«Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС»
статья (4 класс)

Бизяева Ирина Васильевна

Доклад содержит информацию об актуальных вопросах системы оценивания в условиях ввендения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_2.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Плодородная СОШ №16

Сообщение на тему:

«Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС»

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ Плодородная СОШ № 16

Бизяева И.И.

2018

Система оценки знаний обучающихся в условиях введения ФГОС

 «Голова, наполненная отрывочными,

бессвязными знаниями, похожа на кладовую,

в которой все в беспорядке

и где сам хозяин ничего не отыщет;

голова, где только система без знаний,

похожа на лавку, в которой

на всех ящиках есть надписи,

но в ящиках пусто». 

К.Д.Ушинский

Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария . Сегодня  мы рассмотрим некоторые  теоретические и практические аспекты  нового подхода к оценке учебных достижений обучающихся.  

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников . 

В основе разработки системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы  лежат:

1. Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2. Концепция  учебно-методической системы «Перспектива» (авт. Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова), учебно-методической системы «Школа России» (авт. А.А. Плешаков)

3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Учтена и стратегическая цель развития современного образования : информатизация образования, использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе.

        Особенностями системы оценки являются:

  • критерии достижения – планируемые результаты в качестве содержательной и критериальной базы оценки;;
  • оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
  • оценка способности решать учебно-практические задачи;
  • сочетание внутренней и внешней оценки;
  • комплексный подход (не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты): использование
  • стандартизированных работ (устных, письменных);
  • нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
  • уровневый подход  в инструментарии, в представлении результатов;
  • накопительная система оценки индивидуальных достижений, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • интерпретация результатов на основе контекстной информации.

Формы и методы контроля  :

Урочная деятельность:

  • Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа, наблюдения,

  • Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, сочинение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы по предметам, контрольные работы на метапредметной основе, портфолио, анализ динамики текущей успеваемости и психолого-педагогических исследований.

Внеурочная деятельность:

  • участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах внеурочной деятельности, творческий отчет, портфолио.

Условия реализации новой системы оценки:

  • обучение обучающихся способам оценивания и фиксации своих результатов в портфолио, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;
  • внедрение новых форм отчёта одновременно с компьютеризацией этого процесса: перевод большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу.

Все используемые средства, формы, виды и методы оценки должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

Система оценивания образовательных результатов

Особенности системы оценивания

Объект оценивания

ЗУ, познавательные, регулятивные результаты

 личностные результаты

Форма

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Листы достижений,

классные журналы (в бумажном и электронном виде),

справки по результатам внутришкольного контроля

рабочий журнал учителя

Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)

Характеристики обучающихся

Способ (поэтапность процедуры)

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера

Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания

Комплексность, содержательность, позитивность, систематичность, определенность, критериальность, открытость, объективность, технологичность, диагностичность, психологическая безопасность  – основные принципы современной оценочной деятельности педагога.

Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам, или таблица результатов (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);
  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  • оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Оцениванию подлежат   предметные, метапредметные и личностные результаты общего образования.

Что же оценивается в личных результатах :

  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка),
  • смыслообразование (мотивация (учебная, социальная); границы

Собственного знания и «незнания»),  

  • ценностная и морально-этическая ориентация( ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем , оценка своих поступков).

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

 

Внутренняя оценка.

 Оценка личностного прогресса. Она проводится  по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений (портфолио).

Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку

В метапредметных результатах оцениваются:

  • регулятивные УУД (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)
  • коммуникативные  УУД (речевая деятельность, навыки сотрудничества)
  • познавательные УУД (работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения,  анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие)

т.е. оценивается умение учиться.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

  • решение задач творческого и поискового характера ( творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
  • проектная деятельность ;
  • текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
  • комплексные работы на межпредметной основе.

Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей используется как «Портфель достижений» (портфолио), так и таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения», включенные в пособия «Контрольные работы и тесты». Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать  работу по освоению УУД.

Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.

 В предметных результатах оцениваются : предметные и метапредметные действия с учебным материалом 

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

Текущая аттестация

  • устный  опрос;
  • письменная самостоятельная работа;
  •  диктант;
  • контрольное списывание;
  • тесты;
  • графическая работа;
  • изложение;
  • сочинение;
  • доклад;
  • творческая работа;
  • посещение уроков по программам наблюдения;
  • диагностическая  работа

Итоговая  аттестация

  • контрольная работа;
  • диктант;
  • изложение;
  • проверка осознанного чтения

С помощью словесной оценки оцениваться может любое, особенно успешное действие,  а отметка выставляется  – только за решение продуктивной задачи.

За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

ПРИМЕР:

В проверочной работе – 5 заданий. Значит ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика.

За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, ученик имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку .

Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов

        Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных  результатов, необходимых для продолжения образования.

        В образовательном учреждении проводится мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ – по русскому языку, математике и  комплексной работы на межпредметной основе.  

Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме Портфеля достижений (портфолио).

Контрольно-измерительные материалы включают задания трех уровней:

1 уровень. Необходимый уровень – решение типовой  задачи. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».

2 уровень. Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания,  либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично».

3 уровень. Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи».Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно». 

Оценивается работа следующим образом:

Необходимый уровень «хорошо, но не отлично» :

  • частично -3
  • полностью – 4

Программный уровень  «отлично».

  • частично -4
  • полностью – 5

Максимальный уровень (не обязательный) «превосходно». 

  • частично -5
  • полностью – 5/5

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфеля достижений (портфолио). Накопительная система Портфель достижений учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность.

Виды оценки:

В системе оценивания используются  оценки, характеризуемые по разным признакам:

 

  • внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).

  • субъективные, или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

  •  

Как следует внедрять новую систему оценивания

1-й класс = САМООЦЕНКА

2-й класс  +ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

3-й класс  +УРОВНИ УСПЕШНОСТИ

с 4-ого класса  + ВЕСЬ КОМПЛЕКС

Система оценки в  школе ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. А соединение образования с информационно-коммуникационными технологиями расширит возможности для развития современного образования прежде всего в направлении индивидуализации, создаст условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика .

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию.

За последние годы практически все учителя нашей школы аттестовались . Одним из требований аттестации  является владение компьютером. Сейчас большая часть учителей школы обеспечена компьютерами, по при посещении уроков  многие учителя не хотят показать свои навыки владения компьютером, хотя и владеют ими в достаточной степени. Они не создают презентации, различные текстовые документы, хотя во всех представлениях, характеристиках пишут, что применяют ИКТ в школьной деятельности.

  Но ведь у информатизации школы много плюсов:

1. Оперативность получения информации.

2. Оперативное получение и обработка отчетности.

3. Системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации об  учащихся,

4. Снижение затрат времени учителей на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации.

5. Обеспечение дистанционной поддержки образовательного процесса для детей, не имеющих возможности посещать учреждение образования

6. Решение проблем оснащения наглядными пособиями и комплектации библиотечного фонда

7. Обеспечение представительства учителей во всемирной компьютерной Сети через Интернет-сайт и т.д.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, хотя можем все это показать наглядно , используя возможности технического прогресса.   Мы оцениваем только знания, которыми овладел учащийся, не оценивания его деятельность на уроке. Что в последнее время приводит к конфликтным ситуациям.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно быть комфортное психологическое самочувствие учителей и обучающихся; создание благоприятного микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно. Успешной работы и удачи!


 

2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС

Описаны проблемы оценивания детей при работе в условиях апробации и введения новых ФГОС....

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ; НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)...

Приемы развития внимания в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся в условиях введения новых ФГОС.

Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей....

Доклад на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового ФГОС"

Доклад на заседание методического объединения. Знакомство с опытом работы по здоровьесбережению....

Доклад по теме: «Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»

Доклад по теме:«Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»...

Доклад на тему " Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС"

Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС...