Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Журавлёва Марина Вениаминовна

Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА  ДЛЯ  ОЦЕНКИ  УРОВНЯ  ШКОЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ  (1-4 кл.)

                                                             /  методика  Н. Г. Лускановой, 1993г ./

Цель:  Определение  уровня   школьной  мотивации.

— ответ  ребёнка, свидетельствующий  о  его  положительном  отношении  к  школе  и          предпочтении  им  учебных  ситуаций, оценивается  в  три   балла;
нейтральный  ответ  («не  знаю», «бывает  по-разному»  и т.п.)  оценивается  в  один     балл;
— ответ, позволяющий  судить  об  
отрицательном  отношении  ребёнка  к  той  или  иной  школьной  ситуации,  оценивается  в  ноль  баллов.  

      Оценки  в  два  балла  отсутствовали, так  как  математический  анализ показал, что при оценках  в ноль, один, три  балла  возможно  более  надёжное  разделение  детей  на группы  с  высокой, средней  и  низкой  мотивацией.
 Установлено  пять  основных  уровней  школьной  мотивации:

Первый  уровень. 25—30 баллов — высокий  уровень  школьной  мотивации, учебной активности.

У таких  детей  есть  познавательный  мотив, стремление  наиболее  успешно  выполнять все  предъявляемые  школой  требования. Ученики  чётко  следуют  всем  указаниям учителя, добросовестны  и  ответственны, сильно  переживают,  если  получают неудовле-творительные  оценки. В  рисунках  на  школьную  тему  они  изображают  учителя  у дос-ки, процесс  урока, учебный  материал  и  т.п.

Второй  уровень. 20—24 балла — хорошая  школьная  мотивация.

Подобные  показатели  имеют  большинство  учащихся  начальных  классов, успешно справляющихся  с  учебной  деятельностью. В  рисунках  на  школьную  тему  они  также изображают  учебные  ситуации, а  при  ответах  на  вопросы  проявляют  меньшую зависимость  от  жёстких  требований  и  норм. Подобный  уровень  мотивации  является средней  нормой.

Третий  уровень. 15–19 баллов — положительное   отношение   к  школе, но  школа привлекает   таких   детей  внеучебной  деятельностью.

Такие  дети  достаточно  благополучно   чувствуют  себя  в  школе, однако  чаще  ходят  в школу, чтобы  общаться  с  друзьями, с  учителем. Им  нравится  ощущать  себя  учении-ками, иметь  красивый  портфель, ручки, тетради. Познавательные  мотивы  у  таких  де-тей  сформированы  в  меньшей  степени, и  учебный  процесс  их  мало   привлекает. В рисунках  на  школьную  тему  такие  ученики  изображают, как  правило, школьные, но не  учебные  ситуации.

Четвертый  уровень. 10–14 баллов — низкая   школьная   мотивация.

Эти  дети  посещают  школу  неохотно, предпочитают  пропускать  занятия. На  уроках часто  занимаются  посторонними  делами, играми. Испытывают  серьёзные  затруднения в  учебной  деятельности. Находятся  в  состоянии  неустойчивой  адаптации  к  школе. В рисунках  на  школьную  тему  такие  дети  изображают  игровые  сюжеты, хотя  косвенно они  связаны  со  школой.

Пятый  уровень. Ниже  10 баллов — негативное  отношение  к  школе, школьная дезадаптация.

Такие  дети  испытывают  серьёзные  трудности  в  обучении: они  не  справляются  с учебной  деятельностью, испытывают  проблемы  в  общении  с  одноклассниками, во взаимоотношениях  с  учителем. Школа  нередко  воспринимается  ими  как  враждебная среда, пребывание в  которой  для  них  невыносимо. Маленькие  дети  (5—6 лет)  часто плачут, просятся  домой. В  других  случаях  ученики  могут  проявлять  агрессию, отказываться  выполнять  задания, следовать  тем  или  иным  нормам  и  правилам. Часто у  подобных  школьников  отмечаются  нервно-психические  нарушения. Рисунки  таких детей, как  правило, не  соответствуют  предложенной  школьной теме, а  отражают  инди-видуальные  пристрастия  ребёнка.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ   АНКЕТЫ.

Данная  анкета  может   быть  использована  при  индивидуальном  обследовании  ребён-ка, а также  может  применяться  для  групповой  диагностики. При  этом  допустимы  два варианта  предъявления. Анкета  допускает  повторные  опросы, что  позволяет  оценить динамику  школьной  мотивации. Снижение  уровня  школьной  мотивации  может слу-жить  критерием  школьной  дезадаптации  ребёнка, а  его  повышение — положительной динамикой  в  обучении  и  развитии  младшего  школьника.


ТЕСТ

Инструкция:  Выбери  один  из  трёх  предъявляемых  ответов  (наиболее  тебе  подхо-дящий)  на  поставленный  вопрос, отметь  его  галочкой.

  1. Тебе  нравится  в  школе?

           

               а)   не  очень           б)   нравится             в) не  нравится            

  1. Утром, когда  ты  просыпаешься, ты  всегда  с  радостью  идёшь  в  школу  или  тебе  часто  хочется  остаться  дома?

   а) чаще хочется  остаться  дома     б) бывает  по-разному      в) иду с радостью        

  1. Если  бы  учитель  сказал, что  завтра  в  школу  не  обязательно  приходить        всем  ученикам, что  желающие  могут  остаться  дома, ты  пошёл  бы  в школу или  остался  дома?

         а) не  знаю              б) остался  бы  дома        в) пошёл  бы  в  школу          

      4.   Тебе  нравится, когда  у  вас  отменяют  какие-нибудь  уроки?

          а) не  нравится                  б)  бывает  по-разному            в) нравится

      5.   Ты  хотел  бы, чтобы  тебе  не  задавали  домашних  заданий?

                а) хотел бы                      б) не  хотел  бы       в)  не  знаю                                    

      6.   Ты  хотел   бы, чтобы  в  школе  остались  одни  перемены?

              а) не  знаю                        б) не  хотел  бы                     б) хотел  бы                    

      7.   Ты  часто   рассказываешь  о  школе  родителям?

          а) часто                           б) редко                    в) не рассказываю

      8.   Ты  хотел  бы, чтобы  у  тебя  был   менее  строгий  учитель?

              а) точно  не  знаю       б) хотел  бы                 в) не  хотел  бы

  1. У  тебя  в  классе  много  друзей?

  а) мало                            б) много                      в) нет   друзей

  1. Тебе  нравятся  твои  одноклассники ?

     а) нравятся                     б) не  очень                  в) не  нравятся

КЛЮЧ


ДИАГНОСТИКА  МОТИВАЦИОННОЙ  СФЕРЫ   УЧ-СЯ (4кл.)  (5-9кл.)

                                                                                                        / Уфимцева Л.П. /

            1  часть:  Определение   мотивов   учебной  деятельности.

   Цель:   Выявить  отдельные  мотивы  учебной  деятельности.

   Выводы:  Если  тестируемый  выбирает  утверждения:

 

      А)  1; 7; 11 – это  соответствует  познавательному  мотиву;

      Б)   социальному   мотиву  соответствуют  следующие  утверждения:

                                        а)  –  3; 4  – широкий  социальный  мотив  (СМ);

                                        б)  –  6;10 – узкий  социальный  мотив  (СМ);

                                        в)  –  2 ; 9 – избегание   неприятностей;

                               г)  –  5 ; 8 – ориентация   на  одобрение.  

(Можно  анализировать  1 часть  отдельно  от  2 части  или  в  сочетании со  2  частью).

                                 Аналитический  бланк  опроса № 1

Ф.И.О.

Познавательный

мотив

Социальный   мотив  (СМ)

Выводы

Широкий

СМ

Узкий

СМ

Избегание

неприятностей

Ориентация

на  одобрен.

1

7

11

3

4

6

10

2

9

5

8

                             


АНКЕТА – 1

Инструкция:  Внимательно  прочитай  анкету  и  подчеркни  только  те  пункты,  которые  соответствуют  твоим  стремлениям  и  желаниям.

Помни, что  можно  подчеркнуть  не  более  трёх  пунктов.

      1.   Учусь  потому  что  на  уроках  интересно.

      2.   Учусь  потому  что,  ругают  за  плохие  отметки.

  1. Учусь  потому  что  хочу  больше  знать.

  1. Учусь  потому, чтобы  было  легко  работать.

  1. Учусь  потому,  чтобы  доставить  радость  родителям.

  1. Учусь  потому,  чтобы  не  отставать  от  товарищей.

  1. Учусь  потому  что,  нравится  учиться.

  1. Учусь  потому  что,  хвалит  учитель  за  хорошие  успехи.

  1. Учусь  потому  что,  родители  наказывают  за « 2 ».

    10.   Учусь  потому  что  за  хорошую  учёбу,  ставят  в  пример  другим.

    11.   Учусь  потому  что  узнаю  много  нового.             


2  часть:  Отношение  к  учению.

     Цель:  Определить  общее  отношение  к  школе, к  учению.

   Выводы:  Все  ответы  на  вопросы  и  информация  о  характере  отношения

                    к  школе  отметить  «+» или  « – ».  Определить  доминирование  

                    учебных  или  внеучебных  интересов;  отметить  наличие  или  

                   отсутствие  «–»  переживаний  в  школе.

Сочетание  этих  трёх  характеристик  определяет  уровень  отношения  к  школе,  к  ученью:

     3  уровня:      ---  высокий  (общее  отношение  к  школе «+»;  доминирует    

                                  познавательный  интерес;  отсутствуют  « – » переживания).

                     

                           ---  средний  (при  общем  «+» отношении  к  школе  и  доминировании

                                 учебных, познавательных  интересов  всё  же   выявляются  области  

                                 «–»   переживаний.

                          ---  низкий  (общее «–»  отношение  к  школе;  доминирует  внеучебный  

                                интерес;  наличие  «–»   переживаний.

(Можно  анализировать  2  часть  отдельно  от  1  части  или  в  сочетании  с  1  частью).

Аналитический    бланк   опроса  №2

Ф.И.О.

Общее  отношение   к  школе    

                     Интересы

                 Переживания

                Выводы

( уровни)

«+»

« – »

Учебный

Вне -

учебный

ЕСТЬ

НЕТ

                                         

АНКЕТА – 2

Инструкция:  Внимательно  прочитай  анкету  (можно  под  диктовку)  и  ответь  на  вопросы.

  1. Что  ты  считаешь  самым  важным  в  школе? Почему?

  1. Какой  день  недели  ты  любишь  больше  всего?  Почему?

  1. Что  в  школе  для  тебя  самое  интересное?

  1. Чем  бы  ты  хотел  заниматься,  придя  из  школы?

                  5)   Что  в  школе  для  тебя  самое  не  интересное?

                  6)   А что  для  тебя  самое  неприятное  в  школе  и  почему?


ОБЩИЕ  ВЫВОДЫ   О   ФОРМИРОВАНИИ   УЧЕБНОЙ   МОТИВАЦИИ

                                                                    / Проводится  по  анкете – 1   и  анкете – 2 /

Общий  вывод  о  формировании  учебной  мотивации  делается  на  основе

анализа  взаимосвязи  общего  отношения  к  школе  (анкета – 2)  и сформированности  учебных  мотивов  (анкета – 1).

Высокий  уровень: ---   высокий  уровень  общего  отношения  к  ученью,  

                                         к  школе;  преобладание  познавательных  мотивов

                                         ученья.

Средний  уровень:  ---   средний  уровень  общего  отношения  к  ученью,

                                         к  школе; преобладание  социальных  мотивов ученья.

 

Низкий  уровень:   ---    низкий  уровень  общего  отношения  к  ученью,

                                         к  школе, преобладание  социальных  мотивов  ученья  

                                        ( в основном  мотивов  избегания  и   непринятия).

                             

                        Общий  (сводный)  бланк  по  анкете –1  и  анкете –2 .  

Ф.И.О.

Уровень  обще

го  отношения

к  обучению

Позна-

ватель-

ный

мотив

Социальный  мотив

Общие

выводы

высокий

сред

ний

низкий

широ-

кий

узкий

избегание

непр-стей

одоб-

рение

 

                             


МОЁ   ОБУЧЕНИЕ            ( 5-9 кл. )   (9-11 кл.)

/ Справочник  заместителя  директора  школы  по  воспитательной  работе./                 М.: Центр  «Педагогический  поиск», 2002 –160с.; стр.31 /.

  Ребята!  Подчеркните  в  тексте  или  допишите:

1.   Учиться  в  школе  мне:  

А)  интересно;                                                                                                                                       Б)  не  интересно;                                                                                                                                                               В)  не  знаю.

2.   Мои  любимые  предметы………………………………………………………..

             ………………………………………………………………………………………

3.   Выполняя  самостоятельную  работу, я: 

А)  сразу  же  приступаю  к  делу,  работаю  всегда  быстро;                                                  Б)   сначала  стараюсь  понять  задание, тщательно  его  обдумываю, но  потом  

       действую  без  колебаний, быстро…………………………………………………;                                                                                                                 В)   очень  долго  думаю, не  решаюсь  к  нему  приступить, чувствую  себя  

       неуверенно……………………………………………………………………………;                                                                                                                                 Г)    всегда  волнуюсь, чувствую  себя  тревожно, потому  что        ………………….

...….………………………………………………………………………………………..;                   Д)  чувствую  себя  всегда  спокойно, потому  что        ……………………………….. .……..………………………………………………………………………………… ……  

           

  1. Чаще  всего  я:    

                                                                                                                           

А)  не  понимаю  цель  работы;                                                                                                                                    Б)  не  понимаю  задание;                                                                                                                        В)  не  знаю, как  его  выполнить;                                                                                              Г)  не  умею  контролировать  ход  своей  работы;                                                          

Д)  не  знаю, как  проверить  результаты;                                                                                   Е)  не  умею  правильно  распределить  время.

  1. Я  очень  дорожу  помощью  учителя, товарищей  ( да, нет ).

6.    Если  бы  я  был  учителем,  то  таким  ученикам, как  я, я  бы  помог  

       в  следующем:…………………………………………………………………….

                                                                                                                         

                                                                                                                              

Используется, как  информация  для  осуществления  поддержки  и  дифференцированного  подхода  в  обучении  уч-ся.


АНКЕТА   « ОТНОШЕНИЕ   К   ШКОЛЕ »

                                                   / Модификация  методики  С.К. Мазгутовой /

Инструкция:  Пожалуйста,  искренно  ответь на  поставленные  вопросы.

  1. Что  ты  считаешь  самым  важным  в  школе?

  1. Какой  день  недели  ты  больше  всего  любишь?

  1. Что  в  школе  для  тебя  самое  интересное?

  1. Чем  бы  ты  хотел  заниматься  в  свободное  время?

  1. Если  бы  ты  мог  выбирать, то  в  каком  классе  хочешь  сейчас  учиться  в  4-ом  или  5-ом?

  1. Какие  твои  самые  любимые  занятия?

  1. Что  в  школе  для  тебя  самое  неинтересное?

  1. А  что  самое  неприятное?

  1. Как  ты  учишься?

  1.  А  каким  по  успеваемости  учеником  ты  бы  хотел  быть?

  1.  С  кем  бы  ты  хотел  сидеть  вместе?

  1.  А  с  кем  не  хотел  бы?

  1.  Какое  общественное  поручение  хотелось  бы  тебе  иметь  в  5-ом  классе?

  1.  Если  бы  тебе  разрешили  составить  расписание  уроков, какие  бы  ты  предметы

 добавил?

  1.  А  какие  убрал?

  1.  Если  бы  тебе  разрешили  идти  на  уроки  с  шариками  разного  цвета, на  какие

 уроки  ты  бы  взял   шарики  ( зелёный, жёлтый, красный, синий, серый,  

 коричневый, фиолетовый, чёрный)?

Анкета  используется, как  информация,  для осуществления  дифференцированного подхода  в  обучении.


ВЫЯВЛЕНИЕ  ДОМИНИРУЮЩЕГО  МОТИВА  УЧЕНИЯ  ( 7-9 кл.)  ( 9-11 кл.)

/ Справочник  заместителя  директора  школы  по  воспитательной  работе. М.: Центр  «Педагогический  поиск», 2002 –160с.; стр.33-34 /.

На  уроке  ученикам  предлагается  выполнить  самостоятельно  по  выбору  задания, различающиеся  по:

  • сложности  и  характеру  деятельности ( творческая  или  репродуктивная);
  • практической  или  теоретической  направленности  познавательной  деятельности;
  • характеру  выполнения  задания  (индивидуальное  или  групповое).

Одновременно  каждый  ученик  получает  листок, в  котором  обозначены  позиции, отражающие  причину  выбора  того  или  иного  задания:

1.  Желание  себя  испытать.                                                                                                                    2.  Лучше  узнать  свои  возможности  по  данному  предмету.                                                  3.  Интерес  к  предмету.                                                                                                         4.  Желание  как  можно  больше  узнать  из  данной  области  науки.                               5.  Полезно  пригодится  в  будущей  работе.                                                                                 6.   Этот  предмет  и  знания  по  нему  необходимы  для  дальнейшего  образования.   7.  Уверенность  в  успехе  по  данному  предмету.                                                                   8.  Легко  учиться.                                                                                                                           9.  Желание  преодолеть  трудности.                                                                                      10.  Интересно  общаться  с  товарищами  на  уроках  по  данному  предмету.               11. Желание  иметь  авторитет  среди  товарищей, т.к.  этот  предмет  престижен  в               данном  коллективе.                                                                                                                            12.  Нравится  учитель.                                                                                                                 13.  Желание  быть  знающим  и  образованным  человеком, интересным  для  друзей.  14.  Желание  быть  готовым  к  самостоятельной  жизни.                                                            15.  Желание  быть  духовно  богатым, культурным  и  полезным  для  общества.        16.  Чтобы  не  ругали  родители,  учителя.  Это  неприятно.


БЛАНК

 Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Все  названные  мотивы  учения  учитель  распределяет  по  основным  направлениям,  что  позволяет  ему  судить  о  значимости  для  ученика  выбираемых  заданий:     

                                                                                 

    Интерпретация                                                     Показатели  

                                                                                                                                                          1.  Самоопределение                                                               -5, 14, 15                                                                     2.  Познавательные                                                                  -3, 4                                                                 3.  Узкопрактические                                                              -5, 6                                                                              4.  Саморазвитие                                                                     -1, 2, 9                                                                         5.  Общение  с  учителем                                                        -12                                                                                6.  Общение  со  сверстниками                                              -10,                                                                                 7.  Самоутверждение                                                               -13                                                                             8.  Избежание  неприятностей                                           -8, 16  

Анализ  избранных  мотивов  позволит  учителю  распределить  уч-ся  на  три      группы:                                                                                                                                  Первая  группа  включает  уч-ся, воспринимающих  учёбу  с  позиции  настоящей  необходимости.

Вторая  группа  учеников  отражает  мнение, что  побудительная  сила  настоящего  и  будущего  одинакова.                                                                                                                   Третья  группа  уч-ся  подчиняет  свои  учебные  интересы   только  целям  будущего,    воспринимая  учёбу  в  школе  как  «временную»  жизнь, имеющую  для  них  ограниченную  и  вынужденную  ценность.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА  ( 5-9 кл. )  ( 9-11 кл. )

/ Справочник  заместителя  директора  школы  по  воспитательной  работе./                 М.: Центр  «Педагогический  поиск», 2002 –160с.; стр.32-33 /

.

Ребята, обведите  кружком  те  ответы, которые выражают  ваше  мнение.

  1. Как  Вы  относитесь  к  самостоятельной  работе?        

а)   положительно;                                                                                                                       б)   отрицательно;                                                                                                                        в)   безразлично

  1. Что  в  ней  привлекает?  

а)   возможность  пополнять  и  углублять  знания;                                                                         б)   возможность  быть  самостоятельным;                                                                                        в)   желание  проверить  свои  знания;                                                                                                  г)   желание  получить  отметку;                                                                                                       д)   что  ещё?  Допишите…………………………………………………………

  1. Какие  виды  самостоятельной  работы  Вы  выполняете  с  интересом?    

а)    работу  с  учеником;                                                                                                                                                            б)    с  дополнительной  литературой;                                                                                                                                                            в)    с  таблицей;                                                                                                                                                           г)    решение  задач,  выполнение  упражнений;                                                                                  д)    подготовку  сочинений;                                                                                                                     е)    подготовку  докладов;                                                                                                                                  ж)   лабораторные  работы;                                                                                                                     з)    трудовые  задания;                                                                                                                         и)    что  ещё?  Допишите. …………………………………………………………………………………….    

     

  1. Какая  помощь  учителя  Вам  необходима?    

а)   объяснение  задания;                                                                                                                           б)   корректирование  (направление  и  поправки )                                                                                в)   проверка  и  анализ  результатов.

  1. Что  на  Ваш  взгляд,  надо  иметь?  

а)   отводить  больше  времени  на  уроке  на  самостоятельную  работу;                                      б)   чаще  предлагать  творческие  работы;                                                                                                                     в)   не  давать  домашнего  задания;                                                                                                       г)   чаще  предлагать  индивидуальные  задания;                                                                                                                          д)   что  ещё?  Допишите. ……………………………………………………………………..

БЛАНК

   

        Ф.И.О.

        1

                 2

                                3

        4

                 5

а

б

в

а

б

в

г

д

а

б

в

г

д

е

ж

з

а

б

в

а

б

в

г

д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

БЛАНК     (к  анкете  «Стимулы  в  работе»)

          ФИО

                             1

                2

                3

                      4

а

б

в

г

д

е

а

б

в

г

а

б

в

г

а

б

в

г

д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

СТИМУЛЫ  В  РАБОТЕ  ( 5-9 кл.)  ( 9-11 кл. )

/Справочник  заместителя  директора  школы  по  воспитательной  работе./                 М.: Центр  «Педагогический  поиск», 2002 –160с.; стр.31-32 /

Инструкция:  Прочти  и  выбери  подходящее  для   твоего  состояния   утверждение.

    1.    Старательно  и  охотно  выполняю  самостоятельную  работу, когда:  

а) задание  интересное ( да;  нет;  не  знаю );      

б) она  важна  для  изучения  предмета;  

в) понимаю, что  она  необходима  для  моей  профессиональной    подготовки;

г) считаю, что  могу  её  выполнить;

д) хочу  заслужить  одобрение  учителя;

е) уверен, что  она  важна  для  других.

     2.     В  работу  включаюсь  быстрее, если: 

а)  этого  требует  учитель;

 б) хочу  получить  высокую  оценку;

 в) боюсь  получить  двойку;  

 г) используются  технические  средства.

      3.    Самостоятельная  работа  проходит  успешнее, если  выполняю  задание:   

   

  а) один;  

  б) с  группой  товарищей;

  в) вдвоём  с  товарищем;

  г) при  постоянном  руководстве  учителя.

  1.  Работать  самостоятельно  интереснее, если:

  а) успешно  выполняю  задание;

  б) обстановка  на  уроке  доброжелательная;

  в) строгая  дисциплина;

  г) учитель  одобряет  работу;  

  д) применяется  зачётная  система.

Используется, как  информация  для  осуществления  поддержки  и  дифференциро-ванного  подхода  в  обучении  уч-ся.