семинар-практикум для учителей "Учащиеся с девиантным поведением"
материал на тему

Курбатова Юлия Николаевна

Теоретический и практический материал для мероприятия с учителями по расширению представлений о девиациях и способах взаимодействия с учащимися, имеющими отклонения в поведении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_devianty.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для учителей

«Учащиеся с девиантным поведением»

Цель: развитие умение выделять существенные девиантные черты, выработка рекомендаций по работе с трудной категорией детей.

Дети с девиантным поведением - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.

Почему появляются дети с девиантным поведением?

Для того чтобы знать, как исправлять, необходимо сначала понять, что исправлять, т.е. причины девиантного поведения. Сразу оговоримся, что существует множество классификаций причин отклоняющегося от норм поведения, зависящих от профессиональной принадлежности авторов (психиатров, психологов, социологов и др.) и их теоретических предпочтений.

Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы:

•        причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

•        причины социального и психологического характера.

Девиантное поведение может проявляться в нескольких плоскостях:

1 – как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; импульсивность и непредсказуемость; повышенная возбудимость и эффективность и др.);

2 – как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);

3 – как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности);

4 – как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).

Упражнение. «Портрет агрессивного ребенка»

участники делятся на 3-4 подгруппы (по 4-5 человек), каждая из которых получает список индивидуальных особенностей детей различных категорий. Участники совместно выбирают черты, характерные агрессивным детям, и при необходимости дополняют список.   Затем каждая  подгруппа по очереди зачитывает список, после чего ведущий проводит совместное обсуждение.

Основными причинами проявления детской агрессивности являются:

  • Стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • Стремление получить желанный результат;
  • Стремление быть главным;
  • Защита и месть;
  • Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Задание в группах.

Составить список способов выражения гнева для младших школьников и подростков.

Младший школьник

Подросток

Ломать спички.

Стучать по парте карандашами.

Отжимание.

Передвинуть мебель.

Нарисовать обидчика и порвать.

Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением “заводят весь класс”; если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

Возрастные особенности гиперактивных детей

Возраст

Признаки поведения

Коррекция

Мл. школьный возраст

Беспокойны, не могут усидеть на месте, выкрикивают с места ( это объясняется неспособностью реб контролировать НС в нов. условиях).

Усугубляется симптоматика кризисом 7-ми лет

В этом возрасте компенсаторные возможности еще высоки.

Выбрать адекватную нагрузку (школу, прог-му). Контролировать выпол. Ззданий. Надо работать индивидуально. Отдавать в спорт: плавание, лыжи, команд. виды спорта.

Не требовать одновременно выполнять 2-3- инструкции. Инструкции давать короткие, порционные

Подростковый возраст

«гр.риска»-козлиный возраст

Эмоц. развитие запаздывает и проявляется : неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность+ агрессивность,

Тревожность+ депрессив. раст-ва

Правильная профориентация( где он может показать свою быструю реакцию- МЧС, журналистика и т.п.).

Не делать резких замечаний и давить на них ( могут уйти из дома).

Быть терпимым.

Если у реб. плохие отношения с родит., то обязательно должен быть взрослый-наставник

Практикум.

Внимание к чувствам. 
Разбирательство после драки.

Если произошла драка, то детей нужно растащить и затем, например,  задать вопрос тому, кто ведет себя более агрессивно (далее  приведен примерный разговор) :

-  Похоже, ты сильно рассержен на этого парня?

- Да, он все время мешает мне!

- Он мешает  и тебя это ужасно злит.

- Да, злит!

- Ты не можешь сдержаться и хочешь показать, как это тебя раздражает!

-Да!

- Ты так рассердился, что ударил его.

Далее взрослый обращается к другому «драчуну» или «пострадавшему»:

- Тебе досталось от этого мальчика?

- Да, он со всеми дерется просто так!
- Он ударил тебя и
тебе больно!
- Конечно,
больно!
- Тебе
больно и потому ты тоже его ударил?
- Да, я тоже ударил его, чтоб и ему было больно!

- Тебе кажется, что он дерется без причины и тебе это обидно!

- Да, он вообще бешеный, нападает из-за пустяков!

- Что же ты делал?

- Я засмеялся, в шутку взял его тетрадь и переложил на другое место.

- Он считает, что ты ему мешал, а тебе кажется, что ты шутил и история с тетрадью - это пустяк.

- Конечно, пустяк, я просто пошутил и взял его тетрадь, а потом вернул.

Взрослый снова обращается к первому драчуну:

- Он говорит, что только пошутил, он не хотел тебя обидеть, он хотел поиграть с тобой.

-Я не хочу так играть!

-Тебе не нравятся такие игры, и ты хочешь их прекратить.

-Да, не нравятся, пусть он не лезет ко мне!

- Ты хотел бы, чтоб тебя оставили в покое.

- Да, в покое.

Обращаясь к обоим:

- Кажется, вы оба поняли, что можно обойтись без драк. Как вы думаете, что можно было бы сделать каждому из вас по-другому?

- (Один мальчик) Не надо играть с человеком, если он не хочет.

- (Другой мальчик). Не стоит драться, если с тобой просто хотят поиграть. Надо прямо сказать, что я не хочешь так играть.

- Теперь вы это знаете, надеюсь, дальше вы будете по-другому относиться друг к другу.

Этот разговор содержит несколько важных моментов, на которые надо обратить внимание.

  • Взрослый не ставит цель выяснить, кто «первый начал» или «кто виноват». Вместо этого он старается назвать чувства каждого драчуна. Если он угадал чувства, и при этом тон голоса взрослого дружелюбный, то у детей возникает ощущение, что их понимают. Это успокаивает ребенка и вызывает доверие к взрослому.
  • Разговор о чувствах  помогает ребенку лучше понять свои состояния, дать им название и объяснение, предположить их причины и понять свои чувства, а затем  взять их под контроль.
  • Обращение к чувствам другого человека способствует развитию эмпатии – сочувствию, сопереживанию другому человеку.
  • Спокойный доброжелательный тон включает разум ребенка, в то время как обвиняющий тон включает новую волну чувств и защитные механизмы.
  • Защитные механизмы психики неосознанно искажают действительность для «спасения» человека от перенапряжений и непереносимых чувств. Они ничему не учат, не дают возможности справляться с трудностями разумно и осознанно, они только защищают внутренний мир. Если мы ждем ответственного поведения, то должны опираться на работу разума.
  • Предложение подумать о другой реакции помогает детям набирать осознанный репертуар подходящих для разных ситуаций способов реагирования.
  • Оба ребенка  получили хороший опыт примирения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для педсовета "Девиантное поведение"

ПрезентацияРекомендации для педагоговТекст сообщения к презентации...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Трудности поведения. Вопросы дисциплины"

Цель: способствовать пониманию замещающими родителями причин трудного поведения детей....

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением.

Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения на дорогах является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может  м...

Семинар – практикум для педагогов по теме "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"

Цели: Информировать педагогов школы о существовании проблемы подросткового суицида.Задачи:- информировать педагогов о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоу...