Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 3 класса
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trop_3_klass.docx | 40.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 3 класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования №373 от 06.10.2009г
- Курса занятий Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (1-4 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
- Основной общеобразовательной программы ГБОУ школы 609 на 2016-2017 учебный год
- Положения ГБОУ школы 609 «О рабочей программе педагога»
Место предмета в учебном плане школы.
Согласно учебному плану ГБОУ школы №609 на 2016-2017 учебный год в 3 классах на изучение курса «Тропинка к своему я» отводится 1 час в неделю. За год - 34 часа.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
3 - 4 класс
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
- извлекать необходимую информацию из текста
- определять и формулировать цель в совместной работе
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Учебно – методический комплект:
- мет.пособие Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
- раб.тетрадь Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. 3 класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 3 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)
Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (8 часов)
Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях
Раздел 3. Культура общения (7 часов)
Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.Как правильно познакомиться? Как правильно держать себя, чтобы понравиться?
Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10часов)
Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений (из умения понять другого; из умения договориться;из умения уступить, если это нужно для дела;из умения правильно распределить роли в ходе работы).Что значит понимать другого и как можно этому научиться? Как научиться договариваться с людьми? Что такое коллективная работа?
Коррекционная направленность предмета
Данная программа программы способствует достижению учеником личностных и метапредметных результатов. Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ урока | Модули, темы урока | Кол часов | Формы организации учебной деятельности | Элементы содержания | Универсальные учебные действия (УУД) | Измерители | Дата |
Раздел 1. Я - фантазер (9 часов) | |||||||
1 | Тема «Я - третьеклассник» | 1 | Фронтальная работа Беседа | Разминка «Я соскучился по…», «Летние сценки», «Закончи предложение», «Я -третьеклассник». Упражнения «Что интересно третьекласснику», «Если б не было на свете школ…», «Рисунок идеальной школы» | РОриентируются на образец и правило выполнения действия ПУчатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения КСлушаю и понимают речь других ребят ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития | Рисунок «Школа моей мечты» | |
2 | Тема «Кого можно назвать фантазером?» | 1 | Фронтальная работа Беседа | Разминка «Ведущий тоже соскучился», «Кто как отдыхает», «Кто это». Упражнения «Небылицы». Работа со сказкой «Цветик-семицветик» | РОвладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками ПОсознают ценность умения фантазировать КУчатся выполнять разные роли ЛУмеют налаживать контакты с окружающими | Рисунок на заданную тему | |
3-4 | Тема «Я умею фантазировать!» | 2 | Фронтальная работа Беседа Социальные пробы | Разминка «Мысленные картинки», «Домашние занятия», «Какое чувство ты испытываешь», «Небылицы». Упражнения «Волшебный компот», «Царевна Несмеяна». | РПланируют деятельность в учебной и жизненной ситуации ПМоделируют различные ситуации КУчатся понимать эмоции и поступки других людей ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития | Упражнения по инструкции, по образцу | |
5 | Тема «Мои сны» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Мысленные картинки», «Небылицы», «На что похож этот звук», «Песочные картинки». Упражнения «Самый интересный сон», «Рисунок сна». | РСамостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносить коррективы ПДелать выводы в результате совместной работы в группе КУчиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге ЛПроявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | Рисунок сна | |
6 | Тема «Я умею сочинять» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практикум | Разминка «Мысленные картинки», «На что похож этот звук», «Ассоциации», «Свечка». Упражнения «Вредные советы», рисунок «Вредные советы» | РОценивают степень достижения цели ПДоказывают, делают выводы, определяют понятия КВладеют способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия ЛПроявляют сопереживание к другим людям | Иллюстрация к книжке | |
7 | Тема «Мои мечты» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Развивающие игры | Разминка «Мысленные картинки», «Ассоциации», «Запахи». Упражнения «Неоконченное предложение». Работа со сказкой «Сказка о голубой мечте». Рисунок «Моя мечта» | РСамостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносить коррективы ПУстанавливают причинно-следственные связи КУчатся позитивно проявлять себя в общении ЛУмеют налаживать контакты с окружающими | Ответы на вопросы, рисунок «Моя мечта» | |
8-9 | Тема «Фантазии и ложь» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Практикум | Разминка «Мысленные картинки», «Лишняя ассоциация», «Запахи», «Кто соврал». Упражнения «Правда и ложь». Работа со сказкой «Лживый мальчик» | РПланируют деятельность в учебной и жизненной ситуации ПОсознают ценность умения фантазировать КУчатся выполнять разные роли ЛПроявляют сопереживание к другим людям | Рисунок на заданную тему | |
Раздел2. Я и моя школа (6 часов) | |||||||
10-11 | Тема «Я и моя школа» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает ученик?», «Мешок хороших качеств». Упражнения «Неоконченное предложение», «Школа на планете «Наоборот»» | РОпределяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения ПУсваивают разные способы запоминания информации КОсознают необходимость признания и уважения особенностей других людей ЛПроявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | Рисунок на заданную тему | |
12 | Тема «Что такое лень?» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает учитель?», «Мешок хороших качеств». Упражнения «Существо по имени лень». Работа со сказкой «О ленивой звездочке» | РОвладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми ПОсознают ценность умения фантазировать КУмеют соотносить позиции партнеров и собственную ЛУмеют налаживать контакты с окружающими | Рисунок на заданную тему | |
13-14 | Тема «Я и мой учитель» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Родительское собрание», «Что я чувствую в школе», «Я - тетрадь», «Передай чувство ногами». «Школьная фотография», «Я – книжный шкаф». Упражнения «Неоконченные предложения». Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице», «О мальчике Вале» | РВыбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор ПУсваивают разные способы запоминания информации КУчатся выполнять разные роли ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития | Рисунок на заданную тему | |
15 | Тема «Как справляться с «Немогучками»» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «В маске», «Передай чувство ногами», «Радиоинтервью». Упражнения «Кто такие Немогучки». Работа со сказкой «Малыш-облачко» | РОпределяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения ПУсваивают разные способы запоминания информации КУмеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ЛПроявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | Рисунок на заданную тему | |
Раздел3. Я и мои родители (4 часа) | |||||||
16 | Тема «Я и мои родители» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «В маске», «Сонное дыхание», «Сказочные герои». Упражнения «Неоконченные предложения», рисунок «Семья». | РУмеют оценивать свой результат с помощью учителя ПОсознают ценность умения фантазировать КУчатся договариваться и уважать разные мнения ЛУмеют налаживать контакты с окружающими | Рисунок на заданную тему | |
17 | Тема «Я умею просить прощение! | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски». Упражнения «Неоконченные предложения», «Не буду просить прощения». Работа со сказкой «Принц Эдгар» | РОпределяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя ПУчатся наблюдать, находить положительные качества у себя и у других людей КУчатся выполнять разные роли ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития | Рисунок на заданную тему | |
18-19 | Тема «Почему родители наказывают своих детей?» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Изобрази предмет», «Занятия мамы», «Я сделал дело хорошо». Упражнения «Неоконченные предложения». Работа со сказкой «Простить маму» | РОвладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми ПМоделируют ситуацию с помощью учителя КУчатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах ЛУмеют налаживать контакты с окружающими | Рисунок на заданную тему | |
Раздел4. Я и мои друзья (7 часов) | |||||||
20-21 | Тема «Настоящий друг» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Кто сказал спасибо», «Я сделал дело хорошо», «Кто есть кто», «надежный лифт». Упражнения «Неоконченные предложения», «Качества настоящего друга». Работа со сказкой «Неожиданная встреча» | РСтроят речевое высказывание в устной форме ПОсознают ценность умения фантазировать КУчатся работать в паре и группе ЛПроявляют сопереживание к другим людям | Рисунок на заданную тему | |
22-23 | Тема «Умею ли я дружить?» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «прости»?», «Одинаковые скульптуры», «Санитары». Упражнения «Нужно ли уметь дружить». Работа со сказкой «Про маленькую Бабу Ягу» | РУмеют оценивать свой результат с помощью учителя ПУчатся исследовать свои качества и свои особенности КУчатся выполнять разные роли ЛПроявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | Рисунок на заданную тему | |
24 | Тема «Трудности в отношениях с друзьями» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «мяу»?», «Одинаковые скульптуры». Упражнения «Об Алеше». Работа со сказкой «О Спиногрызкине» | РСтроят речевое высказывание в устной форме ПУчатся находить положительные качества у себя и у других людей КОсознают особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией ЛУмеют налаживать контакты с окружающими | Рисунок на заданную тему | |
25-26 | Тема «Ссора и драка» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Чувства-ассоциации», «Изобрази ситуацию», «Какие чувства возникают во время ссоры или драки». Упражнения «Неоконченные предложения», «Я знаю одного мальчика | РУмеют оценивать свой результат с помощью учителя ПУчатся исследовать свои качества и свои особенности КУчатся работать в паре договариваться и уважать разные мнения ЛПрименяют умения в области самоанализа и саморазвития | Задания на определение чувств, наблюдения | |
Раздел 4. Что такое сотрудничество (8 часов) | |||||||
27-28 | Тема «Что такое сотрудничество» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Я сегодня обрадовался встрече с …», «Спасибо тебе за…», «Кто лишний». Упражнения «Что такое сотрудничество?» Работа со сказкой «Добрая память» | РУмеют понимать и контролировать свое эмоциональное состояние ПОсознают ценность умения фантазировать КУчатся выполнять разные роли ЛПроявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | Обсуждение сказки, вопросы на понимание смыла сказки | |
29-30 | Тема «Я умею понимать другого» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Передай чувство», «Извини меня…», «Кто лишний». Упражнения «Что значит понимать другого», «Конструктор». Работа со сказкой «Путевые заметки Оле-Лукойе» | РУмеют вести себя в разных ситуациях ПУчатся находить положительные качества у себя и у других людей КУчатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению ЛПроявляют сопереживание к другим людям | Рисунки и ответы на вопросы по содержанию сказки по алгоритму | |
31 | Тема «Я умею договариваться с другими» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Передай чувство», «Собери картинку», «Кто сказал «мяу»». Упражнения «Я умею договариваться с другими». Работа со сказкой «Чтобы тебя любили» | РУмеют оценивать свой результат с помощью учителя ПОсознают ценность умения фантазировать КУчатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению ЛУмеют налаживать контакты с окружающими | Рисунки и ответы на вопросы по содержанию сказки по алгоритму | |
32 | Тема «Мы умеем действовать сообща» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Передай чувство», «Что лишнее?». Упражнения «Собери картинку», «Найди себе пару», «Мы вместе», рисунок «Мой класс». | РУмеют вести себя в разных ситуациях ПУчатся находить положительные качества у себя и у других людей КУчатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению ЛПроявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | Рисунок на заданную тему | |
33 | Тема «Что такое коллективная работа» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Найди себе пару», «Вальс дружбы», «Кто это». Упражнения «Что мы хотим пожелать друг другу», «Коллективный плакат» | РУмеют оценивать свой результат с помощью учителя ПУчатся находить положительные качества у себя и у других людей КУчатся выполнять разные роли ЛПроявляют сопереживание к другим людям | Рисунок на заданную тему | |
34 | Тема «Итоговое занятие» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Игра-конкурс | РУмеют оценивать свой результат с помощью учителя ПУчатся находить положительные качества у себя и у других людей КУмеют договариваться и уважать разные мнения ЛУмеют налаживать контакты с окружающими | ||
Итого | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический кроссоврд к курсу "Тропинка к своему я" за 2 класс
Данный кроссворд содержит в себе вопросы о чувствах и эмоциях человека, а также вопросы по занятиям, которые проходят второклассники по психологическому курсу "Тропинка к своему я"...
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий во 2 классе....
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 4 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 4 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ИССЛЕДОВАНИЙ» 2"б" класс
исследований» духовно - нравственного направления деятельности для 2 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационной направленности при получении начального общего образования «Тропинка в профессию»
Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его буду...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"
Рабочая программа учебного курса «Тропинка в профессию» для начального общего образования (1-4 класс)Срок освоения: 4 года...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Тропинка в профессию»
Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинк...