"Школа радости" Занятие с родителями с элементами социально-психологического тренинга
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Данная разработка является частью программы занятий с родителями учащихся . Цель данной программы - гармонизация детско-родительских отношений в семье. Просвещение родителей направлено на развитие практических умений и навыков в воспитании детей младшего школьного возраста. Работа на занятиях строится с опорой на основные принципы организации социально-психологического тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_radosti.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

«ШКОЛА РАДОСТИ»

Занятие с родителями с элементами социально-психологического тренинга

        Цель: содействие успешного пребывания ребенка в школе

        Задачи:

        1. создать условия для спокойного прохождения родителями периода обучения их    ребёнка в школе;

   2. моделирование бесконфликтного межличностного общения в школьной среде

   3. объяснить причины возможных психологических трудностей учащихся и пути их коррекции;

    4.составить психологический портрет успешного школьника.

Оборудование: небольшие листы бумаги, цветные карандаши. Ручки.

Ход работы:

I.Вводная часть. Приветствие ведущим и участниками друг друга. Включение в тренинговое занятие традиционного приветствия, упражнения «Искра».

     II. Основная часть.

  1. Слово ведущему.

      Общая задача учителей и родителей — помочь ребёнку учиться с удовольствием, помочь ему поддержать непосредственный природный интерес к познанию мира.

Ребенок и родитель составляют единое эмоциональное пространство. Наше волнение, тревога и беспокойство передаются нашим детям. Поэтому очень важно сначала научиться управлять своим психологическим состоянием, а затем помочь ребенку без потерь преодолеть «вступление в новую должность».

Сегодня мы попробуем измерить Ваши представления о нахождении вашего ребенка в нашей школе с помощью цвета. Каждый цвет несет определенную смысловую нагрузку.

  1. Упражнение «Какого цвета ваши представления о нахождении вашего ребенка в нашей школе?»      

     Родителям предлагается закрасить полоску бумаги тем цветом, которым, по его мнению, соответствует его представление о нахождении его ребенка в школе.

Красный — представление о школе, как активной деятельности.

Желтый — вы с удовольствием думаете о школе, как увлекательном жизненном этапе.

Оранжевый — радостные представления о школьной жизни ребенка.

Зеленый — спокойное отношение к школьной жизни.

Синий — школа вызывает беспокойство.

Фиолетовый — тревожные ожидания.

Черный — мрачные представления о школьных буднях.

Тревога и беспокойство перед неизвестным вполне нормальны, если только они не доходят до патологии. Нужно содействовать тому, чтобы ребёнок воспринимал образование как жизненно важный, интересный и творческий процесс. Секрет успеха только в этом.

В чем кроются причины беспокойства родителей?

Это может быть утрата веры в себя, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребёнку или, наоборот, чрезмерная любовь к нему.

Часто при встречах родители задают вопрос о том, как предупредить возникновение трудностей. Здесь очень важно соблюдать следующие моменты. Говорить о школе, о ее буднях и праздниках спокойно. Важно создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности, не ругать и не наказывать ребенка за ошибки и незнание, ведь он пришел в школу учиться, а не для того, чтобы блистать своими знаниями.

3.Игра-импровизация «Поход в школу»

На суд группе 2-3 участника показывают свои сценические зарисовки похода в школу. При этом они могут выступать как в роли режиссера, так и ее ведущего исполнителя.

Обсуждение.

4.Упражнение «Трудности школьника»

Родителям предлагается подумать и записать возможные трудности учащихся.

Обсуждение.

Остановимся на наиболее типичных проблемах, с которыми с которыми сталкиваются родители учащихся.

У ребенка нет желания идти в школу или он боится.

В чем причины? Ребенок думает, что его будут ругать, наказывать за плохое поведение. Страх может передаваться от родителей, которые делятся своими переживаниями, опасениями в присутствии детей. Ребенок слышит «страшные» истории о школе от своих родных. Что делать? Прежде всего, устранить причины. Если страх не проходит, тогда следует обратиться за помощью к специалистам.

Ребенок неусидчив. В чем причина? Прежде всего, она кроется в физиологической незрелости детского организма. Например, первоклассник может удерживать внимание максимум 15 – 20 минут.  Двигательное беспокойство — защитная реакция организма. Оно позволяет не доводить свой организм до переутомления. Также следует помнить, что даже кратковременные заболевания на значительное время нарушают работоспособность детей.  Самая высокая работоспособность учащихся с 8.00 до 11.00 утра. Во второй половине дня с 16.00 до 17.00 наблюдается подъем работоспособности, но он не достигает утреннего уровня. Как помочь ребенку? Помогают снять физическое напряжение перерывы в учебной деятельности через 15 – 20 минут в виде физкультминуток, подвижных игр, а также смена вида деятельности.

5. Игра-импровизация «Урок в школе»

Разыгрывается ситуация: «строгий учитель»; «непоседливый ученик», «ленивый, но способный»; «усердный, послушный», «отличающийся крайне плохим поведением на уроках». Роли распределяет ведущий противоположные по жизни.

Обсуждение.

6. Игра-импровизация «Школьная перемена».

Роли распределяет ведущий. «Ты будешь хулиганом, дергать девочек за косички», «Ты будешь тихоней, всех бояться»….Играйте так, как вы себе это представляете.

Обсуждение разыгранной игровой ситуации с моделированием адекватных форм поведения на школьных переменах.

     Ребенка обижают в школе. Здесь важно выслушать ребенка до конца и научить прощать обиды, не принимая их близко к сердцу. Выяснив вместе мотивы обидчика, может оказаться, что неправ наш ребенок. Если это так, то мы можем научить ребенка отвечать на обиды шуткой. Смех — великий целитель и утешитель.

7.Игра-импровизация «Трудный разговор в кабинете у директора»

Участники игры: «строгий директор», «провинившиеся ученики».

Обсуждение разыгранной игровой ситуации с моделированием адекватных форм поведения.

       Ребенок нарушает дисциплину. Причина — привлечь внимание. Часто взрослые обращают внимание только на отрицательные качества ребенка, принимая положительные как должное. Но природа не терпит пустоты. Если положительные качества развиваются слабо, то возникают отрицательные. Чтобы ребенок стал озлобленным, достаточно, чтобы не воспитывалось чувство доброты на примере поведения взрослых. Если же ребенок слышит о доброте только в форме нравоучений и поучений, то даже незначительные неприятности могут вызывать злобу, агрессию, жестокость.

Что нужно делать, чтобы ребенок был успешным? Какими качествами должен обладать успешный ученик? Давайте вместе попробуем ответить на этот вопрос, составив психологический портрет успешного ученика.

8.Упражнение «Психологический портрет успешного ученика»

Родителям предлагается составить психологический портрет успешного ученика. Можно использовать метод «мозгового штурма». Словесный портрет можно записать на доске.

 Обсуждение.

     III.Заключительная часть.

Обратная связь в форме шеринга чувств.

      Мы желаем вам успешно прожить период обучения вашего ребенка в школе. В этот период очень важно, провожая ребёнка из дома, не читать нотации, угрожать или ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему: «Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином. Я уверена, ты справишься, ты молодчина!»

 И тогда школа станет для Вас и Вашего малыша Школой Радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительное дыхание с элементами социально-психологического научения

Рабочая программа групповой работы, предназначенная для учащихся 1-3 классов...

Программа занятий с элементами социально-психологического тренинга по формированию внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС

Качество обучения и здоровье учащихся напрямую зависит от личности учителя, и прежде всего, его профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций,   нравственных...

Социально-психологический тренинг "В школу с удовольствием!"

Тренинг для родителей будущих первоклассников....

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"

Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников проводится с элементами тренинга. Семинар направлен на привлечение родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе, расширение знаний...

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...

Проект социально-психологического тренинга для обучающихся общеобразовательной школы «Я и мой класс»

Проект социально-психологического тренинга для учащихся общеобразовательной школы«Я и мой класс» тренинг на сплоченность обучающихся 1 класса       Актуальнос...

Социально-психологический тренинг гармонизации детско-родительских отношений в семьях младших школьников «Счастливы вместе»

По мнению А.А. Осиповой, одним из эффективных методов коррекции детско-родительских отношений выступает использование социально-психологического тренинга . Социально-психологический тренинг трактуется...