Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность».
план-конспект

Загородняя Наталья Викторовна

Цель: преодоление трудностей в развитии мышления и внимания при обучении в школе.

Задачи:

·         воспитывать уважительное отношение к окружающим, использовать вежливые слова приветствия и прощания,

·         учить слышать инструкцию и выполнять ее

·         развить устойчивости, концентрации, распределения внимания,  

·         развить логическое и конвергентное мышление, его гибкости,

                развитие произвольности и самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность».

 

Цель: преодоление трудностей в развитии мышления и внимания при обучении в школе.

Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим, использовать вежливые слова приветствия и прощания,
  • учить слышать инструкцию и выполнять ее
  • развить устойчивости, концентрации, распределения внимания,  
  • развить логическое и конвергентное мышление, его гибкости,
  • развитие произвольности и самоконтроля,

Материал:

  • Мяч или игрушка; 
  • Лист с домашним заданием;
  • Ромашка с лепесточками.

Форма работы с детьми: упражнения проводятся в парах и малых группах, групповое обсуждение.

Методические приемы:

  • Направленная визуализация.
  • Игровая терапия.
  • Моделирование практических ситуаций.
  • Арт-терапия

Ожидаемые результаты:

  • Закрепление понятия мышление;
  • Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка, эмоциональная саморегуляция;
  • Контактность ребёнка, зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.

План занятия:

  1. Вводный этап. Ритуал приветствия. Разминка
  2. Организацилонно-мотивирующий этап
  3. Основная часть: упражнения, связанные с темой
  4. Заключительный этап. Рефлексия.

Продолжительность занятия:  55 минут.

Место проведения:  кабинет психолога.

Ход занятия

  1. Вводный этап.  Сюрпризный момент. В гости приходит волшебный мяч, а волшебный он потому что к кому он попадает в руки тот становиться вежливым, сообразительным, у них сразу все получается, и они очень много знают. А вы хотите быть такими? Тогда знакомимся с нашим волшебным мечем? (ДА)

     Разминка. Продолжительность — 5 минут.

 Нам нужно поприветствовать друг друга и меня. Давайте подумаем, как можно поздороваться, какие слова приветствия вы знаете». (передовая мяч по кругу проговариваем слова приветствия).

Упражнение «Комплимент». Ребят, а кто знает, какие слова еще поднимают нам настроения и их всегда приятно слышать. Как они называться? (комплименты). Давайте скажем друг другу комплименты и с хорошим настроением продолжим нашу встречу (дети говорят друг другу комплименты).

  1. Основной этап.

Упражнение «Календарь». Вместе с детьми рассказать мячу какой у нас месяц, время года, день недели, число.

 Упражнения с мячиками на взаимодействия двух полушарий. Ребята, а нашему волшебному мячу так понравилось быть с вами, что он решил позвать своих друзей. Поиграем с ними тоже?

Комплекс упражнения:

  • катаем одной рукой по столу, затем меняем руки;
  • катаем между ладонями
  • передаем мяч из одной руки в другую
  • передаем мяч стукая его об парту (1 раз, 2 раза)
  • перекатываем мяч на парте от одной руки к другой.

А как Вы думаете, для того чтобы стать умным, научиться четко мыслить и логично излагать свои мысли что нужно? (нужно учиться, нужно развить свое мышление).

Для этого вам мячик приготовил задания, посмотрим? (да)

(Раздаточный материал, каждому своя картинка, дети ищут отличия и по очереди озвучивают. Готовность к ответу определяется ударом по звонку)

Упражнение «Найди отличия на картинках»

Цель: Развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, развитие внимания.

Ход упражнения:

Детям предлагается посмотреть на две почти одинаковых картинки и найти несколько отличий между ними.

Упражнение «Соберите слова» (работа в группах)

Цель: Развитие речи и мышления.

Ход упражнения:

Дети разбиваются методом жеребьевки (грибочки, елочки) на две группы.

Психолог: - Прочитайте слова, записанные на отдельных карточках: учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, лётчик, топор,  шахматы.

В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы и расположите получившиеся группы слов в четыре столбика.

Проверьте себя (самопроверка) - (на слайде ответы)::

(раздаточный материал, карточки с изображением)

Птицы: курица,гусь,утка,попугай, канарейка, страус.

Машины: самосвал, пожарная машина, тролейбус, такси, полицейская машина.

Игрушки: зайка, матрёшка, кукла, кубики, лейка.

Насекомые: кузнечик, муравей, оса.

Дополните каждую группу слов своими примерами.

Хитрые задания придумал для нас мячик. Но мы же сможем ему показать какие мы сообразительные и умелые. Готовы к следующему заданию?

Упражнение «Назови по порядку»

(Материал к заданию: 2-3 таблицы с числами от 1 до 25 )         Инструкция: Нужно как можно быстрее отыскать  все числа по порядку, начиная с 1, и показать их. Возможен вариант задания - отыскивать числа в убывающем порядке, начиная с 25. Регистрировать время выполнения задания. Побеждает тот, кто затратит меньше времени на поиск чисел.  Во избежание запоминания местонахождения чисел больше двух раз пользоваться одной и той же таблицей не рекомендуется.

Упражнение «Продолжи рисунок» (материал, индивидуальные карточки с заданием, карандаши)

Цель: развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики.

Ребятам предлагается картинка с определенной заданной схемой рисунка, необходимо увидеть закономерность повторяющегося рисунка и продолжить его в соответствии с заданной схемой.

Физкульт-минутка с «Мистером крабом» (видео ролик)

Упражнение «Логическая ситуация» (картинки с иллюстрациями)

Ход работы: Читаем рассказ и предлагаем детям ответить на вопрос.

Как-то на лужайке подошла к цыпленку коза. _ ой, какой же ты маленький, сказала она цыплёнку.  Цыплёнка отбежал от козы и видит, -в траве бегают муравьишки: - Ого. Какой большой ты цыпленок!  

 Цыпленок призадумался: «Большой я или маленький?»    

 Помоги цыпленку ответить на этот вопрос.

Упражнение «Не повторяться!»

Цель: развитие внимательности, расширение словарного запаса. 

Ход упражнения: Участники стоят, образуя круг. Ведущий держит мяч. Называя слово из какой-либо категории (посуда, мебель, животные и т.д.), он бросает мяч участникам. Поймавший мяч должен назвать другое слово из этой категории. Если кто-то затрудняется, категорию можно сменить, но только через 3 хода.

Заключительный этап

Цель: развитие рефлексии; формирование позитивного образа «Я»; получение детьми позитивного опыта общения.

Дети встают, образуя круг.

Обсуждение

-Вот и подошло к концу наше занятие. (ответы детей)

Что больше всего запомнилось?

Мне было трудно…?

Я быстро справился…?

Вы все замечательно поработали. Мячик очень рад, что смог побывать на нашей встрече и мы свами смогли выполнить все его хитрые задания. Давайте подарим дружные аплодисменты себе за то, что мы молодцы и нашим гостям, чтобы у них на душе стало также радостно.

- Молодцы! До новых встреч, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШЕНИЯ ДЛЯ ЁЛКИ»

Конспект разработан для детей младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости. Конспект занятия по лепке из соленого теста....

Конспект итогового занятия по информатике для детей младшего школьного возраста на тему" Информатика"

Занятие направлено на закрепление знаний в игровой форме по теме информатика. ...

Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...

Развитие мышления через игровую деятельность

Конспект занятия с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность»....

Проектная деятельность с детьми младшего школьного возраста по теме "Были о пыли"

ull;Вид проекта: исследовательский, среднесрочный, коллективный.•Цель: определить, от чего зависит уровень запыленности помещения санатория.•Объект исследования: экологическое пространство...

Методические рекомендации "Некоторые возможности применения технологии РКМ на занятиях английского языка с детьми младшего школьного возраста".

Данная работа раскрывает некоторые методы ТРКМ детей на занятиях английского языка в стенах учреждений дополнительного образования....