Цикл занятий "Интегративная игровая коррекция эмоциональных нарушений младших школьников"
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему

Миронова Марина Дмитриевна

Актуальность разработки цикла игровых сеансов связана с   большой распространённостью нарушений в эмоциональной сфере школьников.

Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и психологом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивную и недирективную игровую коррекцию, индивидуальную и групповую игру с включением в игровую деятельность родителей ребенка и др. варианты игровой коррекции. В игровой коррекции используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. Игровая коррекция является одним из эффективных методов детской психокоррекции.

Игровая коррекция интегративного типа – это форма игровой психокоррекции директивного и недирективного типа при структурировании ее процесса.

Одной из существенных причин все более широкого распространения игровой коррекции интегративного типа является неудовлетворенность психологов-практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного направления игровой коррекции. Синтез наиболее удачных приемов игровой коррекции разных типов позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий, ориентируясь на индивидуальные возможности ребенка.

Цикл занятий «Интегративная игровая коррекция эмоциональных нарушений младших школьников» рассчитан на детей школьного возраста (7-10 лет) с тревожно-фобическими и агрессивными нарушениями. Цикл состоит из 18 игровых сеансов продолжительностью 1ч30мин. Общее количество  – 27 академических часов.

Цикл предполагает возможность индивидуальной и групповой формы игровых сеансов. Также возможно проведение 3-4 игровых сеансов по индивидуальной форме программы на начальном или завершающем этапе цикла групповых игровых сеансов.

Игры, предложенные в поурочном планировании, могут быть заменены схожими играми, выполняющими те же цели, и не нарушающими общую структуру коррекционных игровых сеансов.

Целью цикла игровых сеансов является коррекция эмоциональных нарушений.

Задачи цикла

1.      Развитие самовыражения ребенка.

2.      Снижение эмоционального дискомфорта у ребенка.

3.      Формирование саморегулирующихся процессов.

4.      Знакомство с эмоциональными состояниями и проявлениями этих состояний.

5.      Приобретение ребенком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения.

6.      Формирование у ребенка адекватной самооценки.

7.      Создание близких отношений между участниками группы.

8.      Проигрывание различных ситуаций общения без опасности социально значимых последствий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx122.2 КБ

Предварительный просмотр:

Логотип3

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

 «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Крестьянская застава»

г. Москва ул. Ставропольская                                                                                   тел.(499)350-14-55

E-mail: cpmss-zastava@ edu.mos.ru

Согласовано                                                                                                   Утверждаю

Заместитель директора                                                                                 Директор

____________________                                                                                 ______________________

                                                                                                                         Сагалов М.В.    

Цикл занятий «Интегративная игровая коррекция эмоциональных нарушений младших школьников»

Направленный на коррекцию эмоциональных нарушений детей 7-10 лет.

Количество занятий (всего)__18______________________________

Количество занятий в неделю__1-2___________________________

Продолжительность занятия___1ч 30 мин______________________

 Возраст  7-10 лет_________________________________________

Ф.И.О специалиста Миронова М.Д.

Составлен на основе

  • М.А.Панфилова «Эмоционально-поведенческая коррекция детей», Учебное пособие,  М., 2013г;
  • Л.М.Костина «Интегративная игровая психологическая коррекция», Сп-б, «Речь», 2006г;
  • Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994 г.
  • Экслайн В. Игровая терапия;
  • К.Фопель. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2010.

Пояснительная записка.

Актуальность разработки цикла игровых сеансов связана с   большой распространённостью нарушений в эмоциональной сфере школьников.

Эмоциональные нарушения - устойчивые эмоциональные состояния,  как отдельные,  так и комплексные, сопровождающиеся поведенческими реакциями, которые препятствуют свободному взаимодействию с окружающим миром: тревога,  страхи,    упрямство, раздражительность  и  обидчивость,  легко  меняющееся  настроение и др. (В.В. Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг, М., 1990 )

Из эмоциональных нарушений у детей, в которых  наблюдается преобладание или выраженность определённых видов эмоций, а так же их поведенческих реакций выделяем тревожно-фобические и агрессивные нарушения.

Тревожно-фобические нарушения – устойчивые отрицательные эмоциональные состояния, связанные с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей конкретной или неопределённой опасности, которое сопровождается чувством неуверенности и беспомощности (слабое «Я»),  дезорганизует  поведение и деятельности.

В тревожно-фобических нарушениях в дошкольном возрасте ключевой эмоцией является страх, который включается или сопровождается тревожными состояниями, имеет различные виды и формы проявления (К. Изард, А.М.Прихожан и др.). В личностном и поведенческом аспекте тревожно-фобические нарушения могут быть представлены следующими характеристиками детей. Тревожно-фобические  дети – это дети излишне пугливые, чрезмерно-впечатлительные, эмоционально-заторможенные, с многочисленными или беспричинными страхами, с острой или постоянной тревогой, с негативными формами зависимости; с повышенной чувствительностью к эмоциональному самочувствию другого человека; с потребностью в постоянной помощи, поддержке, которая актуализируется чувством неуверенности беспомощностью, невозможностью справиться с ситуацией (А.М.Прихожан, М, 2000, с.156 –158).

 Агрессивные нарушения могут иметь в основе открытую или скрытую форму тревожности, которая выражена различной агрессией, сопровождается гневом, раздражением, чувством вины (там же).  У таких детей также ярко выражено чувство опасности, и агрессивным поведением они защищают свою личность.

Агрессивные нарушения – устойчивый набор антисоциальных действий, отличающийся  деструктивностью или вредоносностью по отношению к окружающему миру, который представляется  источником неопределённой опасности.  

В психокоррекции эмоциональных расстройств делается акцент на принятии личности ребёнка в целом со стороны психолога и участников группы, на понимающем отношении к ошибкам и неуспехам («для ребёнка – это нормально», «и такое бывает»), создаётся пошаговая позитивная стратегия к изменению («сделаешь так… будет ещё лучше»).

Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и психологом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивную и недирективную игровую коррекцию, индивидуальную и групповую игру с включением в игровую деятельность родителей ребенка и др. варианты игровой коррекции. В игровой коррекции используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. Игровая коррекция является одним из эффективных методов детской психокоррекции.

Игровая коррекция интегративного типа – это форма игровой психокоррекции директивного и недирективного типа при структурировании ее процесса.

Одной из существенных причин все более широкого распространения игровой коррекции интегративного типа является неудовлетворенность психологов-практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного направления игровой коррекции. Синтез наиболее удачных приемов игровой коррекции разных типов позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий, ориентируясь на индивидуальные возможности ребенка.

Структура цикла занятий «Интегративная игровая коррекция эмоциональных нарушений младших школьников».

Цикл «Интегративная игровая коррекция эмоциональных нарушений младших школьников» рассчитан на детей школьного возраста (4-6 лет) с тревожно-фобическими и агрессивными нарушениями. Цикл состоит из 18 игровых сеансов продолжительностью 1ч30мин. Общее количество  – 27 академических часов.

Цикл предполагает возможность индивидуальной и групповой формы игровых сеансов. Также возможно проведение 3-4 игровых сеансов по индивидуальной форме программы на начальном или завершающем этапе цикла групповых игровых сеансов.

Игры, предложенные в поурочном планировании, могут быть заменены схожими играми, выполняющими те же цели, и не нарушающими общую структуру коррекционных игровых сеансов.

Целью цикла игровых сеансов является коррекция эмоциональных нарушений.

Задачи цикла

  1. Развитие самовыражения ребенка.
  2. Снижение эмоционального дискомфорта у ребенка.
  3. Формирование саморегулирующихся процессов.
  4. Знакомство с эмоциональными состояниями и проявлениями этих состояний.
  5. Приобретение ребенком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения.
  6. Формирование у ребенка адекватной самооценки.
  7. Создание близких отношений между участниками группы.
  8. Проигрывание различных ситуаций общения без опасности социально значимых последствий.

Общее содержание. Этапы реализации цикла.

Для проведения цикла игровых сеансов «Интегративной игровой коррекции эмоциональных нарушений» необходимо специально оборудованное помещение. Необходимо учитывать широкий спектр игровой деятельности ребенка. В том числе, игрушки из реальной жизни; игрушки, помогающие отреагировать гнев и агрессию; игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Достаточное количество игрушек обеспечивает детям широкий спектр игровой активности.

В начале и после проведения цикла «Интегративная игровая коррекция эмоциональных нарушениймладших школьников» необходимо диагностическое обследование эмоциональных нарушений ребенка (2-4 занятия).

В коррекционный цикл «Интегративной игровой коррекции эмоциональных нарушений» вошли игровые сеансы, для которых характерен синтез игровой коррекции разных типов, при большом использовании методов недирективной игровой коррекции. На игровых сеансах основная роль принадлежит ребенку, но при активном участии психолога, которое не должно ограничиваться наблюдением и включением в игру ребенка только при его желании. Психолог «подключается к игре, предлагая либо новый сюжет, либо развертывание (разыгрывание) уже завязавшегося сюжета. При этом все вербальные и невербальные проявления психолога должны быть понятны ребенку.  На этапе коррекции у психолога нет четкой программы игр, которую он может предложить ребенку.

Коррекционно-развивающая среда и материальное оснащение.

Для проведения занятий по программе игровой терапии интегративного типа необходимо специально оборудованное помещение. В кабинете необходимо наличие коврового покрытия, детских столов и стульев, а также стеллажей для игрушек.  Необходимо учитывать широкий спектр игровой деятельности ребенка. Несмотря на то что большее значение специально организованному пространству придается в игровой терапии недирективного типа, важность оборудованной игровой комнаты несомненна и при проведении процесса интегративной игротерапии. Это связано со спецификой отношений между психологом и ребенком в рамках указанного направления. Основой данных отношений, наряду с безусловным принятием и сенситивным пониманием, будет возможность ролевой экспрессии у психолога и развитие навыков социальной адаптации у ребенка. В связи с этим хотелось бы отметить важность специально организованного игрового пространства, как для ребенка, так и для психолога.

Для ребенка:        \

  •  адаптация ребенка к условиям игровой терапии и к психологу;
  •  отыгрывание чувств и эмоций;
  •  закрепление полученных в ходе директивной ИТ знаний и навыков;
  •  научение новым формам взаимодействия;
  •  снижение тревоги по поводу новой ситуации и незнакомой деятельности.

Для психолога:

  •  эмоциональный настрой;
  •  возможность ролевого переключения «психолог—психолог»;
  •  возможность ролевого переключения «психолог—клиент»;
  •  облегчение перехода с директивной на недирективную позицию и наоборот;
  •  возможность самопознания и самопонимания.

Немаловажно и расположение игровой комнаты в учреждении, в котором проводятся занятия по циклу. При возможности выбора помещения психологу нужно обратить особое внимание на его месторасположение. Прежде всего, это связано с особенностями поведения детей на занятиях, когда они могут издавать довольно громкие звуки, мешающие остальным людям. Поэтому желательно, чтобы игровая находилась в достаточно изолированном месте, удаленном от общего скопления людей. Вместе с тем подобное расположение связано с необходимостью ограждения самих детей и психолога от постороннего вмешательства в процесс игровой терапии.

Физиологические особенности детей и их частное поведение на занятиях ставят перед необходимостью учета местоположения игровой относительно туалета. Наиболее удачным в данном случае будет размещение туалетной комнаты в едином помещении с игровой. Не менее важным нам видится наличие в смежной комнате раздевалки и специально оборудованного места, где могли бы находиться родители ребенка, ожидающие его. Иначе можно говорить о желательности организации не одной комнаты игровой терапии, а помещения, состоящего из нескольких комнат. Подобное возможно при размещении игровой в дошкольном учреждении, на территории недействующих групп, при занятии ею пространства групповой комнаты и смежных помещений. Как правило, они включают в себя туалет, небольшую кухню, раздевалку и спальную комнату. В некоторых проектах последняя комната отсутствует. В таком случае возможно использование туалета и кухни по назначению. Группа, как оптимальная по размерам, оборудуется под игровую комнату, а спальная — под комнату для родителей.

Далее подробнее остановимся на организации «родительской комнаты». Мебель в ней должна включать в себя мягкие кресла, диваны и стулья не менее чем на 15 посадочных мест. Это особенно важно при проведении интегративной игровой терапии в форме групповых занятий, когда одновременно в игровой находятся до 10 детей. Хотя родителям сообщается о нежелательности присутствия других детей даже в смежных с игровой комнатах, подобные ситуации встречаются довольно часто. Поэтому необходимо организовать в «родительской комнате» детский уголок с игрушками. Специально подобранная литература по психологии, педагогике, уголки, стенды и другая форма наглядности позволят родителям с пользой провести время в ожидании ребенка из игровой. В ряде случаев подобное ненавязчивое информирование способствует предупреждению нежелательного поведения родителей по отношению к детям. Некоторые родители сами просят психолога подобрать литературу по интересующим их проблемам. Такая организация работы позволяет повысить эффективность сеансов игровой терапии.

Кроме места расположения, особое внимание нужно обратить на размеры игровой комнаты. Уже отмечался как оптимальный вариант использования под игровую групповой комнаты дошкольного учреждения. При отсутствии указанной возможности желательно применение любого помещения не менее 15 кв. м для работы с детьми в индивидуальной и подгрупповой форме от одного до трех человек. При группе, состоящей из четырех-пяти и более детей, необходима комната не менее 25- 28 кв. м.

Учет указанных размеров при выборе комнаты:

  1.  делает возможным свободную игру детей, при которой они не мешают друг другу;
  2.  позволяет психологу предлагать подвижные игры и игры, требующие достаточно большого игрового пространства;
  3.  позволяет ребенку при желании отдохнуть или побыть одному;
  4.  дает возможность ребенку найти наиболее оптимальные для него способы экспрессии.

В ходе проведения интегративной игротерапии большое значение имеет организация пространства между психологом и ребенком, так называемой дистанции. Поскольку для работы необходимо относительно большое помещение, при индивидуальной форме установление оптимальных отношений в таком пространстве становится достаточно сложной задачей. Поэтому возможно использовать палас или ковровое покрытие размером не более чем 3 х 4 м, которое можно расположить в углу или у одной из стен комнаты, тем самым ограничив небольшое пространство. Подобное разграничение способствует созданию у ребенка чувства большего комфорта и безопасности. Наличие же остальной части комнаты делает возможным использование в работе с ним подвижных и других игр.

Хотя некоторые авторы отмечают нежелательность присутствия в игровой комнате внутренних окон и застекленных дверей, а при наличии окна на внешней стене предусматривается возможность его занавешивания, практика показала, что подобные меры не обязательны, так как дети не придают им значения. Присутствие же занавесок (но не дорогих штор или жалюзи) позволяет ребенку использовать их в качестве дополнительного игрового материала, что, несомненно, является положительным моментом.

В качестве покрытия для пола предпочтительнее использовать кусковой линолеум, с которого легко смываются краска, грязь и черные полосы от подошвы обуви. Последнее особенно важно для сохранения спокойствия и снятия тревожности у детей. Для соблюдения санитарно-гигиенических условий желательно наличие у них сменной обуви и проведение влажной уборки после каждого сеанса игровой терапии.

Стены в игровой комнате могут быть выкрашенными в светлые теплые тона. Допускается оклеивание верхней половины комнаты обоями (желательно моющимися). Лучшими помощниками в выборе тона и рисунка могут быть сами дети, не участвующие в процессе игровой терапии. Следует избегать навязчивых аляповатых рисунков и «кричащих» цветов. Оформление игровой комнаты должно быть неброским и не отвлекать детей от основных действий. Наличие же вкуса и чувства меры в оформлении будут способствовать созданию не раздражающей участников терапевтического процесса атмосферы.

Для проведения игровой терапии необходимо использовать мебель с деревянной или пластиковой поверхностью (как для взрослого, так и для детей). Ранее упоминалось об ограничении некоторого пространства ковровым покрытием. Именно на нем необходимо разместить несколько полок для игрушек и игрового материала. Располагать полки желательно вдоль стен. Нежелательно перегораживать комнату полками или шкафами, устанавливая их перпендикулярно стенам. Помимо полок в игровой должны находиться 2 стула для взрослого, 8—10 детских стульев, 4 детских стола, также желательна детская мягкая мебель. При расстановке мебели следует руководствоваться, прежде всего, необходимостью целесообразной организации пространства таким образом, чтобы оставалось достаточно свободного места.

Важной частью игровой терапии являются игрушки и игровой материал. Для проведения интегратвной игротерапии возможно использование игрушек, применяемых в игротерапии недирективного типа, способствующих самовыражению ребенка; достаточное количество игрушек обеспечивает ему широкий спектр игровой активности. В подобном случае рекомендуется учитывать следующие критерии отбора игрушек и материала, предложенные Г. JI. Лэндретом: обеспечение широкого спектра творческой экспрессии ребенка, облегчение выражения эмоций, способствование возникновению интереса у ребенка, облегчение спонтанной исследовательской игры, появления игры без вербализации, наличие жестких конструкций для активного использования. При учете указанных критериев оптимальным является конкретизированный список игрушек и материала, предложенный тем же автором. Итак, для облегчения процесса самовыражения ребенка Г. Л. Лэндрет предлагает следующий список необходимых игрушек и игрового материала:

  • Кукольная мебель (деревянная).
  •   Гнущиеся фигурки членов семьи.
  • Куклы.
  •  Одежда для кукол.
  •  Пустышка.
  •  Бутылка с соской (пластмассовая).
  •  Классная доска, мел, цветные мелки, губка.
  •  Кукольная посуда (тарелки, кастрюли, сковородки, ложки, вилки, чашки, блюдца).
  •  Пищевые продукты (пластмассовые).
  •  Полотенце.
  •  Метелка, совок.
  •  Мыло, щетка, расческа.
  •  Бумага, цветные карандаши, краски, кисти.
  •  Прозрачная клеящаяся лента, клей.
  •  Игрушечные часы.
  •  Строительный материал (кубики разных размеров).
  •  Пластилин или глина.
  •  Ершики для бутылок.
  •  Машины (грузовик, трактор, лодка, автобус, легковой автомобиль, самолет).
  •  Наковальня и молот.
  •  Ксилофон, барабан.
  •  Игрушечные солдатики.
  •  Резиновый нож, пистолет, ружье, автомат, наручники.
  •  Головные уборы (пожарный, солдат, врач и т. д.).
  •  Сосновое полено, молоток, гвозди.
  •  Ящик с песком, большое сито, воронка, ложка, ведро.
  •  Дикие и домашние животные.
  •  Дротики с присосками для метания, мишень.
  •  Мячи (большие и маленькие).
  •  Телефон.
  •  Ножницы, цветная бумага.
  •  Докторский саквояж.
  •  Игрушечные деньги.
  •  Куклы би-ба-бо (куклы, надевающиеся на руку): доктор, милиционер, семья, крокодил, волк.
  •  Пластмассовые конструкторы, головоломки.
  •  Лоскутки, мусор, веревочки и т. д.

Данный список является базовым, но включенных в него предметов недостаточно для проведения игровой терапии интегративного типа. Он должен быть открыт к пополнению материалом и игрушками. Необходимость же пополнения определяется психологом в соответствии с его опытом работы, проблемой и индивидуальными особенностями ребенка, а также в соответствии с формой организации и числом детей, одновременно участвующих в игротерапии. При этом чаще всего подобные изменения будут носить количественный, а не качественный характер.

Вместе с тем хотелось бы остановиться не столько на конкретном списке игрушек, необходимых для интегративной игротерапии, сколько на их видовой классификации. Некоторыми авторами недирективного направления игротерапии были представлены подобные классификации, но интегративная игротерапия все же предусматривает собственную специфику.

Игрушки и игровой материал, необходимый для интегративной игротерапии, можно сгруппировать в следующие виды:

1. Игрушки, моделирующие отношения дома.

Позволяют отреагировать отношения и эмоциональные состояния ребенка, связанные с взаимоотношениями в семье; способствуют нахождению выхода из ситуации через моделирование новых, нетипичных форм поведения в игре; дают возможность отыграть реальные проблемы; способствует установлению доверительного контакта между психологом и ребенком.

К подобным игрушкам и материалу можно отнести в первую очередь кукол, изображающих членов семьи: маму, папу, детей, бабушку, дедушку. Список может быть дополнен психологом, владеющим информацией о проживающих вместе с ребенком других родственниках. Сюда же относятся кукольная мебель, комнаты, дом для кукол, телефоны, посуда, одежда для кукол, щетки, расчески и другие домашние принадлежности.

  1.  Игрушки, моделирующие отношения вне дома.

Способствуют раскрытию внутреннего мира ребенка, вербализации основных проблем, связанных с межличностными контактами со сверстниками и взрослыми; позволяют психологу Получить дополнительную информацию о ребенке.

К данному виду относятся: несколько кукол-сверстников разного пола, дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные машины, трактора, автобусы, самолеты и другая техника. Здесь же необходимы игрушки, отражающие профессиональную направленность: докторский чемоданчик, набор парикмахера и т. д.

  1.  Игрушки для выражения и ослабления эмоций и психических состояний.

Предоставляют возможность непосредственного выражения чувств ребенка социально приемлемым способом.

Сюда можно отнести игрушечных солдатиков, ножи, пистолеты, ружье, дротики, подушки разных размеров, боксерскую грушу и перчатки, надувные мячи, наручники, маски, головные уборы— «страшилки», старые газеты и т. д.

  1.  Игрушки и материал для творческой экспрессии.

Предназначены как для спонтанного самовыражения, так и для безопасного выражения чувств, сублимации. Вместе с тем необходимы для удовлетворения потребности в созидании.

Могут включать в себя как игрушки и материал, перечисленные в предыдущем пункте, так и отличные от уже приведенных. Среди них должны быть оборудование и материал для изобразительной деятельности: бумага, карандаши, краски, кисточки, цветные мелки, доска и маркеры, глина, пластилин, ножницы, цветная бумага, клей, шаблоны, а также природный и бросовый материалы и т. д.

  1.  Полифункционалъный игровой материал.

Снижает фрустрацию ребенка, позволяет ему выражать чувства и эмоциональные состояния косвенным способом, особенно в случаях, когда ребенок не принимает некоторые из них; дает ребенку возможность играть в неопределенную игру, не раскрывающую внутренние переживания и истинные чувства ребенка.

К материалу данной группы можно отнести кубики, строительный материал, конструкторы, мозаику, игрушки без прямого назначения, старые газеты, глина, пластилин, лоскутки, веревочки и т. д.

Общая структура занятий

Каждое занятие цикла «Интегративной игровой коррекции эмоциональных нарушений младших школьников»  состоит из трех этапов: начальный этап, коррекционный этап и завершающий этап. Коррекционный этап игрового сеанса направлен на непосредственную работу психолога, связанную с коррекцией нарушения эмоционально-волевой сферы у детей. Опыт работы с детьми, демонстрирующими эмоциональные нарушения, показывает, что приступить в самом начале игрового сеанса к выполнению коррекционных задач достаточно сложно, поэтому необходим начальный этап игрового сеанса, на котором происходит адаптация к процессу игровой коррекции: дети здороваются друг с другом, вспоминают имена. Помимо приветствия на начальном этапе необходимо уделить время свободному общению детей с психологом, поскольку детям необходимо выразить ситуативную тревожность. Важно отметить, что цикл игровых сеансов «Интегративной игровой коррекции эмоциональных нарушений», направлен на коррекционную деятельность, а не на образовательную.

По окончании коррекционного этапа необходим завершающий этап, на котором присутствует часть - подведение итогов занятия, что дает возможность ребенку осознать происходящие с ним изменения, а также завершить коррекционный процесс, выплеснуть эмоциональное напряжение. Кроме того, необходимо уделить время каждому из родителей детей, посещающих игровые сеансы, поскольку каждый раз в коррекционной игре с ребенком происходят некоторые изменения, и очень важно, как родители будут реагировать на неожиданные проявления детей.

Коррекционные занятия цикла «Интегративной игровой коррекции эмоциональных нарушений младших школьников»  состоят из трех этапов:

  1. Начальный этап (15-20 мин)

- Игра-приветствие (5 мин);

- Беседа с детьми (10 мин)

  1. Коррекционный этап (45 мин):

- Свободная игра детей без директивного вмешательства психолога (15-20 мин);

- Проигрывание различных ситуаций, предлагаемых психологом (10-15 мин) при необходимости;

- Игра по выбору психолога, соответствующая целям коррекции (10 -15 мин)

  1. Завершающий этап (20 мин):

- Подведение итогов занятия (10-15 мин);

- Ритуал прощания (5 мин);


Ориентировочный тематический план для цикла игровых сеансов:

№ занятия (игрового сеанса)

Тема занятия (игрового сеанса)

1

Знакомство с правилами.

2

Отработка правил группы.

3

Стимуляция проявления спонтанных чувств ребенка.

4

Принятие спонтанных чувств ребенка.

5

Снятие напряжения.

6

Проигрывание негативного опыта

7

Знакомство с адекватными способами проявления эмоций.

8

Установление положительных отношений с окружающими.

9

Развитие творческой игры.

10

Стимуляция разнообразия сюжетов.

11

Развитие вербальных взаимоотношений.

12

Рост вербальных взаимоотношений

13

Максимальный уровень выражения чувств.

14

Уважение к чувствам других людей.

15

Сюжетно-ролевые игры направленные на построение адекватных взаимоотношений с окружающими.

16

Закрепление полученных моделей поведения для их последующего переноса за рамки игровой коррекции

17

Исследование собственных паттернов поведения детей в реальной жизни

18

Заключительное занятие. Подведение итогов. Расставание.

Итого: 18 занятий

Поурочное планирование.

При реализации недирективного, гибкого подхода к занятиям используются дополнительные, альтернативные игры, приемы, упражнения.

Игровой сеанс 1. Знакомство с правилами.

Цели:

  • Адаптация детей к процессу игротерапии;
  • Знакомство с правилами. Выработка необходимых правил в данной группе;
  • Снижение у детей уровня тревожности, вызванной новой ситуацией взаимодействия;
  • Создание игровой ситуации для спонтанного проявления чувств каждым ребенком;
  • Получение психологом новой информации о каждом ребенке, о возможных внешних и внутренних причинах эмоциональных нарушений через наблюдение во время игры.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии, мячик небольшого размера из текстильного материала.

Содержание:

  1. Игра-приветствие.

  1. Игра-знакомство.

Стоя в кругу, каждый ребенок называет свое имя и кидает мягкий мячик любому другому участнику.

  1. Беседа с детьми.

Прояснение правил в игровой комнате. Обсуждение необходимости введения правил.

  1. Свободная игра детей.

Дети начинают индивидуальную игру или совместную (в зависимости от желаний каждого). Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая развитие игровых ситуаций, стимулирующих проявление спонтанных чувств детей.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игра «Атомы».

В данной части игрового сеанса ребенку предоставляется возможность переключиться с состояний, вызванных процессом игровой терапии, на взаимодействие в реальной жизни.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, краткие рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.

Игровой сеанс 2. Отработка правил группы.

Цели:

  • Адаптация детей к процессу игротерапии;
  • Знакомство с правилами. Выработка необходимых правил в данной группе;
  • Снижение у детей уровня тревожности, вызванной новой ситуацией взаимодействия;
  • Создание игровой ситуации для спонтанного проявления чувств каждым ребенком;
  • Получение психологом новой информации о каждом ребенке, о возможных внешних и внутренних причинах эмоциональных нарушений через наблюдение во время игры.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии, мячик небольшого размера из текстильного материала.

Содержание:

  1. Игра-приветствие.

  1. Игра-знакомство.

Стоя в кругу, каждый ребенок называет свое имя и кидает мягкий мячик любому другому участнику.

  1. Беседа с детьми.

Прояснение правил в игровой комнате. Обсуждение необходимости введения правил.

  1. Свободная игра детей.

Дети начинают индивидуальную игру или совместную (в зависимости от желаний каждого). Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая развитие игровых ситуаций, стимулирующих проявление спонтанных чувств детей.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игра «Атомы».

В данной части игрового сеанса ребенку предоставляется возможность переключиться с состояний, вызванных процессом игровой терапии, на взаимодействие в реальной жизни.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, краткие рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.

Игровой сеанс 3. Стимуляция проявления спонтанных чувств ребенка.

Цели:

  • Адаптация детей к процессу игротерапии;
  • Знакомство с правилами. Выработка необходимых правил в данной группе;
  • Снижение у детей уровня тревожности, вызванной новой ситуацией взаимодействия;
  • Создание игровой ситуации для спонтанного проявления чувств каждым ребенком;
  • Получение психологом новой информации о каждом ребенке, о возможных внешних и внутренних причинах эмоциональных нарушений через наблюдение во время игры.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии, мячик небольшого размера из текстильного материала.

Содержание:

  1. Игра-приветствие.

  1. Игра-знакомство.

Стоя в кругу, каждый ребенок называет свое имя и кидает мягкий мячик любому другому участнику.

  1. Беседа с детьми.

Прояснение правил в игровой комнате. Обсуждение необходимости введения правил.

  1. Свободная игра детей.

Дети начинают индивидуальную игру или совместную (в зависимости от желаний каждого). Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая развитие игровых ситуаций, стимулирующих проявление спонтанных чувств детей.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игра «Атомы».

В данной части игрового сеанса ребенку предоставляется возможность переключиться с состояний, вызванных процессом игровой терапии, на взаимодействие в реальной жизни.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, краткие рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.

Игровой сеанс 4. Принятие спонтанных чувств ребенка.

Цели:

  • Адаптация детей к процессу игротерапии;
  • Знакомство с правилами. Выработка необходимых правил в данной группе;
  • Снижение у детей уровня тревожности, вызванной новой ситуацией взаимодействия;
  • Создание игровой ситуации для спонтанного проявления чувств каждым ребенком;
  • Получение психологом новой информации о каждом ребенке, о возможных внешних и внутренних причинах эмоциональных нарушений через наблюдение во время игры.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии, мячик небольшого размера из текстильного материала.

Содержание:

  1. Игра-приветствие.

  1. Игра-знакомство.

Стоя в кругу, каждый ребенок называет свое имя и кидает мягкий мячик любому другому участнику.

  1. Беседа с детьми.

Прояснение правил в игровой комнате. Обсуждение необходимости введения правил.

  1. Свободная игра детей.

Дети начинают индивидуальную игру или совместную (в зависимости от желаний каждого). Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая развитие игровых ситуаций, стимулирующих проявление спонтанных чувств детей.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игра «Атомы».

В данной части игрового сеанса ребенку предоставляется возможность переключиться с состояний, вызванных процессом игровой терапии, на взаимодействие в реальной жизни.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, краткие рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.

Игровой сеанс 5. Снятие напряжения.

Цели:

  • Принятие правил группы;
  • Снятие напряжения и установление положительных взаимоотношений с участниками коррекционного процесса;
  • Отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих ситуаций;
  • Знакомство с адекватными способами проявления эмоций;

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие: «Снежный ком»

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что интересного произошло с ребенком за последние дни. Напоминание правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая адекватные способы выражения эмоций.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игра «Перекидывание подушек на поле противника».
  2. Упражнения на релаксацию.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 6. Проигрывание негативного опыта.

Цели:

  • Принятие правил группы;
  • Снятие напряжения и установление положительных взаимоотношений с участниками коррекционного процесса;
  • Отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих ситуаций;
  • Знакомство с адекватными способами проявления эмоций;

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие: «Снежный ком»

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что интересного произошло с ребенком за последние дни. Напоминание правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая адекватные способы выражения эмоций.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игра «Перекидывание подушек на поле противника».
  2. Упражнения на релаксацию.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 7. Знакомство с адекватными способами проявления эмоций.

Цели:

  • Принятие правил группы;
  • Снятие напряжения и установление положительных взаимоотношений с участниками коррекционного процесса;
  • Отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих ситуаций;
  • Знакомство с адекватными способами проявления эмоций;

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие «Снежный ком».

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что интересного произошло с ребенком за последние дни. Напоминание правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая адекватные способы выражения эмоций.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игра «Перекидывание подушек на поле противника».
  2. Упражнения на релаксацию.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 8. Установление положительных отношений с окружающими.

Цели:

  • Развитие игровой деятельности;
  • Развитие вариативности игровых сюжетов;
  • Прояснение максимальной информации о ребенке, взаимоотношениях с членами семьи, родственниками и сверстниками;
  • Формирование адекватных отношений с окружающими.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие «Путаница».

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что важного произошло с ребенком за последние дни. Напоминание правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая разнообразные игровые сюжеты, которые могут дать максимальную информацию о взаимоотношениях ребенка в семье и в социальной среде.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игры – соревнования.
  2. Игра «Общее бревнышко».
  3. Упражнения на релаксацию.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 9. Развитие творческой игры.

Цели:

  • Развитие игровой деятельности;
  • Развитие вариативности игровых сюжетов;
  • Прояснение максимальной информации о ребенке, взаимоотношениях с членами семьи, родственниками и сверстниками;
  • Формирование адекватных отношений с окружающими.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие «Путаница».

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что важного произошло с ребенком за последние дни. Напоминание правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая разнообразные игровые сюжеты, которые могут дать максимальную информацию о взаимоотношениях ребенка в семье и в социальной среде.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игры – соревнования.
  2. Игра «Зеркало».
  3. Упражнения на релаксацию.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 10. Стимуляция разнообразия сюжетов.

Цели:

  • Развитие игровой деятельности;
  • Развитие вариативности игровых сюжетов;
  • Прояснение максимальной информации о ребенке, взаимоотношениях с членами семьи, родственниками и сверстниками;
  • Формирование адекватных отношений с окружающими.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие «Путаница».

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что важного произошло с ребенком за последние дни. Напоминание правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая разнообразные игровые сюжеты, которые могут дать максимальную информацию о взаимоотношениях ребенка в семье и в социальной среде.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игры – соревнования.
  2. Игра «Общее бревнышко» или «Зеркало».
  3. Упражнения на релаксацию.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 11. Развитие вербальных взаимоотношений.

Цели:

  • Развитие вербальных взаимоотношений в игровой деятельности (проговаривание);
  • Осознование и проговаривание своих чувств и чувств других людей, возникающих в процессе игры;
  • Открытие у ребенка собственных резервов для устранения возможности появления или для преодоления эмоциональных нарушений за пределами игровой комнаты без вмешательства других людей
  • Установление адекватных отношений с окружающими.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие

            «Снежный ком» с называнием своего положительного качества

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что важного произошло с ребенком за последние дни. Обсуждение необходимости правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая проговаривать чувства и эмоции других людей.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игра «Островки».
  2. Упражнения на релаксацию.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.

Игровой сеанс 12. Рост  вербальных взаимоотношений.

Цели:

  • Развитие вербальных взаимоотношений в игровой деятельности (проговаривание);
  • Осознование и проговаривание своих чувств и чувств других людей, возникающих в процессе игры;
  • Открытие у ребенка собственных резервов для устранения возможности появления или для преодоления эмоциональных нарушений за пределами игровой комнаты без вмешательства других людей
  • Установление адекватных отношений с окружающими.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие.

            «Снежный ком» с называнием своего положительного качества

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что важного произошло с ребенком за последние дни. Обсуждение необходимости правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая проговаривать чувства и эмоции других людей.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игра  «Дракон кусает свой хвост».
  2. Упражнения на релаксацию.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 13. Максимальный уровень выражения чувств.

Цели:

  • Развитие вербальных взаимоотношений в игровой деятельности (проговаривание);
  • Осознование и проговаривание своих чувств и чувств других людей, возникающих в процессе игры;
  • Открытие у ребенка собственных резервов для устранения возможности появления или для преодоления эмоциональных нарушений за пределами игровой комнаты без вмешательства других людей
  • Установление адекватных отношений с окружающими.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1.  Игра-приветствие

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что важного произошло с ребенком за последние дни. Обсуждение необходимости правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая проговаривать чувства и эмоции других людей.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игра  «Островки».
  2. Упражнения на релаксацию.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 14. Уважение к чувствам других людей.

Цели:

  • Развитие вербальных взаимоотношений в игровой деятельности (проговаривание);
  • Осознование и проговаривание своих чувств и чувств других людей, возникающих в процессе игры;
  • Открытие у ребенка собственных резервов для устранения возможности появления или для преодоления эмоциональных нарушений за пределами игровой комнаты без вмешательства других людей
  • Установление адекватных отношений с окружающими.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие

 

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что важного произошло с ребенком за последние дни. Обсуждение необходимости правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

  1. При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая проговаривать чувства и эмоции других людей.

Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.

  1. Игра «Дракон кусает свой хвост».
  2. Упражнения на релаксацию.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 15. Сюжетно-ролевые игры направленные на построение адекватных взаимоотношений с окружающими..

Цели:

  • Развитие адекватных отношений с окружающими;
  • Закрепление полученных моделей поведения для их последующего переноса за рамки игровой коррекции;
  • Исследование собственных паттернов поведения детей в реальной жизни.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие:

«Комплимент».

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что важного произошло с ребенком за последние дни. Обсуждение необходимости правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая сюжеты, связанные с реальным взаимодействием детей в окружающем мире, с целью анализа паттернов поведения детей и использования новых паттернов.

  1. Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.
  2. Игра  «Строительство башни».

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 16. Закрепление полученных моделей поведения для их последующего переноса за рамки игровой коррекции.

Цели:

  • Развитие адекватных отношений с окружающими;
  • Закрепление полученных моделей поведения для их последующего переноса за рамки игровой коррекции;
  • Исследование собственных паттернов поведения детей в реальной жизни.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие «Комплимент».
  2. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что важного произошло с ребенком за последние дни. Обсуждение необходимости правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая сюжеты, связанные с реальным взаимодействием детей в окружающем мире, с целью анализа паттернов поведения детей и использования новых паттернов.

  1. Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.
  2. Игра «Архитектор». В роли архитектора должен попробовать себя каждый ребенок.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 17. Исследование собственных паттернов поведения детей в реальной жизни.

Цели:

  • Развитие адекватных отношений с окружающими;
  • Закрепление полученных моделей поведения для их последующего переноса за рамки игровой коррекции;
  • Исследование собственных паттернов поведения детей в реальной жизни.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие «Комплимент».

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что важного произошло с ребенком за последние дни. Обсуждение необходимости правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая сюжеты, связанные с реальным взаимодействием детей в окружающем мире, с целью анализа паттернов поведения детей и использования новых паттернов.

  1. Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.
  2. Игра «Архитектор». В роли архитектора должен попробовать себя каждый ребенок.

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.


Игровой сеанс 18. Заключительное занятие. Подведение итогов. Расставание.

Цели:

  • Развитие адекватных отношений с окружающими;
  • Закрепление полученных моделей поведения для их последующего переноса за рамки игровой коррекции;
  • Исследование собственных паттернов поведения детей в реальной жизни.

Оборудование:

Комната, оборудованная для занятий методами игровой терапии.

Содержание:

  1. Игра-приветствие «Комплимент».

  1. Беседа с детьми.

Каждому ребенку предлагается выбрать удобное место, для того, чтобы сесть (это может быть детская мебель, ковер, мягкие блоки), и рассказать о том, что важного произошло с ребенком за последние дни. Обсуждение необходимости правил.

  1. Свободная игра детей.

Поведение психолога в рамках данной деятельности может варьироваться от реакции недирективного игрового терапевта, до полного невмешательства. Ближе к завершению данной части игрового сеанса, психолог может включаться в игру детей, постепенно переходя к следующей части игрового сеанса.

При необходимости психолог подключается к процессу игры, предлагая сюжеты, связанные с реальным взаимодействием детей в окружающем мире, с целью анализа паттернов поведения детей и использования новых паттернов.

  1. Психолог может подключаться к игре одного ребенка или нескольких детей.
  2. Игра «Архитектор» или «Строительство башни».

  1. Подведение итогов занятия. «Что было важно сегодня, что я хотел бы повторить?»

  1. Ритуал прощания.

  1. Беседа с родителями. Рассказ психолога о ключевых моментах игрового сеанса, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми.

Использованная литература:

  1. Костина Л.М. Интегративная игровая психологическая коррекция. Сп-б, «Речь», 2006 г.
  2. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994 г.
  3. Экслайн В. Игровая терапия.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., Гном, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....

Эмоциональный интеллект младших школьников с нарушениями зрения

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собст...

"Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР"

Данный материал можно использоать на выступлениях методического объединения узких специалистов. Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в сла...

Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений младших школьников

Представлен опыт работы по коррекции речевых нарушений учащихся начальных классов с использованием логопедического тренажера "Дэльфа 142"...

Познавательно-эмоциональное развитие младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС в процессе использования проектно-ориентированных моделей.

В статье представлены результаты экспериментальной работы над проектно-ориентированными моделями (игр-занятий). Успех социализации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС во многом зависи...

"Использование игровых приёмов по снятию эмоционального напряжения младших школьников с ОВЗ"

При  правильном и последовательном руководстве педагога игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития умственно отсталых детей. Через фор­мирование и обогаще...

Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....