Семинар-тренинг, направленный на профилактику стресса у педагогов, работающих в школе-интернате
план-конспект по теме

Лазарева Елена Викторовна

Цель: снижение психоэмоционального напряжение педагогов.

 Задачи:

выявить степень стрессогенного состояния;

сформировать умение управлять своим эмоциональным состоянием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

     СЕМИНАР-ТРЕНИНГ,

НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПРОФИЛАКТИКУ СТРЕССА

У ПЕДАГОГОВ,

РАБОТАЮЩИХ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

   

Цель: снижение психоэмоционального напряжение педагогов.

          Задачи:

  • выявить степень стрессогенного состояния;
  • сформировать умение управлять своим эмоциональным состоянием.

         Участники: педагоги (10–12 человек).

         Время проведения: 45-60 минут.

         Ход занятия:

1. Вводная беседа

          Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила.

          Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица, слушать друг друга внимательно.

          Наш психологический тренинг рассчитан на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время.

         Принцип нашего занятия: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму». Вот и мы с вами сегодня постараемся только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.

2. Что такое стресс, причины его возникновения)

          Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни XX-XXI века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызывать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

         Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

         «Группу риска»  составляют три профессиональные структуры: здравоохранение, правоохранительные органы и образование. Опустошение педагога особенно опасно, т.к. отражается непосредственно на детях на их отношении к школе-интернату, к процессу обучения и воспитания.

3. Рисуночная техника «Мой стресс»

           Стресс - категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, У каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами:

  1. Материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму.
  2. Поймем, какие факторы влияют на возникновение стресса.
  3. Определим показатели (маркеры), показывающие, что человек находится в стрессовом состоянии.

          Сделаем это следующим образом: в течение 10 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется «Мой стресс». На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Я не хочу вас наталкивать на какие-либо идеи – это ваш произвольный рисунок. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать. Каждый работает самостоятельно.

          Перед тем, как обсуждать подученные результаты, тренер просит участников по часовой стрелке передать друг другу свои работы, чтобы каждый мог ознакомиться с рисунками своих коллег и задать интересующие вопросы. Затем начинается обсуждение по следующим вопросам:

  1. Кто желает сделать презентацию своей работы? Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?
  2. Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем?), не нравится (что в нем не нравится?), вы его боитесь (почему?).
  3. Где вы на рисунке? Как вы взаимодействует со своим стрессом (боретесь с ним, противостоите ему, убегаете от него, стресс овладел вами, вы в стрессе, вы приручили свой стресс, вы подружились с ним, он вам безразличен)?
  4. Изображены ли на рисунке факторы, влияющие на возникновение стресса? Каковы они?
  5. Изображены ли на рисунке показатели (маркеры), по которым можно определить состояние стресса? Каковы они?
  6. Что является результатом вашего взаимодействия со стрессом?

          Тренер спрашивает, какие есть вопросы у участников, подводит итоги всего и предлагает запомнить способы борьбы со стрессом (попутно раздавая памятки).

4. Способы борьбы со стрессом

  1. Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
  2. Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  3. Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
  4. Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание. ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
  5. Лекарственные настои.
  6. Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
  7. Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим психоэмоциональным состоянием).
  8. Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).
  1. Способы  саморегуляции эмоциональной сферы

          Затем тренер предлагает освоить на занятии некоторые методы саморегуляции эмоциональной сферы, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться.

Способы, связанные с управлением дыханием

            Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

            Способ 1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

 - на счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

- на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

- затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;

- снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

          Способ 2. В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох, чтобы успокоиться.

- глубоко выдохните;

- задержите дыхание так долго, как сможете;

- сделайте несколько глубоких вдохов;

- снова задержите дыхание.

Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

         Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

        Способ 3. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

- сядьте удобно, если есть возможность;

-  закройте глаза;

- дышите глубоко и медленно;

- пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

-  постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

-  прочувствуйте это напряжение;

-  резко сбросьте напряжение (делайте это на выдохе);

- сделайте так несколько раз.

         В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

          Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы  удивления, радости и пр.).

         Способ 4. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

-  осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

- каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;

- напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

          Можно работать со следующими группами мышц: лица, затылка, плеч,  грудной клетки, бедер и живота, кистей рук,  нижней части ног.

         Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.

Способы, связанные с воздействием слова

          Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.

          Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

          Способ 5. Самоприказы. Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. Например: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с учащимися.

– Сформулируйте самоприказ.

– Мысленно повторите его несколько раз. Если возможно, повторите его вслух.

      Способ 6. Самоодобрение, самопоощрение. Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Способы, связанные с визуализацией (использованием образов)

          Визуализация - мысленное представление, проигрывание, видение образов. Она активно воздействует на всю систему чувств и представлений.

         Способ 7. Чтобы использовать образы для саморегуляции, специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно — это ваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);

2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

          При ощущении напряженности, усталости:

1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;

2) дышите медленно и глубоко;

3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;

5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

6) откройте глаза и вернитесь к работе.

         Используя визуализацию, соблюдайте основные этапы. Решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться). Расслабьтесь. В течение 5 – 10 минут мысленно представляйте желаемую реальность. Как будто создавая видеофильм успешных действий. Важно, чтобы вы помнили: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное – практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации. Если возникнут сомнения,  избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!

          Способ 8 «Отрезать, отрубить». Он пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это без толку и т.д. и т.п.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, - немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий жест левой рукой и зрительно представив, как вы «отрезаете» и отбрасываете эту мысль.

         После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

         Способ 9 «Лейбл или Ярлык».

          Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, как не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая и т.п.) и уже теперь наблюдаете со стороны.

          Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: «Это всего лишь негативная мысль!»

         Способ 10 «Преувеличение». Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.

        Способ 11 «Признание своих достоинств». Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий - осознать, что вы – так же, как и другие люди, – не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным. А теперь – самый самоподдерживающий прием. Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!

  1. Подведение итогов. Рефлексия занятия

                      Тренер задает аудитории вопросы по содержанию тренинга с целью закрепления полученных знаний:

  1. Что такое стресс?
  2. Какие факторы влияют на возникновение стресса?
  3. Какие существуют способы борьбы со стрессом?

По материалам сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по профилактике правонарушений в школе-интернате.

Опыт работы по профилактике правонарушений в школе-интернате....

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с РАС

Представленная презентация отражает материалы первого занятия из цикла школьного проекта" Здоровьесберегающие технологии в работе с педагоагми"...

Семинар-тренинг для педагогов ОУ «Психолого-педагогическая культура учителя»

Цель: содействие  развитию  у  педагогов  стремления  к  совершенствованию, активизация осознанных усилий, направленных на развитие своей профессиональной компетентности....

Семинар – тренинг для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью технологии РКМЧП»

Цель мероприятия: изучить и проанализировать возможности приёмов и методов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при проведении занятий для развития познаватель...

Краткий сценарий практического семинара- тренинга для педагогов начальной школы «Развитие самостоятельности младшего школьника»

Семинар актуален перед началом учебного года. Он акцентирует внимание педагогов начальной школы на развитие у ученика личностного качества - самостоятельности....