Главные вкладки

    Коррекционное занятие в сенсорной комнате
    план-конспект урока (2 класс) по теме

    Бородулина Наталья Владимировна

    Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня  сенсорного развития детей. Сенсорное воспитания предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового. тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

    Сенсорная комната предназначена для оказания комплексной помощи детям: это и развитие психических процессов, и снятие эмоциональной напряженности, мышечной усталости, а так же достижнние состояниярелаксации и душевного равновесия. Показания к занятиям в сенсорной комнате являются психологические проблемы: депрессия, гипо и гиперактивность, стрессы, неврозы, агрессия, нарушения сна, страхи, нарушение эмоциональных контактов и конфликты,нарушения зрения, слуха, речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания.

    Сенсорная комната - это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха,обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Коррекционное занятие в сенсорной комнате

     Тема занятия: «Зимнее путешествие по волшебной комнате».

    Цели занятия:

    - обобщение и закрепление знаний о зимнем периоде;

    - развитие умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, использовать предметы заместители;

    - развивать когнитивную сферу детей;

    - развивать проприоцептивную  и тактильную чувствительность, мелкую       моторику;

    - активизировать произвольное внимание, умственные способности;

    - развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;

    - формировать умение расслабляться;

    - формировать навыки саморегуляции;

    Задачи:

    - создание эмоционального комфорта у учащихся;

    - снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

    - развитие кожно-тактильной чувствительности;

    - развитие вестибулярного аппарата;

    - развитие ориентировки в пространстве.

    Аудитория: учащиеся 2 класса.

    Продолжительность занятия: 45 минут

    Оборудование:

    - наглядный раздаточный материал(цветные карточки  с изображением солнышка, снежинки, тучки), снежинки разного цвета и размера.

    - сенсорная тропа;

    - магнитная доска;

    - мячики массажные;

    - сухой бассейн с шариками;

    - пузырьковая  колонна;

    - панно «Звездное небо»;

    - релаксационное кресло.

    - сухой душ;

    - фибероптические волокна;

    -  релаксационная музыка.         

    Методические рекомендации по проведению занятия.

    Чтобы эффективно использовать сенсорную комнату, на первом этапе  дети должны хорошо познакомиться с ней, почувствовать себя в ней свободно.

    На втором этапе педагог должен показать пример использования сенсорной комнаты в качестве предметов-заместителей, всячески поощряя самостоятельные попытки детей найти новое применение тому или иному объекту. И  только затем можно проводить занятия целиком посвященные игре. Показаниями к включению занятий в сенсорной комнате могут являться:

    1. Различные психоневрологические проблемы:

    4

    - неврозы и неврозоподобные состояния;

    - задержки психомоторного и речевого развития;

    - органические поражения ЦНС с явлением заикания, энуреза, тиков;

    - аутизм;

    - адаптационные расстройства;

    - школьные проблемы;

    2. Все формы детского церебрального паралича.

    3. Двигательные нарушения другой этиологии.

    4. Нарушение зрения, слуха, речи.

    Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты наличие у детей судорожной готовности, частых эпилептических припадков. В этих случаях рекомендуется применять только релаксационные приемы.

    В работе с людьми, имеющие неврологические нарушения, необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. На занятиях с такими детьми рекомендуется применять напольный мат, вместо бассейна с шариками. Легковозбудимому ребенку труднее расслабиться в подвижных шариках.

    В процессе занятий с тревожными детьми необходимо исключить резкие переходы от одного стимула к другому. Первое посещение тревожным ребенком темной сенсорной комнаты начать с того, чтобы ребенок вместе с педагогом подходит к открытой двери в комнату, где включены отдельные сенсорные стимулы. Если ребенок не входит в комнату, то педагог дает возможность ему в течении 5 минут исследовать ее и удостовериться в ее безопасности. По истечении 5 минут рекомендуется выключить оборудование, а затем использовать максимум два стимула  в зависимости от цели занятия. Педагог должен знать, какое оборудование следует включить в начале, а какое в конце занятия.

    Следует обратить внимание на принцип  системности, последовательности введения сенсорных стимулов в работе с тревожными детьми.

    Все занятия, проводимые в сенсорной комнате, должны учитывать индивидуальные потребности ребенка и в то же время быть направленными на достижение целей и задач.

    Занятия в сенсорной комнате положительно сказываются на психическом и эмоциональном развитии детей. Необходимо учитывать, что для получения стойких улучшений подобные занятия должны проводиться регулярно.

    Время сеансов в сенсорной комнате – до30-45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. После занятий в сенсорной комнате ребенок должен ощущать покой и отдых, тем более, если цель занятия была нормализация психоэмоционального состояния.

    Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого потенциала педагога и ребенка. Занятия могут проводиться подгруппам по

    2-4 человека или индивидуально. С детьми занятия должны проводиться в  

    5

    форме игр, длительность которых зависит от их индивидуальных особенностей.                                        

    Тема занятия: «Зимнее путешествие по волшебной комнате».

    Ход занятия.

    1.Вводная часть. Психологический настрой.

    Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть в нашей волшебной комнате. Я вижу, что у некоторых мои слова вызвали некоторое удивление и недоумение: в чем же состоит волшебство, ведь с виду это просто обычная комната. Я вам немножко подскажу, ребята: волшебство заключается в необычных предметах, которые есть в этой комнате. Поэтому на сегодняшнем занятии мы будем путешествовать по волшебной комнате и выполнять упражнения с волшебными предметами.

    Приветствие!

    Но прежде, чем мы начнем наше занятие, давайте поприветствуем друг друга. Давайте начнем наше занятие с улыбки!

    С голубого ручейка  начинается река, а наше занятие начинается с улыбки. Давайте подарим друг другу улыбку! Музыкальное сопровождение, песня «От улыбки».

    Ребята, скажите с каким настроением вы пришли сегодня на занятие.

    Упражнение « Барометр настроения».

    Посмотрите, на доске прикреплены карточки: солнышко, снежинка, тучка.

    Выберите на доске ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

    Каждый ребенок на магнитной доске прикрепляет карточку, обозначающую его эмоциональное состояние.

    Солнышко – радостное настроение.

    Снежинка – настроение спокойное, нейтральное.

    Тучка – плохое настроение.

    Разминка.

    Прежде, чем отправиться в наше путешествие по волшебной комнате нам нужно подготовиться, размяться. Чтобы наши глазки хорошо видели, ушки хорошо слушали, ручки работали, а ноги не устали в пути. Сейчас мы с вами выполним такое упражнение. « Я буду говорить слова, а вы будете отвечать на мой вопрос - «да» и повторять движения за мной.»

    Упражнение « Вы готовы».

    - Вы готовы глазки? – да! (поглаживание век)

    - Вы готовы ушки? – да!  ( поглаживание ушей)

    - Вы готовы ручки? – да! (поглаживание кистей)

    - Вы готовы ножки? – да (поглаживание ног)

    - Вы готовы? (развести руки в стороны) – да! (обнять себя руками)

    Основная часть.

    Ребята, а когда вы пришли в комнату, вы заметили, как изменилась наша комната. Посмотрите, это уже не просто комната, а зимний лес. Давайте оглянемся вокруг. Помните, уже поздней осенью заблестели первые снежинки на темной земле. А теперь снег повалил все гуще и гуще, накрыл

    6

    землю, как покрывалом. Сейчас, я вам загадаю загадку.

    Загадка. 

    Дел у меня не мало

    Я белым покрывалом всю землю одеваю,

    Белю дома, поля

    А зовут меня (зима)

    Правильно, наступила зима!

    Посмотрите, какие кучи снега навалило. Кто знает, как они называются, правильно, сугробы.

    Упражнение в сухом бассейне.

    Давайте прыгнем в снег, поваляемся там. Ах, как много снега. Ребята, а какой снег? Холодный. А еще как можно о нем сказать? Да, белый, пушистый, мягкий, а иногда и колючий.

    Упражнение «Лепим снежки».

    А теперь, давайте, слепим комочки из снега. Работа с массажными мячиками.

    Замерзли ручки. Давайте, будем растирать снежком ручки. Кладем мячик на одну ладонь и выполняем вращательные движения. А теперь усложним задание. Подкидываем снежок вверх, делаем хлопок и ловим снежок. Молодцы!

    А сейчас давайте представим, что мы деревья в лесу. Давайте вспомним, какие деревья зимой? Голые, без листьев. Давайте, выставим руки, как ветки (дети встают  в сухом бассейне и вытягивают руки). Кто мы теперь? Да, мы – деревья. А Никита будет маленьким кустиком. Чем кустики отличаются от деревьев, кто помнит? Правильно, у них нет ствола, и они меньше, чем деревья. Посмотрите, а кто из нас самое высокое дерево?

     Снег нападал на деревья, покрыл наши ветки  (кладем в руки шарики). Но подул ветер и сдул снег (дети сбрасывают шарики).

    Ребята, а сейчас послушайте загадку.

    Загадка.

    Хозяин лесной просыпается весной,

    А зимой под вьюжий вой

    Спит в избушке снеговой.

    Правильно, медведь.

    Ребята, давайте покажем, как медведь спит в берлоге под снегом. Давайте представим, что мы медведи и закапаемся ( в сухом бассейне).

    Дыхательная гимнастика.

    Медведь в берлоге крепко спит

    И шумно весело сопит.

    Вдох, выдох.

    Теперь, мы медведи. Как в берлоге спится? Хорошо, мягко, тихо, тепло.

    Музыкальное сопровождение «Колыбельная».

    Продолжаем наше путешествие. Ребята, скажите, а кто  из лесных зверей живет в нашем лесу? Медведи, волки, зайцы, лисы, белки, ежики. Медведь спит, а кто остался в лесу? Лиса, заяц, волк, белка. Холодно в лесу зимой, но

    7

    они не мерзнут. Как вы думаете, почему? Правильно, у них теплая шуба.

    Упражнение «Узнай на ощупь».

    Посмотрите, у меня есть волшебный мешочек. Суньте туда руку и найдите там теплый мех. Какой он на ощупь? ( нежный, пушистый, мягкий). А как вы думаете, чей это мех? А этот белый?-(зайца). Вы думаете зайца? Но ведь зайцы серые. Да, правильно ребята, они становятся белыми зимой, для чего же? Верно, чтобы спрятаться в белом снегу, не попасться лисе.

    Пока мы с вами играли пошел снег и белые пушистые снежинки закружились. Как подул ветер, закружились ледяные звездочки. Кружатся снежинки в воздухе морозном. Падают на землю кружевные звезды.

    Музыкальное сопровождение. Музыка «Вьюги».

    Упражнение «Ветерок» (сухой душ).

    Мы сейчас с вами будем дуть на ленточки и изображать ветер. Но будем дуть не просто так. Если я скажу слово «ветерок» - дуем тихонько, слегка, если скажу слово «ветер» - чуть посильнее, «ветрище» - очень сильно будем дуть. Вдыхаем воздух ртом полной грудью, задерживаем его внутри, затем выдыхаем сильной струей через рот.

    Кружатся снежинки в воздухе, падают на землю. Вот одна упала на мою ладошку, ой не тай снежинка, подожди немножко. Дети сдувают снежинку с ладошки. Полетели наши снежинки в разные стороны.

    Музыка «Серебристые снежинки».

    Упражнение «Найди снежинку».

    Наши снежинки разлетелись в разные стороны. Нам нужно будет их собрать. Послушайте внимательно задание. Нужно собрать четыре снежинки разного цвета и разного размера.

    Упражнение «Сенсорная тропа».

    Ребята. Посмотрите пока мы с вами собирали снежинки, снегом замело всю нашу тропинку в лесу. Придется взять лопаты и почистить наши дорожки.

    Дети совершают действия с воображаемыми предметами.

    Все дорожка свободна. Давайте пройдем по дорожке, но не просто так:

    - пройдите по дорожке и представьте себе, что вы прыгаете, через ручеек, с одного камешка на другой. Музыка ручейка. А чтобы не сбиться с пути, нужно идти друг за другом.

    А теперь мы должны перепрыгнуть с кочки на кочку с закрытыми глазами и не сбиться с пути. Молодцы!

    Вы очень хорошо справились с этим заданием. Что чувствуют ваши ноги? Какая кочка понравилась вашим ножкам больше всего? А какая кочка вызывала неприятное ощущение?

    Наше путешествие продолжается. Устали! Посмотрите ребята, давайте остановимся у волшебного водопада и послушаем шум водопада. Музыка водопада. А теперь давайте потрогаем волокна водопада. Какие они? – мягкие, длинные. Давайте соберем волокна в руке. Волокна мягкие, они гнуться, их можно наматывать на палец. Можно заплести косички, завязать

    узелки. А теперь давайте встанем, под этими волшебными нитями и

    8

    послушаем шум водопада. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, по спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.

    А теперь, давайте попробуем заплести косички из волшебных нитей нашего водопада.

    Вот мы погуляли по волшебному зимнему лесу. Наступил вечер. Замерзли? Пойдем греться в дом.

    «Пузырьковая колонна».

    Посмотрите, у нас в доме горит камин. Кто знает, что это такое камин? Камин похож на маленькую печку, внутри горит огонь, он освещает и греет всю комнату. Сядем возле камина и будем смотреть на пламя

    Какой золотистый, горячий огонь. Тепло вам? Давайте слушать музыку. Много лет назад композитор П.И. Чайковский решил рассказать о зимнем месяце январе и написал пьесу, которую назвал «У камелька». Камелек – это и есть камин, очаг. Если слушать внимательно, то вы почувствуете, как спокойно и тепло у очага, потрескивает огонь. Но вдруг из-за окна донесется свист вьюги, завывание ветра. Слушайте внимательно и услышите.

    Прослушивание музыкального произведения «У камелька».

    Ребята, вы заметили, что у нас необычный камин, он волшебный, как все предметы находящиеся в этой комнате, он меняет цвета. Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Давайте поиграем в игру «Будь внимателен». Выбираем себе любимый цвет. Как только  в камине загорится ваш любимый цвет, вы хлопнете в ладоши. Посмотрим, кто из вас самый внимательный.

    Панно «Звездное небо».

    Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Устали! Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее, кто на ковре. Кто на кресле. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Ребята, а в какое время суток могут гореть звезды?

    Вечером, ночью. Давайте сейчас представим чудесную морозную ночь. На темном небе зажигаются звездочки. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги. Музыка «Зимний вальс».

    Реснички опускаются

    Глазки закрываются

    Мы спокойно отдыхаем

    Сном волшебным засыпаем

    Дышится легко, ровно, глубоко

    Наши ручки отдыхают

    Ножки тоже отдыхают,

    Глазки тоже отдыхают, засыпают

    Шея не напряжена и расслаблена.

    Дышится легко… ровно… глубоко…

    Мы спокойно отдыхаем

    Сном волшебным засыпаем.

    9

    Тихо-тихо падает снег. Почувствуйте, как снежинки опускаются вам на ресницы, лицо, одежду. Снежинки мягкие и немного холодные. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое- легкое, как будто оно снежное. Тихо похрустывает на морозе снег. Не слышно ни звука, только тихо падают на землю снежинки. Вам хорошо и приятно.

    Но вот пришла пора возвращаться назад. Гаснут звезды. Наступает утро. Открываем глаза. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем

    И повыше поднимаем

    Потянуться! Улыбнуться!

    Всем открыть глаза и встать.

    Настроение я надеюсь у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

    «Барометр настроения»

    Ребята, а может у кого изменилось настроение? Давайте, посмотрим, с чем вы сравните свое настроение в конце занятия?

    Солнышко, снежинка, тучка.

    Заключительная часть.

    Подведение итогов занятия.

    Ребята, как вы себя чувствуете после выполнения всех упражнений?

    Понравилось занятие или нет?

    Ребята, а давайте вспомним, где мы с вами путешествовали сегодня?

    Понравилось ли вам наше путешествие?

    Какие упражнения вам понравились больше всего?

    С каким волшебным предметом вам понравилось работать больше всего?

    Молодцы ребята! Все сегодня справились с заданиями. Мне сегодня  было приятно с вами работать.

    На память о нашем путешествии вы можете взять любую понравившуюся снежинку.

    Список литературы:

    1. Г.Г. Колос «Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении».
    2. А.И Титарь «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате»
    3. Л.А. Метиева Э.Я. Удалова «Развитие сенсорной сферы у детей»
    4. Л.Ф. Фомина « Сенсорное развитие».
    5. Сенсорные комнаты «Снузлин». Сборник статей и методических рекомендаций.
    6. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.
    7.  Орлова Д. « Большая книга Монтессори».

    10


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "Необыкновенные морские путешествия"

    Упражнения, представленные в программе, направлены на развитие у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Программа реализуется в условиях темной сенсорной комнаты. Категория участнико...

    Адаптивная интегрированная программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате

    Данная программа предназначена для реализиции в условиях темной сенсорной комнаты. В ней представлены пояснительная записка ( раскрываются цели, задачи программы, оборудование сенсорной комнаты и друг...

    Занятие в сенсорной комнате

    Сенсорная комната. Комната психоэмоциональной разгрузки.Основные  цели  и  задачи  работы  в  сенсорной  комнате: Развитие  и  гармонизация  эмоционал...

    Коррекционное занятие в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"

    Коррекционное занятие в сенсорной комнате с учениками 1-ых классов с оборудованием темной сенсорной комнаты...

    Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате «Радостный мир»

    Данную программу можно применять при наличии специального оборудования...

    Занятие в сенсорной комнате "Путешествие в сказочную страну"

    Конспект занятия "Путешествие в сказочную страну" представляет собой разноплановые упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты. Предназначен для детей 1-2 класса....

    Открытое занятие в сенсорной комнате "Здравствуй, Волшебная комната!"

    Конспект открытого занятия с использованием интерактивного оборудования  тёмной сенсорной комнаты "Здравствуй, Волшебная комната!"...