Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Гевейлер Яна Александровна

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий  во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trop_2_klass.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса  составлена на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования №373 от 06.10.2009г
  • Курса занятий Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (1-4 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
  •  Основной общеобразовательной программы ГБОУ школы 609 на 2016-2017 учебный год
  • Положения ГБОУ школы 609 «О рабочей программе педагога»

Место предмета в учебном плане школы.

Согласно учебному плану ГБОУ школы №609 на 2016-2017 учебный год  во 2 классах на изучение курса «Тропинка к своему я»  отводится 1 час в неделю. За год -  34 часа.

Цель курса психологических занятий:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

        Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

        Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников

  • учиться прогнозировать последствия своих поступков
  • определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя
  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
  • делать выводы в результате совместной работы в группе
  • учиться графически оформлять изучаемый материал
  • моделировать различные ситуации
  • усваивать разные способы запоминания информации                

Коммуникативные УУД:        

  • учиться позитивно проявлять себя в общении
  • учиться договариваться и приходить к общему решению
  • учиться понимать эмоции и поступки других людей
  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

Учебно – методический комплект:

  • мет. пособие Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
  • раб. тетрадь Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.2 класс

Содержание программы «Тропинка к своему Я. 2 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)

Раздел 1. Я – фантазёр (10 часов)

Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы? Школа моей мечты - какая она? Что такое фантазия и зачем она нужна человеку? Все ли дети умеют фантазировать?  Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда, а что – фантазии? Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии. Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.

Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)

Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя? Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив! Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».

Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)

Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости». Почему родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.

Раздел 4. Я и мои друзья  (8 часов)

Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?

                  Коррекционная направленность предмета

      Данная программа программы способствует достижению учеником личностных и метапредметных результатов. Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий

                         Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.        

 

Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ урока

Модули, темы урока

Кол часов

Формы

организации учебной деятельности

Элементы содержания

Универсальные учебные действия

(УУД)

Измерители

Дата

Раздел 1. Вспомним чувства (5 часов)

1

Тема «Мы рады встрече»

1

Фронтальная работа

Беседа

Разминка «Мячик», Упражнения «Вспомни чувства», «Чувства- воспоминания», «Рисунок радости».

Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия

П Учатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

К Слушают и понимают речь других ребят

Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития

Рисунок сценок из летней жизни

2

Тема «Понимаем чувства другого»

1

Фронтальная, групповая работа

Разминка «Мячик», «Лишнее слово». Упражнения «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость».

Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками

П Умеют распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, различать эмоции  

К Доверительно и открыто говорят  о себе и  своих чувствах 

Л Формируют положительное отношение к школе

Общий рисунок на заданную тему «Радость»

3-5

Тема «Мы испытываем разные чувства»

3

Фронтальная, групповая работа

Социальные пробы

Разминка «Мячик», «Лишнее слово», «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал». Упражнения «Сочини рассказ», «Режим дня», «Рисуем режим», «Пластилиновое чувство», «Палитра чувств». Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты»

Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации

П Моделируют различные ситуации

К Учатся понимать эмоции и поступки других людей

Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития

Упражнения по инструкции, по образцу

Рисунок по сказке

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (18часов)

6-7

Тема «Люди отличаются друг от друга своими качествами»

2

Групповая и индивидуальная работа

Разминка «Лишнее слово», «Кто сегодня молодец». Упражнения «Качества», «В чем твоя сила», «Сердце класса», «Чьи качества».

Работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце»

Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят коррективы

П Делают выводы в результате совместной работы в группе

К Учатся  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге

Л Ориентируются на содержательные моменты школьной действительности

Метод самостоятельных наблюдений

Рисунок по сказке

8-9

Тема «Хорошие качества людей»

2

Групповая и индивидуальная работа

Практикум

Разминка  «Какие качества задуманы». Упражнения «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество в подарок».

Работа со сказкой «Я не такой как все»

Р Оценивают степень достижения цели

П Доказывают, делают выводы, определяют понятия

К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия

Л Оценивают результаты своей деятельности

Диагностические процедуры

Рисунок по сказке

10-11

Тема «Самое важное хорошее качество»

2

Групповая и индивидуальная работа

Развивающие игры

Разминка «Найди лишнее слово», «Качества – шепотом». Упражнения «Сборы в дорогу», «Кто любит людей», «Поделимся любовью». Работа со сказкой «Хвостатик»

Р Учатся прогнозировать последствия своих поступков

П Устанавливают причинно-следственные связи

К Учатся позитивно проявлять себя в общении

Л Соблюдают правила игры и дисциплины

Слушание текста, ответы на вопросы

Рисунок по сказке

12

Тема «Кто такой сердечный человек»

1

Фронтальная работа

Практикум

Разминка «Найди лишнее слово», «Отгадай качество». Упражнения «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств», «Мягкое сердце»

Р Определяют и формулируют цель в совместной деятельности вместе с учителем

П Делают выводы в результате совместной работы в группе

К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия

Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития

Метод самостоятельных наблюдений

13

Тема «Кто такой доброжелательный человек»

1

Групповая работа

Развивающие упражнения

Разминка «Найди лишнее слово», «Какое слово не подходит». Упражнения «Поделимся любовью», «Волшебные слова». Работа со сказкой «Маленький котенок»

Р Учатся контролировать свою речь и поступки

П Умеют сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом

К Формируют нравственные чувства и нравственное поведение

Л Ориентируются на понимание чувств другого человека

Обсуждение, рисунок по сказке

14

Тема «Трудно ли быть доброжелательным человеком»

1

Групповая работа

Развивающие упражнения

Разминка «Какое слово не подходит», «Какое качество зашифровано». Упражнения «Я бы хотел стать более», «Золотой ключик». Работа со сказкой «Часы»

Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации

П Делают выводы в результате совместной работы в группе

К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия

Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития

Обсуждение, рисунок по сказке

15-16

Тема «Я желаю добра ребятам в классе»

2

Групповая работа

Развивающие упражнения Практикум

Разминка «Аналогии», «Шифровальщик». Упражнения «Как ведет себя человек», «Я желаю добра».

Работа со сказкой «О подзорной трубе»

Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению

П Включаются в творческую деятельность под руководством учителя

К Учатся работать в группе

Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль результата

Обсуждение, рисунок по сказке

17

Тема «Очищаем свое сердце»

1

Групповая работа

Развивающие упражнения Практикум

Разминка «Аналогии», «Шифровальщики». Упражнения «Чистое сердце».

Работа со сказкой «Сказка про гусеничку»

Р Извлекают с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

П Умеют распознавать и описывать свои чувства под руководством учителя

К Понимают смысл простого текста

Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия

Обсуждение, рисунок по сказке

18-19

Тема «Какие качества нам нравятся друг в друге»

2

Групповая работа

Развивающие упражнения Практикум

Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе», «Угадайка». Упражнения «Снежная королева».

Работа со сказкой «Кузя»

Р Осваивают правила планирования, контроля способа действия

П Делают выводы в результате совместной работы в группе

К Учатся работать в паре и в группе

Л Проявляют сопереживание к другим людям

Обсуждение, рисунок по сказке

20-21

Тема «Какими качествами мы похожи и чем отличаемся»

2

Групповая работа

Психогимнастические и ролевые игры.

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка». Упражнения «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся».

Работа со сказкой «Туча»

Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации

П Моделируют ситуацию с помощью учителя

К Применяют первоначальные способы поиска информации

Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии

Обсуждение, рисунок по сказке

22

Тема  «Люди отличаются друг от друга своими качествами»

1

Групповая работа

Психогимнастические и ролевые игры.

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Джунгли», «Кто тебя позвал». Упражнения «Звездочка». Работа со сказкой «Цветок по имени незабудка»

Р Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, одноклассников

П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

К Договариваются и уважают разные мнения

Л Умеют налаживать контакты с окружающими

Обсуждение, рисунок по сказке

23

Тема «В каждом человеке есть светлые и темные качества»

1

Групповая работа

Развивающие упражнения

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Птичий двор», «Чьи ладошки». Упражнения «Темные и светлые мешочки», «Светофорики». Работа со сказкой «Перчатки»

Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации

П Делают выводы в результате совместной работы в группе

К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия

Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития

Обсуждение, рисунок по сказке

Раздел 3. Какой Я – Какой Ты? (11 часов)

24-25

Тема «Какой Я?»

2

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Холодно-горячо». Упражнения «Цыганка». Работа со сказкой «Сказка про дружбу»

Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения

П Усваивают разные способы запоминания информации

К Осознают необходимость признания и уважения особенностей других людей

Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии

Обсуждение, рисунок по сказке

26-27

Тема «Какой ТЫ?»

2

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Найди игрушку», «Топните те, кто», «Какого цвета твои глаза».  Упражнения «Цыганка», «Заяц-Хваста», «Я задумал мальчика», «Интервью», «Прослушивание интервью».

Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости

К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную

Л Умеют налаживать контакты с окружающими

Обсуждение, рисунок

28-29

Тема «Трудности второклассника в школе, дома, на улице»

2

Работа в группах по алгоритму

Разминка «Загадай игрушку», «Хрюкните те, кто…», «Крылатые качели». Упражнения «Копилка трудностей», «Театр».

Рисунок «Трудные ситуации второклассника».

Р Выбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

П Усваивают разные способы запоминания информации

К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации

Л Ориентируются на понимание предложений и оценки учителя, товарищей

Обсуждение, рисунок трудностей

30-31

Тема «Школьные трудности»

2

Работа в группах по алгоритму

Разминка «Изобрази предмет», «Бой быков», «Школа зверей», «Дважды два - четыре», «Взвигните те, кто…», «Изобрази ситуацию». Упражнения «Помоги Сереже».

Работа со сказкой «В одном лесу жила-была…», «Про львенка и Пашу»

Р Определяют и объясняют  своё отношение к правилам и нормам человеческого общения

П Высказывают свое мнение

К Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Л Умеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности

Обсуждение, рисунок сказки 

32-33

Тема «Домашние трудности»

2

Работа в группах по алгоритму

Разминка «Изобрази предмет», «Разные ладошки», «Если я улитка…», «Изобрази ситуацию», «Если я отличник».

Работа со сказкой «О муравьишке», «Верить и стараться».

Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей

К Выполняют различные роли

Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития

Обсуждение, рисунок сказки 

34

Тема «Итоговое занятие»

1

Фронтальная работа

Фестиваль игр

Р  Определяют  и формулируют  цель деятельности с помощью учителя

П Учатся работать по предложенному учителем плану  

К Строят понятные для партнера высказывания

Л Анализируют и систематизируют полученные умения и  навыки

Итого

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс

Рабочая программа  курса «Занимательная математика » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Русский язык.», домашнее обучение 3 класс

Данная программа предназначена для обучения на дому учащихся 3 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ » 2-3 классы (ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса  «Информатика и ИКТ » 2-3 классы (ФГОС)...

Примерная рабочая программа курса "Умники и умницы" 1-4 классы.

Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет, разработанную О.Холодовой....

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 3 класса

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 3 классе...

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 4 класса

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 4 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс

   В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них...