Тренинг позитивного самовоспитания и уверенного поведения
план-конспект на тему

Сабитова Лилия Геннадьевна

Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется "на равных", вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего "Я" и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг позитивного самовоспитания и уверенного поведения

ЗАДАЧИ  ТРЕНИНГА:

- отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции;

- всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;

- овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа "Я".

Важно научиться адекватно оценивать собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность или неуверенность в себе. Можно утверждать, что неуверенное поведение вредит человеку, приводит к тому, что неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого человека. Уверенное же поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью.

Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется "на равных", вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего "Я" и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей.

Существует целый ряд характеристик уверенного поведения:

1. Эмоциональность речи, открытость в выражении чувств.

2. Прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.

3. Использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

4. Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.

5. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.

Отработкой навыков уверенного поведения и должны послужить занятия тренинга.

Тренинг состоит из часового занятия.

ЗАНЯТИЕ

"ТРИ ИМЕНИ"

Назначение:

- развитие саморефлексии;

- формирование установки на самопознание.

Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

 

"ХВАСТОВСТВО"

Назначение:

- создание условий и формирование навыков самораскрытия;

- совершенствование навыков группового выступления.

Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). "Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе".

На выступление отводится - 1 минута.

По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.

Упражнение «Интонация»

Цель: коррекция замкнутости.

На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.

 "КОНТРАРГУМЕНТЫ"

Назначение:

- создание условий для самораскрытия;

- умение вести полемику и контраргументацию.

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

"ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ"

Назначение:

- развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения,

- формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения. 


Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится - 15 минут.

Упражнение «Фигурные построения»

Цель: Упражнение сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания, обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.

Описание упражнения: Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смотрят, что в итоге получилось.

Обсуждение:

  • Насколько успешным участники считают построение разных фигур?
  • Что требуется от участников, чтобы справиться с таким заданием?
  • Что же обеспечивает возможность взаимопонимания в таких ситуациях, да еще, если у участников закрыты глаза?

 "НЕУВЕРЕННЫЕ, УВЕРЕННЫЕ И АГРЕССИВНЫЕ ОТВЕТЫ"

Назначение:

- формирование адекватных реакций в различных ситуациях;

- "трансактный анализ" ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек.

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

• Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

• Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

• Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.

• Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.

Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.

"ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ ПОЛНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ"

Назначение:

- формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.

Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.

Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается.

Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. Например, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ

В конце занятия подводятся общие итоги всех этапов тренинга.  

Просим ответить на такие вопросы:

1) что мне удалось (не удалось) достичь в ходе тренинга;

2) что понравилось (не понравилось) в ходе тренинга при взаимной (с тренером) рефлексии полученных ответов.

Что нового узнали о себе, о группе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одарённости лицеистов

Данная статья предлагает разработку модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одарённости лицеистов....

Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?

Материалы для родительского собрания в форме круглого стола для обсуждения вопросов о причинах детского непослушания и агрессивности и путях преодоления негативного поведения ребёнка. В том числе даны...

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя"

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использу...

Упражнения для тренингов на самооценку и уверенности в себе

Уверенность — это правильное мышление и действия, противоположные страху или страху перед неизвестным. Видите ли, в наши дни страх является фактором, саботирующим все наши действия. Раньше, когда н...

СТАТЬЯ на тему: «Формирование позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением».

Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.Работа с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навык...

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...

Занятие. УВЕРЕННОЕ И НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Занятие. УВЕРЕННОЕ И НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ...