Интерпретация рисуночных тестов.
занимательные факты (1 класс) на тему

Балобанова Евгения Алексеевна

Интерпретация рисуночных тестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risunki.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерпретация рисуночных тестов.

Патофорический знак указывает, что субъект склонен к поведенческим аномалиям в данной сфере, при этом они могут сочетаться с удовлетворительной приспособляемостью. Одним словом, этот знак указывает на слабое место личности, которое более потенциально, чем реально.

Патологический знак указывает на большое отклонение от нормы, чем патоморфный, и оно более реально, чем потенциально.

Патогноманический знак (очень редко встречаемый) указывает на уже реальную дезадаптацию.

Данные понятия грубо характеризуют вероятный уровень приспособления в связи с теми или иными позициями. Поэтому конечная интерпретация и оценка этих позиций должна исходить из общего контекста всех взаимосвязей.

Хотя все интерпретации в каталоге предъявлены в догматической форме, многие из них находятся в стадии гипотез, и поэтому все они должны исходить из совокупности данных теста, истории болезни и клинической картины. Эти положения надо иметь в виду после каждого суждения, данного в каталоге.

Вместе с тем нецелесообразно придавать большое значение той позиции, которая, судя по комментариям субъекта, пропорциям, качеству контура, штрихованию рисунка, не являются для него личностно значимой. Надо избегать и слишком большой приверженности к общим позициям, потому что они могут иметь иногда лишь специфическое значение для субъекта. Еще    

 Указывает, что позиция может вызывать у испытуемого положительные или отрицательные эмоции из этого следует, что исследователь должен установить эмоциональный знак этого значения позиции для субъекта.

Каталог состоит из двух разделов общего для всех трех рисунков и раздела, предназначенного для интерпретации отдельных рисунков. Например, если линия основы сходна во всех трех рисунках, интерпретацию ее нужно искать в общем разделе. Но иногда ту же позицию можно найти в двух разделах. Тогда для более совершенной ее интерпретации нужно учесть оба варианта.        

                 Общий раздел

Облака - общая тревога, связанная с нарисованной ситуацией.

Цвет – Пока используется реалистично и конвенциально, он не имеет потоформного и патологического значения. С уменьшением этой особенности цвет приобретает все большее значение. Специфичные интерпретации цвета должны проводиться с большой осторожностью.

Цвет черный – Депрессивный фон настроения. Застенчивость, пугливость. Сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью. Агрессивность может быть направлена и не направлена вовне.

 Цвет синий – Определенный депрессивный фон настроения. Улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке.

Цвет черно-синий, комбинированный – Шизо-аффективный тип

  реакции.

Цвет коричневый - Если штрихование коричневым цветом не применяется конвенциально (например, ствол дерева, стены дома, волосы человека), то оно указывает на осторожность и                         (недостаточно развитую) реакцию на эмоциональные стимулы.

Выбор цвета – чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает

 Цвета, тем более вероятно наличие личностных нарушений.

Смешивание, сливание цветов, оттенки – более совершенное использование цвета.

Цвет зеленый – потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является маловажным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый – патоморфная комбинация чувствительности и враждебности (если цвет употреблен конвенциально).

Цвет пурпурный – сильная потребность власти, никогда не применяется конвенциально ни к дереву, ни к дому.

Цвет красный – наибольшая чувствительность, потребность теплоты из окружения, некоторые этот цвет называют эротическим.

Цвет, штрихования (тени, интенсивнее на переднем плане и на фоне) – тревога, но в рамках ркальности.

 Цвет, штриховка 3/4 листа – нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы контура – тенденции к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет желтый – сильные признаки враждебности. Конвенциальное использование этого цвета в основном ограничивается изображением внутри дома. В этом случае, обозначая ночь или ее приближение, желтый цвет выражает переживание враждебности среды и необходимость скрывать свои действия от окружающих.

Желтый цвет во всем рисунке – очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям.

ДЕТАЛИ

    Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами; степень реализма, с которым их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; и способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные – отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недавнем прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей – «неизбежность телесности» (неумение ограничивать себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей – субъект, скорее всего не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Организация деталей – если трудности организации обнаруживаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение (или оба вместе). Если сложности организации встречаются лишь в одном рисунке, очень может быть, что нарушение функционального порядка и связанно с изображаемой в рисунке ситуацией. Если во всех трех рисунках организация деталей удовлетворительна, то личностная структура субъекта достаточно устойчива (даже при большом количестве патофоричных знаков). В случае более удачной организации

деталей в цветных рисунках, чем в одноцветных, - прогноз более благоприятный.

Стирание или прорисовка – если перерисовка более совершенна – это хороший признак. Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка указывает на:

1. наличие большой эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для  субъекта,

2. наличие злокачественного органического фактора,

3. наличие обоих вариантов.

Стирание, не пытаясь перерисовать (исправить) – такая деталь у субъекта вызывает внутренний конфликт или конфликт с собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Видимая усталость – депрессивное настроение с возможным сопровождением снижающего работоспособность фактора.

Линия основы (земли) – незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования, целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества. Например: «Мальчик катается на тонком льду». Основу чаще всего рисуют под домом и деревом, реже -  под человеком. Специально нарисованные, «вымышленные» контуры земли менее значимы, чем нарисованные спонтанно.

Контур земли очень жирный, толстый – чувство тревоги, беспокойство в рамках реальности.

Контур земли, спускающийся от центра рисунка в стороны вниз – чувство изоляции и незащищенности. Зависимость от матери. Потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и от комментариев испытуемого).

Контур земли, спускающийся направо вниз – присутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы (интенсивность зависит от крутизны наклона).

Идентификация с собой -  интерпретация зависит от степени субъективности и может варьироваться от предпочтительного суждения психологического горизонта до явного эгоцентризма, чрезмерного интереса к себе, озабоченность собой, склонности все соотносить с собой.

Контур кривой, изогнутый – обычно хороший признак, но может означать и отвращение к ограничениям и конвенциям при сильной выраженности.

Контур неясно очерченный в отдельных деталях – нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуальной или символической значимости.

Жирный контур в целом – генерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием, со страхом проигрыша. Если контур  от «дома» к «человеку» становится все тоньше – генерализованная тревога (депрессия).

Контур жирный только по бокам – субъект, стремится сохранить личностное равновесие. Стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением.

 Контур толстый в отдельных деталях – фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги.

Контур толстый во всех рисунках – можно подозревать органическое заболевание.

Контур толстый в одном из рисунков – генерализованное напряжение.

Контуры обрывистые и не соединяющиеся – предчувствие надвигающейся катастрофы.

Контуры очень прямые – ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности. В худшем – патоформный знак, указывающий на неспособность к четкой позиции.

Рисунки выполнены легко без излишней мелочности – способность к равновесию со средой.

Рисунки мелочные, щепетильные – обсессивно – компульсивные тенденции.

На фоне горы – Защитная установка и стремление к зависимости (часто от матери).

Помещение рисунка внизу листа – генерализованное чувство незащищенности. Депрессивный фон настроения (чем меньше рисунок, тем меньше контур, тем сильнее он выражен).

Рисунок не помещается внизу (выходит за пределы листа) – устанавливается только по опросу пациента или по его спонтанным комментариям. Чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, тем вероятнее, что субъект совершил патоформную супрессию с целью сохранить целостность личности. Можно предположить наличие  сильной экспозитивности.  

Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом страх будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями. Склонность к компульсивному поведению.

Выход за правый край листа – желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми, свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за левый край листа – ограничение пространства с вытекающей из этого повышенной чувствительностью. Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые или нескрываемые).

Помещение рисунка в верхней части лиса – склонность фиксации на мышлении и фантазиях как на источнике наслаждений (которые таким образом могут быть и не получены). 

Поворачивание листа – агрессивные или негативистические тенденции; патоформные, если поворачивание повторяется. Персеверация, если лист поворачивается все время в одну и ту же сторону.

Перспектива – по тому, как субъект ее строит можно узнать много ценного об установках, взглядах, чувствах субъекта; о более широких и сложных его отношениях с действительностью, с другими людьми, о его способе оперирования этими отношениями.

Перспектива, интеллектуальные ее аспекты – умение субъекта более тонко оценивать среду, отношения с окружающими.

 Перспектива, профиль в обратном отношении к обычному – указывает на обнаружение у себя субъектом противоречивых импульсов и сознательное стремление подавлять их или сублимировать.

Перспектива, рисунки абсолютно в профиль (это касается дома, повернутого боком к зрителю, дверей, человека, изображенного только с одной рукой или ногой) – нежелание прямо и непосредственно принимать окружение (например, смотреть в глаза). Определенное желание отрешиться, скрыть свое «я». Стремление общаться только по собственному стилю.

Перспектива, абсолютно беспрофильные рисунки (анфас) – если все рисунки исполнены в анфас, то это характеризует субъекта как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может оказаться формированием реакции на глубокое чувство незащищенности.

Перспектива, рисунок изображен вдали – желание отрешиться, уйти от конвенциального общества. Чувство изоляции, отверженности, забытости.

Помещение рисунка над центром листа – чем выше рисунок над центром, тем больше вероятность что:

  1. субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели;
  2. субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
  3. субъект склонен держаться в стороне.

          Помещение рисунка точно в центре листа – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Помещение рисунка ниже центра листа – чем ниже центр рисунка по отношению к центру листа, тем:

  1. субъект чувствует себя небезопасно и неудобно и это создает у него депрессивное настроение;

2.  субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Помещение рисунка на левой стороне листа  - акцентирование прошлого. Импульсивность. Экстратенсивность. Возможен избыток женских чувств (или женская идентификация).

Помещение рисунка в левом верхнем углу листа – интровертированность. Субъект явно тревожен и регрессирует (если нет врожденной умственной отсталости). Склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубится в фантазии.

Помещение рисунка на правой стороне листа – интратенсивность. Субъект, склонен искать наслаждение в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего. Возможен излишек мужских черт или мужская идентификация.  

Пропорция.

Реалистичность и соотношение пропорции деталей в рисунке раскрывает ценности, приписываемые субъектом объектам, ситуациям, людям, которые репрезентируют их изображения актуально или символически.

Пропорция, ее интеллектуальные аспекты.

Её решение показывает стиль мышления или планирование (в основном в связи с непосредственными конкретными особенностями объектов).

Пропорция, использование минимума деталей – возможно, что субъект ориентируется в пространственно-ориентационных отношениях, но использующий только минимум деталей, имеет тенденции:

  1. держаться стороны, сторониться, отрешаться;
  2. не уважать нормальные конвенциальные ценности.

Субъект, демонстрирующий неполноценное понимание этих отношений и использующий при этом минимум деталей, может оказаться:

  1. умственно неполноценным;
  2. страдать от значительного интеллектуального ослабления (обратимого или необратимого).

Постоянно пониженная психомоторика – подозрение о наличии органического фактора, угнетающей тревоги или тяжелой депрессии.

Явно повышенная психомоторика – чрезмерное волнение наряду с ослаблением торможения.

Перерисовка без предыдущего стирания незавершенного рисунка – негативистическая реакция субъекта.

Дополнение общего плана – необузданная тревога, страх перед потерей контроля.

Дополнение специфичное – фиксация на дополнении объекта (отображается актуально или символически). Часто сопровождается тревогой.

Рисование неуверенное, часть за частью – неуверенность, возникающая из-за неумения представить себе весь рисунок в целом и отсутствие (потеря) чувства равновесия. Свойственно органикам и в состояниях сильной тревоги.                                          

Солнце - Символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери.

Прозрачность – игнорирование реальности. Показывает степень повреждения общей структуры личности  органическими или патоэмоциональным   фактором (или обоими вместе) – до такой степени, когда это уже мешает личности правильно оценивать реальность. Эта степень (паталогичность) может быть измерена:

  1. числом прозрачностей;
  2. их величиной (например, прозрачность рукавов одежды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрачность стены дома).

В случае умственной отсталости субъекта – прозрачности менее важны, чем при интеллекте сохранном.

Погода (какая погода изображена) – отражает связанное со средой переживание субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем интерпретировать, надо выяснить отношение субъекта к изображаемой погоде.

Ограничение рисунка в целом – чувство несоответствия или неадекватности.

Перспектива, рисунок изображен в дали – желание отойти от конвенциального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничится от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.

 ДОМ

Ванна – выполняет санитарную функцию. Если манера изображение ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Спальня – это место интимных межперсональных отношений. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению или потребности в них.

Труба – фаллический символ, если субъект показывает ценностную значимость этого символа. Эмоциональная незрелость и равновесие. Символ (признак) теплоты в интимных отношениях.

 Отсутствие трубы – Субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола.

Труба почти не видима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Страх перед кастрацией.

Труба, её акцентируемость – сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле.

 Труба слишком большая – Чрезмерное беспокойство насчет сексуальных дел и потребность демонстрировать мужскую силу. Эксгибиционисткие тенденции.

Видно отверстие трубы – нарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция и страх перед кастрацией.

Труба нарисована косо по отношению к крыше – норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослого.

Труба прозрачная или без глубины – отрицание фаллоса, что может означать или импотенцию или страх перед кастрацией.

Труба видна через прозрачную крышу – плохо скрываемые эксгибиционистские тенденции. Субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны.

Множество труб – если стиль рисунка показывает, что это для субъекта

Значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом.

Цвет, т. е. раскрашивание детали – обычно раскрашиваются крыша и труба. Если раскрашиваются другие объекты за исключением трубы и крыши, исследователь должен постараться узнать причину этого.

Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зелёный - для крыши; коричневый – для стен; желтый , если употребляется, то только для изображения света внутри дома, тем самым изображая ночь или её приближение, выражает чувство субъекта, что:

  1. среда к нему враждебна;
  2. его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, незастенчивый, эмоционально не обделенный субъект обычно использует не меньше двух и не больше пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7-8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий один цвет – боится эмоционального возбуждения.

Детали, искажения. Обычно символизирует агрессивную враждебность, иногда частично интернализованную. Враждебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых).

Детали необходимые (существенные). Не менее одной двери если не изображен только один бок, одно окно, одна стена, крыша, труба или другие построения для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным.

Детали не необходимые.  (см. также отдельные детали: «кусты», «дорожка» и т. д.). Субъект испытывает потребность как можно полнее и подробнее устроить свое окружение по своему вкусу, демонстрируя этим чувство неадекватности и незащищенности. Чем больше лишних деталей, тем оно интенсивнее. Чрезмерная озабоченность средой при недостаточной внимательности к самому себе. Впрочем, чем второстепенные детали лучше организованны и теснее, непосредственнее связаны с домом, тем больше похоже, что беспокойство субъекта находит нужную направленность и с успехом контролируется.

Лишние детали: горизонтальная линия отделяющая первый этаж от второго – указывает на крайнюю конкретность с возможной органикой или концентрированием внимания над соматикой. Могут подозреваться психосоматические заболевания.

Столовая (гостиная). Функция этой комнаты – утоление оральных и пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого для субъекта, можно подозревать нарушение этих функций.

(Другие, более общие соображения – в «комнате»).

Двери, их отсутствие – субъект испытывает патоформные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери, одни или несколько, задние или боковые – отступление, отре шенность,  избегание (особенно, если субъект показывает значимость этих дверей для него).

Двери, одни или несколько, парадные – первый признак откровенности, достижимости. Изображают непосредственные способы входа и выхода.

Двери, нарисованная последней по очереди деталь – антипатия к межперсональным контактам. Тенденция  уединения от реальности.

Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые, одни или несколько – отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие – нежелание впускать в своё «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком  - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Двери с большими шарнирами – враждебность, мнительная скрытность, защитные тенденции.

Дверная ручка, её акцентирование – чрезмерная фиксация на функции дверей или (и) беспокойный интерес к фаллосу.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Задняя стена, изображенная  в другой стороне, чем обычно. Выявляет осознанные попытки самоконтроля, приспособления к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект, стремится сохранить, не потерять контраст с реальностью.

Камин, непосредственная его акцентировка (камин виден сквозь стены)

Фиксация на непосредственной функции камина (источник тепла) или на его символике (например, мужские или женские половые органы). Её интенсивность показывает отрицание действительности (как отрицание непрозрачности стен дома). Конечная интерпретация будет зависеть от пояснений субъекта.

Камин, косвенное акцентирование. Конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или к какой-нибудь эмоциональной, связанной с ним ситуацией.

План дома (проекция верху) вместо самого дома. Серьезный конфликт дома. Если план хорошо изображен, можно подозревать наличие паранойяльных идей. Если план неудачный - возможна органика.

Цветы (тюльпаны или похожие на ромашки). Обычно рисуют шизоиды или, малолетние, нормальные дети.

Опора фундамент (например, колоны), необычно высоки- подозревается  органика.

Печь, косвенное акцентирование – приятное тепло или открытая враждебность по отношению к ситуации дома.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) – усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Дом. Дома, каковы они сейчас. Какими бы их хотел видеть субъект. Не нравившиеся дома в прошлом. Хорошие дома в прошлом. Мнение субъекта о семье или его интерпретация по отношению к нему. Автопортрет.

Дом, антропоморфное его понимание. Должна подозреваться органика (исключение маленькие дети и случаи врожденного слабоумия).

Дом, грозный, старый, развалившийся. Иногда субъект может таким образом видеть отношение к самому себе.

Дом вдали. Чувство стремления или отвергнутости (отверженности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если «нарисованное» отношение совершенно противоположно, может иметь место серьёзный дефект оценки реальности.

Дом вблизи. Открытость, доступность или (и) чувство теплоты и гостеприимности.

Кухня. Изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта (указывающей на нарушение) сигнализирует об оральном эротизме. Это может быть связанно с сильной потребностью в привязанности, любви.

 Жилая комната (гостиная) – социальное общение.

Движение. Скорее всего патологический, по меньшей мере патоформный. Этим субъект символизирует травмирующее чувство потери контроля ЭГО. В «доме» встречается гораздо реже, чем в «дереве» или «человеке».

Разные пристройки.  Агрессия, направленная против фактического хозяина дома или против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами. Если субъект рисует туалет около дома, можно предположить наличие уретрального или (и) анального интереса (прескупация).

Помещение рисунка внизу листа.  Генерализованное чувство неуверенности, не безопасности. Часто сопряжено с определённым временным значением:

  1. правая сторона – будущее, левая – прошлое;
  2. связанным с предназначением так помещенной комнаты или с постоянным её жильцом;
  3. указывает на специфику переживаний: левая сторона – эмоциональные, правая – интеллектуальные.

Помещение рисунка в верхней части листа.  Редко встречается в рисунке «дом». Указывает на какое – то хаотическое бегство от реальности.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх). Чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребности к домашнему очагу, который считает недоступным, недостижимым. Склонность к изоляции, ограниченным контактам с окружающими.

Перспектива «под субъектом» (взгляд с птичьего полета). Отрицание (непризнание) нарисованного дома. Непризнание свойственного многим людям поклонения домашнему очагу. Инспопластические установки (мятежная неприязнь к установившимся традициям, взглядам). Субъект чувствует себя поднявшимся «над» домашними делами, но это часто сопровождается депрессиями.

Перспектива (признаки потери перспективы). Субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены – но не умеет изобразить глубину. Этот признак встречается исключительно у            и         и сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущем (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линии слева).

Перспектива тройная (трёхмерная).  Субъект рисует, по меньшей мере, четыре отдельные стены, из которых даже двух нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Профиль абсолютный. Можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или интимным интерперсональным  отношениям).

Водосточные трубы. Усиленная защита (и обычно мнительность). Возможен уретральный эротизм или оральная прескупация (интерес к фаллосу).

Крыша. Сфера фантазии.

Крыша и труба, сорванные ветром. Символически выражает чувство субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку. Фиксация на фантазиях,  как источнике удовольствия, обычно сопровождаемая тревогой.

Вместо дома – только крыша и забор. Патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную деструкцию ЭГО.

Крыша, тонкий контур края. Переживание ослабления контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края. Чрезмерная озабоченность контролем над фантазией(ее обузданием).

Крыша, плохо сочетается с нижним этажом. Плохая личностная организация.

Крыша слишком большая. Поиск наслаждения в фантазиях.

Крыша, покрывающая подобие стены. Предположение, что субъект живет больше в мире фантазии.  

Комната. Ассоциации могут возникать в связи с:

  1. человеком, проживающим в комнате;
  2. интерперсональными отношениями в комнате;
  3. предназначением комнаты (реальным и приписываемым).

Ассоциации могут иметь позитивную и негативную окраску (эмоциональную). Значение комнаты для субъекта нужно проверить, исходя из его комментариев, манеры рисунка.

Комната(ы), не поместившиеся на листе. Нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната (субъект выбирает верхнюю дальнюю комнату). Незначительная тенденция к отчужденности (если есть больше признаков отчужденности, изоляции, то тенденция более значима).

Комната (субъект выбирает ближайшую комнату). Мнительность.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь сильное стремление оградить себя защитным барьером.

Кусты, хаотично разбросанные по обеим сторонам дорожки. Указывает на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Ставни закрыты. Субъект в состоянии субтильно приспосабливаться в интерперсональных отношениях.

Дым валит то влево, то вправо. Патологический дефект оценки окружающего.

Дым валит влево. Пессимистический взгляд на будущее.

Дым очень густой. Значительное внутреннее напряжение (интенсивность – густота дыма).

Дым тоненькой струйкой.  Уротральный эротизм.  Чувство недостатка семейного тепла дома.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей). Отражает конфликтную ситуацию, вредящую правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного общения). Можно подозревать органику.

Прозрачный «стеклянный ящик». Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья. Часто символизируют различные лица, если они как-нибудь «прячут» дом. Может иметь место сильная потребность зависимости от или доминирования родителей.

Вентиляционная труба над крышей. Фаллическая прескупация. Отмечается значимая корреляция между этим признаком и энурезом (и/или) уротральным эротизмом.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована. Показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка, очень длинная. Уменьшенная доступность, часто сопровождается потребностью более адекватной социализации.

Дорожка, очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома. Попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающееся с поверхностным дружелюбием.

Стены и крыша вместе. Границы ЭГО, силу ЭГО показывает стиль изображения.

Стена, отсутствие её основы. Слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу). Чувство ирреальности.

Стена с акцентированным контуром основы. Тревога в рамках действительности. Субъект при попытке вытеснить в подсознание оппозиционные тенденции испытывает трудности.

Стены не соединенные. Подозревается с вероятной потерей контроля над примитивными инстинктами.

Стены, двухмерная перспектива, узкие дальние стены. Нормально для детей. По отношению к взрослым – возможно слабоумие или регрессия, а также органика.

Широкие, дальние стены. Нормально для детей. По отношению к взрослым возможны усиленные защитные тенденции, шизофрения (особенно, если центральная стена – глухая, без дверей, без окон).

Стены с акцентированным горизонтальным измерением. Плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Стена и крыша, их границы. Границы личности, их характер показывает силу и пластичность этих границ.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен. Предчувствие (угроза) катастрофы, чувство ослабленного контроля ЭГО. 

 Стена: контуры линии слишком акцентированы. Сознательное стремление сохранять контроль.

Стена: одномерная перспектива – изображена всего одна стена. Если это боковая стена – имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Если изображена передняя стена, это:

  1. нормально для маленьких детей;
  2. у взрослых – выражение сильной потребности сохранить приятный «фасад» в  межперсональных отношениях.

Прозрачные стены. Компульсивное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.  

Умственно неполноценный субъект, изображающий больше невидимых (внутренних) деталей, чем видимых, демонстрирует этим чувство неадекватности в опасных для него ситуациях. В случаях нормального интеллекта – серьезный дефект способности к критическим соображениям и оценке реальности.

Стена с акцентированным вертикальным измерением. Субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Окно. Способы контактирования (менее непосредственны и прямы по сравнению с дверьми). Еще один признак доступности открытости.

Отсутствие окон. Враждебность, отчужденность.

Отсутствие окон на первом этаже. Враждебность, отчужденность.

Окна: нет на нижнем, но имеются на верхнем этаже. Пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Окна с занавесками. Отчужденность, «резервная» доступность. Если           занавески или ставни не закрыты, имеет место сознательно            контролируемое взаимодействие, сопровождающееся тревогой.

Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализации. Озабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности - фиксация.

Окна: первый этаж нарисован в конце. Отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности.

Окна: сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, в отсутствие занавесок – отсутствие стремления открывать свои чувства.

Окна: сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). Если занавески нарисованы легко, спонтанно, субъект способен к субтильным (рафинированным) контактам в домашнем кругу.

Окна распахнуты. Если в доме кто-нибудь живет – большая доступность или

желание её. Если в доме никто не живет – слабость самозащиты ЭГО. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоформного уровня.

Окно (окна), стекла символизирует одна разделяющая окно вертикаль. Можно предположить фиксацию на женских половых органах.

Окна без стёкол. Враждебность, отчужденность. Оральный или анальный эротизм.

Окна, их положение, трудности согласования стен и этажей. Можно подозревать раннюю шизофрению, если подобного рода трудности имеют

Место при общей композиции или же они являются одним из наиболее важных дефектов

Окна, искажение пропорций. Чрезмерная озабоченность отношений с жильцами комнаты с непропорциональными окнами/или предназначением этой комнаты (см. предназначение комнат)/.

Окна треугольные. Излишняя  озабоченность женскими половыми органами, если изображение окна значимо.

Окна с замками. Враждебность, замкнутость.

ДЕРЕВО

Животное, выглядывающее из дупла в дереве. Ощущение наличия в личности патоформной, не поддающейся контролю части, имеющей разрушительные потенции, например, навязчивое чувство вины.

Яблони. Обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети. Часто изображается беременными или жаждущими ребенка женщины. Падающие или упавшие яблоки символизируют переживания неприятия (отказа, отвержения) у ребенка.

Кора дерева изображена достаточно обособленными извилистыми вертикальными линиями. Возможность шизоидных черт у  субъекта.

Древесная кора, легко нарисована. Равновесие во взаимоотношениях.

Древесная кора, изображена мелочно, щепетильно. Компульсивность и сильная озабоченность взаимоотношениями со средой.

Ветви. Степень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражают взгляд субъекта на приспособление, доступность и способность к получению удовлетворения от среды.

Ветви, абсолютная асимметрия. Отражает амбивалентные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия, (эмоционального или интеллектуального).

Ветви, обломанные, наклоненные или неживые. Значимая для субъекта физическая или духовная травма.

Ветви неживые. Субъект не чувствует удовлетворений от развлечений. Ветви изображены штрихованием или закрашиванием. Если они нарисованы легко и быстро, это показывает тактичное, но, скорее всего поверхностное взаимодействие со средой.

Ветви изображены иначе (не закрашены). Оппозиционные тенденции.

Ветви с попыткой двумерного их изображения, но с «незакрытыми» кончиками. Субъект мало способен управлять своими влечениями.

Ветви: молодой росток из скудного ствола. Отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил (возможно, если до этого имела место импотенция).

Ветви: одномерные или двумерные, обращенные внутрь. Сильные интратенсивные тенденции.

Ветви, обращенные (или более четкие) влево. Отсутствие личностного равновесия из–за тенденции немедленно получить чувственное наслаждение (экстратенсивность).

 Ветви, обращенные вправо. Отсутствие личностного равновесия из–за тенденций отсрочить или избежать чувственных наслаждений. Стремясь найти их вместо этого в умственных усилиях (и, если субъект низкого интеллекта, дальнейший конфликт на этой основе очевиден).

Ветви, похожие на шипы (колючки). Подсознательный страх кастрации.

Ветви, двумерные, слабо организованные, похожи на пальцы или на палки. Сильно выраженная враждебность.

Ветви двумерные со сравнительно хорошей системой листвы (листьев). Означает способность достаточно хорошо справляться с делами, касающимися межперсональных отношений (например, общественной работой).

Структура веток. Степень удовлетворения действительностью. Сферы контактов субъекта со средой.

Структура веток узкая и длинная. Боязнь в поисках удовлетворения в среде.

Цвет: конвенциальное его употребление. Зелёный – для веток, листьев. Коричневый - для ствола.

 Цвет, комбинация черного и зелёного. Шизоаффективный тип реакции.

Детали существенные. Ствол и не менее одной ветки (за исключением рисунка пия, который надо расценивать как ненормальный).

Земля и её прозрачность, изображение невидимых корней. Патоформная оторванность от реальности (исключение – детские рисунки). Подозревается у взрослых органика (при интеллекте среднем или ниже среднего).

Контур земли в форме горы. Так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской оценке. Если дерево маленькое – выраженная зависимость от матери с переживанием изоляции и беспомощности. Если дерево большое – сильная потребность к доминированию и эксгибиционизму.

Листья: двумерные, чрезмерно большие для веток. Обсессивно – импульсивные черты. Стремление под поверхностной приспособляемостью спрятать глубинные ощущения неадекватности. Гиперкомпесационные усилия.

Движение. Отражает значительное давление среды. Чем произвольнее, ожесточеннее, неприятнее движение, тем более оно патоформно.

Перспектива «под субъектом». Позиция «сдаваться без сопротивления». Тенденция к конкретности. Отвержение человека, который для субъекта символизирует дерево.

Перспектива: частично с горки. Переживание усилий и борьбы за автономность, независимость. Часто отражает напряжение при стремлении к далекой, возможно, недостижимой цели.

Корни мертвые. Отсутствие или же потеря внутреннего равновесия, что указывает на патоформные изъяны в восприятии действительности и в потребностях. Обсессивные чувства, связанные с ранним опытом.

Корни, уходящие в землю, резко выраженные. Сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительности. Незащищенность.

Корни, напоминающие когти птицы и не проникающие в землю. Слабый контакт с реальностью. Параноидно – агрессивные черты.

Корни, тонкие, слабый контакт с землей. Слабый контакт с реальностью.

Повреждения дерева. Технический или физический опыт, травмирующий для субъекта.

Тень. Фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные, неудовлетворительные для субъекта отношения в прошлом, которые отражаются на настоящем.

Солнце: туча между ним и деревом. Отражает тревожные, не удовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом.

Солнце большое. Острое переживание отношений с каким-то авторитарным лицом.

Солнце за деревом. Иногда субъект может интерпретировать дерево как кого-то из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком или как кого-то, охраняющего субъекта от нежелательного лица.

Солнце, его положение. Отношение между деревом и источником тепла (или средой). Часто отражает переживания субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом.

Солнце: лучи его падают на дерево. Потребность доминировать или чувство доминирования другого.

Солнце на севере. Переживание холодной среды.

Заходящее солнце. Чувство депрессии.

Солнце: дерево уклоняется от него. Склонность избегать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности.

Дерево – базовый автопортрет. Неосознаваемый автопортрет субъекта в целом. Неосознаваемая картина развития субъекта, включая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Отношение субъекта к определенному лицу. Ассоциации с жизненной ролью субъекта, его способность получать удовлетворение от своей среды.

 Дерево: одно или группа. Ответы на этот вопрос не являются очень значимыми (если они не слишком эмоционально окрашены). Если ответ значимый, «одно» выражает чувство изоляции (или потребность общения), «группа» может иметь дополнительное значение к переживанию доминирования других.

Дерево мертвое. Редко встречается в рисунках неплохо приспособленных субъектов. Показатель переживания физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины и т. п.

Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней или бури. Субъект считает среду (или кого-нибудь из среды) виновной из-за его трудностей.???????

Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей или ствола. Чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлемости.

Дерево, изображено фасадом (если оно символизирует человека). Взгляд субъекта на позицию подразумеваемого лица.

Дерево, изображено как два одномерных дерева. Серьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта.

Дерево, после его гибели прошло некоторое время. Относительная длительность плохого приспособления или беспомощности (не работоспособности).

Дерево, «замочная скважина». Сильная враждебность (возможно, частично интериоризирована). Частичная ригидность (если ствол у основания закрыт) со склонностью к эксплозивным реакциям.

Дерево большое, не помещающееся на листе. Субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаждение больше в деятельности, чем в воображении.

Дерево, наклоненное влево. Отсутствие равновесия из-за стремления к острому, откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени – привязанность к прошлому и страх перед будущем. Если дерево наклоняется влево от центра рисунка – более сильная выраженность данных тенденций.

Дерево, наклоненное вправо. Отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта.

Дерево, предъявленное как карандаш или кусочек мела. Ригидность, конкретность, мышления.

Дерево, его размеры. Понимание субъектом своего положения или представление желаемого положения (фактическое поведение может отличаться от них).

Дерево маленькое. Чувство малоценности и неадекватности. Желание уйти в себя, отрешиться.

Дерево, его твердость, несоответствие комментариев к рисунку. Непостоянный взгляд на символизирующее лицо. Патоформная невнимательность. Непостоянный взгляд на собственное неумение жить в целом.

Ствол. Понимание субъектом своих возможностей, сил.

Ствол, широкий у основания. Быстро суживающийся. Недостаток тепла и здоровой стимуляции в раннем опыте и в следствии этого задержка созревания личности.

Ствол сломанный, верхушка касается земли. Выражает чувства субъекта, что он был полностью охвачен внутренними или внешними неконтролируемыми силами.

Ствол мертвый. Чувство травмирующей потери ЭГО- контроля.

Ствол неяркий, тонкий контур. Чувство неадекватности, неустойчивости, нерешительности ЭГО.

Ствол большой, с маленькой листвой. Неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворять базовые потребности.

Ствол склонен сначала влево, потом вправо. Тенденция к регрессии, к импульсивному поведению с помощью сильного контроля и ориентировкой на будущее (в более позднем возрасте). 

Ствол, самый узкий у основания. Сильное стремление (борьба), Не соответствующие силам субъекта, и отражение возможного нарушения контроля ЭГО.

Ствол, одномерный с одноименными ветвями, не образующий системы. Возможно сильно выраженная органика. Переживания импотенции. Бесплодности, слабости ЭГО, слабая согласованность неадекватных сил в поисках удовлетворения.

Ствол необычно большой. Чувство стеснения средой с тенденцией агрессивного реагирования в действительности или в воображении (что поможет установить структура и размеры структуры ветвей).

Ствол с акцентированным периферическим контуром. Сознательное стремление сохранить контроль.

Ствол мелкий. Базовое чувство неадекватности и нелепости.

Ствол двухмерный с одноименными ветвями. Успешное раннее развитие, но более позднее подвергнуто воздействию серьёзных травмирующих факторов.

Ствол очень изящный, с огромной листвой. Неустойчивое равновесие из-за чрезмерного стремления к наслаждениям.

Толщина ствола показывает, что дерево было значительно выше. Наличие остро травмирующего эпизода в прошлом.

Ветер. Символизирует переживания субъекта, которое тяжело поддаётся контролю.

Ветер дует от земли на верхушку дерева. Компульсивное стремление убежать от действительности в фантазии.

Ветер дует от дерева в сторону субъекта.  Нарцисстические тенденции.

Ветер дует во всех направлениях. Переживание попытки, но неудачной, проверить действительность.

         ЧЕЛОВЕК 

Человек. Точка зрения субъекта на его собственную персону (психологический и физиологический аспекты). Идеальный образ субъекта. Концепция сексуальной роли субъекта. Подход субъекта к межперсональным отношениям в целом или к специфичным взаимодействиям. Определенные специфичные фобии, обсессивные убеждения. Лицо, особо неприятное из его окружения. Лицо, особо приятное из окружения. Лицо, по отношению к которому субъект амбивалентен.

Типы фигуры.

Клоун, карикатура. Свойственна подросткам с переживанием неполноценности и отверженности. Интернализованная враждебность, самопрезрение.

Фигура мужчины (пациент женщина). Протест против женственности, неприятие женской роли.

Фигура более материнская, чем фигура женщины как сексуального объекта. Зависимость от матери.

Рисуется противоположный пол. Сексуально-ролевой конфликт.

Фигура больше похожа на отца, чем на я образец. Свойственно детям, а так же взрослым не в состоянии освободиться от отцовской опеки. Избегание телесных проблем.

Кукла. Уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры (пациент-мужчина). Деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек. Может означать увиливание и негативизм.

Фигура Бабы-Яги. Открытая враждебность к женщинам.

Человек, в контролируемом беге. Желание убежать. Уясненное себе  стремление скрыться от кого-либо или достичь чего-либо.

Человек, видимые нарушения пропорций по отношению правой или левой стороны. Нарушение  сексуальной роли. Отсутствие личностного равновесия.

Человек без определенных частей тела. Указывает на отвергание, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве. Возможны панические страхи.

Человек из палочек. Часто встречается у психопатов или у тех, кому общение с людьми в тягость.

Человек в плавном легком шаге. Хорошая приспособляемость.

Движение. Чем неприятнее, напряженнее, ожесточеннее, непроизвольнее движение, тем более патоформно.

Человек – абсолютный профиль. Серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные черты.

Человек – профиль амбивалентный. Определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, (смотрят в разные стороны). Особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Голова. Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова. В рисунке выражена антипатия к голове. Выражает увиливание и избегание, иногда вину. Стремление установить условия приемлемости субъекта другим.

Голова, акцентирование ее периферичных  контуров. Значительные усилия сохранить контроль с целью скрыть возбуждение фантазии и возможные обсессивные или бредовые идеи.

Голова большая. Неосознанное подчеркивание убежденности о значении мышления в деятельности человека. Подчеркивание воображения как источника наслаждений. Если голова непропорционально велика по отношению к туловищу, подозревается органика.

Голова маленькая. Часто встречается в рисунках обсессивных, компульсивных индивидов. Желание отвергнуть контроль разума, который не дает удовлетворять телесные влечения. Стремление обсессивной личности к отрицанию болезненных переживаний и вины. Переживание интеллектуальной неадекватности.

Голова обращена затылком. Патогномическая отрешенность, отчужденность, аутизм параноидного шизоида.

Голова неправильной формы. Органика.

Голова разбита (расколота). Нарциссизм, обсессивно-компульсивные тенденции, связанные с женской идентификацией.

Нечеткая прорисовка головы. Застенчивость робость.

Голова изображена в самом конце. Межперсональный конфликт. Возможно нарушение мышления.

Большая голова у фигуры противоположного пола. Мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Голова увеличена.  Озабоченность своим интеллектуальным уровнем (повреждение головного мозга, умственная отсталость). Наплыв мыслей (включая и параноидные мысли). Высокомерие из-за своего интеллекта. Акцентирование фантазий (у детей).Интеллектуальные аспирации с возможными идеями величия. Интраспективность и углубленность вфантазиях. Соматические органические мозговые симптомы.

Волосы.  Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости) и стремление к ней.

Волосы, усы и другое оволосение (пациент мужчина). Мнительность по отношению к своей мужественности, стремление к компенсации этого, сексуальная неполноценность.

Фигура лысеющего мужчины. Переживание недостатка мужественности.

Область волос значима. Укрепление мужественности.

Волосы подчеркнуты. Инфантильные или регрессивные сексуальные импульсы. Чувственность, сладострастие.

Волосы сильно заштрихованы. Тревога, связанная с мышлением или воображением. Тревога из-за вожделений.

Женская фигура с волосами, мужская – без волос. Регрессия.

Волосам уделено много внимания. Нарциссизм, возможны гомосексуальные тенденции.

Волосы взлохмачены. Сексуальная аморальность.

Редкие волосы дыбом.  Недостаточная мужественность.

Белые волосы в рисунке мужчины. Переживание недостатка мужественности и зрелости.

Волосы не заштрихованные (не закрашенные). Обрамляют голову как клещи.

Субъектом управляют враждебные чувства.

Волосы длинные не закрашенные. Сильно амбивалентные фантазии о сексуальных влечениях.

Брови густые. Неподавляемость.

Брови резкие, короткие. Презрение, изощренность.

Длинные ресницы. Кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Ресницы на лице мужчины. Женственность.

Бакенбарды. Шизоидность.

Усы. Символ заменителя фаллоса.

Борода. Заменитель фаллоса, признак потребности демонстрировать мужественность.

Черты лица. (включают: глаза, уши, рот, нос). Это рецепторы внешних стимулов. Сенсорный контакт с действительностью.

Выражение лица может выражать мнимую установку на субъекта больше, чем установку самого субъекта на других. Доминирующая установка или настроение.

Выражение лица погруженного в себя человека. Шизоидность.

Выражение лица подобострастное. Незащищенность.

Черты лица детские. Инфантильное социальное положение.

Черты лица женские (пациент-мужчина). Гомосексуальные тенденции.

Лицо подчеркнуто. Сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Если субъект старается лицу придать счастливое выражение, возможно, он чувствует потребность сохранять «нужное (ожидаемое) лицо».

Черты лица сильно подчеркнуты. Неполноценность или компенсация в воображении.

Черты лица очень мелкие, примитивные. Шизофренические тенденции.

Черты лица изображены позже. Тенденция игнорировать рецепторы внешних воздействий. Тяготение как можно больше отсрочить идентификацию личности.

Черты лица, некоторые мужские, некоторые женские. Сексуальная амбивалентность.

Лицо похожее на маску. Осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

На лице рубец (фигура того же пола). Возможно, символизирует ожидание агрессии из окружения или ущемленное чувство собственного достоинства или психическую травму.

Лицо неясное, тусклое. Боязливость, застенчивость.

Глаза без зрачков. Эгоцентричность, незрелость, регрессия. Эгоцентричный истерик.

Глаза – точки от прикосновения карандаша, не обведены. Идеи бреда отношения, паранойя.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы. Сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы. Значимое стремление избегать визуальных стимулов.

Глаза не прорисованы. Возможны зрительные галлюцинации.

Глаза выпучены. Грубость, черствость.

Глаза подчеркнуты. Экстериализованная агрессия.

Глаза закрыты. Шизоидность.

Глаза маленькие. Погруженность в себя вуаеристические тенденции.

Глаза большие, без зрачков. Вуаеристические тенденции с чувством вины.

Глаза большие, выпученные. Параноидные тенденции.

Большие глаза с длинными ресницами. Гомосексуализм.

Подведенные глаза. Грубость, черствость.

Уши подчеркнуты, при этом лицо не законченно. Возможны слуховые галлюцинации. Иногда встречается у хорошо приспособленных умственно отсталых или у маленьких детей.

Уши, слишком подчеркнуты. Возможны слуховые галлюцинации.

Уши большие. Встречается у особо чувствительных к критике (особенно если пациенты дети).

Уши увеличены или подчеркнуты. Повреждение уха или нарушение слуха. Чувствительность к чужому мнению. Пассивный гомосексуальный конфликт или тенденции к нему. Слуховые галлюцинации, параноидность, параноя, бред отношения, шизоидность.

Уши маленькие. Стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Нос сильно подчеркнут. Озабоченность фаллосом. Возможен страх перед кастрацией. Сексуальное приспособление хуже, если нос курносый в анфасном рисунке, или если нос находится под глазами.

Нос, положение на месте. Незащищенность (базовая, специфичная или временная).

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой. Презрительные установки, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.

Нос обрубленный. Страх перед кастрацией или желание её.

Длинный нос. Импотенция, желание мужественности.

Нос заштрихованный. Кастрация, может быть проецируемая и на другой пол.

Нос “твердый”. Закрепление мужественности или потребность в ней.

Ноздри. Примитивная агрессия.

Рот, слишком подчеркнут. Психосексуальные отношения, фиксации, незрелость. Часто выражает чувство вины и (или) тревогу, возникшую по поводу оральных эротических импульсов.

Рот слишком велик. Оральный эротизм.

Рот клоуна. Вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот вялый, чувственный. Пассивная зависимость.

Рот подчеркнут. Алкоголизм, агрессия, регрессия.

Рот как яркий штрих. Оральная агрессия, садизм.

Рот подчеркнут, широк, открыт или а форме овала. Орально - эротическая агрессия.

Рот у женщины не изображен. Возможно, изображена упрекающая материнская фигура.

Рот приоткрыт. Оральность.

Зубы изображены. Оральная агрессия, садизм, простая форма шизофрении.

Зубы четко нарисованы. Агрессивность.

Зубы выдающиеся вперед.  Агрессия (обычно только в речевом плане).

Трубка. Концентрация на сексуальной сфере, укрепление мужского начала.

Трубка во рту. Сложный, вычурный оральный эротизм.

Подбородок, его отсутствие в анфасном рисунке. Неуправляемые, основные телесные, влечения слабость контроля.

Подбородок, слишком подчеркнут. Потребность доминировать, (больше в социальной, нежели в сексуальной сфере).

Подбородок неярко выражен. Переживание импотенции (больше социальной, чем сексуальной).

Подбородок подчеркнут. Компенсация нерешительности неполноценности, страх перед ответственностью (если в других деталях контур неяркий – компенсация в фантазиях).

Подбородок подчеркнут в фигурах противоположного пола. Зависимость от противоположного пола, люди другого пола считаются более сильными.

Подбородок увеличен. Агрессивные импульсы.

Подбородок слишком крупный. Компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Шея. Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечения (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Шея. Основной контур, пропуск с профиля. Не управляемые, основные телесные, влечения, слабость контроля.

Шея длинная и тонкая. Шизоидные черты, торможение, регрессия.

Шея пропущена.  Субъект находится под властью своих телесных влечений, часто полностью его увлекающих.

Шея одномерная. Слабая координация влечений и интеллектуального контроля.

Шея, изображенная не в порядке очереди. Конфликт между контролем и выражением эмоций.

Подчеркнутая шея. Потребность в защитном интеллектуальном контроле (пациенты – дети).

Чрезмерно крупная шея. Осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная шея. Истерическое торможение глотания, проблемы контролирования злости или примитивных влечений. Шизоидные тенденции.

Шея жирафа. Шизофреничность.

Узкая шея. Депрессия.

Толстая, короткая шея. Уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Отсутствие шеи. Незрелость, недостаточный контроль над импульсами, регрессия.

Адамово яблоко. Укрепление мужественности. Путает сексуальные роли (если оно нарисовано у фигуры другого пола, то противоположный пол считается слабым).

Галстук. Укрепление мужественности. Сексуальная неполноценность.

Галстук развевающийся, неаккуратный. Откровенная сексуальная агрессия, сосредоточенность на сексуальной сфере.

Галстук сильно подчеркнут.  Возможна озабоченность фаллосом с переживанием импотенции.

Плечи неравные. Нет внутреннего равновесия (возможно, из-за сексуального конфликта). Меньшее плечо больше похоже на женское, большее – на мужское.

Плечи чрезмерно крупные. Ощущение большой силы или чрезвычайная озабоченность силой и властью.

Плечи слишком угловатые. Признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи, их размеры. Признак физической силы или потребности во власти.

Плечи мелкие. Ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи изящно нарисованы и округлены. Выражение ровной, пластичной, довольно хорошо уравновешенной силы.

Руки. Орудие более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях. Базовое стремление к борьбе. Орудие управления и изменения среды.

Отсутствие рук. Чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Руки нарисованы в последнюю очередь. Значимая нежелательность к поспешным, близким, откровенным связям со средой. Иногда причина этого в старании скрыть чувство неадекватности.

Руки в позиции защиты таза (бедер). Боязливое опасение сексуального приближения. Чрезмерный интерес к сексуальным проблемам.

Руки часто заштрихованы. Чувство вины из-за какого-нибудь реального или представляемого действия руками (например, мастурбации, изнасилования).

Руки в карманах.  Управляемая увертка (отвиливание). Субъект меняется в зависимости от того, что держат руки в карманах. Иногда отражает импульсивное действие мастурбации.

Руки слишком крупные.  Сильная потребность к более лучшему приспособлению в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью в них к импульсивному поведению.??????????????????????????    

Широкие руки. Интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча. Недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно. Или поперек спины, вытянутые в стороны. Субъект ловит себя иногда на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди. Враждебно мнительная установка.

Руки за спиной. Нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как компенсации.

Руки, похожие на крылья. Иногда встречается в рисунках шизоидов.

Пальцы дорисованы в последнюю очередь. (см. руки изображены в последнюю очередь).

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы). Враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей. Сознательные усилия против агрессивных чувств.

Туловище. Местонахождение базовых потребностей и влечений.

Отсутствие туловища. Отрицание телесных влечений. Потеря схемы тела.

Туловище длинное и узкое. Шизоидные черты.

Туловище слишком крупное. Наличие большого числа неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое. Отрицание телесных влечений или чувство унижения, малоценности.

Линия талии. Выражение координации между влечениями власти (верхняя половина туловища) и сексуальными влечениями (нижняя половина).

Линия талии сильно подчеркнута. Сильный конфликт между выражением и контролем сексуальных влечений.

Ремень (пояс) сильно штрихованный. Сильный конфликт между выражением сексуальных (и других) влечений и их контролем.

Груди сильно подчеркнуты. Психосексуальные отклонения и фиксации, незрелость, зависимость от матери.

Соски: количество, разнообразие, сложность. Регрессия или фиксация на оральном уровне зависимости (у взрослых со средним или низким

интеллектом). Сильная зависимость от матери у детей.

Мышцы акцентированы, мало прикрыты одеждой. Выражает телесный «нарциссизм» и стремление стать шизоидным, углубленным в себя.

Бедра сильно подчеркнуты. Психосексуальные отклонения и фиксации, незрелость склонность к гомосексуализму (особенно у мужчин).

Ноги, недостаточно отделены друг от друга. Значительный сексуальный конфликт. Сильные гомосексуальные тенденции в сопровождении вины и тревоги.

Ноги их отсутствие. Патологическое переживание скованности. Страх перед кастрацией.

Ноги широко расставлены. Откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование, и или незащищенность).

Ноги скрещены. Защита от сексуального приближения.

Ноги неодинаковых размеров. Амбивалентность в стремлении к неза-висимости.

Ноги непропорционально длинные. Сильная потребность в независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие. Чувство физической или психологической неловкости.

Ноги сильно сдвинуты. Ригидность и напряженность. Возможно плохая сексуальная адаптация.

Прозрачные брюки (видны ноги). Боязливая тревога из-за гомосексуализма.

Ступни. Признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные.  Потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие. Скованность, зависимость.

Ступни на кончиках пальцев. Субтильное, рафинированное восприятие реальности. Сильная потребность летать.

Ступни слишком детализированы. Обсессивные черты с явно выраженным женским компонентом.

Ступни обращены в разные стороны. Сильны амбивалентные чувства (в рисунках с интеллектом выше среднего).

Брюки развивающиеся. Озабоченность мастурбацией.

Карман. Аффективная депривация. Зависимость от матери.

Карман подчеркнут. Зависимый психопат.

Несколько карманов. (мужская фигура, пациент мужчина), пассивная гомосексуальная тенденция.

Прозрачные детали. Пробелы в мышлении, вуайеризм (в зависимости от места прозрачности).

Вырез платья в форме «У» (мысом) в фигуре женщины (пациент мужчина). Фиксация на груди, вуайеристические тенденции.

Женская юбка до щиколоток (пациент мужчина). Материнская фигура.

Униформа солдата, ковбоя на мужской фигуре (пациент мужчина). Потребность к завышенному статусу и признанию, по сравнению с имеющимся у субъекта.

Оружие. Агрессивность.

Тучи. Боязливая тревога, опасения, депрессия.

Забор для опоры, контур земли. Незащищенность.

Фигура человека на ветру. Потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Пациент машинально пишет свое имя. Эгоизм, нарциссизм, себялюбие.

Деформация какой-либо части (-ей). Отражает подобные или похожие истинные деформации у субъекта или плохие приспособительные реакции из-за них (или из-за того что они символизируют).

Обрывчатые линии. Боязливая тревога, незащищенность.

Несоединенные линии, перемещение некоторых частей тела. Склонность к психозу.

Вариации рисунка.

Подчеркнуты несущественные детали рисунка. Шизофренические тенденции.

Дополнительная несущественная деталь. Обсессивно – компульсивные тенденции. Мнительность.

Детализация. Компульсивность.

Особо щепетильная детализация. Скованность, педантичность.

Перерисовка с добавлением детали. Компульсивность.

Конечности.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне (пациент мужчина). Социально ролевой конфликт.

Фигура мужчины без рук (пациент мужчина). Сильное сексуальное влечение, связанное с чувством вины, желание быть кастрированным.

Руки близко к телу. Напряжение.

Руки отстранены от туловища, слишком длинны. Экстранализированная агрессия.

Руки короткие, скрещенные на груди. Отвергание фигуры матери или отца (противоположного пола).

Руки крупные, заштрихованные (в фигуре противоположного пола). Восприятие противоположного пола как опасного.

Большие руки и ноги у мужчины. Грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги. Женственность.

Руки длинные. Желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и могучие (пациенты дети). Потребность в автономии,              (у детей).

Руки длинные и слабые. Зависимость, потребность в опеке.

Руки отсутствуют. Чувство вины, замкнутость (депрессивного, шизофренического характера).

Руки отсутствуют или очень короткие у фигуры противоположного пола. Фигура матери или отца (противоположного пола), отвергающая субъекта.

Руки повернуты в стороны, достающие что-то. Зависимость, желание любви, привязанности.

Руки вытянутые по бокам. Трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Пассивность, как защита от агрессивных импульсов.

Руки короткие. Нехватка амбиции.

Руки подчеркнуты. Грубость, черствость, экстериализованная агрессия.

Руки сильные (пациент мужчина). Агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые. Ощущение недостатка в достигнутом.

Суставы локтей подчеркнуты. Компульсивность, зависимость, нерешительность.

Суставы акцентированы. Шизоидность или шизофрения, концентрация на соматических проблемах.

Руки женщины в области таза (пациент мужчина). Женщина воспринимается как сексуально враждебная.

Руки в области гениталий. Ауто-эротизм.

Рука как боксерская перчатка. «Вытесненная агрессия».

Руки за спиной или в карманах. Увиливание, чувство вины, неуверенность в себе. Возможна психопатия.

Руки неясно очерчены. Нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки увеличены. Компенсация межперсональных трудностей или вины из-за мастурбации.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисуночная методика "Моя семья" диагностикa внутрисемейных отношений

Один из вариантов рисуночной методики "Моя семья", выявляющий внутрисемейные межличностные отношения. ...

Рисуночная терапия в преодолении страхов.

Преодоление страхов, неадекватной повышенной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии....

Методичка на тему: "Обучение "рисуночному письму" учащихся с ТМНР по предмету "Графика и письмо"

Паспорт методикиРазработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.Обучение «рисуночному письму» учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития по предмету «Графика и письмо»...

Рисуночный тест "Кактус"

Цель теста – выявление состояния эмоциональной сферы, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности....

Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

Текст экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга модифицирован в НИИ им. В. М. Бехтерева. Методика Розенцвейга, как и тест руки, является проективной, а п...

Опыт практического применения теста Люшера в школе. Отдельные вопросы интерпретации результатов.

В статье приводится формула для рассчета коэффициента суммарного отклонения от аутогенной нормы. Дети с высоким коэффициентом нуждаются в индивидуальной работе (консультации невропатолога, психо...

Интерпретация цветового теста Люшера

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты л...