Тесты и методики по психологии.
тест на тему

Хваткова Фирдаус Гусмановна

Тесты по психологии :

1. Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы

2.Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

 

3.Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах

 

4.Тест “Какие предметы спрятаны в рисунках?”

 

 5. Определение слухового восприятия с помощью пробы "Понимание текста".

 

6. Тест "Найди квадрат" 

 

1. Методика "Определение типа памяти

2. Методика "Изучение логической и механической памяти"

 

3.Методика "Рисунок человека" широко используется при подготовке детей к школе. Этот тест хорошо выявляет олигофрению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тесты по психологии29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.

Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.

Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и "р" и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно».

Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой – ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K = m / n * 100% , где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

Ход выполнения задания. Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, психолог по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения психологом слова «черта», и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта ребенок выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.

В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, то есть подсчитать количество просмотренных букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.

Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у ребенка. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы ребенка в каждой

Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

с х а в с х е в и х н а и с х н в х в к с н а и с е х в х е н а и с

 н в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с

 н а н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х и к х х

 е к в к х а к н с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с н а к с к

 в к х в и с н а и к а е х к и с н а и к х е х е и с н а х к е к х в

 и с н а и с н а и с в н к в а и с н а х е к е х с н а к с в е е в е

 а и с н а к х к е к в н и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е с

 н к х к в и а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к в н е в

 н к в х а в е и к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к

 с с в е и к с н а в н к е с н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к

 н и е с а в и е х е в х е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к

 с х а и е н а с н а и с е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к

 е в к в н а и с н а и с н а в с н а х к а с е с н а и с е с х к в а

 и с н а с а в к х с н е и с в и к в е н а и е н е к х а в и х н в

 и х к х е х н в и с н в с е а х н к е х в и в н а е и с н в и а е

 в а е н х в х в и с н а е и е к а и к е и с н е с а е и х в к е в е

 и с н а е а и с н к в е х и к х н к е е а к а е к х е в с к х е к х

 н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к и с н е и с н в и е х к в х

 е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е в х в к с и с н а и а и е

 н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а с н а и к в е х к в к

 е с в к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к и с н а и е х к е х

 к е и х н в х а к е и с н а и к х в с х н в и е к с н а и с а к в с

 н х а е с х а и с н а е н к и с х к е х в х в с к н е к х е к н а и

 в к в к в х е х и с н а и х к х е н а и е н и к в к в е е х в к в

 и е х а и е х е с в с н е и е с в н е в и с н а е а х н х к и с н а

 и е и н е в и с н а и в е в х с и с в а и е в х е и х с к е и к е в

 х в а е с н а с н к и с х е а е х к в е х е а и с н а с в а и с х в

 е к а х с н к и с е к а е к с н а и и е х с е к с н а и с н в е к х

 а в е н а х и а х х в е и в е а и к в а в и х н а х к с в х е х и в

 х в н с и е а х с н а н а е с н в к с н х а е в и к а и к н к н а в

 с н с и а е с в к х е к с н а к с х в х с в с н х к с в е х к а с н

 а и с н а и с н х а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к с х е

 в к х е х е в х е н в и х н к в х е к н а и с н х а и в е н а и х

 н х к в х е в к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с

 н а в х с в к к и с н к е к н с в и а с в а е х с х в а и с н а е к

 х е к а и в н а а е н к а и с х а и с н х и с в к в с е к х в е к и

 с н а и с н а и с и с к и к в к к н в х с к в н а и е н и с н а и

 х а в к н в е х в а е в х е в н а и с х а и а н а к х к в к е в е к

 в н х и с к а и с н в н а и с н х с х в к и с н а и е х е к х н а

 и с в е х в е и с н

Методика Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах

С помощью данной методики можно определить уровень внимания ученика при самостоятельной работе.

Ход выполнения задания:

Преподаватель предлагает испытуемым следующее задание: «Материал который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их».

Затем раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка — это ошибка внимания.

Текст

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок).

Обработка результатов

Подсчитать количество ошибок: от 0 до 2 ошибок — высший; от 3 до 4 — средний; от 5 и более — низкий уровни внимания.

Тест “Какие предметы спрятаны в рисунках?”

Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет.

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы "спрятаны" многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, "спрятанных" в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, "спрятанных" на рисунках, составляет 14.

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл - за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, "спрятанных" в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.

 5. Определение слухового восприятия с помощью пробы "Понимание текста".

 Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала.

 Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный ему текст.

Задание: ребёнку диктуется предложение: "Серёжа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошёл в школу".

 После этого ребёнка спрашивают о порядке действий Серёжи.

^ Оценка результатов:

 Безошибочные ответы оцениваются знаком плюс (+). Если ребёнок сделал 1-3 ошибки, ответ оценивается также знаком плюс (+), но это 2-й уровень выполнения задания.

 Более 3 ошибок – тест считается невыполненным и оценивается знаком минус (-) – 3-й уровень.

6. Тест "Найди квадрат"

 Тест выявляет способность к дифференцированному восприятию.

 Ребёнку показывают рисунок с изображением 10 четырёхугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырёхугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырёхугольника меньше или больше прямого угла .

 Ребёнку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

 Если ребёнок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

. Методика "Определение типа памяти"

 Цель: определение преобладающего типа памяти.

 Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.

 Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика "Изучение логической и механической памяти"

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.  Первый ряд:           Второй ряд:

кукла – играть

курица – яйцо

ножницы – резать

лошадь – сани

книга – учитель

бабочка – муха

снег – зима

лампа – вечер

щетка – зубы

корова – молоко        жук – кресло

компас – клей

колокольчик – стрела

синица – сестра

лейка – трамвай

ботинки – самовар

спичка – графин

шляпа – пчела

рыба – пожар

пила – яичница

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой - пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

 Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Проведение тестирования : Исследование проводится индивидуально, позиционируя не как тест, а как игру. После установления контакта с ребенком, ему предъявляют картинки. Можно сказать: " Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках , которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас." В подходящий момент ребенка можно спросить о том, что было в рассказе до показанного момента и что случится после. Возможно, придется ободрить ребенка, что-то подсказать ему; прерывать его не запрещается. Конечно же, подсказки не должны носить внушающий характер. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу.

 После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т.п., и даже почему именно так окончен рассказ. Если ребенок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться сделать это позднее, но не откладывая надолго после предъявления теста.

 Лучше держать все картинки за пределами взгляда ребенка, т.к. маленькие дети имеют тенденцию играть со всеми картинками сразу, выбирать их случайно для рассказывания историй.

 Картинки были пронумерованы и упорядочены в определенной последовательности по определенным соображениям, поэтому следует показывать их в определенном порядке. Если ребенок беспокойный, можно уменьшить тест до тех нескольких картинок, которые освещают специфические проблемы. Так, ребенку, который определенно имеет проблему конкуренции с братом или сестрой, можно дать картинки 1 и 4 и т д.

 При анализе апперцептивного поведения обычно рассматриваются, что ребенок видит и как мыслит , в отличие от оценки выраженного

 Анализ рассказов строится следующим образом:

 1) нахождение "героя", с которым обследуемый идентифицирует себя. Разработан ряд критериев, облегчающих поиск "героя" (например, подробное описание мыслей и чувств какого-либо из персонажей совпадение с ним по полу и возрасту, социальному статусу, употребление прямой речи и др.);

 2) определение важнейших характеристик "героя" - его чувств, желаний стремлений, или, по терминологии Г. Мюррея, "потребностей". Также выявляются "давления" среды, т. е силы, воздействующие на "героя" извне. Как "потребности", так и "давления" среды оцениваются по пятибалльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в сюжете рассказа. Сумма оценок по каждой переменной сравнивается со стандартной для определенной группы обследуемых;

 3) сравнительная оценка сил, исходящих от "героя", и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует "тему" или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. Cодержание таких "тем" составляет:

 а) то, что обследуемый реально совершает;

 б) то, к чему он стремится;

 в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях;

 г) то, что он испытывает в настоящий момент;

 д) то, каким ему представляется будущее.

 В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него конфликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми, и способах их разрешения, другую информацию.

Методика "Рисунок человека" широко используется при подготовке детей к школе. Этот тест хорошо выявляет олигофрению.

Материал для проведения методики:  лист бумаги (А4), карандаш или ручка.

Основные стадии развития рисунка человека:

1.Предметный рисунок-ребенок рисует определенный предмет.

2.Стадия головонога (до 4-х лет). Количество черточек (руки/ноги) не ограниченно-это норма.

3.После 4-х лет в рисунке появляется туловище. В это время рисунок "падающий".

4.5 лет-вертикальный рисунок. Руки и ноги рисуются двойными линиями. Рентгеновские изображения-это норма. В 5 лет начинают появляться детали (волосы, одежда и т.д.)-это хороший признак развития ребенка.

Основные детали рисунка в 5 лет:

 -Голова

 -Туловище

 -Руки

 -Ноги

 -Глаза

 -Нос

 -Рот

5.6 лет-ребенок рисует схему человека, т.е. ребенок "собирает" фигуру человека. Все основные части тела обозначены с деталями: брови, ресницы, волосы или шапка ,пальцы, ступни, одежда.

6.7 лет-младший школьный возраст. Пластичное изображение тела-части тела плавно перетекают друг из друга. Чем больше пластичность тела, тем больше развит ребенок.

После 12 лет можно говорить, соответствует ли ребенок психо-сексуальному развитию.

C 13-14 лет в рисунке отчетливо проявляются различия между мужчиной и женщиной.

 Если в 18 лет человек рисует преувеличенные половые признаки, то это может говорить о психо-сексуальных проблемах.

 Оценка изображений:

1.Основная деталь (голова, туловище, ноги, руки, рот, нос, глаза)- 2 балла.

2.Второстепенная деталь (уши, волосы или шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни или обувь)-1 балл.

3.Манера изображения:

 -если схема (руки/ноги-палочки)- 0 баллов.

 -если руки/ноги-двойные линии-2 балла

 -если промежуточное изображение (схема и пластичность)-4 балла.

 -если пластичное изображение-8 баллов.

Нормы:  Возраст         Баллы

3,6-4        4-13

4,1-5        8-18

5,1-6        14-22

6,1-7        18-25

7,1-8        20-26

8,1-9        22-27

9,1-10        23-28

10-11        24-30

11-13        25-30

13,1 >        26-30

Органическое поражение головного мозга-качественно рисунок не страдает, но в рисунке появляются необычные детали-грубая ассиметрия рисунка: сильное смещение рисунка от центра листа, неудачное расположение рисунка-рисунок вылезает за край.

 Искажение формы и пропорций тела.

 Промахи-ребенок не может попасть в нужную точку:

 Распад целостного образа:

1. Сказкотерапия

Детские тайны открывает сказка

Человеку свойственно ошибаться. Мы с удовольствием вспоминаем ту древнюю мудрость, когда речь идет о бытовых мелочах. Но в тоже время мы готовы на все, лишь бы не совершать ошибок в чем-то серьезном и важном.

Будьте внимательны! Учителя и родители обычно как-то забывают, что отвечают не только за физическое здоровье ребенка, но и за его психическое благополучие. А ведь детские страхи, тревожность, невротичность и последствия психологических травм могут не только годами оставаться незамеченными, но даже усиливаться из-за неправильного отношения родителей и учителей

Поэтому для тех учителей, которые хотят лучше понять своего воспитанника, предлагается тест «Сказка». Этот тест был составлен знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

1.1 Правила проведения теста

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки. Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты.

Несколько советов по проведению теста.

Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест - такая же игра, гак и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку.

Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покрасневшие или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос -- все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не мешало бы обратиться к детскому психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты и методики для мониторинга УУД

Тест "Найди несколько отличий", методики "Рисование по точкам" и "Что такое хорошо и что такое плохо" позволяют оценить сформированность логических УУД, регулятивных, мор...