Понятие интеллектуальной пассивности школьников.
статья ( класс) на тему

В данной статье охарактеризованы особенности интеллектуальной пассивности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_passivnost.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие интеллектуальной пассивности школьников.

Особенностью современного образования является непрерывный процесс развития и интеграции содержания образовательного процесса. В силу столь стремительного развития данных особенностей, особое внимание уделяется образу современного школьника, который должен обладать способностью и готовностью к постоянному изменению в сфере образования.

Но тем не менее, современная школа сталкивается с такой проблемой, как интеллектуальная пассивность у учащихся.

Под интеллектуальной пассивностью принято понимать сниженный уровень интеллектуальной деятельности, проявляющийся в несформированности интеллектуальных и познавательных способностей у детей разных возрастов.

Интеллектуальная пассивность у каждого ребёнка проявляется различно, она может иметь ярковыраженный характер или быть скрытой, а так же проявляться частично в отдельных сферах учебного процесса. Проявление интеллектуальной пассивности и  её первые симптомы возникает в раннем и дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте интеллектуальная пассивность проявляется уже достаточно явно, в невозможности полноценного усвоения знаний.

Постоянно варьирующийся поток информации требует особого внимания к развитию  не только интеллектуальных способностей учащихся, но и  интереса в процессе познания. К способности у учащихся быстро реагировать и уметь усвоить наиболее важное, из представленной информации. У интеллектуально пассивных школьников отсутствует устойчивый интерес к обучению, самостоятельность и способность к усвоению глубоких и прочных знаний, а так же способность к внутренней организации мышления.

         Так же,  возникновение интеллектуальной пассивности  может зависеть от познавательного уровня семьи, в которой ребенок проводит наибольшее количество времени. Отличительной особенностью познавательного уровня семьи является: базовый уровень знаний родителей, сформировавшийся климат в семье, совместное проведение досуга, увлечения и интересы. Так же здесь важно учитывать проявление у ребёнка таких качеств, как самостоятельность, инициативность, осознанность своих действий и поступков. В настоящее время особенность проявления у детей самостоятельности, является неотъемлемым условием в процессе их социального взаимодействия.  

Для того чтобы предотвратить появление и развитие интеллектуальной пассивности в период обучения, необходимо правильно понимать готовность ребёнка к школьному обучению, с учетов созревания всех структур его организма, обеспечивающих способность к учебной деятельности. Необходимо четко понимать, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих от ребенка максимальной отдачи, мобильности и физических сил. Особое место в разрешении данной проблемы отводится раннему диагностированию таких детей и специально организованной работы с ними с целью предупреждения возможных трудностей.

Таким образом, процесс обучения интеллектуально пассивного ребёнка   должен быть построен на поэтапном  достижении и усвоении ребёнком знаний и умений, с помощью правильного структурирования учебного процесса и  применения специальных методик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»

Методическая разработка.Тема: Формирование экологических понятий  у младших  школьников по  предмету «Окружающий мир»...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Статья посвящена анализу научных основ  формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФУЗИОНИЗМА

В статье рассмотрены идеи изучения геометрии по теории фузионизма. Установлено, что основными идеями программ по изучению и формированию геометрических понятий выступает акцентирование внимания на раз...

Теоретические основы проблемы формирования естественнонаучных понятий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира

Теоретические основы  проблемы формирования естественнонаучных понятий  у младших школьников в процессе изучения окружающего мира...

Программа о практико-ориентированном семинаре "Интеллектуальная пассивность, как фактор риска развивающей личности. г. Шадринск

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТГУ...