Доклад на тему: « Формирование нравственных представлений и поступков у детей с проблемами в развитии через игровую деятельность»
статья (3 класс) на тему
Проблема включения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей-инвалидов и с ОВЗ является оптимальное развитие потенциальных возможностей их подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Современный человек – это человек активный и компетентный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
« Формирование нравственных представлений и поступков у детей с проблемами в развитии через игровую деятельность»
ГКОУ Коррекционная школа - интернат г. Моздок
Подготовила и провела : Цамакаева И.А.
Проблема включения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей-инвалидов и с ОВЗ является оптимальное развитие потенциальных возможностей их подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Современный человек – это человек активный и компетентный.
Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно
актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации
и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить
познавательный интерес у ребенка с ОВЗ при достаточно ограниченном
круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность,
напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая
свое будущее. Поэтому личностное становление обучающихся является
основой формирования и развития их познавательных потребностей,
социальной и гражданской активности
Тема нравственного воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.
Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей области более 10 тысяч. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.
Трудность проблемы нравственного воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
- недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- семьи детей с ЗПР, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается.
Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт. Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы; стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.
Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами. Но чтобы быть объективной, хочу признаться в любви и уважении к тем родителям, которые воспитывают своих детей, сотрудничая с учителями и заинтересованы в обучении, развитии и воспитании своих детей.
Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке играют, конечно же, воспитатели детских садов, учителя начальной, а позже и основной школы. Еще в детском саду во время одевания детей на прогулку воспитатель учит их действовать спокойно, не мешать друг другу, при необходимости ждать товарищей, обращаться за помощью и оказывать ее; в игре детей приучают не вырывать игрушки друг у друга, играть рядом, а затем и вместе.
Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.
Адекватные нравственные чувства у особых детей могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных нравственных представлений.
Они связаны с правильной оценкой ситуации. Педагогам необходимо постоянно анализировать с детьми реальные ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки детей.
Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности, организованной взрослым. Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни ребенка был наполнен множеством примеров нравственного поведения. Воспитание и социализация обучающихся с ОВЗ, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду, изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных взаимоотношений способствует формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.
Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить ежедневную работу. Если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же один ребенок помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен... Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Можно поручить поправлять воротник, застегивать пуговицы друг другу и т.д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи. Представление о взаимопомощи и отзывчивости необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни.
На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.
В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и привычка к правильному поведению.
Нравственные чувства - эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи - появляются у нормально развивающихся детей очень рано, еще в младенческом возрасте.
Главная проблема нравственного воспитания детей с ОВЗ сформулирована нами следующим образом: каковы, социально-педагогические условия эффективного использования воспитательного пространства коррекционной школы в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья?
Мы пришли к выводу, что для решения вышестоящей проблемы необходимо:
(На данный момент проблема ещё не решена)
1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновать содержание нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) определить социально-педагогические условия нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) разработать методико - технологичские основы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Т.о., совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать в образовательных учреждениях воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения воспитанников.
Главный результат, на который очень хочется надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. А это возможно лишь нашими совместными усилиями.
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/03/picture-64583.jpg)
Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"
Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-200618-1360769226.jpg)
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-499227-1414261184.jpg)
Доклад по теме :" Формирование валеологической компетентности учащихся младших классов через игровую деятельность"
В настоящей работе обобщён опыт по формированию у школьников начальных классов представления о здоровом образе жизни на основе валеологических знаний.Автором изучены условия формирования валеологическ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-854817-1479749245.jpg)
Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»
Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня весь педагогический мир России, не зависимо от того, жителем какого региона он является. Именно школа является носителем этнокультурного воспитани...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-973806-1515433616.jpg)
«Формирование нравственных представлений и поступков у воспитанников с нарушением интеллекта во внеурочное время».
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли вежливо общаться с окружающими, проявляли заботливость и доброту справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1390421-1645874223.jpg)
Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность
Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность...
Доклад: Воспитание и развитие детей с нарушениями слуха через игровую деятельность.
Воспитание и развитие детей с нарушениями слуха через игровую деятельность....