Педагогический совет по теме:"Агрессивное поведение в детском возрасте. Понятие, виды, методы коррекции"
консультация на тему

Харченко Елена Викторовна

Материал предназначен для родителейи педагогов, работающих с агрессивными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressivnost_seminar.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение в детском возрасте. Понятие, виды, методы коррекции»

Выполнил: Харченко Е.В.

Педагог –психолог ГБОУ СОШ «Школа 1726»

Москва 2015г.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее  острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и  для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

  • ухудшением социальных условий жизни детей;
  • кризисом семейного воспитания;
  • невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
  • увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда больной ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко — ответную агрессию, даже со стороны специалистов.

Агрессивные дети — один из самых малоуправляемых и плохо поддающихся терапии контингентов больных. Проявления агрессивности чаще всего встречаются при психических заболеваниях, первое место в терапии которых принадлежит, естественно, медикаментозной, биологической терапии. Однако и психокоррекционные методы здесь играют весьма важную роль, ибо без них адаптация ребенка/подростка к окружающей социальной среде невозможна.

АГРЕССИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

1.1. Определение понятия «Агрессия»

Для начала нужно определить понятия «агрессия» и «агрессивность» и понять, для чего человек снабжен этим механизмом реагирования. Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad— на, gradus— шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели  без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм).

В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривают как отдельные действия или поступки, второе — как относительно устойчивое свойство или, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Исследователи агрессии имеют разные точки зрения на то, что собой представляет, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление.

Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптационную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни».

  1. Недеструктивная агрессия — настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает  работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав.
  2. Враждебная деструктивность — злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, получаемое от этого (садизм).

"Итак, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший homo sapiens в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под  контроль социальных норм и функций.

Пути социализации агрессии:

1. На уровне общественных групп:

  • соревновательность вместо вражды,
  • стремление разрешить конфликт вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону;
  • сублимирование негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели;

2. На уровне отдельного человека:

  • осознание и принятие своих переживаний,
  • признание возможности существования различных точек зрения,
  • стремление к диалогу,
  • установка на компромисс и позитивную самореализацию.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у взрослых — от таких вполне социально одобряемых форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологии: войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и пр.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

  • недостаточное развитие интеллекта;
  • сниженная самооценка;
  • низкий уровень самоконтроля;
  • неразвитость коммуникативных навыков;
  • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

. Классификации агрессии

Учитывая все вышеназванные аспекты, можно предложить следующую классификацию видов агрессии .

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессня - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.

Аутоагрессия- направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания

Разделение по причине появления

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)

Разделение по целенаправленности

Инструментальная агрессия -совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия -выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по открытости проявлений

Прямая агрессия- направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по форме проявления

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику

Физическая-прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику


В  приведенном примере можно выделить следующие виды агрессии, переходящие друг в друга:

События

Виды агрессии

После конфликта с отцом приходит в школу раздраженном состоянии, недовольный собой

Реактивная аутоагрессия

Кричит на соседку по парте за то, что та не дает ему списать домашнее задание по математике « угрожает ей побоями

Прямая вербальная реактивная инструментальная гетероагрессия, а также это еще и возможность разрядить предыдущую

Во время урока, в адрес учительницы: огрызается, грубит, затем, сев на место, громко ворчит, с остервенением рвет лист бумаги

Прямая вербальная реактивная гетероагрессия, затем косвенная физическая

На перемене он бегает, громко кричит, нецензурно бранится

Прямая спонтанная вербальная гетероагрессия

Угрозами заставляет товарища поделиться с ним пирожком

Прямая спонтанная инструментальная вербальная и экспрессивная гетероагрессия

Замахивается на девочек

Прямая реактивная экспрессивная целевая гетероагрессия

Ломает швабру, стоящую в углу возле шкафа, переворачивает урну с мусором

Косвенная спонтанная физическая гетероагрессия (опять возможен механизм разрядки эмоций)

После уроков, больно дергает за косу соседку по парте

Прямая целевая реактивная физическая гетероагрессия


Простой подсчет показывает, что наш подросток проявляет преимущественно прямую реактивную вербальную и физическую гетероагрессию, то есть реагирует на окружающую обстановку преимущественно словами самым непосредственным образом.

Патологические формы  агрессивного поведения.

         Агрессивное поведение отмечается в случае целого ряда нервных и психических расстройств. Оно встречается у больных шизофренией, эпилепсией, при органических поражениях головного мозга вследствие травм, менингита, энцефалита и пр. Нередко агрессивность проявляют также больные неврастенией (на гиперстенической фазе заболевания), психосоматическими заболеваниями (чаще всего — при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки). Кроме того, она присуща людям с возбудимой и эпилептоидной психопатиями.


ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

  1.  Дисгармоничное воспитание.
  2.  Безнадзорность.
  3.  Пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка/подростка.
  4.  Травматический опыт насилия (морального, физического, сексуального) в семье или вне семьи.
  5.  Стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка/подростка.
  6.  Социальная неуспешность ребенка, его непопулярность среди сверстников.
  7.  Врожденные физические аномалии        I
  8.  Хронические соматические заболевания.
  9.  Органические заболевания и иные поражения головного мозга.

10. Нарушения интеллектуального развития.

  1.  Неврозы и невротическое развитие.
  2.  Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.
  3.  Эмоциональные расстройства.
  4.  Посттравматическое стрессовое расстройство.
  5.  Психопатическое развитие и личностные расстройства.
  6.  Психотические состояния.


Патологическое агрессивное поведение в детском возрасте оказывается наиболее тесно связанным с расстройствами поведения, эмоциональными нарушениями и гиперактивностью. Оно встречается при таких психических расстройствах, как детский аутизм, олигофрения, шизофрения, органические психозы, хотя и не является специфичным, обязательным для этих заболеваний. В большинстве случаев агрессивное поведение носит вторичный характер, то есть возникает вследствие негативной реакции окружающих на ребенка и его проблемы..

Чрезмерно агрессивное поведение детей и подростков может расцениваться как отдельное поведенческое расстройство. Для такого расстройства характерна устойчивая склонность к насилию и (действиям, однозначно запрещенным в обществе.

В других случаях агрессивное поведение не выступает в качестве ведущей  проблемы, но может периодически проявляться в качестве сопутствующего признака психического расстройства. Агрессия в форме  вспыльчивости, раздражительности, дисфоричности часто, входит в состав таких расстройств, как тревога, депрессия, ипохондричность, обсессивность, гиперкинетический синдром.

Таким образом, патологическое агрессивное поведение может быть маркером психических и поведенческих расстройств. В каждом отдельном случае оно требует наблюдения и специальной оценки.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

 Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

  • стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • стремление получить желанный результат;
  • стремление быть главным; защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.)

Следует считать, что у детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатами такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и появляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гневу.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;        
  • сниженный уровень саморегуляции;        
  • неразвитость игровой деятельности;        
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со сверстниками.

Формы проявления агрессии (по Фурманову) .

Социализированная.

Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников — их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: «Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают». Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

  Несоциализированная.

Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются выраженная тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут  внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим без реального повода.

Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов — в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и старается запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и/или недостойными и затормаживают, подавляют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями. К сожалению, большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе (классе) дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия  не исчезает, а накапливается в Бессознательном ребенка, в один  не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным.  При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у  взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из  которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Формирование детской агрессивности.

Первый вариант воспитания агрессивности:

Чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его требований он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Агрессивное поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в  общественную среду — детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного  поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим.

 Второй вариант воспитания агрессивности:

Родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности  в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее — замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

 Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивных и тревожных  детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями — в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

  • совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;
  • восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном — с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.


.

  1. Варианты проявления детской агрессивности

Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному - можно применить общие схемы (как уже говорилось), но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.

Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой — феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

Дети, склонные к проявлению негативизма

Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера — эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство  протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих принимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют фрустрационную толерантность и не способны владеть «и, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение.  В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный — умолкают и разрывают контакт.

Если брать за основу движущие силы, мотивацию, то в одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом — достижение своих практических целей, в третьем — подавление и унижение  другого.

Классификация, строящаяся на этом выглядит следующим образом:

Импульсивно-демонстративный тип

Здесь у ребенка главная цель — продемонстрировать себя, обратить  на себя внимание.

Эти дети чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции — кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Их поведение направлено на получение эмоционального  отклика от других: они активно стремятся к контактам со сверстникам, а, добившись внимания партнеров, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными

Их действия отличаются ситуативностью.

Данные психологических обследований показывают, что дети, относящиеся к импульсивно-демонстративному типу, отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим показателями:

  • низкий уровень интеллекта — и общего, и социального;
  • неразвитая произвольность;
  • низкий уровень игровой деятельности.

 Нормативно-инструментальный тип

В эту группу входят дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Здесь агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели — получения нужного предмета, ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров.

Пo результатам психологического обследования дети нормативно-инструментальной группы обладают следующими особенностями:

  • высокий уровень интеллекта (как общего, так и социального);
  • развитая произвольность;
  • хорошие организаторские способности;
  • умение организовать игру, ее достаточно высокий уровень развития;
  • высокий социальный статус в группе сверстников.

Целенаправленно-враждебный тип

К этому типу относятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает  как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой- видимой цели — ни для окружающих, ни для них самих.

Результаты психологического обследования детей целенаправленно-враждебного типа, показывают:

  • средние показатели интеллекта;
  • произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
  • низкий социальный статус в группе сверстников (обычно таких детей боятся и избегают);
  • уровень развития игры также средний, содержание их игр часто носит агрессивный характер — все дерутся, мучают или убивают друг друга.

Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство — неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни  от реального положения ребенка в группе. В его основе, по - видимому, лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В окружающих людях   ребенок видит только их отношение к себе — другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются  нанести вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ним.

Степень восприятия враждебности может быть различной, однако ее психологическая природа остается той же:

  • внутренняя изоляция;
  • приписывание враждебных намерений окружающим; \
  • невозможность видеть мир другого человека.        


Возрастные различия в проявлении детской агрессивности.

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным.

Особо следует отметить, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями (шизоидных, сензитивных, тревожных и пр.) группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают• себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов, телесериалов и пр. (Шрек, Менты» и прочие «герои» нашего времени). Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети ' замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся. Вот почему весьма небезопасны некоторые наши фильмы и сериалы, прославляющие агрессивные формы поведения («Бригада», «Брат» и пр.).

Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность.  У ребенка появляется ряд внутренних переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки. Это очень сложный момент в жизни семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка — конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета — но действовать он должен сам.

Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

  • проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт — следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;
  • прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

  1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.
  2. Органические поражения головного мозга — травмы, арахноидиты, менингиты и т. п.
  3. Отношение взрослых — школы и, главное, родителей.

Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными  способами.

  • Эмоциональное отвержение.
  • Ужесточение контроля.

.


Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек.

Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.

Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят «пойди и дай сдачи», девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.

Еще одно отличие. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.

Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.


Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии.

  1. Посчитать до десяти.
  1. Сделать 10—12 глубоких вдохов и выдохов (обязательно в доступной форме нужно объяснить механизм связи между выдохом и релаксацией).
  2. Походить, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием.
  3. Порвать какую-нибудь ненужную бумагу
  4. Выместить свои отрицательные эмоции на каком-ниудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете. Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксерской груши.
  5. Самое конструктивное — разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой — уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортивной игрой, бегом.

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.

Психологическая коррекция:  

1. Индивидуальная работа:

2. . Групповая работа:

  • Рациональная психотерапия
  • Применение рисуночных техник
  • Игровая терапия

Суггестивные и релаксационные техники

  • Аутогенная тренировка
  • детско –подростковый вариант мышечной релаксации
  • Дыхательные релаксационные техники
  • Техника в визуализации

1. Психологическая коррекция – метод комплексного психологического воздействия на ребенка и ил подростка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций как память, внимание,  мышление

  • Рациональная психотерапия. Элементы р. п- терапии .присущи всем видам психокоррекции детей, у которых уже достаточно сформировались мышление и этическое понятия. Эта техника включает в себя разъяснение в доступной форме причин появления агрессивности, некоторых механизмов действия терапевтических методик,  а также обсуждение жизненно важных для ребят проблем. Поэтому применение этого метода наиболее показано в случае коррекции детей старше 12 лет, в основном 14 –17 летних подростков.  Не имеет смысла использовать этот  метод  с умственно отсталыми детьми, а также с детьми , имеющими выраженные психопатические черты личности.
  •  Рисование ценно тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невербально – ведь вербальная система коммуникации развита у них еще недостаточно. Кроме того, рисование позволяет ребенку отреагировать на свои эмоции, выплеснуть агрессию ан бумагу, дать волю своей фантазии. Рисование  - это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях..
  • Игровая терапия основана на естественной потребности детей.  Игра дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает его психические процессы, воображение, самостоятельность, навыки общения. Она имеет важное значение для эмоционального развития детей, помогая справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями, ( жестокость родителей, долгое пребывание в больнице, ночные кошмары).

2. Суггестивные и релаксационные техники.

        В основе всех суггестивных техник лежит внушение – подача информации без критической оценки, оказывающей влияние на течение психических процессов. Внушение (суггестия)  основано на речевом, смысловом, семантическом факторе, но значительное  влияние на ее эффективность оказывают и невербальные факторы (тембр голоса, мимика, жесты).

  • Аутогенная тренировка – активный метод психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможность саморегуляции исходно непроизвольных функций организма.. А.Т. успешно применяется при неврозах, психосоматических заболеваниях, состояниях тревоги, нарушениях сна. Противопоказания: острые психотические расстройства, (бред, галлюцинации, аффективные расстройства), низкий интеллектуальный уровень.
  • детско –подростковый вариант мышечной релаксации .

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и рук. Поэтому для данной категории пациентов в качестве симптоматической терапии будут полезны любые упражнения, направленные на мышечную релаксацию. Существуют различные по форме, но сходные по содержанию варианты процедуры так называемой прогрессирующей мышечной релаксации. Однако все они имеют общие правила подготовки и проведения.

В начале обучения релаксации детям разъясняются цели процедуры и ее значение. Специалист должен убедить их в том, что эти навыки помогут справиться с раздражительностью, агрессивностью и другими неприятными симптомами. Ребята должны усвоить, что все упражнения представляют собой повторяющийся цикл: «фокусировка — напряжение — фиксация — освобождение — расслабление». Подросткам нужно объяснить, что цель обучения релаксации — не развитие способности расслаблять мышцы, а умение достигать состояния покоя,

Все упражнения разучиваются под руководством специалиста  на занятии и выполняются дома под присмотром старших. Рекомендуется регулярно отмечать его успехи, - закрепляя положительную установку на занятия.

Следует помнить, что основное различие в процессе мышечной релаксации у детей и взрослых заключается в том, что дети быстрее  достигают расслабления всех мышц тела.

Обучение мышечной релаксации необходимо проводить в позе,  благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее удобных положений — сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые дети кладут расслабленные руки (усаживая в такие «авиационные» кресла детей до 8—9 лет, можно придать подготовке атмосферу игры в воздушное путешествие, космический полет и т. п.).

Детям можно рассказать об основных группах мышц (мышцах бедер, живота, плеч, шеи, лица), наглядно показать работу мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей). Это облегчит усвоение методики.

  • дыхательные релаксационные техники

Релаксационное дыхание — связное дыхание, то есть дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Структуру дыхания составляют три основных параметра: длина, частота и соотношение между вдохом и выдохом. Вдыхать и выдыхать можно и ртом, и носом, но в первом случае дыхание будет более интенсивным. При правильном выполнении упражнений у человека появляется ощущение тепла в конечностях (происходит расширение сосудов и приток крови к рукам и ногам). Дыхательные упражнения хорошо сочетаются с упражнениями мышечной релаксации и аутотренингом, особенно когда предшествуют им.

Противопоказаниями для занятий дыхательными упражнениями являются: из соматических заболеваний — бронхиальная астма, пороки сердца с явлениями недостаточности кровообращения, острые заболевания органов дыхания, а хронические — в стадии обострения. Из психических заболеваний — эпилепсия, острые психотические состояния любого генеза, снижение уровня интеллекта. .

  • Техника визуализации.

Визуализация — аутосуггестивный метод, заключающийся в создании зрительных образов с психокоррекционными целями. Основные процессы, участвующие в визуализации, — воображение и память. Этот процесс, в отличие от медитации, постоянно контролируется сознанием и захватывает только незначительную часть личного бессознательного

Процесс визуализации проходит две стадии:

  1. Релаксация. Является непременным условием начала визуализации. Поэтому до начала создания образов рекомендуется провести два-три упражнения релаксационного дыхания либо аутотренинга.
  2. Сосредоточение. Необходимо сконцентрировать внимание на внутреннем мысленном поле, на котором должны возникать зрительные образы.

Самым важным условием достижения расслабления и сосредоточения, без которого невозможна визуализация, является пассивное отношение. На какое-то время следует освободиться от всех дум и забот (что трудно даже для взрослых). У детей тем более внимание обычно быстро рассредоточивается, и мысли начинают блуждать. Следует предупредить ребенка, что бороться с этим не следует — все должно происходить как бы само собой, мысли могут приходить и уходить, это вполне нормально. Напротив, чрезмерное старание во время проведения визуализации вызывает напряжение и ухудшает результат.

Временные и пространственные условия проведения

Заниматься можно в любое удобное время, но не раньше, чем через час после еды. Упражнения желательно делать в одни и те же часы два раза в день: утром после пробуждения и вечером перед ужином. В этом состоит отличие визуализации от медитации, которой лучше заниматься во второй половине дня.

Продолжительность занятий — до 20 минут в день.

Длительность цикла обучения — 2—3 недели. Увеличивать время, затраченное на выполнение того или иного упражнения, следует постепенно.

Выбранное место должно быть приятным, теплым, уютным. Чтобы облегчить расслабление, очень важно (особенно для начинающих) заниматься в одном и том же месте, обеспечивающем изоляцию от шума, яркого света и других раздражителей. Это настраивает на занятия, создавая своеобразный «якорь».

Показания, противопоказания и осложнения.

Визуализация особенно эффективна в двух случаях:

  • при состояниях эмоционального напряжения;
  • при реконструкции прежних конфликтных ситуаций и их мысленной коррекции.

Наиболее склонны к этому методу люди с преобладающей визуальной системой (так называемые «визуалы»).

При правильном выполнении упражнений осложнения бывают редко. Среди них наиболее часто оказываются вегетативные расстройства в виде перемежающихся волн жара и холода. Могут отмечаться также кратковременные нарушения координации движений, замедление речи и т. д. Пугаться таких эффектов не следует, временно прекратить занятия нужно лишь в случае появления длительного психического дискомфорта, болей, тревоги, чувства напряжения или усталости.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.

В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегания агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и  родителей, но их знание не повредит и психологам, целующие правила экстренного вмешательства позволят в конкретной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

I. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии детей в теx случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима , можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
  • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, снять белье с веревки, ты ведь  выше меня»);
  • позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная  агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения  внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение, 'следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас» -нет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи.

Для этого используются следующие приемы:

  • констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
  • констатирующий вопрос («ты злишься?»);
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  • апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

Контроль над собственными негативными эмоциями

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, :т с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение  и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • непреклонное настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди, «чтение морали»,
  • наказания или угрозы наказания;
  •  сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
  •  команды, жесткие требования, давление

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения я взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное  поведение.

Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не «>, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье(и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

Сохранение положительной репутации ребенка

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;        
  • не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
  • предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Демонстрация модели неагрессивного поведения

 Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

  • нерефлексивное слушание;
  • пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • использование юмора;
  • признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие вербальных невербальных реакций словам..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям при агрессивном поведении ребенка

Материал содержит советы психолога по поведению родителей в случае агрессивного поведения ребенка...

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта

Эксперимент по выявлению и изучению форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта (коррекционная школа VIII вида)...

Проект: Направленность и содержание консультации с родителями (законными представителями) ребенка от 0 до 3 лет. Тема: «Агрессивное поведение у детей раннего возраста»

Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Дети получают сведения об агрессии из ...