Социально-психологический тренинг "В школу с удовольствием!"
методическая разработка ( класс) на тему

Свентицкая Татьяна Анатольевна

Тренинг для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_shkolu_s_udovolstviem_.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

        Свентицкая Т. А.,

педагог-психолог

ГБОУ  ЦО № 1858 город  Москва

Социально – психологический тренинг

« В школу с удовольствием!»

(Тренинг для  родителей будущих первоклассников)

Поступление ребенка в 1 класс - радостное событие. Часто оно вызывает у родителей  волнения и сомнения: «Готов ли мой ребенок к школе?», «Сможет ли справляться с заданиями?», «Какие будут оценки?»,  «Как поддержать ребенка в трудной ситуации?» и многое другое. Мы вместе найдем ответы на эти вопросы.

Цель: создать условия для расширения представлений родителей о психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

  1. Способствовать  формированию активной педагогической позиции родителей.
  2. Информировать родителей о знаниях и  навыках, необходимых для успешного обучения в школе.

Формы работы: 

- групповая дискуссия;

- отработка умений и навыков в специальных упражнениях;

- групповое обсуждение;

- информирование;

- мозговой штурм.

  1. Приветствие

Добрый день, дорогие родители! Мы рады вас видеть!  

Тема тренинга: «В школу с удовольствием!» или  «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» (на экране).

Ваш малыш стал уже совсем взрослым и скоро пойдет в школу. Это означает, что близится то время, когда он изменится, ведь он уже будет не дошкольником, а школьником, у него появятся новые интересы, обязанности. Но готов ли Ваш ребенок к этому, сможет ли он принять эту новую для себя роль? В последнее время все чаще мы слышим выражения «ребенок готов к школе», «ребенок не готов к школе». Но что это значит? Что значит быть готовым к школе? Сегодня мы вместе разберемся в этом.

Вы сможете определить готовность Вашего ребенка к школе. Научитесь мотивировать его и поддерживать мотивацию к обучению.  

Наша  встреча пройдет сегодня в виде тренинга.

Принятие правил

Встреча в формате тренинга предполагает определенные правила, которые мы совместно должны принять (правила записываются на доске):

  1. Активное участие.
  2. «Я» - высказывания /каждый говорит о своих переживаниях, эмоциях/.
  3. Здесь и сейчас /все, что происходит в группе, все вопросы обсуждаются сразу/.
  4. Доверие и взаимное уважение /право на ошибку, конфиденциальность, не осуждение других/.
  5. Антимобильник.
  1. Разминка

У меня в руках мячик и я передаю его участнику.

«Я предлагаю вам представиться – назвать имя, отчество (может быть только имя, т.е. так как к вам можно обращаться во время нашей совместной работы)  и сказать, что вы ожидаете от нашей встречи. Затем перебросить мяч любому участнику. И так пока не представятся все наши участники».

Мяч возвращается  к Ведущему: « А я ожидаю от нашей встречи активной работы, полезного обмена информацией и позитивного настроения».

Вспомним наше первое правило и активно включаемся в работу.

  1. Упражнение

Сейчас мы объединимся в 4 группы по времени рождения: зима, весна, лето, осень.      (группы рассаживаются)

Задание для групп: записать качества,  которые, по вашему мнению, необходимые  будущему  школьнику для успешной учебы.

(Родители отмечают  - внимательность, усидчивость, общительность, аккуратность, желание учиться, воспитанность…). По окончании работы, команды объявляют результаты, а ведущий записывает их на доске.

«А теперь мы узнаем мнение  наших детей по этому вопросу,  посмотрим видеоролик с интервью детей». (просмотр видеоролика)

«Дети думают, что первоклассник должен быть радостным, счастливым, веселым и т. д.»

(Записываются ответы детей на доске.)

 «Обратите внимание, есть ли совпадения в ответах взрослых и детей. Интересно, что все качества, которые назвали вы  и  дети, специалисты относят к понятию психологической готовности ребенка к обучению в школе».

  1. Мини-лекция (может сопровождаться презентацией).

"Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться" (Венгер Л.А.)  - (на экране)

Некоторые родители считают, что если ребенок умеет считать, писать, то этого достаточно. Но это не всегда так. Конечно, интеллектуальное развитие — важная составляющая готовности к школе, но далеко не единственная.

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников Психологическая готовность - это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

  1. эмоционально-волевая готовность или определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя (помните, вы называли: усидчивость, воспитанность)
  2. коммуникативную готовность
  3.  определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий достаточный уровень развития мышления, памяти, внимания, речи;

4) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;

Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте появляется волевая готовность, т.е. формирование нравственно-волевых качеств. Дисциплинированность проявляется в умении ребенка быть сдержанным в поведении, подчиняться правилам, требованиям. Ответственность проявляется в отношении к заданиям, стремлении их выполнить в соответствии с требованиями педагога

Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.  Волевая готовность – умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сравнения с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила)

Важной частью волевой готовности к школе является формирование нравственно-волевых качеств. Дисциплинированность проявляется в умении ребенка быть сдержанным в поведении, подчиняться правилам, требованиям. Ответственность проявляется в отношении к заданиям, стремлении их выполнить в соответствии с требованиями педагога.

К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как "надо", "можно", "нельзя".  

Например, надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель – все это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера – эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. "Можно" формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: "Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте – выучишь уроки)".

 У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Например, задания работы по образцу – узоры по клеточкам, срисуй рисунок, сравни и найди отличия на картинках и т.д.

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок и рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра), рассматривание и обсуждение с ребенком картин, слушание музыки.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребёнка подчинить своё поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К старшему дошкольному возрасту дети, приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.

Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для него. Даже приобретая черты обобщенности, его мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним первым делом относится умение выделить учебную, задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

К 6 – 7-ми годам ребёнок должен знать:

- свой адрес и название города, в котором он живёт;

- название страны и его столицы;

- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

- времена года, их последовательность и основные признаки;

- название месяцев, дней недели;

- основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своём ближайшем окружении.

Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.

Развитию логического мышления, обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

Ведь нет вообще готовности, а есть готовность определенного ребенка к определенным условиям обучения с определенным учителем и школьным коллективом по определенной программе обучения в конкретной школе. Только учитывая индивидуальные особенности ребенка можно помочь ему как можно легче начать новый жизненный этап под названием «Школа».

  1. Упражнение  Мы предлагаем вам познакомиться с анкетой для родителей «Готов ли ребенок к школе» и ответить на вопросы. Самостоятельно подсчитать баллы и выяснить насколько ваш ребенок готов к школе. (Родители работают с анкетой. Обсуждение полученных результатов.)
  2. Упражнение  «Путаница» 

Группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников.

 Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относиться к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.

Группа распутывается.

  1. Мини-лекция.

Мотивационная готовность к обучению в школе, или наличие учебной мотивации.

Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественную и развивающую литературу, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

Также следует давать ребёнку позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с лёгкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребёнок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ещё не сталкивался. Достаточно дать понять ребёнку, что учёба – это обязанность каждого современного человека и того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребёнка людей.

  1. Упражнение.

Довольно часто взрослые указывают на недостатки, ошибки, слабости  вследствие чего у ребенка формируется  чувство беспомощности, снижается самооценка, снижается интерес к познавательной деятельности.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок  и недостатков много стоит отметить позитивные изменения в определенной деятельности ребенка:

- пусть ошибок еще много, но они не такие серьезные, как  те, которые ты допускал раньше;

- пусть трудностей еще немало, но посмотри, как ты продвинулся далеко вперед;

- пусть не все еще удается, но обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны положительные изменения.

Всегда можно найти и отметить позитивные моменты, улучшения  определенных аспектов деятельности. Некоторые родители и педагоги склонны считать, что если указать ребенку на его ошибки, то он будет стремиться не повторять их. Но такая стратегия часто  вызывает нежелательный эффект: если указывать ребенку только на недостатки, не поощряя и не подбадривая его, то со временем у него появляется отвращение к той деятельности (и негативное отношение к учителю или родителю). Для того, чтобы побуждать ребенка к учению, следует обязательно отмечать позитивные изменения, обращать внимание на то, что у человека получилось лучше.

 Задание: укажите на недостатки, ошибки ребенка, но вместе с тем акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону, успехах.

Проблемные ситуации:

1.  Ребенок получает двойки по русскому языку практически каждый день. Учитель просит принять меры.  

2.  Ученик 1 класса старается писать в прописях ровные буквы. Получается грязно и некрасиво.  Ребенок плачет и отказывается работать дальше.

Обсуждение.

Итак, мы рассмотрели несколько вариантов оказания  эмоциональной поддержки ребенку. Вы попробовали и научились это делать.

Выводы:

Мы сегодня познакомились с понятием «психологическая готовность», выяснили, что включает в себя это понятие: эмоционально-волевую, интеллектуальную, коммуникативную и мотивационную готовность.

Мы понимаем, что чем выше психологическая готовность ребенка, тем легче протекает период адаптации в школе.

  1. Упражнение «Пакуем чемоданы».

Ведущий: «Заканчивается наш тренинг, посвященный психологической готовности детей к обучению в школе. Представьте себе, что вы отправляетесь в долгое путешествие по школьной жизни и вам необходимо собрать чемодан. Взять можно знания, умения… Что из нашей встречи вы хотели бы положить в чемодан и  взять с собой?  Что сегодня для вас было важным?   Что было проще или сложнее всего и почему?  Что понравилось или не понравилось и почему?  Какие эмоции сейчас преобладают?»

/ответы родителей/

Ведущий: «Да,  действительно, дети и вы, родители, вступаете в новую полную  ожиданий, открытий, тревог и волнений школьную жизнь. Очень важно, чтобы в этот период рядом с детьми были мудрые, психологически грамотные, терпеливые, а главное -  любящие родители!

Мы уверены – у вас все получится!

Спасибо за активное участие! Мы желаем вам успехов! До новых встреч!»

Литература

  1. Ж. Завьялова, Е. Фарба, Е. Кадильянс-Нечаева,  М.Авдюнина. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам. – С.-Петербург, Речь, 2005
  2. Малютина С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С. В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012.

Оборудование:

стулья по количеству участников тренинга;  флип-чарт;  листы белой бумаги, карандаши  – по количеству участников тренинга, маркеры; проектор, экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы социально-психологической службы школы

Данный план работы включает в себя работу по всем основным направлениям  деятельность педагогов-психологов, социального педагога школы, включая работу по ФГОС НОО и деятельность ИМОЦ...

Возможности внедрения социально- психологических технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Материал статьи адресован психологам и педагогам, работающим с детьми 6 - 10 лет. Здесь рассматриваются возможности внедрения социально - психологических технологий в учебно - воспитательный процесс н...

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

Круглый стол «Социально-психологическое взаимодействие цикла: семья -дошкольное образование –школа»

Цель данного мероприятия: способствовать активизации работы по решению проблем взаимодействия ДОУ, школы и родителей, выявить эффективные механизмы взаимодействия. Задачи:Вспомнить основные понят...

"Школа радости" Занятие с родителями с элементами социально-психологического тренинга

Данная разработка является частью программы занятий с родителями учащихся . Цель данной программы - гармонизация детско-родительских отношений в семье. Просвещение родителей направлено на развитие пра...