Приемы развития внимания в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся в условиях введения новых ФГОС.
методическая разработка (1 класс) на тему

Жукова Людмила Викторовна

Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы развития внимания в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся в условиях введения новых ФГОС.

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.

В каждом классе начальной школы проводится фронтальное обследование внимания. Результаты анализируются и используются для предупреждения и коррекции трудностей в обучении. Основные характеристики внимания - концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем. Концентрация - сосредоточенность. Устойчивость - длительное привлечение внимания к одному предмету или объекту. Распределение - способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность делать сразу несколько дел.

Внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями. И у школьника, и у студента, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

 Об устойчивости внимания ученика судят по ответам на следующие вопросы:

Внимательно ли он работает в течение всего урока, учебного дня или к концу его внимание заметно снижается?

Может ли он долго работать, когда включено радио или шумят товарищи?

Может ли ученик долго обдумывать в деталях какой-то вопрос или же быстро отвлекается?

Когда преимущественно появляются ошибки в письменных, контрольных работах – в начале их, в конце или распределены равномерно?

Нравится или раздражает длительная напряженная работа?

Для получения характеристики концентрации внимания можно использовать следующие вопросы:

Может ли ученик полностью углубиться в работу или постоянно отвлекается?

Часто ли встречаются ошибки «из-за невнимательности» в письменных работах или при выполнении домашних заданий?

Часто ли встречаются у ученика «глупые» ошибки при работе у доски, особенно если в классе стоит шум?

Замечает ли ученик свои или чужие ошибки при проверке?

Может ли качественно выполнять работу с мелкими деталями, не вызывает ли она раздражения?

Об особенностях распределения внимания судят по ответам на следующие вопросы:

Легко или с трудом ученику удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. п.?

Параллельное выполнение нескольких дел раздражает ученика или, наоборот, доставляет удовлетворение, делает жизнь насыщеннее и интереснее?

В театре или в кино внимание ученика приковано только к действиям героя или же ему удается заметить значительное количество второстепенных для развития сюжета деталей?

Легко ли воспринимаются и запоминаются учеником дополнительные разъяснения и беглые замечания преподавателей?

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по следующим признакам:

Насколько быстро ученик переходит от одного занятия к другому?

Насколько легко ученик начинает новое дело, втягивается в работу или же ему дается это с большим трудом?

Легко ли замечает появление новых деталей окружающей обстановки, даже небольшие изменения привычных обстоятельств?

Может ли он быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему мысленно, теряется при неожиданном сообщении, что время работы истекло?

Разумеется, проявления этих признаков зависят от ситуации и состояния человека, его отношения к работе, учителю. Они будут показательными лишь в том случае, если встречаются у школьника достаточно часто. Кроме того, внешние проявления внимания бывают обманчивы. Например, в классе стоит полная тишина и учитель думает, что все его внимательно слушают, а ученики дружно подсчитывают, сколько раз он употребит на уроке свое «любимое» слово. Или, наоборот, учителю кажется, что ученик занят посторонним делом, а он внимательно слушает, рисуя что-то на листе бумаги или крутя в руках карандаш, и это дело только помогает ему сосредоточиться.

В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной  и внеурочной деятельности. В результате этих наблюдений педагог имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников.

Учителю всегда необходимо помнить следующее:

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,— возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

«С этой точки зрения, — писал Л. С. Выготский, — всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять — заинтересовать; прежде чем заставить действовать — подготовить к действию; ...прежде чем сообщить что-нибудь новое — вызвать ожидание нового».

Как же организовывать внимание учащихся на уроке и на этой основе постепенно развивать произвольное внимание, формировать внимательность как черту личности?

Успешное воспитание внимания зависит от следующих основных условий.

1. Воспитание произвольного (волевого) внимания по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. У ученика необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Требовать, чтобы ученик всегда, в любой деятельности, при выполнении любой работы, даже если она привычна, легка, хорошо освоена, был внимательным. Никогда не работать невнимательно. Только в этом случае будет воспитана привычка быть внимательным. Надо целеустремленно воспитывать у школьника умение самому заставлять себя быть внимательным, делать внимание послушным. Ученик должен поверить в свои силы, поверить, что он может это сделать.

Кстати, не следует абсолютизировать в принципе правильное требование, чтобы работа ученика происходила в благоприятной обстановке, без помех и отвлекающих раздражителей. В таких условиях может выработаться изнеженное, избалованное внимание, и ученик (а потом и взрослый человек) не сможет работать при разного рода помехах (например, инженер не сможет сосредоточиться в условиях производственного шума). Поэтому иногда полезно закалять, тренировать внимание ученика, приучать его работать в любых условиях, не всегда вполне благоприятных, приучать не отвлекаться на посторонние раздражители, а не просто устранять их.

2. Воспитанию привычки быть внимательным способствует четкая организация урока. Рабочий ритм урока, динамическое ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная, выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения создают у учащихся установку быть внимательными. Особенно важно найти оптимальный темп ведения урока, не поспешно-торопливый, но и не нарочито замедленный, так как торопливость в работе учащихся приводит к их невнимательности и ошибкам, а замедленный, вялый темп работы способствует отвлечению внимания. Надо помнить, что однообразная, монотонная работа быстро утомляет, с чем связано притупление и отвлечение внимания. Дети же утомляются от однообразной работы быстрее, чем взрослые. Поэтому необходимо разнообразить работу учащихся на уроке. Разумеется, слишком частая смена занятий не способствует формированию устойчивого внимания — учащийся не успеет втянуться в одну работу, как ему приходится переключаться на другую.

3. Необходимо создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся. Наблюдения показывают, что прямые словесно выраженные требования учителя к школьникам быть внимательными, не отвлекаться часто не приводят к цели. Если же учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся, добивается, чтобы ученики были захвачены работой, а не пребывали в состоянии интеллектуальной пассивности, бездумно слушая учителя и созерцая то, что он им показывает, если они активно осмысливают материал, производят с ним определенные действия — сравнивают, сопоставляют, наблюдают, делают выводы, решают конкретные задачи, то в этом случае не возникает необходимости специально заботиться о внимании школьников. Особенно важно, чтобы и при опросе отдельных учеников активно работал весь класс, ведь многим просто надоедает слушать ответы товарищей (особенно слабых). «Дополни ответ»; «Поправь товарища»; «Кто скажет короче и точнее?»; «Приведи пример» — таким образом, учитель включает в опрос весь класс.

Выполняемая детьми работа должна быть посильной для них, не чрезмерно трудной и сложной, но и не очень простой и легкой. Если работа чересчур трудна, то ученик быстро утомляется, теряет интерес к ней, начинает отвлекаться. Если работа очень легка, она также перестает интересовать ученика, внимание его рассеивается.

4. Как уже упоминалось, непроизвольное внимание учащихся связано с непосредственным интересом к материалу урока. Одна из задач учителя — сделать урок интересным для учащихся. Но это не значит, что урок всегда должен быть занимательным. Во-первых, потому, что на этой основе у школьников может выработаться опять-таки избалованное внимание — привычка обращать внимание только на то, что интересно. Во-вторых, не весь учебный материал может представлять непосредственный интерес для школьников. Что-то есть интересное, что-то менее интересно, а кое-что и вообще не может вызвать непосредственного интереса, хотя чрезвычайно важно и нужно. Ученик должен привыкать быть внимательным в любом случае. Подлинный интерес ученика к учебному предмету должен обусловливаться не внешней занимательностью. Подлинный интерес зависит от содержания учебного материала, когда ученики сознают, что знания которые им сообщает учитель, пусть и лишены внешней занимательности, но имеют большое познавательное и практическое значение. Учитель специально подчеркивает это: «То, что я вам сейчас сообщу, может быть, и не слишком интересно, но очень важно в жизни, это постоянно вам будет нужно».

5. Важное условие воспитания внимания — труд школьников в школьных мастерских и в классах. Строгий режим труда, определенный его распорядок, правильная организация рабочего места, необходимость точно исполнять указания учителя мобилизуют внимание, приучают сосредоточиваться на работе.

6. Важно упражнять произвольное внимание школьников (особенно младшего возраста), воспитывая их наблюдательность. Учить школьников наблюдать на уроке, дома, в природе. Учить ребенка ориентироваться на улице, соблюдая правила уличного движения.

7. Большое значение имеет общественное мнение класса. Коллектив должен быть организован так, чтобы весь класс работал внимательно, осуждал тех, кто отвлекается, работает невнимательно и мешает работать другим.

8. Наконец, учителю следует знать индивидуальные особенности внимания каждого ученика. Только тогда можно ставить определенные задачи по воспитанию внимания и устранению определенных недочетов у каждого ребенка. Надо знать причины, породившие недостатки внимания и постараться устранить их.

Упражнения на развитие познавательных процессов.  

 

  1. Упражнение на развитие воображения: «Дорисуй до целого».
  2. Игровое упражнение «ХОРОШО – ПЛОХО» (Карандаш – хорошо почему? – можно рисовать, чертить и т.д. Плохо – почему? Ломается, теряется и т.д.)

3а.Упражнение на развитие абстрактного мышления.

- Что написано пером, не вырубишь топором? Что может опровергнуть данную пословицу? (ластик)

- Избушка нова, жильца нет. Жилец появится, избушка развалится. Что это такое? (яйцо)

- Одного матери отца дитя, а никому не сын. Кто это? (дочь)

- Четыре уха и перьев не сосчитать. (подушка)

3б. Кто из сказочных героев мог  дать такие телеграммы?                                                                                                                                                                                        - Купил семена, приезжайте тянуть.

- Хвост нашли, плакать перестал.

- Помни, все исчезнет после 12 ночи.

 - Ушел от зайца, волка и медведя.

- Купила самовар, приглашаю к чаю.

- Ключ достал, скоро буду.

- Обязуюсь впредь мыть посуду.

- В гости не приду, забарахлил мотор.

- Жена отобрала стрелу, на охоту идти не с чем.

- Люблю цветы только красных оттенков.

- Ищу братьев после страшного происшествия.

- Подложили не свинью, а маленький шарик.

- У друга пропали очки, попрошайничать стало трудно.

- Надоело носить на голове посуду

4а. Упражнение на развитие внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, сообразительности, воображения и мышления.  Задачи – шутки.  

-      Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин?

-      Длина бревна 5 метров. В 1 минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят все бревно?

-      В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?

-      Какие числа при чтении не изменяются, если их перевернуть вверх ногами? (88, 69)

-      В корзине 4 яблока. Разделите между четырьмя людьми яблоки так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине. ( один получает яблоко в корзине)

-      Поле пахали 7 тракторов, 2 остановились. Сколько тракторов в поле?

4б. Прочитайте внимательно один раз; пары слов написанные на доске:

 Шум – вода                            стол – обед

Мост – река                           рубль – копейка

Лес – медведь                       дичь – выстрел

Рой – пчела                            час – время

Гвоздь – доска                       река – море

 Затем стираются вторые слова из пары. И детям предлагается списать первое слово и второе написать, если вспомнят.

5а. Упражнение на развитие концентрации внимания

Корректурные задания. В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6—11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев.

Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребенку раздается старая книга и карандаш или ручка.

Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».

Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3—4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3—4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2—3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2—4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

5б.Чтение текста до заданного выражения 

Детям предлагается читать текст до заранее указанного учителем выражения.

5в. «Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово.   Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

5г. Ребенку дается бланк с напечатанными на нем 5 строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-, 4-, 5-сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных букв и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

5д. «Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Для выполнения этого задания необходимы карточки размером 12×7 см с нарисованными перепутанными линиями одного цвета.

5е. Игра «Ищи безостановочно» 

В течение 10—15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Вывод: вот такие упражнения на развитие познавательных процессов  я использую в своей работе прямо в течение урока, поверьте, они дают результат, особенно  при работе с  детьми 7 и 8 вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС

Описаны проблемы оценивания детей при работе в условиях апробации и введения новых ФГОС....

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ; НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)...

Доклад на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового ФГОС"

Доклад на заседание методического объединения. Знакомство с опытом работы по здоровьесбережению....

«Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС»

Доклад содержит информацию об актуальных вопросах системы оценивания в условиях ввендения ФГОС....

Доклад по теме: «Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»

Доклад по теме:«Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»...

Доклад на тему " Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС"

Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС...