"Коррекционное занятие с учащимися с недостаточным уровнем развития уверенности в себе"
методическая разработка (3 класс) на тему

Сухорукова Наталья Владимировна

Коррекционное занятие разработано с целью проведения  коррекционной работы с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием,

Коррекционное занятие помогает застенчивым, стеснительным школьникам при помощи различных приёмов преодолеть своих проблемы. Учащиеся в ходе выполнения различных упражнений становятся более уверенными в себе и в завтрашнем дне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionnoe_zanyatie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие с учащимися с недостаточным уровнем развития уверенности в себе

В коррекционной работе с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием, используются следующие приемы:

1.        «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые
знаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается
полезным рассказать, объяснить им, что это признаки
готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают
большинство людей, и они помогают ответить, выступить как
можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертова колеса».

2.        «Настройка на определенное эмоциональное состояние».
Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное
эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем,
каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

3.        «Приятное воспоминание». Ученику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

  4.        «Использование роли». В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы в образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для мальчиков.

 5.        Контроль голоса и жестов. Студенту объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

6.         «Улыбка». Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Ученику дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.

 7         «Дыхание». Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

 8.         «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продувается собственное поведение.

  9.        «Репетиция». Проигрывать с детьми ситуации, вызывающие у них тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, воспитатель исполняет роль «строго учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезным оказывается также, когда воспитатель, предупреждая об этом заранее ученика, меняет тон разговора с ним - становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.

10. «Переформулировка задачи». Известно, что одной из причин, мешающих результативной деятельности тревожных является то, что они сосредоточены не только на ее выявлении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски: «Я должен рассказывать таблицу умножения» или «Я должен ответить, во что бы то ни стало» или «Я должен получить "5"». Необходимо также обучать ученика умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих о серьезных испытаний.

Эти и другие приемы достаточно эффективны прежде для учащихся, испытывающих так называемую открытую тревогу.

  1. «Доведение до абсурда». В процессе беседы, также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, ученику предлагается играть очень сильную тревогу, страх как бы шутя.

ИЩЕМ СЕКРЕТ

Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал робота, являющего собой вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он – орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас.

Что есть в вас такого, что невозможно продублировать? Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? Если есть кто-то, знающий ваш секрет, может ли он воспользоваться этим, чтобы идентифицировать вас?

Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы – это вы, а не ваша копия?

РЫЧИ, ЛЕВ, РЫЧИ; СТУЧИ, ПОЕЗД, СТУЧИ

В эту игру хорошо сыграть с группой школьников, страдающих скованностью и пассивностью.

«Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: "Рычи, лев, рычи!", пусть раздастся самое громкое рычание».

«А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы... И это – львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев».

После этого пусть все построятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы – паровоз. Начинайте медленно двигаться по периметру комнаты с пыхтением и свистом. Обойдя комнату один раз, встаньте в конце «состава», а место «паровоза» займет стоявший за вами ребенок. Он должен двигаться немного быстрее и звуки производить более громкие. Продолжайте игру, пока каждый не побывает в роли паровоза. В конце игры может произойти «крушение»: все валятся на пол.

ЗАТЕЙНИК

Это задание очень простое. Каждому участнику предлагается по очереди вспомнить веселую игру и организовать в группе ее проведение. Это могут быть прятки, жмурки, салочки или какие-то другие, более экзотические игры. Участники группы выставляют затейнику на его листочке свои оценки по пятибалльной системе. Итак, участники по очереди вспоминают веселую игру, играют в нее и «заводят» всю группу.

После того, как все наигрались, затейники суммируют все оценки, поставленные участниками группы на их листке. Определяется суммарный балл. Затем можно сравнить результаты и определить самого выдающегося массовика-затейника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.

Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....

Коррекционное занятие для учащихся начальной школы "Путешествие в Осеннее царство "

Тема :«Осенний бал».Сценарий коррекционного мероприятия для учащихся младшего звена. Цель: Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дру...

Диагностико – мониторинговые исследования мотивации учащихся с разным уровнем развития в образовательном процессе.

Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его способностей, желани...

Коррекционно-развивающая программа для детей «Я управляю собой или как стать уверенным в себе»

Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой быва­ет очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может пока­заться на первый взгляд, ведь к...

Открытое коррекционное занятие по курсу «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»

Форма занятия: игра-путешествие, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавательной сферы необходимо организовывать игровую деятельность, особенно в начальной школе, где каждый...

Конспект коррекционного занятия для учащихся 4 класса " Я будущий пятиклассник"

Конспект коррекционного занятия, которое направлено на оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся 4 класса в адаптации к обучению в 5 классе....

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....