Адаптивная интегрированная программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате
рабочая программа (1 класс) на тему

Бажукова Лилия Александровна

Данная программа предназначена для реализиции в условиях темной сенсорной комнаты. В ней представлены пояснительная записка ( раскрываются цели, задачи программы, оборудование сенсорной комнаты и другое), тематическое планирование и список использованной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБС(К)ОУ «Специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 4 I и II вида»

г.Сыктывкара

Директор

_____________О.В.Меркель

«____»   _______________   20___ г.

Адаптивная интегрированная  программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате

Психолог: Бажукова Л.А.

Оглавление

Пояснительная записка        

Тематическое планирование        

Список литературы        

Пояснительная записка

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимулов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярного аппарата. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказать различное воздействие на психические и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстановительное, успокаивающее, расслабляющее.

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, сложную структуру дефекта, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку во всем необходимом объеме.

У  детей с ОВЗ сужен круг общения, дети редко выходят за рамки двух ведущих коллективов (семья и школьный коллектив), наблюдается оторванность от общественной жизни, отмечаются трудности в усвоении накопленного социального опыта, что ведет к изменению всей социальной позиции, отношения к окружающему, к искажению ведущей деятельности и общения.

Данные проблемы требуют создания особых условий, способствующих вовлечению ребенка в окружающую действительность.  Одним из таких условий может стать организация полифункциональной мультисенсорной и интерактивной среды.

Данная программа является адаптированной программой для слабослышащих и глухих детей. Составлена на основе разработок отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Предлагаемая программа – дополнительное средство помощи детям в системе коррекционно-развивающих мероприятий, которые проводит ОУ

 Программа состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения развития.

Данная программа включает в себя 20 занятий, продолжительностью 20-30 минут  с периодичностью встреч 1 раз  в неделю.

Цель программы – создать условия для  коррекции эмоционально-волевой сферы, компенсации нарушенных функций  и развития моторики младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:        

  • развитие умения выражать свои эмоции;
  • коррекция и развитие сенсорной, эмоционально-волевой, познавательной сферы;
  • развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции;
  • развитие внимания, воображения;
  • развитие цветовосприятия;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие коммуникативных навыков
  • развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается посредством наблюдений психолога, педагогов, родителей.

Противопоказания

Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности.

Принципы комплектования группы и организации работы:

- добровольное участие;

- недирективность позиции взрослого;

- учет психофизических особенностей детей;

Количественный состав групп: оптимальное количество участников 5-7 человек, включая взрослых.

Качественный состав групп: слабослышащие, глухие дети,  а так же дети,  имеющие сложную структуру дефекта в возрасте от 5 до 11 лет.

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Ориентировочная структура занятия:

1.Ритуал приветствия (установление контакта психолога с детьми, создание эмоционального настроя в группе)

2. Разминка (может состоять из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук)

3.Основная часть (направлена на решение задач данной программы, в нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация)

4. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия).

5. Ритуал прощания.

При реализации программы используются следующие техники: 

  • когнитивно-поведенческие
  •  арт-терапевтические
  • телесноориентированная терапия
  •  игровые методы
  • сказкотерапия
  • цвето-светотерапия
  • направленное воображение
  • ароматерапия
  • звукотерапия
  • психогимнастика
  • методы релаксации
  •  уделяется внимание дыхательным упражнениям и обучению самомассажу.

Оборудование сенсорной комнаты:

- Сухой интерактивный бассейн с шариками

- Музыкальный центр с набором СD-дисков

- Фиберооптические волокна «Звездный дождь»

- Пуфики-кресла

- Шар зеркальный 

- Интерактивные мячи

- Сенсорный уголок с мерцающими фиброоптическими нитями

- Пузырьковая колонна

- Светящаяся сеть 

- Настенное интерактивное панно «Бесконечность»

- Ковер «Млечный путь»

- Проектор светоэффектов

- Световой модуль для рисования песком "Радуга"

- Установка "Эфа"

- Мягкий конструктор, пазлы

- Пучок фиберооптических волокон

- Сухой душ

- Лампа "Вулкан"

- Светильник "Пламя" 

- Напольный фиберооптический ковер "Звездочет"

- Панно с фибероптическими нитями

Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, фломастеры.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Цель

Упражнения

1

«Знакомство»

Знакомство с интерактивной средой темной сенсорной комнаты;

формирование интереса к работе с оборудованием; установление доверия между психологом и детьми;

ознакомление с работой в группе;

выбор ритуала приветствия и ритуала прощания; снятие психоэмоционального напряжения.

Вступительное слово(беседа), показ оборудования.

Создание свода правил «Можно, нужно и нельзя»

Выбор ритуалов

«Писатели звездных историй» (релаксация)

Ритуал прощания

2

«Веселые цвета»

развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков.

Ритуал приветствия

«Разложи и познакомь цвета»

«Найди отличия»

«Экстрасенс»

Рефлексия

Ритуал прощания

3

«Знакомство с водой»

коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков, мышечная релаксация.

Ритуал приветствия

«Дельфинчики»

«Подводное царство»

«Блестящая вода»

Рефлексия

Релаксация «Волшебное озеро»

Ритуал прощания

4

«Живые пальчики»

развитие мелкой моторики, воображения, внимания; улучшение представлений об окружающем мире

Ритуал приветствия

«Волшебный цветок»

«Веселые медузы»

«Побежали-побежали»

«Рисунки на спине»

Рефлексия

Ритуал прощания

5

«Сквозь звезды»

снятие эмоционального напряжения, развитие воображения

Ритуал приветствия

«Садимся на космический корабль»

«Звездная прогулка»

«Веселая планета»

Рефлексия  

«Космический сон»(релаксация)

Ритуал прощания

6

«Веселые перемены»

развитие  координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения.

Ритуал приветствия

«Заклинание»

«Веселые перемены»

Рефлексия

Релаксация «Солнечный зайчик»

Ритуал прощания

7

«Волшебный объем и цвет»

расширение представления о цветах, простых геометрических формах; развитие мелкую моторику, тактильные ощущения.

Ритуал приветствия

«Здравствуйте, пальчики»

«Вода из шариков»

«Кубики, квадратики»

«Играю с радугой»

Рефлексия

Ритуал прощания

8

«Игра с настроением»

формирование умение различать настроение, улучшить представление о собственном теле; развитие мелкой моторики, внимания, воображения; коррекция эмоциональной сферы.

Ритуал приветствия

Гимнастика «Дождик поливай»

«Игра с настроением»

Рефлексия

Ритуал прощания

9

«Что такое хорошо?»

развитие коммуникативных навыков, обучение самомассажу рук.

Ритуал приветствия

«Эстафета хороших новостей»

«Егоза»

Самомассаж

«Доброе тепло»

Ритуал прощания

10

«Дружба начинается с улыбки»

снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных и зрительных анализаторов; стимулирование воображения, развитие пространственного восприятия, формирование умения подражать

Ритуал приветствия

«Море шариков»

"Обезьянки"

"Рыбки"

Релаксация

Ритуал прощания

11

«Маленький художник»

развитие мелкой моторики, формирование коммуникативных навыков, развитие воображения, восприятия

Ритуал приветствия

«Игра «Шарфики»»

«Маленький художник»

Рефлексия

«Отдых на море»

Ритуал прощания

12

«Полетаем»

развитие мышления, воображения  кинестетических ощущений, самосознания.

Ритуал приветствия

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

«Собери картинку»

«Ковер-самолет»

Рефлексия

Ритуал прощания

13

«Построй-ка»

развитие общей моторики,снятие эмоционального напряжения, развитие внимания, памяти.

Ритуал приветствия

Гимнастика для глаз «Пузырьки»

«Башенка-радуга»

«Строим дом»

«Сердечки»

Ритуал прощания

14

«Путешествие в сказочный лес»

развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, снятие психоэмоционального напряжения

Ритуал приветствия

«Болото с кочками»

«Коса»

«Угадай предмет»

«Звездный дождь»

Рефлексия

Ритуал прощания

15

«Играем с котенком»

развитие общей моторики, внимания, снятие эмоционального  напряжения.

Ритуал приветствия

«Какое у меня сегодня настроение?»

«Найди котенка»

«Как котята»

«Топ- топ»

Рефлексия

Ритуал прощания

16

«Веселая обезьянка»

развитие внимания,  формирование умения подражать, развитие мимики.

Ритуал приветствия

«Насосики»

«На прогулку»

«Чудесный мешочек»        

«Обезьянки»

«Кричалки, шепталки, молчалки»

Релаксация «Радуга»

Ритуал выхода

17

“Космос”

нормализация эмоционально-волевой сферы, расширение представлений детей о космосе, развитие навыка речевого общения, зрительного восприятия, внимания

Ритуал приветствия

«Включай мотор!»

«Найди звезду»

«Звездный дождь»

«Приземление»

Рефлексия

Ритуал прощания

18

«Цирк, цирк, цирк»

формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях,  обучение способам поднятия настроения,саморегуляция психического состояния

Ритуал приветствия

«Веселая зарядка»

«Клоуны»

«Живая свеча»

Рефлексия

Ритуал выхода

19

«Лесная школа»

развитие операций ассоциативного мышления, воссоздающего воображения, коррекция восприятия,  развитие гибкости сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира

Ритуал приветствия

«Кто я?»

«Внимательные лапки»

«Волшебный круг»

«Ручки-липучки»

«Сказочный сон»

Ритуал выхода

20

«Прощальное занятие»

завершение программы, подведение итогов.

Ритуал приветствия

Пожелания-комплименты

Прощание с Кошечкой

Прощальный подарок

Ритуал прощания

Список литературы

  1. Балина Т.Н. Комплексная программа обучения приемам саморегуляции детей 6-7 лет (психофизиологический тренинг). – Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.
  2. Богданов О.В. Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в Сенсорной комнате (коррекция сенсорных нарушений) / О.В. Богданов // Сенсорные комнаты СНУЗЛИН: сб. ст. и метод. рекомендаций. - М., 2001. - С. 141-145.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). — СПб.: Паритет, 2003.
  4. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
  5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 1999.
  6. Кряжева НЛ. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Ленор Штейнхард Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер,2001.
  8. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Ч. 1. – СПб., 1993.
  9. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.:Речь, 2008
  10. Панкадж Кушваха Сенсорные комнаты «Снузлин»: Сборник статей и методических рекомендаций. — М.: Вариант, 2001.
  11. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1983.
  12. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната
  13. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
  14. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. – М.: Просвещение – ВЛАДОС, 1995.
  15. http://www.medical-group.ru/products.php?category=1