Программа педагога-психолога с младшими школьниками с ТНР по коррекции и развитию социальных и коммуникативных навыков, компетенций эмоционально-волевой сферы
рабочая программа (1 класс) на тему

Лукина Татьяна Юрьевна

Программа педагога-психолога по работе с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи по коррекции и развитию социальных и коммуникативных навыков, компетенций эмоционально-волевой сферы, произвольной регуляции деятельности рассчитана на работу с учениками 1-го класса, которые имеют заключение ЦПМПК, но обучаются в обычном классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы педагога-психолога Лукиной Т.Ю. с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи по коррекции и развитию социальных и коммуникативных навыков, компетенций эмоционально-волевой сферы

   

     

     Программа работы педагога-психолога была разработана для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (в рамках обучения детей по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и с учетом опыта работы ГБОУ ММГ в 2016-2017 учебном году.

     У детей с ТНР может наблюдаться нарушенный процесс формирования произношения, так как они воспринимают и воспроизводят звуки с неверно.  Может наблюдаться несформированность произношения звуков, выраженная в различных вариантах (отсутствие, смешение, замена, неверное произнесение).  В связи с этим многие коммуникативные и социальные связи оказываются нарушенными или полностью несформированными. А также очень часто наблюдаются элементы незрелости данной категории детей в плане эмоционально-волевой сферы.

     Цель программы:

Коррекция и развитие социальных и коммуникативных навыков, компетенций эмоционально-волевой сферы, произвольной регуляции деятельности

     Основные задачи данной программы:

  • Повышение мотивации к школьному обучению
  • Развитие сознательного использования языковых средств общения в ситуации коммуникации с целью полновесных контактов с окружающим миром, в частности в общении со сверстниками (в коллективе, в парах, в группах)
  • Обеспечение ситуации успеха в различных (в том числе новых для него) видах деятельности с целью предупредить неприятие учебы и в целом школьной обстановки.
  • Развитие положительного отношения с своему «Я», формирование адекватной самооценки
  • Изменение отрицательных черт характера и негативного настроения
  • Понижение уровня психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивности и тревожности
  • Развитие (предварительно и формирование) навыков саморегуляции и самоконтроля
  • Формирование уважения мнения других людей, развитие способности к эмпатии

Направления работы:

- диагностическая работа

- коррекционно-развивающая работа

- консультативная работа с педагогами и родителями

- информационно-просветительская

Структура программы:

                                    1.Диагностическая работа:

Цели: выявление уровня развития социальных и коммуникативных навыков, исследование эмоционально-волевой сферы, уровня произвольной регуляции и пространственно-временных представлений.

Включает:  

  • Диагностику ребенка с помощью тестов («Лесенка», «Тест незаконченных предложений», «Самоописание», «Школьная тревожность» (по А.Прихожан), «Рисунок школы», «Контурный С.А.Т. – Н» (авторская модификация Н.Я.Семаго)
  • сбор сведений о ребенке на основании беседы с учителями, родителями
  • выявление сильных и слабых сторон ребенка для дальнейшей работы с ним индивидуально и в группе
  • Анализ успешности коррекционной работы

                   2. Коррекционно-развивающая работа

            Цели: коррекция и развитие социальных и коммуникативных навыков, произвольной регуляции деятельности, а также компетенций эмоционально-волевой сферы и пространственно-временных представлений.

     Выбор количества необходимых часов для освоения определенной темы может варьироваться в зависимости от степени проработанности того или иного занятия. В процессе коррекционной работы возможны изменения темы, количество часов по следующим причинам: карантин, отсутствие ученика, недостаточная положительная динамика и другие объективные причины.

                       

     Программа состоит из двух блоков, работа над которыми рассчитана на полгода. В данной рабочей программе приведено примерное тематическое планирование занятий учеников с педагогом-психологом.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

 

  1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; умения оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя; умения выделять ситуации, когда требуется привлечение взрослого; умение принимать решения в области жизнеобеспечения
  2. Овладение социально-бытовыми навыками, которые могут потребовать в жизни; развитие навыков самостоятельности; представлений о школьной и домашней жизни; умение осуществлять речевое сопровождение своих действий, жизненных ситуаций; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности
  3. Овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, выразить свои пожелания, опасения, просьбу, закончить разговор; положительное отношение к использованию различных средств коммуникации; развитие способности изложить сове мнение и объяснить его
  4. Развитие умения адекватно воспринимать себя в окружающем мире и обеспечивать свою собственную безопасность; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между своей жизнью и окружающим миром; поддержка активной позиции ребенка по отношению к окружающим обстоятельствам; понимание собственных достижений и результатов
  5. Осмысление сообразно возрастным нормам принятых в обществе социальных ролей и принятых ценностей, своего социального окружения, развитие готовности к различного вида социальным контактам, овладение средствами межличностного общения

Форма и режим занятий:

Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю

Формы контроля:

Диагностическое тестирование (контрольные срезы), самостоятельные творческие работы, метод наблюдения, опрос учителей и беседа с родителями

Ожидаемые результаты:

  • у ребенка сформированы адекватные представления о себе о своих возможностях
  • овладение навыками коммуникации
  • овладение социально-бытовыми навыками
  • развитие умения выделять ситуации, когда требуется помощь взрослого
  • развитие умения устанавливать  причинно-следственные связи
  • снижен уровень тревожности

3. Информационно-просветительская и консультативная работа.

Положительные результаты коррекционной работы педагога-психолога могут быть достигнуты только при совместной работе с логопедом, учителем и родителями ученика.

Направления работы:

  • консультирование учителей по вопросу работы с учениками
  • наблюдение на учащимися во время уроков и во внеурочное время
  • консультации родителей
  • участие в работе школьного консилиума

     Методическое обеспечение программы:

  1. О.В.Хухлаева Школьная психологическая служба. Работа с учащимися, Москва, Генезис, 2007 г.
  2. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими, Москва, Генезис, 200 г.
  3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности, Речь, Санкт-Петербург, 2007 г.

 

Тематическое планирование групповых занятий на второе полугодие                2016-2017 учебного года

№ п/п

   Содержание темы

Количество занятий

Блок № 1. Я и мир моих чувств

1.

 Мои эмоции и эмоции других людей

2

2.                

Формирование языка жестов и мимики

2

3.

Формирование коммуникативных навыков

2

4.

Снятие тревожности, формирование навыков самоконтроля

2

5.

Развитие наблюдательности, умения расслабляться

2

6.

Развитие умения владеть своим телом, положительной самооценки

2

7.

Развитие тактильных ощущений, развитие эмоциональной сферы. Проведение контрольного среза. Консультация родителей по развитию детей дома.

2

Блок  № 2. Какой я?

8.

Мир характеров.

2

9.

Развитие умения видеть в своем характере и в характерах других плохое и хорошее

2

10.

Развитие навыков работы с другими (в паре, группе)

2

11.

Развитие саморегуляции, адекватной самооценки

2

12.

Формирование уверенности в себе

2

13.

Развитие умения соотносить свое «хочу» и «надо»

2

14.

Развитие умения сопереживать другим

2

15.

Развитие позитивного мировосприятия. Консультация родителей по вопросу поведения детей в домашних условиях

2

                     Педагог-психолог                       Лукина Т.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

Чеченкова Е.В.     учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ  ГРАФИЧЕСКИХ  НА...

"Рекомендации педагога – психолога по работе с учащимися, с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста"

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...

Рекомендации педагога-психолога для родителей младших школьников с ЗПР

Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова..........

Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Для ученицы 4 « » класса

Адаптированная  коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Д...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность».

Цель: преодоление трудностей в развитии мышления и внимания при обучении в школе.Задачи:·         воспитывать уважительное отношение к окружающим, и...