои ошибки ,

Тот и будет молодец!

Спокойная ходьба на месте.

( Правильно, морковь - оранжевая, огурец-зеленый, капуста - зеленая.

- Какой из овощей здесь лишний.

4.Задание по типу корректурной пробы.

Описание. Среди овощей найти огурец и раскрасить его в зеленый цвет.

5.Итог занятия.

-Кто приходил на занятие?

-На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

-После какого цвета следует зеленый цвет?

Приложение к занятию №4

http://firepic.org/images/2015-03/21/qx65cwdwyrfl.jpg

http://ermakova76.ucoz.ru/pdd/svetofor.jpg

Коррекционное занятие № 5

Цель: формирование представлений о голубом цвете.

Задачи:

1.Формировать понятие о голубом цвете;

2. Корригировать процессы аналитико-синтетической деятельности обучающихся.

3. Воспитывать положительную мотивацию к условиям учебно-воспитательного процесса.

Ход занятия.

Этапы занятия и направления деятельности

1.Организационный момент.

2. Звучит песня «Я девочка - Мальвина»

3. Задание на умение классифицировать объекты.

Выберите того сказочного героя, о котором поется в песне.

-Скажите, как называется сказка, где главными героями были: девочка Мальвина, Пьеро, Артемон и другие?

- А какого героя в сказке, девочка - Мальвина учила азбуке?

На доске висят картинки сказочных героев,среди них Мальвина.

4. Задание на внимание и развитие мыслительных операций.

Описание. Вот и сегодня на уроке рисования Буратино допустил много ошибок. Посмотрите на его рисунок и исправьте его ошибки. Перед детьми рисунок, где небо раскрашено зеленым цветом, а трава голубого цвета.

Пока дети исправляют ошибки, фоном звучит песня Лисы-Алисы «Какое небо - голубое».

5.Задание на развитие мелкой моторики и развитие художественных способностей.

Описание. Итак, дети, скажите, какого все-таки цвета бывает небо? Раскрасьте так, как должно все быть. Небо - голубого цвета, а траву зеленого цвета.

-Скажите, а всегда ли небо бывает- голубое?

( В дождливую погоду небо темное, серого цвета)

 6.Физминутка.

-Мы пошли на день рождение

Там отведаем варенье,

Будем петь и плясать,

День рождение отмечать.

7.Задание на развитие мыслительных операций.

Описание. Вы знаете, ребята, у Мальвины сегодня день рождение и Буратино решил ей подарить букет цветов, но Мальвина любит цветы только голубого цвета. Давайте выберем из многообразия цветов в вазе только цветы голубого цвета. Мальвине исполняется 7 лет и цветов в букете должно быть тоже 7 по количеству. В вазе стоят искусственные цветы, среди них цветы голубого цвета.

8.Задание на внимание и развитие мыслительных операций.

Описание. Посмотрите внимательно на Мальвину, и скажите, чего не хватает?

- А как вы, думаете, туфли какого цвета подойдут к наряду Мальвины? Давайте выберем туфли для Мальвины и подарим их ей на день рождения.

7. Итог занятия.

-Какого цвета было платье и туфли у Мальвины?

-Назови цвета-соседей голубого цвета в радуге?

Приложение к занятию №5                                                                         http://cs9631.vk.me/u124520046/-6/x_98984ef5.jpg

http://ped-kopilka.com.ua/upload/blogs/artikl020/2775_5d4a1249fc8b26456ae443fcabe12371.jpg.jpg

http://gemorweb.ru/zametki/wp-content/uploads/2015/06/29482-kolco-dlya-gemorroidalnogo-uzla.jpg

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1794000/1793165-47245280366aa528.jpg

http://img02.taobaocdn.com/bao/uploaded/i2/T1dUmPXXphXXb5Tf2a_091137.jpghttp://cs1.livemaster.ru/foto/large/4613352660-obuv-ruchnoj-raboty-valenki-detskie-lednikovyj-n1665.jpghttp://i2.rozetka.ua/goods/portal/constructors/units/groups/5/5275.pnghttps://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=91e62fd3168d3acb5c6c316dd9afbd20&n=33&h=190&w=402


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для обучающихся 7-8 лет "Овощи и фрукты"

Материал содержит конспект коррекционно- развивающего занятия по теме "Овощи и фрукты".  В доступной игровой форме обучающийся закрепляет свои знания о  фруктах и овощах. Занятие р...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в

Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...

Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...