Мастер класс для педагогов "Использование кинезиологии в работе педагогов"
консультация на тему

шмелева олеся анатольевна

 Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе.           Это комплекс упражнений  который способствует раскрытию возможностей, заложенных в нашем теле. Упражнения облегчают восприятие и понимание учебных материалов и помогают освоению новых навыков школьниками любого возраста.

 Все упражнения данной системы — перекрестные. Перекрестность — главный принцип гимнастики мозга -  означает подключить оба полушария мозга, (правое отвечает за левое полушария, и наоборот).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Тема: Использование кинезиологии в работе педагогов.

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе.

Ход проведения:

1. Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Рада Вас видеть сегодня на нашем мастер-классе.

        На сегодняшнем занятии  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и считаю, что их использование будет эффективно  на уроках в школе и доу.

В каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе педагогам, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Но чтобы разобраться как работать с такими детьми, нужно понять почему они себя так ведут.

Сегодня мы попробуем вместе это сделать.

Для начала предлагаю немного размяться, отдохнуть. Упражнение «Потягивание»: сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки. Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой. Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой! Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса.

Головной мозг. Он у нас состоит из двух полушарий. Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Т.к. в большинстве случаев одно из полушарий является,  доминирующим. И от этого преобладания зависят особенности поведения человека, тем не менее следует помнить, что мозг работает как единое целое. С помощью мозолистого тела (межполушарные связи) кот находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части.  Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

          Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга.

         Как же добиться  межполушарного взаимодействия?

Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных упражнений «гимнастика для мозга или если выражаться научным языком «Кинезиология» (от греческого «кинезис» - движение, «логос» - наука), что обеспечивает эффективное взаимодействие полушарий.

Цель кинезиологических упражнений:

  • Развитие межполушарного взаимодействия;
  • Синхронизация работы полушарий;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие познавательных процессов;
  • Развитие речи;

           Комплекс специальных кинезиологических упражнений был разработан и апробирован доктором философии Полом Деннисоном –  основателем образовательной кинезиологии. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". В 1987 г. результаты Гимнастики мозга были оценены экспериментально. Каждый ученик делал упражнения Гимнастики мозга по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании. В России Гимнастики мозга впервые появилась в 1988 г.

          Это система которая способствует раскрытию возможностей, заложенных в нашем теле. Упражнения облегчают восприятие и понимание учебных материалов и помогают освоению новых навыков школьниками любого возраста.

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие наслаждение движения и упражнения, которые могут использоваться на любом уроке. Они занимают немного времени, принося несоизмеримую пользу.

 Все упражнения данной системы — перекрестные. Перекрестность — главный принцип гимнастики мозга -  означает подключить оба полушария мозга, (правое отвечает за левое полушария, и наоборот).

Приведу пример небольшого комплекса упражнений, который может быть использован как учителем на уроке, так и родителями дома. 5-7 минут занятий повышают умственную энергию, усиливают мотивацию к учебе и к тому же имеют оздоровительный эффект. 

«Колечко» поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Ухо – нос» левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». И т.д. см. буклет.

        Уважаемые коллеги, используйте эти простые упражнения в вашей практике, наслаждайтесь движениями сами и вдохновляйте своих учеников. Удачи Вам и здоровья!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа  №5»

Цель  упражнений:

  • Развитие межполушарного взаимодействия;
  • Синхронизация работы полушарий;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие познавательных процессов;
  • Развитие речи;

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала начинают с пальчиковых игр после того как дети научились выполнять пальчиковые игры,  дается комплекс  кинезиологичеких упражнений. Ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Все упражнения перекрестные. Сначала выполняются правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.          

«Колечки»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение вместе со  взрослым,  затем  по  памяти  8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.

«Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Ленивые восьмерки»

Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. В воздухе нарисуйте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку. Поменяйте руки и повторите упражнение. Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх.

 «Я ученик»

Сложили руки перед собой как «ученики». Одну руку поднимаем вертикально, а другую сжимаем в кулак, а затем наоборот. Потом усложняем. Выполняем через хлопок.

 «Рисунок»

Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности.

«Винни – пух»

Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другой  горизонтально поднимать и опускать над головой, слегка задевая голову. Затем меняем руки.

«Капитан»

Представьте, что перед вами есть цель. Одну руку подставляем ко лбу козырьком, а другую выставляете перед собой «все супер» рука в кулак, большой палец вертикально. Меняем руки, затем усложняем через хлопок. Можно добавить ходьбу на месте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Матье Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе.

Слайд 3

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого

Слайд 4

СОДРУЖЕСТВО ПОЛУШАРИЙ Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого полушарий.

Слайд 5

Гимнастика для мозга –это эффективный способ повышения способностей к обучению, улучшение качества исполнения любой деятельности и общего состояния здоровья.

Слайд 6

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА Оптимизация деятельности Развитие интеллектуальных и творческих способностей Улучшение работы памяти Улучшение работоспособности и продуктивности Снятие стресса, напряжения, усталости.

Слайд 7

Колечко Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Слайд 8

Восьмёрка Повышает интеграцию полушарий мозга, улучшает бинокулярное и периферическое зрение и процесс чтения

Слайд 9

Восьмёрка двумя руками Помогает ослабить напряжение в плечах и шее

Слайд 10

Зеркальное рисование

Слайд 12

Литературные источники: Дональд Ванхоутен Впечатления жизни: поиск исцеляющих воспоминаний. М.: Саттва, 2006. Ильчи Ли Дыхание мозга: путь к личному максимуму. Минск, «Попурри», 2006. Каролина Гегенкамп Энциклопедия индиго: теория и практика общения с Новыми Детьми. М.: София, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

Мастер - класс по теме "Как я работаю над звуко-буквенным анализом в 1 классе"

Дан подробный ход действия над звуко-буквенным анализом....

МАСТЕР- КЛАСС «СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...

Мастер-класс «Приемы песочного рисования в работе с учащимися».

Мастер-класс«Приемы песочного рисования в работе с учащимися».  Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизирую...

Мастер-класс "Эмоциональная вовлеченность обучающихся в работу посредством многообразия собственных интерактивных ресурсов педагога"

Тема: "Эмоциональная вовлеченность обучающихся в работу посредством многообразия собственных интерактивных ресурсов педагога"Цели:·...

Мастер класс " Использование Google форм в работе педагога. Создание теста».

Мастер класс " Использование Google форм в работе педагога. Создание теста»....