Возможности специально организованной игровой деятельности в коррекции трудностей в обучении младших школьников.
статья (1, 2 класс) на тему

В статье представлен опыт коррекционной работы с первоклассником с использованием игры "Офицер-солдат". Предложены способы разнообразия игровых действий в контексте содержания игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра "Офицер - солдат"21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Горунова И.М., методист, педагог-психолог

ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти

        

Возможности специально организованной игровой деятельности

в коррекции трудностей в обучении младших школьников.

        Очень часто в первом классе встречаются ученики, которые уже  с первых дней школы начинают испытывать трудности в обучении. Многочисленные исследования специалистов указывают на то, что такие дети недостаточно готовы к школьному обучению: у них преобладают игровые мотивы, им сложно принять учебную задачу и приложить волевые усилия для ее выполнения. По некоторым данным, до 15-20% первоклассников сталкиваются с такими трудностями.

        Поэтому очень важно своевременно оказать психлого-педагогическую помощь таким детям. На начальном этапе обучения необходимо создать для таких школьников условия, в которых бы сочеталась игровая и учебная деятельность. Занятия с  детьми могут быть по форме игровыми (они знакомы и привлекательны для ребенка), но по своей направленности содержать такие учебные задачи, которые помогают ребятам овладеть новой для них деятельностью - учебной. В такой деятельности ребенок приобретает новый для него,  учебно-игровой опыт, который будет мостиком для начала накопления учебного опыта.

        Хотелось бы поделиться своим опытом работы в этом направлении  с учеником 1 класса с использованием коррекционно-развивающей игры «Офицер-солдат» (Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников). Данная игра позволяет развивать:

- произвольности поведения;

- ориентировку в пространстве (что облегчает формирование умения работать в тетради);

- знаково-символическую функцию (умение кодировать и декодировать информацию, владение схематическим и знаковым письмом);

- внутреннюю позицию школьника.

        Данный мальчик (7 лет) поступил в школу со справкой городской ПМПК, рекомендовавшей ему обучение по программе YII вида. По данным первичной диагностики А.А. выявлено равенство игровых и учебных мотивов, низкий уровень саморегуляции, организации деятельности, пространственная ориентировка затруднена, распределение внимания снижено, отмечен недостаточный уровень моторных навыков.

        До использования таких игр на занятии ребенок проявлял пассивность, не было интереса к работе. При предъявлении игры возник эмоциональный отклик на задание (многие мальчишки представляют себя в роли солдата, военного), учебная задача в игровой форме вызвала положительные эмоции, которые, впрочем,  у любого человека способствуют мотивации и стремлению к результативности деятельности.  Несколько занятий с использованием данной игры проходили на эмоциональном положительном фоне.

        «Повышение в должности», «принятие на себя роли офицера», «возможность «отдавать приказы - все эти продвижения в игре вызывали огонек в глазах, так как ребенок не только видел свои игровые достижения, но и мог побывать в роли взрослого (что очень важно для формирования внутренней позиции школьника).  

        Игровые действия постепенно усложнялись – от движения по заданным направлениям (влево, вправо, вверх, вниз) до самостоятельного придумывания заданий, от действия по схеме – до самостоятельного составления схемы, от прослушивания правил – до самостоятельного обучения правилам других.

        Ориентируясь на содержание игры, предложенное авторами, я попыталась ее разнообразить с помощью следующих приемов:

- «движение» на листе бумаги по диагонали (вводится новое понятие — диагональ, отрабатывается умение двигаться одновременно в 2-х направлениях — вверх-влево, вниз-вправо и т.д., развивается мелкая моторика);

- «движение» на листе бумаги волнистыми линиями ребенку может преподноситься как «необходимость передвигаться, чтобы запутать противника, чтобы радарам, спутникам сложно было отследить тебя» (развивается мелкая моторика);

- «перелет» на прибывшим тебе на помощь вертолете из одной точки листа в другую (ориентация на листе бумаги, в ограниченном пространстве);

- удержание в уме и отчет о действии в 2-3 хода (развивает внимание: объем, распределение, слуховую память, что важно на уроках — слушать, слышать учителя, выполнять инструкции) — обыграть можно так: «У меня (офицера) срочный звонок от генерала, я поговорю по телефону, а ты сделай ходы, а потом отчитаешься». Постепенно можно увеличивать количество запоминаемых ходов в зависимости от возможностей ребенка;

- остановиться в точке, нарисовать слева треугольник, справа — квадрат, снизу — звездочку. Предполагается, что это условные обозначения каких-то военных объектов (траншеи, установления ориентиров и т.д.). Так же как и в предыдущем — развивается внимание и память.

        Использование этой игры, таким образом, способствовало формированию следующих универсальных учебных действий учащегося:

- регулятивных (планирование, прогнозирование, контроль, волевая регуляция);

- познавательных (знаково-символическое моделирование, умение строить речевое высказывание в устной форме);

- коммуникативных (планирование учебного сотрудничества во взрослым, управление поведением партнера, контроль, оценка действия партнера).

        По окончании коррекционных занятий (в том числе с использованием и других игр этих авторов) произошли положительные изменения в поведении ребенка: он стал меньше отвлекаться на уроках, задания учителя реже стали вызывать безразличие или отрицательные эмоции, улучшилась ориентация в тетради, стал чаще проявлять интерес к учебным заданиям при непосредственной поддержке и похвале взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины трудностей в обучении младшего школьника"

Причины трудностей в обучении младшего школьника....

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ПОНЯТЬ ПОЧЕМУ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ,В ЧАСТНОСТИ ВТОРОКЛАССНИКИ, ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И КАК МОЖНОИМ ПОМОЧЬ....

Типичные трудности в обучении младшего школьника

Описание типичных трудностей в обучении учащихся начальной школы. Их виды, причины, рекомендации по устранению....

Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.

В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....

Диагностика и коррекция трудностей в обучении младших школьников

Процесс обучения в школе включает не только усвоение системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также  развитие самих  познавательных...

Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.  Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей...

Диагностика и коррекция трудностей в обучении младших школьников.

Диагностика и коррекция трудностей в обучении младших школьников.Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебно...