"Развитие лидерских качеств личности".
консультация на тему
Развитие лидерских качеств личности.
Чубова В.В.
учитель начальных классов, СОШ № 18, г. Павлодар
Лидерами не рождаются, лидерами становятся. Эту простую истину в нас закладывали сначала в школе, затем в высшем учебном заведении. Затем учителем становилась сама жизнь. Любому из нас дано право, самостоятельно выбирать свое место в коллективе. Каждый человек по природе обладает определенными лидерскими задатками, однако развить их в достаточной степени и использовать, чтобы достичь своих целей и реализовать себя, получается далеко не у каждого. Почему некоторые люди, уже в юном возрасте ведут себя как прирожденные лидеры и способны повести за собой толпу, а другие не могут даже настоять на своей позиции и выступают в роли ведомых, следующих за лидером? В чем состоят особенности психологии лидерства, и какие черты присущи лидеру?
Психология лидерства кроется не только в особенности характера и мышлении человека, но и проявляется внешне. Лидера достаточно просто выделить в толпе по его поведению, привычкам [1,с.1]. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и учитель, и исследователь, и нежная мать. Большинство людей во многом похожи на чашку. Они уже полны до краев. Их ум так переполнен мнениями, идеями и предпочтениями, что ничто новое не может туда проникнуть. А в нашу эпоху быстрых изменений, когда нужно постоянно знакомиться с новыми взглядами и понятиями, вооружаться новыми умениями, это серьезнейший недостаток. Лидеры должны опустошить свои чашки. Нужно всегда оставаться восприимчивыми к новым знаниям, а себя считать вечными учениками. Лидер должен выработать в себе Ум Начинающего. Это важное качество для лидера. Один из уроков лидерства, гласит: За миг до победы случаются мелкие затруднения. Самое главное в этот момент - сохранять сосредоточенность и продолжать верить. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи. Белые пятна не мешают его деятельности. Лидер справляется со своим делом и без немедленной обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для других, неспособных к действиям в условиях неопределенности [4, c. 48]. Работая учителем начальных классов, с каждым новым набором учащихся, ищешь среди детей лидера, который уверен в себе и своих силах, который готов вести за собой других, брать ответственность за себя и свои решения. Такой лидер должен обладать навыками вербального и невербального воздействия на окружающих. Бывает, что ребенок «кажется» лидером, но в силу слабого характера или своей лени, очень быстро устает от ответственности за одноклассников. Тогда приходится более тщательно продумывать свой выбор.
По мнению ученых, считается, что в жестикуляции лидера, как правило, преобладают жесты открытости и доминирования. Поза и походка лидера также свидетельствуют об уверенности, силе воли и открытости. Прямой решительный взгляд, прямая спина, широко расправленные плечи, размашистая походка, немного резкие, доведенные до конца жесты рук, выразительная мимика, высоко поднятая голова – все это признаки, по которым, можно выделить среди толпы человека, обладающего лидерскими навыками[5, с.116]. Данные особенности - только внешние проявления лидерских качеств, обусловленные внутренним состоянием человека, его психологией, образом мышления. Внутренне лидер всегда уверен в себе, своих возможностях и начинаниях; он открыт ко всему новому и всегда готов бросить вызов обстоятельствам. Как правило, лидеры обладают большой силой воли, отличными коммуникативными способностями, умением мотивировать себя и других людей. Также лидерам присущи навыки психологического воздействия на окружающих, с помощью которых они подталкивают других проникнуться их идеями и работать под их руководством для достижения поставленной цели [1, с.1].
Давайте более подробно рассмотрим личность лидера. В свете современных разработок данного вопроса стоит обратить особое внимание на связи лидерской роли с личностью ее исполнителя [2, с.124].
Личность лидера, этот аспект в той или иной степени уже затрагивался при рассмотрении детерминантов ролевой дифференциации лидерства, механизмов выдвижения в позицию лидера, а также в кратком историческом очерке релевантных обсуждаемой тематике исследований
Усилившийся акцент на перцепции последователей, характерный, для сторонников «имплицитной теории» лидерства, привел, по мнению специалистов к весьма неожиданному сдвигу в подходе к анализу проблемы личностной детерминации лидерства. От черт лидера акцент в попытках ее понимания фактически сместился к атрибуциям последователей. Подобный взгляд на проблему отражает, точку зрения некоторых ведущих ее разработчиков, в частности Р. Лорда и его сотрудников. [2, с.124] Вместе с тем в последнее десятилетие новый исследовательский импульс получил и традиционный подход к упомянутой выше проблеме. Катализатором послужило обращение ряда исследователей лидерства к пятифакторной модели личностных черт, или так называемой Большой Пятерке - одному из наиболее популярных и перспективных современных подходов в изучении личности [3, с. 78]. Причем словом «Большая» подчеркивается, как мы увидим далее, включенность в каждый из факторов модели множества более конкретных черт. Р. Хоган с соавторами [1994] попытался выяснить, какие из факторов «Большой Пятерки» можно рассматривать в качестве детерминантов лидерства. С этой целью ученый, обратился к данным фундаментального справочника Р. Стогдилла, интерпретируя отдельные приводимые там черты как относящиеся именно к лидерству (что сделать, замечу, весьма непросто, поскольку специального разведения между лидерством и руководством Р. Стогдилл, подобно подавляющему большинству американских исследователей, не проводил). Кроме того, были обобщены данные ряда более поздних и современных исследований так называемого внезапно появляющегося лидерства, в которых посредством различных психологических тестов (в частности, известного отечественным психологам Калифорнийского многофакторного опросника - СРГ) изучалась связь между чертами личности и лидерством.
В итоге был сделан вывод о том, что четыре фактора модели «Большой Пятерки» могут рассматриваться в качестве детерминантов выдвижения в позицию лидера, а именно:
• экстраверсия (высокий уровень выраженности представлен такими чертами, как напористость, энергичность, активность, общительность);
• нейротизм (низкий уровень выраженности представлен такими чертами, как эмоциональная стабильность, уверенность, уравновешенность, спокойствие);
• сознательность (высокий уровень выраженности представлен такими чертами, как дисциплинированность, ответственность, надежность, настойчивость, добросовестность);
• доброжелательность (высокий уровень выраженности представлен такими чертами, как склонность к сотрудничеству, доверчивость, дружелюбие, доброта). [2, с.125]
Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что нет единой теории лидерства в психологии. Вместе с тем многие теории сходятся в том, что лидер – это человек, который способен оказывать влияние на других людей и пользующийся авторитетом среди других. Одним из методов развития лидерских качеств является специальное обучение, организованное в Т-группах.
Список литературы:
1. http://sam-sebe-psycholog.ru Психология лидерства: лидером может стать каждый, 2016.
- 1 с.
2. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие: Статут Москва, 2007. – 124 с. 125с.
3. Лаак и Бругман, Как измерить человеческую индивидуальность, 2003; Первин и Джон, Психология личности, 2000. – 78 с.
4. Психология. Учебник. Под ред.А. А. Крылова. - М.: Проспект, 2000. – 48 с.
5. Аллан Пиз. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам, 2003. – 116 с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Развитие лидерских качеств личности.
Чубова В.В.
учитель начальных классов, СОШ № 18, г. Павлодар
Лидерами не рождаются, лидерами становятся. Эту простую истину в нас закладывали сначала в школе, затем в высшем учебном заведении. Затем учителем становилась сама жизнь. Любому из нас дано право, самостоятельно выбирать свое место в коллективе. Каждый человек по природе обладает определенными лидерскими задатками, однако развить их в достаточной степени и использовать, чтобы достичь своих целей и реализовать себя, получается далеко не у каждого. Почему некоторые люди, уже в юном возрасте ведут себя как прирожденные лидеры и способны повести за собой толпу, а другие не могут даже настоять на своей позиции и выступают в роли ведомых, следующих за лидером? В чем состоят особенности психологии лидерства, и какие черты присущи лидеру?
Психология лидерства кроется не только в особенности характера и мышлении человека, но и проявляется внешне. Лидера достаточно просто выделить в толпе по его поведению, привычкам [1,с.1]. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и учитель, и исследователь, и нежная мать. Большинство людей во многом похожи на чашку. Они уже полны до краев. Их ум так переполнен мнениями, идеями и предпочтениями, что ничто новое не может туда проникнуть. А в нашу эпоху быстрых изменений, когда нужно постоянно знакомиться с новыми взглядами и понятиями, вооружаться новыми умениями, это серьезнейший недостаток. Лидеры должны опустошить свои чашки. Нужно всегда оставаться восприимчивыми к новым знаниям, а себя считать вечными учениками. Лидер должен выработать в себе Ум Начинающего. Это важное качество для лидера. Один из уроков лидерства, гласит: За миг до победы случаются мелкие затруднения. Самое главное в этот момент - сохранять сосредоточенность и продолжать верить. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи. Белые пятна не мешают его деятельности. Лидер справляется со своим делом и без немедленной обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для других, неспособных к действиям в условиях неопределенности [4, c. 48]. Работая учителем начальных классов, с каждым новым набором учащихся, ищешь среди детей лидера, который уверен в себе и своих силах, который готов вести за собой других, брать ответственность за себя и свои решения. Такой лидер должен обладать навыками вербального и невербального воздействия на окружающих. Бывает, что ребенок «кажется» лидером, но в силу слабого характера или своей лени, очень быстро устает от ответственности за одноклассников. Тогда приходится более тщательно продумывать свой выбор.
По мнению ученых, считается, что в жестикуляции лидера, как правило, преобладают жесты открытости и доминирования. Поза и походка лидера также свидетельствуют об уверенности, силе воли и открытости. Прямой решительный взгляд, прямая спина, широко расправленные плечи, размашистая походка, немного резкие, доведенные до конца жесты рук, выразительная мимика, высоко поднятая голова – все это признаки, по которым, можно выделить среди толпы человека, обладающего лидерскими навыками[5, с.116]. Данные особенности - только внешние проявления лидерских качеств, обусловленные внутренним состоянием человека, его психологией, образом мышления. Внутренне лидер всегда уверен в себе, своих возможностях и начинаниях; он открыт ко всему новому и всегда готов бросить вызов обстоятельствам. Как правило, лидеры обладают большой силой воли, отличными коммуникативными способностями, умением мотивировать себя и других людей. Также лидерам присущи навыки психологического воздействия на окружающих, с помощью которых они подталкивают других проникнуться их идеями и работать под их руководством для достижения поставленной цели [1, с.1].
Давайте более подробно рассмотрим личность лидера. В свете современных разработок данного вопроса стоит обратить особое внимание на связи лидерской роли с личностью ее исполнителя [2, с.124].
Личность лидера, этот аспект в той или иной степени уже затрагивался при рассмотрении детерминантов ролевой дифференциации лидерства, механизмов выдвижения в позицию лидера, а также в кратком историческом очерке релевантных обсуждаемой тематике исследований
Усилившийся акцент на перцепции последователей, характерный, для сторонников «имплицитной теории» лидерства, привел, по мнению специалистов к весьма неожиданному сдвигу в подходе к анализу проблемы личностной детерминации лидерства. От черт лидера акцент в попытках ее понимания фактически сместился к атрибуциям последователей. Подобный взгляд на проблему отражает, точку зрения некоторых ведущих ее разработчиков, в частности Р. Лорда и его сотрудников. [2, с.124] Вместе с тем в последнее десятилетие новый исследовательский импульс получил и традиционный подход к упомянутой выше проблеме. Катализатором послужило обращение ряда исследователей лидерства к пятифакторной модели личностных черт, или так называемой Большой Пятерке - одному из наиболее популярных и перспективных современных подходов в изучении личности [3, с. 78]. Причем словом «Большая» подчеркивается, как мы увидим далее, включенность в каждый из факторов модели множества более конкретных черт. Р. Хоган с соавторами [1994] попытался выяснить, какие из факторов «Большой Пятерки» можно рассматривать в качестве детерминантов лидерства. С этой целью ученый, обратился к данным фундаментального справочника Р. Стогдилла, интерпретируя отдельные приводимые там черты как относящиеся именно к лидерству (что сделать, замечу, весьма непросто, поскольку специального разведения между лидерством и руководством Р. Стогдилл, подобно подавляющему большинству американских исследователей, не проводил). Кроме того, были обобщены данные ряда более поздних и современных исследований так называемого внезапно появляющегося лидерства, в которых посредством различных психологических тестов (в частности, известного отечественным психологам Калифорнийского многофакторного опросника - СРГ) изучалась связь между чертами личности и лидерством.
В итоге был сделан вывод о том, что четыре фактора модели «Большой Пятерки» могут рассматриваться в качестве детерминантов выдвижения в позицию лидера, а именно:
• экстраверсия (высокий уровень выраженности представлен такими чертами, как напористость, энергичность, активность, общительность);
• нейротизм (низкий уровень выраженности представлен такими чертами, как эмоциональная стабильность, уверенность, уравновешенность, спокойствие);
• сознательность (высокий уровень выраженности представлен такими чертами, как дисциплинированность, ответственность, надежность, настойчивость, добросовестность);
• доброжелательность (высокий уровень выраженности представлен такими чертами, как склонность к сотрудничеству, доверчивость, дружелюбие, доброта). [2, с.125]
Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что нет единой теории лидерства в психологии. Вместе с тем многие теории сходятся в том, что лидер – это человек, который способен оказывать влияние на других людей и пользующийся авторитетом среди других. Одним из методов развития лидерских качеств является специальное обучение, организованное в Т-группах.
Список литературы:
1. http://sam-sebe-psycholog.ru Психология лидерства: лидером может стать каждый, 2016.
- 1 с.
2. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие: Статут Москва, 2007. – 124 с. 125с.
3. Лаак и Бругман, Как измерить человеческую индивидуальность, 2003; Первин и Джон, Психология личности, 2000. – 78 с.
4. Психология. Учебник. Под ред.А. А. Крылова. - М.: Проспект, 2000. – 48 с.
5. Аллан Пиз. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам, 2003. – 116 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лидерских качеств личности на примере литературного героя
В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни, её ...
«Ученическое самоуправление как условие развития лидерских качеств» - презентация
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально пр...
Развитие лидерских качеств личности подростков на занятиях дополнительного образования
Материалы методической разработки раскрывают тему лидерства в подростковом коллективе. Содержат игры, тренинги, упражнения. Метод взаимодействия, который лежит в основе мастер-клас...
«Развитие лидерских качеств учителя»
-обеспечение успешности нa основе создaния совместных профессионaльныхзнaний, профессионaльногоростa-оказание поддержки коллегам в понимании необходимости развивать в себе лидерские качества....
Коллективное творческое дело как средство развития лидерских качеств младшего школьника
Коллективное творческое дело как средство развития лидерских качеств младшего школьника...
тренинговое занятие на развитие лидерских качеств младших школьников
На сегодняшний день большинство психологов считает, что лидерские качества – это не то, что дается человеку от природы, а то, что приобретается им в течение всей его жизни. И большая часть таких навык...
Развитие лидерских качеств.
Тесты, синквейны, игры на выявление лидера....