Тренинг уверенности в себе
материал
1.развитие у подростка умений и навыков психофизической саморегуляции и навыков владения собой в критических ситуациях;
2. укрепление идентичности через развитие способности видеть в себе «хорошее».
3. повышение самооценки и уверенности в себе подростка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
городского округа Щелково
141109 РФ, Московская область, г. Щёлково, ул. Комсомольская, стр. 5-а.
Телефон:8 (496)562-54-36 / 8(496)562–80–88; e-mail:
ОГРН 1025006524707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561
ТРЕНИНГ уверенности в себе.
Цель: снижение личностной тревожности у подростка и повышение самооценки.
Задачи:
1.развитие у подростка умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях;
2. укрепление идентичности через развитие способности видеть в себе «хорошее».
3. повышение самооценки и уверенности в себе подростка.
Ожидаемые результаты: снижение личностной тревожности; улучшение психоэмоционального самочувствия подростка; осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности.
Целевая аудитория:
Подростки 13-16 лет.
Ход занятия.
Добрый день ребята у нас был тест. Получив его результаты, я немного расстроилась. Уровень самооценки в классе у большинства низкий
Но мы сейчас займемся тем что будем исправлять ситуацию.
Что такое САМООЦЕНКА?
Что такое САМОЦЕННОСТЬ?
Для начала нам надо разобраться, как ведёт себя уверенный человек, по каким признакам мы определяем, уверен человек в себе или робок, напуган или, наоборот, агрессивен.
Итак, уверенный человек всегда:
1.Смотрит другим в глаза, даже когда предъявляет человеку претензии и отводит глаза в сторону, когда выслушивают возражения.
2.Не подходит слишком близко к партнёру, не напирает на него, но и не прячется в стороне, не отгораживается от него стулом, партой, сумочкой или чем-то другим.
3. Жестикулирует в меру и, как говорится, в тему высказывания.
4. Говорит достаточно громко, чтобы быть услышанным. Интонация ровная, речь связная, чёткая, логически согласованная.
5. Умеет выслушать партнёра до конца, не перебивая.
6. Чувствует себя спокойно, уверенно, не волнуется, не робеет, не агрессивен.
7. Открыто говорит о своих правах, желаниях, намерениях, действиях, но не капризничает, не стонет и не ноет.
8. Выражает свои требования от первого лица: «я…», «мне…», «меня…» и т.д.
9. Говорит кратко и чётко, не разглагольствует, но и не тараторит.
10. Умеет аргументировать своё мнение, требование, желание, действие однозначно и без витиеватости.
2. Если вы себе сказали: «Я хочу научиться вести и чувствовать себя уверенно», то за время занятий по моей программе вы должны отработать навыки:
- держать себя уверенно в процессе общения – поза, осанка, жесты, мимика, походка;
- распознавать свое эмоциональное состояние и справляться с волнением до и во время процесса общения;
- четко, точно и уверенно выражать свои мысли, уверенно высказывать их;
- справляться с трудностями, вызванными реакцией вашего собеседника.
При этом вы даете себе слово, что вы осознанно приняли решение, что вы будете выполнять все упражнения столько раз, сколько надо. Ведь уверенный в себе человек всегда отвечает за свои поступки и решения. Уверенный человек все начинания доводит до конца.
Итак, если вы готовы взять на себя ответственность за свою уверенность, но перейдём к следующему этапу. Без него нам никак не начать работать над собой.
3. Это упражнение называется «Функциональный анализ». Перед вами стоит задача воспроизвести ситуацию, например, выступления перед родителями на концерте или какую-то другую ситуацию, в которой вы чувствуете себя робко. Конечно, было бы хорошо, если кто-нибудь со стороны посмотрел на вас и оценил по предложенному выше перечню признаков уверенного поведения, какие именно проявления неуверенности выдают ваше состояние.
4. Следующим нашим этапом будет длительная, но очень увлекательная психогимнастика. Она нужна нам для того, чтобы отработать внешние признаки уверенного поведения.
1) Упражнения на изображение разных эмоциональных состояний: радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изумление, интерес, отчаяние. Сначала у нас с вами идёт отработка позы и выражения лица, соответствующего каждой из эмоций. Вы как бы вылепляете «скульптуру». Далее надо задержать дыхание и постараться запомнить ощущения напряжения мышц лица и тела. Затем надо выдохнуть и расслабить все мышцы и постараться почувствовать облегчение и расслабленность. Каждая «скульптура» вылепляется по 2-3 раза, чередуя контрастные эмоции. Когда мы изваяли много контрастных «статуй», можно двигаться дальше.
2) После отработки этих навыков статичную фигуру надо «оживить» жестами и движениями. Все движения нам надо доводить до максимума и стараться запомнить их и возникающие в процессе выполнения упражнения ощущения.
3) Следующее упражнение связано с отработкой походки. Отрабатываются по очереди походки уверенного, неуверенного в себе человека и агрессивного человека. Перед тем как оттачивать уверенную походку, попробуйте понаблюдать на улице за прохожими. Какая походка свидетельствует об уверенности и какая о другом состоянии? Чем они отличаются?
Походка уверенного человека выглядит примерно так:
- прямая спина,
- плечи расправленные,
- голова поднята, глаза смотрят вперёд,
- шаг спокойный и чёткий, никаких размашистых шагов или, тем более, семенящей, подпрыгивающей перебежки,
- отмашка рук в меру, уверенный человек не прячет руки в карманы, если, конечно, он не забыл дома перчатки, а руки мёрзнут, и никаких размахиваний невротика,
- ну а для красоты женской походки важно ещё кое-какие хитрости учесть: ставьте ногу не с пятки, а с носка, ногу вперёд ведите бедром, старайтесь ставить ступни примерно на одну линию вдоль пути вашего движения.
Так что шагаем, шагаем, шагаем… и ловим восхищённые взгляды прохожих!
4) Далее наше внимание займёт отработка уверенной и неуверенной улыбки. Надо перед зеркалом постараться изобразить улыбку добрую, насмешливую, заговорщицкую, циничную, радостную, открытую, «сквозь зубы», вежливую, холодную, надменную. Улыбка так много может сказать за нас. Да и вообще улыбаться полезно для души и тела. Это, кстати, хорошая профилактика против морщин. Ну уж а то, что улыбка продлевает жизнь, и напоминать излишне.
5) Вот теперь, когда мы все наши части тела по отдельности научили быть уверенными надо их все соединить и потренировать в комплексе: осанка, поза, мимика, жесты, движения, походка, улыбка. И не забудьте сопроводить упражнение соответствующими эмоциями.
6) Следующее наше упражнение будет связано с разыгрыванием «этюдов» уверенного и неуверенного поведения. Нам же не просто ходить надо научиться, а вести себя уверенно в кругу людей. Поэтому давайте разыгрывать этюды. Я вам предлагаю ряд сюжетов, но будет здорово, если вы придумаете свои. И уж совсем отлично будет, если вы вспомните ситуации из прошлого, в которых вы чувствовали себя дискомфортно, и проиграете их уже как обновлённый человек, человек, который сейчас уверен в себе.
Сюжеты для этюдов:
а) Вы входите в класс и видите, что за партой сидит совершенно незнакомый Вам человек, занятый каким-то своим делом. Сначала Вы входите в класс так, чтобы он Вас не заметил. Потом Вы входите в класс и интересуетесь у него в спокойном тоне, кто он такой и с какой целью пришел к Вам. Затем Вы входите в класс, и требуете у него объяснить, кто он такой и с какой целью он пришел.
б) Вы приходите к директору школы в час, назначенный для встречи, но обнаруживаете, что он занят, а у Вас совершенно нет времени ждать, когда он освободится. Сначала Вы заглядываете в кабинет директора и робко напоминаете ему о назначенной встрече. Потом Вы входите в кабинет директора и напоминаете ему спокойным тоном о назначенной аудиенции и объясняете, что не можете долго ждать, пока он освободится. Затем Вы врываетесь в кабинет директора и начинаете требовать, чтобы он Вас немедленно принял.
7) Перейдём к следующему этапу психогимнастики. Я предлагаю вам упражнение на отработку уверенного, неуверенного и агрессивного взгляда.
Прямой, открытый, доброжелательный или спокойный взгляд, направляемый на собеседника и отводимый время от времени в сторону, свидетельствует об искренности, уверенности, внимании к нему. Напряженный, настойчивый, пристальный взгляд, «сверкание глазами» — все это признаки агрессивного поведения. Взгляд, направленный в сторону от собеседника, мимолетные короткие встречи глазами, оставляющие ощущение неудобства, говорят о неуверенности или о чувстве вины.
Тренируйте взгляд, свойственный уверенному, неуверенному и агрессивному поведению.
5. Отработка уверенной речи. Мы договорились с самого начала, что будем работать упорно, до тех пор, пока не закончим всю программу. Мы прошли самый длинный этап. Теперь осталось не так уж и много. Но это тоже весьма важно. Ведь если мы будем держать себя уверенно, а говорить как-то невнятно, будем что-то бурчать себе под нос, то весь наш образ рассыплется.
Для этого мы выполним всего одно упражнение. Упражнение на отработку навыков отражать эмоциональные состояния исключительно голосом. Сначала представьте, что вы разговариваете с родителем учащегося по телефону и вам надо сообщить ему информацию. При этом вы сначала можете выражать своё эмоциональное состояние с помощью средств паралингвистики (темп речи, громкость голоса, интонация, паузы и т.д.), мимики и пантомимики (то есть жестов, движений телом, позой).
Потом нам надо повторить этот же текст, но используя только паралингвистические средства общения. Давайте отработаем эти навыки на текстах, содержащих различные сообщения, например, приглашение на родительское собрание, сообщение родителю о том, что его ребенок прогуливает уроки, не выполняет домашние задания, нарушает дисциплину в школе, обидел одноклассника, его самого обидели одноклассники и т.д.
Главная задача - передать свое эмоциональное состояние максимально выразительно, запомнить его и потом расслабиться. Потом снова повторить упражнение.
Основная задача упражнения – отработка навыков уверенного выражения своего эмоционального состояния голосом.
Если вам сложно будет представить ситуации общения по телефону, то может помочь чтение вслух с разной интонацией, темпом, тоном, громкостью по 10-15 мин. ежедневно текстов, стараясь отражать исключительно голосом разные эмоциональные состояния. Но потом всё же нужен экспромт.
6. Отработка навыков уверенного выступления на основе содержания сообщения. Ведь уверенный человек не только как-то по-особенному держит себя и говорит. Он не просто говорит, а выстраивает свой текст, свои высказывания по содержанию. На этом этапе нам нужно выполнить несколько упражнений. Итак.
1) Первое упражнение состоит в том, что вы садитесь лицом к своему партнёру по тренировке или перед зеркалом и, глядя ему/себе в глаза, произносите три фразы, которые будут начинаться со слов «Я должен…». Потом произнесите эти фразы, заменив «Я должен…» на «Я хочу…». Далее еще три предложения «Я не могу…», заменяющиеся на три «Я не хочу…», три предложения «Я боюсь, что…» заменяются «Я хотел бы…». Все остальное остается без изменения.
Важно, чтобы вы, начиная с сегодняшнего дня, стали избегать употребления в речи слов: невозможно; не могу; пытаться; ограничения; если только; да, но; трудно; обязан; должен; сомнения — любых слов, которые относят вас или других к той или иной категории; любых «слов-ярлыков», которые являются оценкой самого себя или другого человека; любых слов, которые судят или осуждают вас самого или кого-нибудь другого. Каждый раз, когда вы употребляете одно из этих слов, вы должны представить себе его написанным на доске и... стереть его с доски.
3) Упражнение на отработку навыков отвечать другому человеку в разных ситуациях, различить уверенный, неуверенный и просто грубый, агрессивный ответ.
Вам предлагается ситуация, в каждой из которых вы будете давать уверенный, неуверенный и агрессивный ответ. Например: «Представьте, что один из родителей «забыл» сдать деньги на обеды ребенка. Агрессивное поведение может выражаться следующими высказываниями: «Черт возьми! Я знала, что Вам нельзя доверять, когда Вы обещали, что сдадите деньги. Я хочу получить эти деньги!» Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю Вам, но, как Вы думаете, не сможете ли Вы отдать мне деньги в ближайшее время?» Уверенный ответ может быть таким: «Я считала, что мы договорились, когда Вы обещали мне сдать деньги сегодня. Буду признательна, если Вы принесете деньги самое позднее в пятницу». Вам необходимо разыграть эту ситуацию как сценку в спектакле.
Придумайте ещё какие-нибудь сценки подобного рода и разыграйте их.
4) Следующее наше упражнение направлено на отработку навыков умения говорить о своих переживаниях и потребностях.
Разыграйте 10-15 ситуаций, связанных с разными чувствами. Главное здесь понять свое чувство, назвать его «по имени» и выразить спокойными словами: «Мне больно, когда ты так говоришь...», «Я чувствую себя униженной...» и т. п., которые характеризуют уверенного в себе человека. Отрабатываются «Я-высказывания»: «Я чувствую боль» вместо «Ты оскорбляешь меня» и т.п.
Теперь в течение ближайших пяти дней, испытывая какую-нибудь эмоцию, чувства, особенно сильные и неприятные, надо дать себе отчет, какое именно чувство вы испытываете и словами выразить свои эмоции, рассказывать о них самому себе.
5) Если вам трудно справиться со своими эмоциями, то надо научиться откладывать свою реакцию, оттягивать ее во времени. И через какое-то время, когда вы осознаете её и поймете, как о ней лучше сказать, скажете человеку, обидевшему вас, об этом.
Паузы могут быть заполнены: каким-нибудь движением, незаметным для окружающих, например, вы может легонько прикусить кончик языка, ущипнуть себя или сосчитать до 10.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для родителей "Как помочь ребёнку стать уверенным в себе?"
На этом материале можно ближе познакомить родителей с чувством неуверенности, проработать более полно ощущение этого чувства на себе. Семинар можно также провести как тематическое собрание для ро...
Семинар для родителей "Как помочь ребёнку стать уверенным в себе?"
На этом материале можно ближе познакомить родителей с чувством неуверенности, проработать более полно ощущение этого чувства на себе. Семинар можно также провести как тематическое собрание для ро...

"Коррекционное занятие с учащимися с недостаточным уровнем развития уверенности в себе"
Коррекционное занятие разработано с целью проведения коррекционной работы с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием, Коррекционное занятие помогает застенч...

Рекомендации для родителей: "Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым и уверенным в себе"
Слова имеют значение. Используйте их силу, чтобы вырастить счастливых детей. Конечно, действия родителя важны. Дети наблюдают за вами и копируют ваше поведение. В то же время слова невероятным образом...
Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя"
Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использу...

Упражнения для тренингов на самооценку и уверенности в себе
Уверенность — это правильное мышление и действия, противоположные страху или страху перед неизвестным. Видите ли, в наши дни страх является фактором, саботирующим все наши действия. Раньше, когда н...


