Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trop_2_klass.docx | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования №373 от 06.10.2009г
- Курса занятий Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (1-4 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
- Основной общеобразовательной программы ГБОУ школы 609 на 2016-2017 учебный год
- Положения ГБОУ школы 609 «О рабочей программе педагога»
Место предмета в учебном плане школы.
Согласно учебному плану ГБОУ школы №609 на 2016-2017 учебный год во 2 классах на изучение курса «Тропинка к своему я» отводится 1 час в неделю. За год - 34 часа.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников
- учиться прогнозировать последствия своих поступков
- определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
- учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
- делать выводы в результате совместной работы в группе
- учиться графически оформлять изучаемый материал
- моделировать различные ситуации
- усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно проявлять себя в общении
- учиться договариваться и приходить к общему решению
- учиться понимать эмоции и поступки других людей
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
Учебно – методический комплект:
- мет. пособие Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
- раб. тетрадь Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.2 класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 2 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1. Я – фантазёр (10 часов)
Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы? Школа моей мечты - какая она? Что такое фантазия и зачем она нужна человеку? Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда, а что – фантазии? Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии. Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)
Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя? Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив! Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)
Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости». Почему родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
Раздел 4. Я и мои друзья (8 часов)
Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Коррекционная направленность предмета
Данная программа программы способствует достижению учеником личностных и метапредметных результатов. Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ урока | Модули, темы урока | Кол часов | Формы организации учебной деятельности | Элементы содержания | Универсальные учебные действия (УУД) | Измерители | Дата |
Раздел 1. Вспомним чувства (5 часов) | |||||||
1 | Тема «Мы рады встрече» | 1 | Фронтальная работа Беседа | Разминка «Мячик», Упражнения «Вспомни чувства», «Чувства- воспоминания», «Рисунок радости». | Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия П Учатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения К Слушают и понимают речь других ребят Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | Рисунок сценок из летней жизни | |
2 | Тема «Понимаем чувства другого» | 1 | Фронтальная, групповая работа | Разминка «Мячик», «Лишнее слово». Упражнения «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость». | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками П Умеют распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, различать эмоции К Доверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах Л Формируют положительное отношение к школе | Общий рисунок на заданную тему «Радость» | |
3-5 | Тема «Мы испытываем разные чувства» | 3 | Фронтальная, групповая работа Социальные пробы | Разминка «Мячик», «Лишнее слово», «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал». Упражнения «Сочини рассказ», «Режим дня», «Рисуем режим», «Пластилиновое чувство», «Палитра чувств». Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты» | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Моделируют различные ситуации К Учатся понимать эмоции и поступки других людей Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | Упражнения по инструкции, по образцу Рисунок по сказке | |
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (18часов) | |||||||
6-7 | Тема «Люди отличаются друг от друга своими качествами» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Лишнее слово», «Кто сегодня молодец». Упражнения «Качества», «В чем твоя сила», «Сердце класса», «Чьи качества». Работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце» | Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят коррективы П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Учатся грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге Л Ориентируются на содержательные моменты школьной действительности | Метод самостоятельных наблюдений Рисунок по сказке | |
8-9 | Тема «Хорошие качества людей» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Практикум | Разминка «Какие качества задуманы». Упражнения «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество в подарок». Работа со сказкой «Я не такой как все» | Р Оценивают степень достижения цели П Доказывают, делают выводы, определяют понятия К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия Л Оценивают результаты своей деятельности | Диагностические процедуры Рисунок по сказке | |
10-11 | Тема «Самое важное хорошее качество» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Развивающие игры | Разминка «Найди лишнее слово», «Качества – шепотом». Упражнения «Сборы в дорогу», «Кто любит людей», «Поделимся любовью». Работа со сказкой «Хвостатик» | Р Учатся прогнозировать последствия своих поступков П Устанавливают причинно-следственные связи К Учатся позитивно проявлять себя в общении Л Соблюдают правила игры и дисциплины | Слушание текста, ответы на вопросы Рисунок по сказке | |
12 | Тема «Кто такой сердечный человек» | 1 | Фронтальная работа Практикум | Разминка «Найди лишнее слово», «Отгадай качество». Упражнения «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств», «Мягкое сердце» | Р Определяют и формулируют цель в совместной деятельности вместе с учителем П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | Метод самостоятельных наблюдений | |
13 | Тема «Кто такой доброжелательный человек» | 1 | Групповая работа Развивающие упражнения | Разминка «Найди лишнее слово», «Какое слово не подходит». Упражнения «Поделимся любовью», «Волшебные слова». Работа со сказкой «Маленький котенок» | Р Учатся контролировать свою речь и поступки П Умеют сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом К Формируют нравственные чувства и нравственное поведение Л Ориентируются на понимание чувств другого человека | Обсуждение, рисунок по сказке | |
14 | Тема «Трудно ли быть доброжелательным человеком» | 1 | Групповая работа Развивающие упражнения | Разминка «Какое слово не подходит», «Какое качество зашифровано». Упражнения «Я бы хотел стать более», «Золотой ключик». Работа со сказкой «Часы» | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | Обсуждение, рисунок по сказке | |
15-16 | Тема «Я желаю добра ребятам в классе» | 2 | Групповая работа Развивающие упражнения Практикум | Разминка «Аналогии», «Шифровальщик». Упражнения «Как ведет себя человек», «Я желаю добра». Работа со сказкой «О подзорной трубе» | Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению П Включаются в творческую деятельность под руководством учителя К Учатся работать в группе Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль результата | Обсуждение, рисунок по сказке | |
17 | Тема «Очищаем свое сердце» | 1 | Групповая работа Развивающие упражнения Практикум | Разминка «Аналогии», «Шифровальщики». Упражнения «Чистое сердце». Работа со сказкой «Сказка про гусеничку» | Р Извлекают с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста П Умеют распознавать и описывать свои чувства под руководством учителя К Понимают смысл простого текста Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия | Обсуждение, рисунок по сказке | |
18-19 | Тема «Какие качества нам нравятся друг в друге» | 2 | Групповая работа Развивающие упражнения Практикум | Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе», «Угадайка». Упражнения «Снежная королева». Работа со сказкой «Кузя» | Р Осваивают правила планирования, контроля способа действия П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Учатся работать в паре и в группе Л Проявляют сопереживание к другим людям | Обсуждение, рисунок по сказке | |
20-21 | Тема «Какими качествами мы похожи и чем отличаемся» | 2 | Групповая работа Психогимнастические и ролевые игры. | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка». Упражнения «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся». Работа со сказкой «Туча» | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Моделируют ситуацию с помощью учителя К Применяют первоначальные способы поиска информации Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | Обсуждение, рисунок по сказке | |
22 | Тема «Люди отличаются друг от друга своими качествами» | 1 | Групповая работа Психогимнастические и ролевые игры. | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Джунгли», «Кто тебя позвал». Упражнения «Звездочка». Работа со сказкой «Цветок по имени незабудка» | Р Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, одноклассников П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя К Договариваются и уважают разные мнения Л Умеют налаживать контакты с окружающими | Обсуждение, рисунок по сказке | |
23 | Тема «В каждом человеке есть светлые и темные качества» | 1 | Групповая работа Развивающие упражнения | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Птичий двор», «Чьи ладошки». Упражнения «Темные и светлые мешочки», «Светофорики». Работа со сказкой «Перчатки» | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | Обсуждение, рисунок по сказке | |
Раздел 3. Какой Я – Какой Ты? (11 часов) | |||||||
24-25 | Тема «Какой Я?» | 2 | Фронтальная работа, индивидуальная работа | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Холодно-горячо». Упражнения «Цыганка». Работа со сказкой «Сказка про дружбу» | Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения П Усваивают разные способы запоминания информации К Осознают необходимость признания и уважения особенностей других людей Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | Обсуждение, рисунок по сказке | |
26-27 | Тема «Какой ТЫ?» | 2 | Фронтальная работа, индивидуальная работа | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Найди игрушку», «Топните те, кто», «Какого цвета твои глаза». Упражнения «Цыганка», «Заяц-Хваста», «Я задумал мальчика», «Интервью», «Прослушивание интервью». | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную Л Умеют налаживать контакты с окружающими | Обсуждение, рисунок | |
28-29 | Тема «Трудности второклассника в школе, дома, на улице» | 2 | Работа в группах по алгоритму | Разминка «Загадай игрушку», «Хрюкните те, кто…», «Крылатые качели». Упражнения «Копилка трудностей», «Театр». Рисунок «Трудные ситуации второклассника». | Р Выбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор П Усваивают разные способы запоминания информации К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации Л Ориентируются на понимание предложений и оценки учителя, товарищей | Обсуждение, рисунок трудностей | |
30-31 | Тема «Школьные трудности» | 2 | Работа в группах по алгоритму | Разминка «Изобрази предмет», «Бой быков», «Школа зверей», «Дважды два - четыре», «Взвигните те, кто…», «Изобрази ситуацию». Упражнения «Помоги Сереже». Работа со сказкой «В одном лесу жила-была…», «Про львенка и Пашу» | Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения П Высказывают свое мнение К Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Л Умеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности | Обсуждение, рисунок сказки | |
32-33 | Тема «Домашние трудности» | 2 | Работа в группах по алгоритму | Разминка «Изобрази предмет», «Разные ладошки», «Если я улитка…», «Изобрази ситуацию», «Если я отличник». Работа со сказкой «О муравьишке», «Верить и стараться». | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей К Выполняют различные роли Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | Обсуждение, рисунок сказки | |
34 | Тема «Итоговое занятие» | 1 | Фронтальная работа | Фестиваль игр | Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя П Учатся работать по предложенному учителем плану К Строят понятные для партнера высказывания Л Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки | ||
Итого | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс
Рабочая программа курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Русский язык.», домашнее обучение 3 класс
Данная программа предназначена для обучения на дому учащихся 3 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ » 2-3 классы (ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ » 2-3 классы (ФГОС)...
Примерная рабочая программа курса "Умники и умницы" 1-4 классы.
Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет, разработанную О.Холодовой....
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 3 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 3 классе...
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 4 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 4 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них...