Психологический портрет первоклассника.
статья (1 класс) на тему

Пашкина Дарья Александровна

Каким первоклассник становится к школе? К какому виду деятельности ему приходится привыкать? Как он усваивает новую социальную роль ученика? Психологическая готовность к школе. Что должен уметь делать первоклассник?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Статья «Психологический портрет первоклассника».

Каким первоклассник становится к школе?

В школьном возрасте у ребёнка впервые появляется более устойчивая, стабильная структура личности.

На уроках он учится себя контролировать, находить интерес, переживать личное отношение к полученным знаниям и способам их усвоения.

Младший школьник уже умеет думать, предвидеть собственные результаты и окружающих людей, свободнее ориентироваться в том, что происходит вокруг. Он умеет с большей лёгкостью рассказывать о прошлых, настоящих и будущих событиях.

Ребёнок лучше осознаёт свои действия и мысли. Если в дошкольном детстве была характерна в целом импульсивная, непосредственная, неосознанная, эмоциональная деятельность, то для ребёнка младшего школьного возраста свойственен анализ, осознание собственных усилий.

Им активно используется внутренняя речь (умение мыслить), с помощью которой он проводит анализ окружающих предметов, людей и отношений. Внутренняя речь ещё не высоко развита, ребёнок её часто не контролирует, до конца не отдаёт себе отчёт в своих словах.

Благодаря развитию речи первоклассник учится планировать свои действия «про себя». Становится необязательным комментирование вслух того, что им делается.

В младшем школьном возрасте происходит развитие произвольности — способности управлять своим поведением, понимать необходимость тех или иных действий.

Произвольность проявляется в системе отношения к взрослым, сверстникам, самому себе. Произвольная регуляция действий делает возможным систематическое усвоение знаний.

Ребёнок учится осмысливать собственные действия, их причины. Школьник переходит к целенаправленному произвольному наблюдению. Он проявляет собственную наблюдательность, которая позволит формировать развёрнутые представления о людях, их поступках, эмоциональном состоянии.

Мотивы — руководство к действию. Для первоклассника важно приобрести социальную позицию школьника, во 2 — 3 классах школьнику важно приобрести позицию в коллективе сверстников.

К какому виду деятельности ему приходится привыкать?

Учебная деятельность ставит ребёнка в совершенно новую позицию. Успех в учебной деятельности во многом зависит от общения с учителем. Ребёнку важно понимать особенности учителя.

Родители в семье обычно активно готовят своего ребёнка к диалогическому общению: вызывают его на совместное обсуждение поступков, желаний, поведения, переживаний.

Как он усваивает новую социальную роль ученика?

С первых дней обучения в школе первоклассник учится наблюдать за происходящим, привыкает к работе в коллективе. Происходит освоение новой роли ученика.

Первокласснику важно соблюдать правила школьного поведения, а также понимать тех, кто его окружает. Ученик начинает понимать роль и возможности каждого из участников учебного процесса. Общение на уроке позволяет тонко и разносторонне понимать свои индивидуальные особенности, а также сверстников и взрослых.

Психологическая готовность к школе. Что должен уметь делать первоклассник?

Психологическая готовность к обучению в школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психофизиологическая готовность включает:

  1. общее физическое развитие ребёнка;
  2. развитие движений (ловкость, точность, координация, скорость);
  3. выносливость, работоспособность, произвольность действий и поведения.

Интеллектуальная готовность включает:

  • общую осведомлённость о явлениях окружающего мира, круг знаний и представлений ребёнка;
  • уровень развития отдельных познавательных психических процессов;
  • развитие у ребёнка основных мыслительных операций.

Личностная готовность включает:

  • развитие элементов структуры направленности;
  • развитие навыков общения;
  • эмоционально — волевое развитие.

У ребёнка, который личностно готов к школе возникает огромное желание учиться. Формируется внутренняя позиция школьника. Он должен уметь общаться с детьми и со взрослыми. Ребёнок, идущий в школу, должен уметь управлять своими чувствами. Ему необходимо уметь подчинить свою деятельность поставленной цели, заставить себя слушать учителя, сосредоточить внимание на учебной деятельности, а не на игре. Это связано с развитием воли ребёнка.

Список используемой литературы.

1) Защиринская О. В. Семья и ребёнок с трудностями в обучении. - Спб: Речь, 2010.

2) Машталь О. Ю. Подготовка ребёнка к школе. - Спб: Наука и Техника, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический портрет учителя

Методика "Психологический портрет учителя" помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога прежде, чем они станут очевидными для учеников и коллег, принять решение - "ме...

Психологический портрет тревожного ребенка, методы коррекционного воздействия.

В материале дается  описание тревожного ребенка, правила работы с тревожными детьми и их родителями....

Молодежный экстремизм: особенности и причины. Психологические портреты лиц, вовлекаемых в экстремистские организации.

В настоящее время экстремизм во всех своих проявлениях стал одной из основных внутренних угроз безопасности Российской Федерации.  Наибольшую озабоченность общества вызывают молодежные экстремист...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКА

Краткое описание того, что должен знать и уметь ребенок, начинающий обучаться в школе....

Психологический портрет современного школьника

Отличительные признаки современного ученика начальной школы. Проблемы духовности, клипового мышления, гиперактивности. Учет новообразований в организации образовательной деятельности...

Психологические портреты учащихся

Психологические портреты учащихся...