Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате «Радостный мир»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Данную программу можно применять при наличии специального оборудования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sensornaya_komnata.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

Программа

коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате

«Радостный мир»

Педагог-психолог:  Соколовская Е.И .

        

Оглавление

Пояснительная записка …………………………………………………………3

Тематическое планирование ……………………………………………………8

Список литературы ……………………………………………………………..13

Пояснительная записка

Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказать различное воздействие на психические и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстановительное, успокаивающее, расслабляющее.

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, сложную структуру дефекта, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку во всем необходимом объеме.

У  детей с ОВЗ сужен круг общения, дети редко выходят за рамки двух ведущих коллективов (семья и школьный коллектив), наблюдается оторванность от общественной жизни, отмечаются трудности в усвоении накопленного социального опыта, что ведет к изменению всей социальной позиции, отношения к окружающему, к искажению ведущей деятельности и общения.

Данные проблемы требуют создания особых условий, способствующих вовлечению ребенка в окружающую действительность.  Одним из таких условий может стать организация полифункциональной мультисенсорной и интерактивной среды.

Данная программа является адаптированной программой для учеников школы-интерната  VIII вида. Составлена на основе разработок отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Предлагаемая программа – дополнительное средство помощи детям в системе коррекционно-развивающих мероприятий.

 Программа состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения развития.

Данная программа включает в себя 20 занятий, продолжительностью 20-30 минут  с периодичностью встреч 1 раз  в неделю.

Цель программы – создать условия для  коррекции эмоционально-волевой сферы, компенсации нарушенных функций  и развития моторики младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:        

  • развитие умения выражать свои эмоции;
  • коррекция и развитие сенсорной, эмоционально-волевой, познавательной сферы;
  • развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции;
  • развитие внимания, воображения;
  • развитие цветовосприятия;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие коммуникативных навыков
  • развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния;
  • создание условий для формирования положительного эмоционального отношения к совместной деятельности;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается посредством наблюдений психолога, педагогов, родителей.

Противопоказания

Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности.

Принципы комплектования группы и организации работы:

- добровольное участие;

- учет психофизических особенностей детей.

Количественный состав групп: оптимальное количество участников 5-7 человек, включая взрослых.

Качественный состав групп: ученики школы-интерната в возрасте от 5 до 12 лет.

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Ориентировочная структура занятия:

1.Ритуал приветствия (установление контакта психолога с детьми, создание эмоционального настроя в группе)

2. Разминка (может состоять из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук)

3.Основная часть (направлена на решение задач данной программы, в нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация)

4. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия).

5. Ритуал прощания.

При реализации программы используются следующие техники: 

  • когнитивно-поведенческие
  •  арт-терапевтические
  • телесноориентированная терапия
  •  игровые методы
  • сказкотерапия
  • цвето-светотерапия
  • направленное воображение
  • ароматерапия
  • звукотерапия
  • психогимнастика
  • методы релаксации
  •  уделяется внимание дыхательным упражнениям и обучению самомассажу.

Оборудование сенсорной комнаты:

- Сухой интерактивный бассейн с шариками

- Музыкальный центр с набором СD-дисков

- Фиброоптические волокна «Звездный дождь»

- Пуфик-кресло

- Музыкальное кресло

- Интерактивные мячи

- Сенсорный уголок с мерцающими фиброоптическими нитями

- Пузырьковая колонна – 2 шт.

- Панно «Звездное небо»

- Световой модуль для рисования песком "Радуга"

- Мягкий конструктор «Ромашка», «Горка», пазлы

- Пучок фиброоптических волокон

- Сухой душ

- Лампа "Вулкан"

- Дидактический набор «Божья коровка»

- Игровое панно «Ёжик»

- Мягкие модульные игрушки «Веселый зоопарк»

- Светильник с рыбками

- Сенсорная тропа – 2шт.

- Декоративный фонтан

- Аромолампа с набором масел

- Зеркальное панно

- Подвесной «Мелодичный звон»

Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, пластилин, фломастеры, восковые мелки.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Цель

Упражнения

1

«Знакомство»

Знакомство с интерактивной средой темной сенсорной комнаты;

формирование интереса к работе с оборудованием; установление доверия между психологом и детьми;

ознакомление с работой в группе;

выбор ритуала приветствия и ритуала прощания; снятие психоэмоционального напряжения.

Вступительное слово(беседа), показ оборудования.

Создание свода правил «Можно, нужно и нельзя»

Выбор ритуалов

«Писатели звездных историй» (релаксация)

Ритуал прощания

2

«Веселые цвета»

развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков.

Ритуал приветствия

«Разложи и познакомь цвета»

«Найди отличия»

«Экстрасенс»

Рефлексия

Ритуал прощания

3

«Знакомство с водой»

коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков, мышечная релаксация.

Ритуал приветствия

«Дельфинчики»

«Подводное царство»

«Блестящая вода»

Рефлексия

Релаксация «Волшебное озеро»

Ритуал прощания

4

«Живые пальчики»

развитие мелкой моторики, воображения, внимания; улучшение представлений об окружающем мире

Ритуал приветствия

«Волшебный цветок»

«Веселые медузы»

«Побежали-побежали»

«Рисунки на спине»

«Ёжик»

Рефлексия

Ритуал прощания

5

«Сквозь звезды»

снятие эмоционального напряжения, развитие воображения

Ритуал приветствия

«Садимся на космический корабль»

«Звездная прогулка»

«Веселая планета»

Рефлексия  

«Космический сон»(релаксация)

Ритуал прощания

6

«Веселые перемены»

развитие  координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения.

Ритуал приветствия

«Заклинание»

«Веселые перемены»

Рефлексия

Релаксация «Солнечный зайчик»

Ритуал прощания

7

«Волшебный объем и цвет»

расширение представления о цветах, простых геометрических формах; развитие мелкую моторику, тактильные ощущения.

Ритуал приветствия

«Здравствуйте, пальчики»

«Вода из шариков»

«Кубики, квадратики»

«Играю с радугой»

Рефлексия

Ритуал прощания

8

«Игра с настроением»

формирование умение различать настроение, улучшить представление о собственном теле; развитие мелкой моторики, внимания, воображения; коррекция эмоциональной сферы.

Ритуал приветствия

Гимнастика «Дождик поливай»

«Игра с настроением»

Рефлексия

Ритуал прощания

9

«Что такое хорошо?»

развитие коммуникативных навыков, обучение самомассажу рук.

Ритуал приветствия

«Эстафета хороших новостей»

Самомассаж

«Доброе тепло»

Ритуал прощания

10

«Дружба начинается с улыбки»

снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных и зрительных анализаторов; стимулирование воображения, развитие пространственного восприятия, формирование умения подражать

Ритуал приветствия

«Море шариков»

"Обезьянки"

"Рыбки"

Релаксация

Ритуал прощания

11

«Маленький художник»

развитие мелкой моторики, формирование коммуникативных навыков, развитие воображения, восприятия

Ритуал приветствия

«Игра «Шарфики»»

«Маленький художник»

Рефлексия

«Отдых на море»

Ритуал прощания

12

«Полетаем»

развитие мышления, воображения  кинестетических ощущений, самосознания.

Ритуал приветствия

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

«Собери картинку»

«Ковер-самолет»

Рефлексия

Ритуал прощания

13

«Постройка»

развитие общей моторики,снятие эмоционального напряжения, развитие внимания, памяти.

Ритуал приветствия

Гимнастика для глаз «Пузырьки»

«Башенка-радуга»

«Строим дом»

«Сердечки»

Ритуал прощания

14

«Путешествие в сказочный лес»

развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, снятие психоэмоционального напряжения

Ритуал приветствия

«Болото с кочками»

«Коса»

«Угадай предмет»

«Звездный дождь»

Рефлексия

Ритуал прощания

15

«Играем с котенком»

развитие общей моторики, внимания, снятие эмоционального  напряжения.

Ритуал приветствия

«Какое у меня сегодня настроение?»

«Найди котенка»

«Как котята»

«Топ- топ»

Рефлексия

Ритуал прощания

16

«Веселая обезьянка»

развитие внимания,  формирование умения подражать, развитие мимики.

Ритуал приветствия

«Насосики»

«На прогулку»

«Чудесный мешочек»        

«Обезьянки»

«Кричалки, шепталки, молчалки»

Релаксация «Радуга»

Ритуал выхода

17

“Космос”

нормализация эмоционально-волевой сферы, расширение представлений детей о космосе, развитие навыка речевого общения, зрительного восприятия, внимания

Ритуал приветствия

«Включай мотор!»

«Найди звезду»

«Звездный дождь»

«Приземление»

Рефлексия

Ритуал прощания

18

«Цирк, цирк, цирк»

формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях,  обучение способам поднятия настроения,саморегуляция психического состояния

Ритуал приветствия

«Веселая зарядка»

«Клоуны»

«Живая свеча»

Рефлексия

Ритуал выхода

19

«Лесная школа»

развитие операций ассоциативного мышления, воссоздающего воображения, коррекция восприятия,  развитие гибкости сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира

Ритуал приветствия

«Кто я?»

«Внимательные лапки»

«Волшебный круг»

«Ручки-липучки»

«Сказочный сон»

Ритуал выхода

20

«Прощальное занятие»

завершение программы, подведение итогов.

Ритуал приветствия

Пожелания-комплименты

Прощание с Кошечкой

Прощальный подарок

Ритуал прощания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "Необыкновенные морские путешествия"

Упражнения, представленные в программе, направлены на развитие у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Программа реализуется в условиях темной сенсорной комнаты. Категория участнико...

Адаптивная интегрированная программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате

Данная программа предназначена для реализиции в условиях темной сенсорной комнаты. В ней представлены пояснительная записка ( раскрываются цели, задачи программы, оборудование сенсорной комнаты и друг...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Коррекционно-развивающая программа для занятий в сенсорной комнате

Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоци...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.

Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....