Развитие мышления через игровую деятельность
план-конспект урока (2 класс)

Конспект занятия с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razvitie_myshleniya_cherez_igrovuyu_deyatelnost.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность».

 

Цель: преодоление трудностей в развитии мышления и внимания при обучении в школе.

Задачи:

  • создать условия для более близкого знакомства детей в микрогруппе,
  • развить устойчивости, концентрации, распределения внимания,  
  • развить логическое и конвергентное мышление, его гибкости,
  • развитие произвольности и самоконтроля,
  • совершенствовать коммуникативные навыки,
  • снять психоэмоциональное напряжение.

Материал:

  • Мяч или игрушка; 
  • Лист с домашним заданием;
  • Ромашка с лепесточками.

Форма работы с детьми: упражнения проводятся в парах и малых группах, групповое обсуждение.

Методические приемы:

  • Направленная визуализация.
  • Игровая терапия.
  • Моделирование практических ситуаций.
  • Арт-терапия

Ожидаемые результаты:

  • Закрепление понятия мышление;
  • Позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка, эмоциональная саморегуляция;
  • Контактность ребёнка, зрелое поведение в социальных контактах и деятельности.

План занятия:

  1. Вводный этап. Ритуал приветствия. Разминка
  2. Организацилонно-мотивирующий этап
  3. Основная часть: упражнения, связанные с темой
  4. Заключительный этап. Рефлексия.

Продолжительность занятия:  30 минут.

Место проведения:  просторное помещение (возможно, актовый или спортивный зал, рекреация при условии тишины и отсутствия посторонних), класс.

Ход занятия

  1. Вводный этап.  

     Разминка. Продолжительность — 3-5 минут.

Прежде чем начать, нам нужно поприветствовать друг друга. Давайте подумаем, как можно поздороваться без помощи слов? (ответы детей)». 

Упражнение «Приветствие». Звучит подвижная музыка. Дети двигаются по комнате. Как только музыка заканчивается, нужно найти пару и поздороваться различными способами (пожать руку, похлопать по плечу, обняться, кивнуть друг другу головой и т.д. ). Игра повторяется 4-5 раз.

В любой работе всегда есть правила, которые необходимо соблюдать давайте попробуем вместе с вами их придумать, для этого вам нужно из картинок выбрать то, что нам подойдёт, а что нет.

Настрой на занятие. Предлагаю немного отдохнуть. Представьте такую ситуацию: Вы ложитесь спать.

  • «Заводим будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
  • «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.

А сейчас просыпаемся и приводим себя в порядок.

  • «Лепим личико» - проводят руками по краю лица.
  • «Лепим волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
  • «Лепим бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.
  • «Лепим глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
  • «Лепим носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
  • «Лепим ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
  • «Лепим подбородок» - поглаживают подбородок.
  • «Рисуем носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик – жжик – жжик».
  • Произнесем Все вместе: «Я хороший, добрый и умный», гладят себя по голове. Продолжительность — 2-3 минуты.

А как Вы думаете, для того чтобы стать умным, научиться четко мыслить и логично излагать свои мысли что нужно? (нужно учиться, нужно развить свое мышление)

СЛАЙД

Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Цель: Развитие  мыслительных операций: анализа и синтеза, развитие внимания.

Ход упражнения:

Детям предлагается посмотреть на слайд и найти среди предложенных картинок лишнюю.

Упражнение «Соберите слова» (работа в группах)

Цель: Развитие речи и мышления.

Ход упражнения:

Дети разбиваются методом жеребьевки (грибочки, елочки) на две группы.

Психолог: - Прочитайте слова, записанные на отдельных карточках: учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, лётчик, топор,  шахматы.

В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы и расположите получившиеся группы слов в четыре столбика.

Проверьте себя (самопроверка) - (на слайде ответы)::

СЛАЙД

Птицы: курица,гусь,утка,попугай, канарейка, страус.

Машины: самосвал, пожарная машина, тролейбус, такси, полицейская машина.

Игрушки: зайка, матрёшка, кукла, кубики, лейка.

Насекомые: кузнечик, муравей, оса.

Дополните каждую группу слов своими примерами.

СЛАЙД

Упражнение «Не повторяться!»

Цель: развитие внимательности, расширение словарного запаса. 

Ход упражнения: Участники стоят, образуя круг. Ведущий держит мяч. Называя слово из какой-либо категории (посуда, мебель, животные и т.д.), он бросает мяч участникам. Поймавший мяч должен назвать другое слово из этой категории. Если кто-то затрудняется, категорию можно сменить, но только через 3 хода.

СЛАЙД

Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Морской бой» (Н.Н. Кравченко, развитие речи, мышления)

- Используя таблицу, расшифруйте слова, выполнять это задание мы будем на время и по вариантам: (время выполнения 3 минуты)

1 вариант

А-7 З-8 Д-10 Е-8 Б-3(школа)

А-2, Б-4,И-4,Д-10, З-5, Б-4, Ж-10 (колобок)

Г-2, Б-4, Е-2, И-9, Б-9, А-7, Е-9, Б-4  (солнышко)

2 вариант

Г-5, Г-4, К-1, В-5, А-9  (песня)

В-2, К-2, К-7, И-8, В-5, Г-1, А-10 (учебник)

Б-4, Е-3, И-4, Г- 1,З-2, В-5, Г-1, Ж-10 (отличник)

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Д

К

Л

Ф

В

Ч

Ш

Ц

Я

К

Б

А

Э

А

О

Я

У

Б

У

Ы

Ш

В

У

У

Ш

А

Н

Б

Ю

Г

Я

Т

Г

И

С

А

Е

П

Ъ

Л

П

Т

Х

Д

Х

Д

З

М

Л

З

Г

К

Б

О

Е

В

Л

Т

Л

Г

Ж

Э

Л

К

З

Ж

Г

В

З

Ж

Й

У

Д

М

Ж

К

З

Ю

Ч

Д

Ф

Б

Р

С

К

Л

Ц

И

М

Щ

З

Л

В

К

З

Б

Н

Р

К

С

Ч

Ф

Т

У

Р

Е

Х

Ь

Н

ДОПОЛНИТЕЛЬНО!

Упражнение «Ищем ошибки»

Ход упражнения:

Психолог: Я сейчас прочитаю рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, - хлопните в ладоши, а затем объясните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.

Рассказ с нелопостями

   Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА, а заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, же не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. А я отправилась вслед за ней. Захотелось тут мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.

    Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.

Заключительный этап

Цель: развитие рефлексии; формирование позитивного образа «Я»; получение детьми позитивного опыта общения.

Дети встают, образуя круг.

Обсуждение

-Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)

Я со всем справился…

У меня были небольшие затруднения, но  Я справился

Мне было трудно, но Я пытаюсь …

- Тогда давайте подарим нашим гостям по солнышку, а чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.

- Молодцы! До новых встреч, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.Выступление на Международной заочной научно-практической конференции учителей "Успешный учитель" на тему «Пол...

" Развитие творческой одаренности младшего школьника через игровую деятельность"

Статья о методах и приемах развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста. В материале указаныспециальные упражнения,игры для развитияо даренности....

Речевое развитие младших школьников через игровую деятельность

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее  состояния зависит уровень реализации  личности.  Вне речи не возможно полноценное овладение...

Доклад на тему: « Формирование нравственных представлений и поступков у детей с проблемами в развитии через игровую деятельность»

Проблема включения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.        Одной из...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность».

Цель: преодоление трудностей в развитии мышления и внимания при обучении в школе.Задачи:·         воспитывать уважительное отношение к окружающим, и...