Собрание для родителей будущих первоклассников.
учебно-методический материал на тему

Беличева Людмила Николаевна

Материал для проведеняродительского собрания для родителей будующих первоклассников: презентация и текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie.doc50 КБ
Office presentation icon m._rod.sobranie_roditeley_buduyushchih_pervoklassnikov.ppt626.5 КБ

Предварительный просмотр:

           (Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников!

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что все у него будет хорошо. Но часто бывает, что надежды не оправдываются. Почему? Дети представляют школу как что-то интересное и связывают поступление в школу с положительными переменами. Далеко не все ребята представляют, что школьная жизнь – это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность у взрослых: не всегда приятная, интересная.

           Очень многое зависит от психологической подготовки (далее ПГ) к школе и это зависит, прежде всего, от вас родителей.

           Надо понимать, что ПГ не имеет ничего общего с умением ребенка читать и считать (хотя это важно).

           ПГ это необходимый и достаточный уровень актуального развития который обеспечивает попадание программы обучения в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без взрослого он это выполнить пока еще не может. То есть, очевидно участие родителей в формировании ПГ детей к школе, 3бр-уровень развития, достигается ребенком в процессе его взаимодействия со школой.

 ПГ – это комплексный показатель включающий в себя  (Слайд 2):

  • Интеллектуальную готовность;
  • Мотивационную готовность;
  • Хорошее развитие фонематического слуха;
  • Волевую готовность.
  • Коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность:

         (Слайд 3)  Ребенок в 6-7 лет должен знать:

- свой адрес, и.о. родителей, информацию о местах их работы, времена года, дату рождения, основные виды деревьев и цветов, знать, что бабушка это мама папы или мамы, а дедушка – это папа мамы или папы.

- обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее и учитывать различия.

От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. I-й – усвоение правила работы (направленное решение задач и т.п.) II-й – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему.

          Второй этап не возможен без умения обобщать. (Слайд 4)

           Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир (на улице, в быту и т.д.).

           Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото (но не на компьютере, играя со взрослыми он говорит, рассказывает и вы всегда можете поправить, дополнить). По ходу таких игр ребенок учится классифицировать предметы. Расширяется его кругозор и представление о мире.

           Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сложенным картинкам, а так же пересказ прочитанного ему художественного произведения ( или произведения, которое он прочитал сам).

Мотивационная готовность:

           (Слайд 5)Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то, желании чего-либо.

           Желание принять ребенком новую социальную роль – роль школьника.

           Родители должны объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. И ребенок должен это понимать. Имеет смысл объяснить ему, и при возможности подтверждать, что и взрослые тоже учатся, что в принципе человек учится всю жизнь.

           Причиной не желания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался», но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и при правильном настрое, подготовке со стороны родителей, ребенок, который «не наигрался», придя в класс, скоро начнет испытывать удовольствие от процесса учебы.

           О школе давать только позитивную информацию, исключить из своей терминологии определения: «мучение», «страдание» и т.д.

           (Слайд 6) Ваши оценки (оценка школы) с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, с уважением. Может, а на мой взгляд необходимо, ввести традицию провожать ребенка в школу 1 сентября, торжественно отмечать в кругу семьи.

           Вам не обязательно до начала ученого года формировать любовь к школе, поскольку невозможно любить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

           Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, и дальше подобно костру, чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких «почемучек», как бы иногда нам бы и не хотелось это делать.

           Читайте больше книг, разгадывайте кроссворды, смотрите познавательные передачи, обсуждайте.

           Занимаясь с ребенком обратите внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить его или теряет к нему интерес и бросает начатое дело. Объясняйте, что учеба не всегда занимательное занятие, бывают порой скучные и даже утомительные задания. Но ученик должен справляться и с трудными, и скучными заданиями – это его обязанность. Не забудьте приводить пример из своей школьной и уже взрослой жизни. Будьте готовы прийти к ребенку на помощь, но умейте различать: трудности в выполнении задания и лень.

           Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а так же эмоциональная похвала, позволяют ребенку верить в свои возможности, повышать свою самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается.

           Постепенно у вашего ребенка войдет в привычку доводить начатое дело до конца, а если не получается – обращаться за помощью к взрослому.

           Так общение с ребенком позволяет сформировать учебную мотивацию, а сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению в школе, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолевать период адаптации в школе.

Хорошее развитие фонематического слуха.

           (Слайд 7) Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.

           Надо понимать, что грубые нарушения звукопроизношения могут стать причиной неуспеваемости по чтению и письму.

Учите ребенка определять I-й и последний звук в слове, определять место заданного звука в слове. Практикуйте игры на подбор слов на заданный звук.

Исправляйте грамматические ошибки, падежные окончания, неправильное согласование в роде и т.п.

Очень важно развивать мелкую моторику рук. (Слайд 8) Во-первых это напрямую связано с развитием речи и укреплени0ею мелких мышц обеспечивает постановку «твердой руки». Полезны упражнения: пальчиковая гимнастика, плетение, лепка, вырезание, мозаика. Следите за тем, чтобы в работе ребенка он использовал обе руки. Это необходимо для активности и развития обеих полушарий головного мозга. Применение обучающих прописей, раскрасок.

Учите ребенка ориентироваться в пространстве, на бумаге, «право-лево», «верх-низ».

Развивайте и обогащайте словарный запас ребенка. Поощряйте подбор синонимов и антонимов Разгадывайте загадки, объясняйте смысл пословиц и поговорок.

Уделяйте внимание формированию и развитию связной речи ребенка. Составляйте рассказы по картинкам, заучивайте наизусть короткие рассказы и стихотворения, добивайтесь правильного ответа на поставленный вами вопрос.

Волевая готовность

           (Слайд 9) Волевая готовность – способность владеть собственным поведением, способность напряженно трудиться.

           Слабая волевая готовность, или вообще отсутствие таковой, проявляется в том, что ребенок:

- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

- не умеет работать по правилу;

- не умеет работать по образцу;

- нарушает дисциплину.

           Волевая готовность зависит от развития мотивационной сферы ребенка:

- не слушают учителя те дети, которым безразлично как их оценивает учитель;

- нарушают дисциплину дети не умеющие работать по образцу, безразличные к оценке своего труда;

- с работой по правилам не справляются дети, которые не играли в игры по правилам (коллективные).

           Умение выполнять непривлекательную работу.

           Необходимо учить ребенка выполнять любые задания с начала до конца. (Дома: постепенно нужно предлагать такую работу, которая не интересна, но необходима)

           Очевидно: наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

Коммуникативная готовность.

           (Слайд 10) Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми (учителями), так и со сверстниками.

           В общении со взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому, спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и т.д. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми. Во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование. И чтобы быть лучшим или хотя бы быть в первых рядах, нужно много трудиться.

           В целях коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения своего сына или дочери к окружающим. Личный (ваш) пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями играет важную роль в формировании коммуникативной готовности к школе.

        Сейчас я предлагаю вашему вниманию ответить на вопросы теста, который поможет вам определить на сколько ваш ребенок готов к поступлению в первый класс (Слайд 11).

         Посчитайте количество  положительных ответов и посмотрите результат(Слайд 12)  :

Тест.

   15-18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним много занимались, а школьные трудности, если и возникнут, легко преодолимы.

   10-14 баллов – Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет вам точки после теста.

   Чем увереннее и спокойнее начнется для Вашего ребенка школьная жизнь, тем лучше он сможет адаптироваться к школе, учителям, одноклассникам, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем нив начальной школе, ни в последующем обучении. Бессмысленно говорить подростку учиться, если он с детства усвоит, что школа – это тяжелая повинность, не приносящая ни малейшего удовольствия.

   Если мы хотим, чтобы наши дети выросли образованными, уверенными в себе, счастливыми людьми, то мы должны создать для этого необходимые условия. Школа – важнейшее звено в этой работе.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность ребенка к школе

Слайд 2

Психологическая готовность Мотивационная готовность Хорошее развитие фонематического слуха Волевая готовность Коммуникативная готовность Интеллектуальная готовность

Слайд 3

Интеллектуальная готовность Знание даты своего рождения, адреса. Желание узнавать новое, любознательность. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание. Ориентировка ребенка в окружающем. Владение ребёнком простых операций обобщения.

Слайд 4

Обучаемость Усвоение правила работы Перенос усвоенного правила на выполнение аналогичного задания

Слайд 5

Мотивационная готовность Желание принять новую социальную роль — роль школьника. Выраженная познавательная потребность. Умение трудиться.

Слайд 6

Мотивационная готовность . Дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Слайд 7

Хорошее развитие фонематического слуха Умение различать отдельные звуки в слове

Слайд 8

Умение определять Звуки в слове Развитие мелкой моторики Ориентировка в пространстве, на бумаге Формирование и развитие связной речи Развитие словарного запаса Испрвление грам- матических ошибок Фонематический слух

Слайд 9

Волевая готовность Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. Умение ориентироваться на заданную систему требований. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания. Способность ставить цель, принимать решения. Умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Слайд 10

Коммуникативная готовность играть и общаться с другими ребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Слайд 11

Готов ли ребенок к школе? Хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает? Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений? Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? Умеет ли он изменять существительные по числам? Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно? Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку? Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту? Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции? Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)? Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

Слайд 12

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми; 10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий; меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект первого собрания для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей будущих первоклассников ...

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Собрание проводилось пред началом занятий по подготовке к школе...

Первое собрание для родителей будущих первоклассников.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».                 ...

материалы для собрания с родителями будущих первоклассников " Готовность ребёнка к школе"

Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако  в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакоми...

Презентация к собранию для родителей будущих первоклассников "Предшкола нового поколения "

Презентация "Предшкола нового поколения" позволяет наглядно показать суть ФГОС II поколения, отражает главные аспекты современного образования в начальной школе, даёт необходимые характерист...

Родительские собрания для родителей будущих первоклассников.

1. "Готовность к школе". Часто родители недоумевают, почему про ребёнка говорят, что он не совсем готов к школьному обучению, ведь ребёнок умеет достаточно хорошо читать и считать....

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....